Разработка урока по окружающему миру «Лес и его обитатели» 3 класс (УМК ПНШ)
закрепление материала о растениях леса; дать представление о природном сообществе; познакомить с многообразием представителей животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса.
Задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
· образовательные:
— Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала.
— Сформировать представление о лесе как о природном сообществе.
— Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных.
-Закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
· воспитательные:
-вовлечь в активную практическую деятельность;
-способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
-совершенствовать навыки общения;
-создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности.
-развивать творческие способности;
-развивать коммуникативные навыки работы в парах;
-развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
· здоровьесберегающие: — способствовать созданию благоприятного психологического к лимата;
— улучшать работу глазных мышц.
Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, осознание цели работы на уроке, формирование активной учебной позиции; развитие умения работать в паре, воспитание чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в ходе выполнения задания, формирование умения определять последовательность действий с учётом конечного результата, формирование умения оценить результаты работы, формирование умения к саморегуляции; формирование умения оценить работу других учащихся.
Коммуникативные УУД: формирование умения продуктивно сотрудничать с педагогом и сверстниками в ходе выполнения заданий, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении задания с учётом мнения других детей.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей, формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи в ходе занятия, стремиться к расширению своей познавательной сферы.
Планируемые результаты
Предметные: иметь представление о природном сообществе; знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания; уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе
Метапредметные: развитие умения планировать своё поведение, развитие коммуникативных умений, осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на доступном материале.
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению, осознание цели работы на уроке, формирование активной учебной позиции; умение определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту)
Ноутбук, презентации, карточки с изображением животных, маршрутный лист ученика, Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник. Тетрадь для самостоятельных работ.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
На занятии используются следующие педагогические технологии: Объяснительно–иллюстративная, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникационная, инновационная. Используется сочетание словесных и наглядных методов, игровой, соревновательный, коммуникативный, информационно – коммуникационный, частично поисковый, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля с учётом возможностей и потребностей обучающихся на доступном для них уровне и материале.
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I .Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
— Ребята, начинаем наш урок окружающего мира. Сегодня на уроке нам будет помогать наша любимая героиня Маша. Работать мы будем по маршрутному листу. Машенька хочет посмотреть, как вы настроились на урок.
Если у вас хорошее настроение, поставьте галочку возле «улыбающейся Маши», ну а если вам немножко грустно, то галочку ставите около «грустной героини». Посмотрим, может в конце урока, грустное настроение улучшится. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и интересной работы.
Слушают, выполняют инструкцию, эмоционально настраиваются.
Организовать учащихся, настроить их на урок. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
II .1. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации и принятия детьми цели познавательной деятельности.
-Ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Лес и его обитатели)
А как вы думаете, кроме деревьев и кустарников кто ещё обитает в лесу? (животные и птицы) Так что мы узнаем сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.(СЛАЙД 3)
Осмысливают поставленные задачи. Заинтересовываются познавательной деятельностью.
Заинтересовать и обеспечить включение учащихся в совместную деятельность.
II . 2. Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
2. Игра «Рассели животных»
Предлагает вспомнить растения леса.
— Ребята, первое задание на нашем маршрутном листе тест по растениям леса. Маша хочет проверить, хорошо ли знаете, что растёт в лесу? После выполнения заданий, оцените свою работу, используя символы:
Предлагает распределить картинки с изображением птиц и животных по нужным ярусам.
— Ребята перед вами картина. Что на ней изображено? Посмотрите на СЛАЙД, послушайте звуки леса.
У каждого из вас лежит конверт с картинками животных, которых мы должны расселить в доме под названием «Лес», а мы знаем, что дом этот многоэтажный.
-Как вы думаете, кого мы поселим на верхние «этажи»?
( насекомые, которые питаются листьями и птицы) Работать будем в парах, берём картинку и приклеиваем её в нужное место.
-Как вы думаете от чего зависит место «квартиры» (от того чем питаются животные и где находят укрытие)
Чуть ниже, на втором ярусе, мы поселим кого? (белки и бурундуки, а также птицы питающиеся семенами)
Ниже обитают лиса, лось, заяц, волк и др. там они питаются листьями кустарников. им легче укрываться от врагов
В траве живут грызуны и ежи (их пища растения и насекомые, густая трава и подземные норы им служат защитой от хищников)
В почве живут кроты и землеройки. Пока вы клеите, послушайте интересные факты про лис и зайцев(СЛАЙД 5-6)
— Ребята эта всего лишь небольшая часть животных, живущих в лесу.
