Лабораторная работа цветок яблони

§28. Цветок

1. Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка? 2. Что называют побегом?

Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим, например, цветок яблони.

Строение цветка яблони

В центре цветка хорошо заметен пестик [97]. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки — главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку.

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные.

Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются.

Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, — цветоложем.

Околоцветник двойной и простой

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика [98]. Такой около цветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста, роза и многие другие растения.

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные.

Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Цветки правильные и неправильные

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.

Строение тычинки и пестика

У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца [99]. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Цветки обоеполые и раздельнополые

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие — только тычинки — тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Формула цветка

При составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики — буквой Ч, лепестки — Л, тычинки — Т, пестик — П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой *, неправильный — стрелкой ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки — знаком , женские (пестичные) — . Например, формула тычиночного цветка огурца: (5)Л(5)Т(2), (2), 1 П0; формула пестичного цветка огурца: (5)Л(5)Т0П(3).

Растения однодомные и двудомные

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными [100], так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями [101], так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других. Двудомны и некоторые виды осок.

Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной.

4. Определите, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите подлупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

8. Составьте формулу изучен; юго цветка.

ПЕСТИК. ТЫЧИНКА. ЛЕПЕСТКИ. ВЕНЧИК. ЧАШЕЛИСТИКИ. ЧАШЕЧКА. ЦВЕТОНОЖКА. ЦВЕТОЛОЖЕ. ОКОЛОЦВЕТНИК ПРОСТОЙ. ОКОЛОЦВЕТНИК ДВОЙНОЙ. ТЫЧИНОЧНАЯ НИТЬ. ПЫЛЬНИК. РЫЛЬЦЕ. СТОЛБИК. ЗАВЯЗЬ. СЕМЯЗАЧАТОК. РАСТЕНИЯ ОДНОДОМНЫЕ И ДВУДОМНЫЕ

Ответьте на вопросы

1. Из каких частей состоит цветок? 2. Что называют околоцветником? 3. Чем отличается двойной околоцветник от простого? 4 Каково строение пестика и тычинки? 5. Что развивается из семязачатка? 6. Чем однодомные растения отличаются от двудомных?

Задания для самостоятельной работы

Рассмотрите строение цветка примулы и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони. Назовите каждую часть цветка.

Гигантский цветок раффлезии [102], растущей в лесах тропической Азии, имеет почти метровый размер. Семена ее прорастают на корнях растения-хозяина. Ни стебля, ни листьев у раффлезии нет. Питателычые вещества она получает от растения, на котором вырастает.

Цветки раффлезии и видом и запахом напоминают разлагающиеся куски мяса, поэтому она привлекает мух, которые разносят ее пыльцу. Семена растения распространяют животные, в том числе и слоны, к конечностям которых они прилипают.

Источник статьи: http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_6_%D0%BA%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/28.html

§ 11. Цветок — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

41. На рисунке подпишите названия частей цветка.

42. Сравните изображённые на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

Читайте также:  Продать черенки плодовых деревьев

Сходство:

  • И у вишни, и у тюльпана есть и тычинка и пестик, то есть они обоеполые.
  • И у вишни, и у тюльпана венчики свободнолепестные.
  • И у вишни, и у тюльпана цветки правильные.
  • И у вишни, и у тюльпана есть околоцветник и цветоножка.

Различие:

  • У вишни околоцветник двойной, а у тюльпана простой.
  • У вишни тычинок много, а у тюльпана всегда кратно трём.
  • У вишни завязь нижняя, а у тюльпана — верхняя.

43. Выполните лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 62—63 учебника). Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Лабораторная работа: Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Рассмотрим цветок колокольчика.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной; какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная; какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

  • околоцветник двойной
  • чашечка раздельнолистная
  • венчик сростнолепестный.

4. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

5. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

У колокольчика завязь пятигнёздная. В гнёздах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Главными частями цветка называют пестик и тычинки, поскольку без них растение не могло бы размножаться, то есть колокольчики бы исчезли как вид.

6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

7. Составьте формулу изученного цветка.

*Ч 5 Л (5) Т 5 П 1

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок — это видоизменённый побег. Дайте обоснованный ответ.

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, так как:

  • он развивается из почки;
  • у него есть стебель — цветоножка и цветоложе;
  • видоизменённые листья цветка — это чашечка, венчик, тычинки и пестики.

45. Сравните изображённые на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

Листочки околоцветника капусты располагаются так, что через них можно провести несколько плоскостей симметрии. Значит цветок капусты является правильным.

Листочки околоцветника виолы располагаются так, что через них можно провести только одну плоскость симметрии. Значит цветок виолы неправильный.

46. Впишите пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые .

Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночные цветки , а цветок, имеющий только пестики , называют пестичные цветки .

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомными .

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других, то такие растения называют двудомными .

Источник статьи: http://bio-geo.ru/rt-pasechnik-6-11/

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: «Цветок, его строение и значение. Соцветия»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;

совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными объектами, микроскопами;

способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы;
формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и выполняемой функции;

осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

1. Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик;
2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части;
3. Воспитательные: Формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека.

