Лексическая тема ягоды сад огород

Домашнее задание по лексической теме: «Сад-огород»

Тема: Сад-огород (овощи, фрукты, ягоды) **

Дети должны усвоить: основные названия овощей, фруктов, ягод; где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать слова: огород, сад, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; фрукты, яблоко, груша, арбуз, банан и т.д.; грядка, бахча; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, продолговатый, треугольный); вкус (сладкий, кислый, кисло-сладкий), расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно.

Грамматический строй речи

1. «Откуда это?» (правильное построение фразы)
Назови, где растёт данный овощ, фрукт, ягода:
Капуста- капуста растёт на грядке (полный ответ!)
Яблоко — яблоко растёт на яблоне
(картофель, морковь, яблоко, арбуз, вишня, клубника, помидор, персик, земляника, облепиха, свёкла, кабачок, груша, банан, рябина, лук, апельсин, чеснок, баклажан, огурец, дыня, тыква, перец)

2. «Что купили?» (согласование числительных и
существительных, полный ответ!)
Капуста — мама купила три килограмма капусты.
(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свекла, кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец, баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста, абрикос, горох, бобы)

3. «Смешиваем сок» (образование сложных прилагательных).
Из яблока и персика — получится яблочно персиковый сок.
Из яблока и ананаса — …
Из яблока и вишни — …
Из тыквы и моркови — .
Из яблока и моркови — …
Из яблока и винограда — …
Из клубники и груши — .

Связная речь

1. «Исправь предложение» (работа с деформированной фразой)
Суп, горох, варить, бабушка.
Маша, яблоко, снять, ветка, с.
Картошка, папа, огород, на, копать.
Миша, огурец, салат, помидор, и, приготовить, из.
На, люди, поле, урожай, собирать, морковь.

2. «Составь рассказ» (описание овоща, фрукта, ягоды по плану)
Что это?
Величина, форма, цвет, вкус.
Из каких частей состоит (семечки, корка, мякоть)?
Где растёт?
Что из него готовят?
(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свёкла,
кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец,
баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста,
абрикос, горох, бобы)

Слоговая структура (сосчитай количество слогов)

(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свёкла,
кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец,
баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста,
абрикос, горох, бобы)

Нарисуй в тетради любимый овощ, фрукт, ягоду.

Источник статьи: http://logoped18.ru/logopedist/domashneye-zadaniye-po-leksicheskoy-teme-sad-ogorod.php

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»

Речевая игра с детьми 6-7 лет «Ягоды»

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.

Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

Игра.

Педагог показывает картину «Ягоды».

По тропинке ёжик шёл,

Ёжик ягодку нашёл.

Витаминов много в ней.

Ну-ка, съешь её скорей!

— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).

— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).

— В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.

Игровые правила:

Читайте также:  Чем вывести траву американку с огорода

описание запоминаем, ягоду угадаем;

рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.

Лексический материал.

•Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные. Что это? (виноград).

•Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая. Что это? (голубика).

•Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная, душистая. Что это? (виктория).

•Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая. Что это? (клюква).

•Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая. Что это? (крыжовник).

•Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая, ароматная. Что это? (клубника, земляника).

•Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные, кисло-сладкие. Что это? (смородина).

•Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая. Что это? (малина).

•Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая. Что это? (ежевика).

— Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.

Игровая ситуация «Лес и сад»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о ягодах.

Игра.

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей,

И игру начнём скорей.

— Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте.

Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в сады России попадём, садовые ягоды найдём. Что нашли? … (садовую землянику, садовый крыжовник и так далее).

— Прекрасно, дети! Слова правильно подобрали, о ягодах рассказали.

Речевая ситуация «Такие разные ягоды»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Разговор.

— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Клубника сладкая – клюква … кислая.

• Арбуз тяжёлый – крыжовник … лёгкий.

• Виктория крупная – земляника … мелкая.

• Крыжовник твёрдый – малина … мягкая.

• Бургеры вредные для здоровья – ягоды… полезные.

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, сладкая – кислая.

— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Красный цвет»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние красного цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Беседа.

Вот и лето подоспело –

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер. Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным.

— Дети, я хочу вас рассказать о красном цвете. Красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красное лето, красная девица, Красная площадь. Красный цвет – это цвет опасности: красный цвет светофора, красный цвет мухомора. Красный цвет – это цвет здоровья, поэтому многие овощи, фрукты, ягоды красного цвета. Это сильный, тёплый, радостный цвет, он бодрит и греет. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные ягоды красного цвета. (Ответы детей).

— Дети, как можно по-другому назвать красный цвет? (ответы детей).

— Я помогу вам. Я назову слово, а вы скажите какой цвет.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

При необходимости педагог подсказывает слово и просит детей повторить его.

Читайте также:  Вертикальный ветрогенератор для полива огорода

— Дети, я с вами согласна, красный цвет – это цвет алый, барбарисовый, брусничный, земляничный, клубничный, калиновый, клюквенный, малиновый, рябиновой, вишнёвый, гранатовый. Красный цвет – это цвет багряный, пунцовый, пурпурный, рубиновый, огненный, пламенный. Повторим все слова, которые мы подобрали. Цвет красный – это цвет … (ответы детей).