Выполняют тест, обобщают знания о видах лесов, ярусах. Проводят самоконтроль.
Выполняют творческое задание, работают в паре.
Учатся различать изученные объекты природы, проводить простейшую классификацию существенных признаков и свойств природных объектов.
Узнают какие животные обитают в лесу, раскрывают связи между ними. Коллективный поиск, создание ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность.
Выполнение движений под музыку с использованием презентации
Сменить вид деятельности, продолжать вырабатывать синхронность движений.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
III . первичное закрепление новых знаний.
1. Работа с учебником.
-Почему лес называют природным сообществом?
-Назовите лесных жителей нашего края.
Переключить детей на другой вид деятельности. Закрепить полученные знания об обитателях леса. Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.
2. Задание «Составь цепи питания, которые складываются в лесу»
Предлагает составить цепи питания по картинке Сравнить свои записи со слайдом, оценить работу
Получают индивидуальные карточки со словами, составляют и записывают получившиеся цепи питания. Выполняют работу, осуществляют самоконтроль, сверяя свою работу с выполнением задания на слайде.
Закреплять умение устанавливать пищевые связи в сообществе растений и животных. Уметь работать по предложенному алгоритму, осуществляя самоконтроль и самооценку своей деятельности..
Предлагает сделать разминку для глаз.
Смотрят на слайд презентации, следят глазами за двигающимися предметами.
Снять напряжение с глаз после выполнения заданий. Соблюдать режим охраны зрения.
3. Знакомство с «Красной книгой»
Правила поведения в лес e
— Ребята, вот Маша хочет спросить у вас, не знаете ли вы, что это за красная книга, про которую она услышала?
( Красная книга — это большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. Международным Союзом Охраны Природы, было решено его назвать — Красной книгой, потому что красный цвет – символизирует сигнал опасности. (СЛАЙД 10)
За две тысячи на земле исчезло 106 видов зверей в том числе 19 видов за последние 100 лет) Посмотрите на слайд, вы видите животных занесённых в красную книгу.(Слайд 11)
-Ребята 2017 г объявлен годом экологии. Кто знает, что такое экология?
(наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды)
Давайте выполним небольшое задание № 4 — Отметьте галочкой те поступки, которые следует отнести к системе мер по охране лесов.
Отвечают на вопросы, слушают сообщение учителя.
V . Итог занятия. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.
VI Домашнее задание.
VII Рефлексия
Оценивание этапов занятия, себя и своей работы на занятии.
Предлагает вспомнить и оценить этапы урока. (СЛАЙД 13)
Подготовить сообщение о любом животном леса.
Ребята, оцените урок, закрасьте круг в конце листа (СЛАЙД 14)
-С каким настроением вы заканчиваете урок
Поставьте галочку около соответствующего рисунка. Маше было очень интересно с вами работать, она говорит «До новых встреч!»
Вспоминают, какие виды заданий выполняли на уроке, определяют, какой этап урока понравился и запомнился.
Подвести итог работы на уроке. Оценить деятельность детей.
Картинки, с изображением животных для наклеивания (Задание № 2 Игра «Рассели животных»
Лес для задания № 2 Игра «Рассели животных»
Маршрутный лист ученика
_______________________________________________
Справился с заданием были недочёты затруднялся
1Какие растения образуют верхний ярус в лесу?
а) деревья
б) кустарники
в) травы
2. Какие растения образуют нижний ярус в лесу?
а) травы
б) кустарники
в) мхи, лишайники
3.В каком ряду ярусы леса перечислены в правильном порядке?
а) деревья, мхи и лишайники, кустарнички и травы, кустарники
б) деревья, кустарники, мхи и лишайники, кустарнички и травы
в) деревья, кустарники, кустарнички и травы, мхи и лишайники
4. В лесу растут только лиственные деревья. Это — ___________________________лес.
В лесу растут только хвойные деревья. Это — ________________________________лес.
В лесу растут и лиственные и хвойные деревья. Это — ________________________лес.
2. Игра «Рассели животных»
(Наклейте картинки, с изображением животных в нашем лесу)
3. Составь цепи питания, оцени себя
Источник