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, красный цвет описали. Дети, красный цвет энергией нас заряжает, силой наполняет.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Волшебный русский язык». «Зелёный»

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.

Беседа.

— Дети, богат и разнообразен волшебный русский язык. Например, слово «зелёный», что означает? (ответы детей).

— Слово: «зелёный» поясняет цвет чего-либо. Например, мы говорим: «Зелёная трава», это значит, что трава какого цвета … (ответы детей).

— «На взгляд-то виноград хорош, да зелен, ягодки нет зрелой». Если вы услышали фразу «зелёный виноград», то возможно говорят не о цвете ягод. Зелёный виноград, значит – неспелый. Иногда мы слышим фразу: «Сынок, ты ещё зелень, чтобы спорить со мной». Как вы думаете, что это означает? (предположения детей).

— Зелёный, не спелый, не вырос ещё. Зелёная ягода – не спелая ягода, сладости не набрала, не съедобна она. Зелёный человек – молодой человек, который ещё не вырос, не набрался ума-разума, жизненного опыта. Дети, смысл фразы угадайте, значение слова «зелёный» объясняйте: цвет, спелость или молодость.

Педагог читает предложение. Дети объясняют, что означает та или иная фраза.

Лексический материал.

• Мы посадили зелёный крыжовник.

• Мама не разрешила мне собирать и кушать крыжовник, потому что он зелёный.

• Папа сказал: «Зелёный ты ещё, сынок, чтобы не слушаться бабушку».

— Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Интеллектуальная разминка с детьми 6 – 7 лет «Ягоды»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о ягодах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

• Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).

• Ягоды, которые растут в лесу какие? — … (лесные).

• Ягоды, растущие в саду? — … (садовые).

• Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).

• Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).

• Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).

• Малина – кустарник, рябина – … (дерево).

• Клубника сладкая – клюква … (кислая).

• Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).

• Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).

• Виктория крупная – земляника … (мелкая).

• Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).

• Малина – красная, ежевика – … (чёрная).

• Зелёные ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).

• Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).

• Варенье из земляники … (земляничное).

• Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).

• Чипсы вредные для здоровья – ягоды… (полезные).

• Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе. Тема недели «Ягоды» Тема прошедшей недели в средней группе с 18.05 по 22.05 «Ягоды». Родителям были даны рекомендации по дистанционному обучениюздесь Перед.

Читайте также:  Сам хочу сделать теплицу

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста «Как вырасти здоровым» Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-rechevyh-igr-po-formirovaniyu-slovarja-detei-5-7-let-leksicheskaja-tema-jagody.html

Картотека речевых игр и логопедических заданий по лексической теме «Ягоды»
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями

Скачать:

Вложение Размер
yagody_kartoteka_rechevyh_igr_i_logopedicheskih_zadaniy_dlya_vypolneniya_doma_s_roditelyami.docx 268.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителями

по лексической теме «Ягоды»

Тема этой недели «Ягоды» .

ЯГОДЫ (лексический материал (словарь),

Предметы: клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива – садовые ягоды; малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина – лесные ягоды; сад, лес, поляна, куст, дерево; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д. Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; цвет – красная, желтая, зеленая, синий, черная и т.д.; форма – круглая, овальная, треугольная; вкус – кислая, сладкая, горькая; отыменные прилагательные – клубничный (ая, ое) и т.д., крупная, спелая, вкусная, сочная, сладкая, ароматная…

Действия: собирать, мыть, есть, варить, сушить.

Вместе с детьми найдите в книгах и рассмотрите картинки с изображением различных ягод. Предложите ответить на вопросы:

— Где растут ягоды?

— Какие ягоды растут в лесу?

— Какие ягоды растут в саду?

Если ребенок затрудняется ответить на вопросы, покажите и назовите ему ягоды. Потом пусть ребенок показывает и называет ягоды.

Задание 1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод: черника, малина, земляника, морошка, клюква, брусника, ежевика.

Нарисуйте или наклейте изображения этих ягод в тетрадь. Пусть ребенок показывает и называет их.

Задание 2 . Поиграйте в игру «Что где растет?»

Свекла, картофель, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор,

яблоко, слива и т.д. (Закрепление пройденного материала.)

Задание 3. Подбери признаки (не менее трех признаков): клубника (какая?) – … клюква (какая?) — …

Задание 4. Подбери действия (не менее трех действий): клубника (что делает?) – …

Задание 5. Нарисуй или приклей картинки с изображением ягод. Раздели их на 2 группы: ягоды, которые растут в саду и ягоды, которые растут в лесу. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

Задание 6. «Что лишнее? Почему?»

Клубника, смородина, помидор.

Брусника, банан, облепиха. …

Задание 7. Расскажи, что общего и чем отличаются крыжовник и малина.

ЯГОДЫ . Грамматические упражнения (грамматический строй речи) .

Задание 1 . « Какое варенье»:

малина – малиновое варенье

черника – черничное варенье

земляника – земляничное варенье

клюква – клюквенное варенье

брусника – брусничное варенье

Задание 1 . «Что приготовили?»

Варенье из черники – черничное варенье, компот из брусники — ….
Чай из земляники — ……..

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/11/28/kartoteka-rechevyh-igr-i-logopedicheskih-zadaniy-po-leksicheskoy-0

Оцените статью