Тип урока:

— по дидактической цели – комбинированный;
— изучение и первичное закрепление материала

по характеру познавательной деятельности – проблемный.

Методы обучения:

Средства обучения:

Вербально-информационные (учебник, рабочая тетрадь);
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей цветка, рисунок строения цветка иллюстраций учебника, раздаточного материала (гербарии цветковых растений),.
Практический – лабораторная работа (натуральные цветковые растения)

Оборудование: натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, лупа, разборные модели «Цветок яблони», «Цветок картофеля», «Цветок вишни», таблицы электронного учебника 1С: «Строение цветка», «Типы соцветий», интерактивный рисунок «Строение цветка», фотографии цветущих растений, видеофрагменты «Виды соцветий», «Развитие цветка», , карточки-задания, открытки с изображением редких и исчезающих растений Московской области, микроскопы, микропрепараты “Пыльца разных растений”.

Скачать:

Вложение Размер
cvetok_socvetie.docx 48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Цветок, его строение и значение «

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;

совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными объектами, микроскопами;

способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы;
формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и выполняемой функции;

осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

  1. изучить особенности строения цветка;
  2. развивать понятия о цветке как о видоизмененном побеге;
  3. раскрыть биологическое значение частей цветка;
  4. развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
  1. сформировать у учащихся понятие о соцветии;
  2. познакомить учащихся с видами соцветий,
  3. научить различать соцветия простые и сложные,
  4. подвести учащихся к выводу о значении соцветий.
  5. воспитывать бережное отношение к природе, познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами их защиты.
  6. развивать умения логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы;

1. Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик;
2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части;
3. Воспитательные: Формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека.

— по дидактической цели – комбинированный;
— изучение и первичное закрепление материала

по характеру познавательной деятельности – проблемный.

Вербально-информационные (учебник, рабочая тетрадь);
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей цветка, рисунок строения цветка иллюстраций учебника, раздаточного материала (гербарии цветковых растений),.
Практический – лабораторная работа (натуральные цветковые растения)

Оборудование: натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, лупа, разборные модели «Цветок яблони», «Цветок картофеля», «Цветок вишни», таблицы электронного учебника 1С: «Строение цветка», «Типы соцветий», интерактивный рисунок «Строение цветка», фотографии цветущих растений, видеофрагменты «Виды соцветий», «Развитие цветка», , карточки-задания, открытки с изображением редких и исчезающих растений Московской области, микроскопы, микропрепараты “Пыльца разных растений”.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает учащимся назвать органы растения и рассказать, что они знают о каждом из них.

  1. Назовите, какие растения мы называем цветковыми? Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?
  2. Из каких органов они состоят? Что же такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками). Какие почки вы знаете? Что такое видоизмененные побеги? Какие видоизмененные побеги вы знаете?
  3. Какое они имеют значение?

III. Изучение нового материала.

У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация слайда). Наш урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы? Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. ( дети читают стихи о цветах )

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом!
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Мы прослушали стихи о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Их красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок — это не только красивый дар природы — это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.

Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?

(Видеофрагмент «Развитие цветка»)Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
(при объяснении учителя учащиеся заполняют задание 1)
В центре цветка хорошо заметен пестик.( интерактивная таблица «Строение цветка») Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок . Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков , в которых образуется пыльца , и тычиночной нити , по которой подводятся питательные вещества и вода. (демонстрация интерактивного рисунка и разборной модели цветка). Женский половой орган – гинецей ( пестик ). Он состоит из рыльца , на которое должна попадать пыльца, из столбика, выполняющего опорные функции и завязи , содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники , которые выделяют сахаристый нектар.

Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка? Из каких частей они состоят?
(Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь
Завязь – часть пестика, из которого образуется плод.
Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.)

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Цветки чаще всего находятся на верхушке стебля на цветоножке.

Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка” (интерактивная таблица) .

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным.
2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым.
3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.
4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми.
5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.
6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.
7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.
8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными
9) Формула цветка:
Л – лепестки, Ч – чашечка, Т – тычинка П – пестик(и),
— неправильный цветок,

— правильный цветок,
♀ — пестичные (женские цветки), ♂ — тычиночные (мужские цветки) , ♂♀ — обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
Цифры – количество частей цветка
∞ — число частей цветка больше 12.

IV Промежуточное закрепление :

  1. Назовите части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелистики, лепестки, тычинка, пестик)
  2. Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)
  3. Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)
  4. Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает пыльца)
  5. Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с семенами)

Физкультминутка. звучит мелодия, на экране – распускающиеся цветы. Учащиеся представляют себя цветами.

Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать яблочко с дерева.

Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)

— Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.

  1. Практическая работа. Строение цветка

Цели : практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

  1. Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
  2. Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
  3. Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?

— Что за царство-государство? (Царство растений.)

— Кто его жители? (Цветковые растения.)

— Кто гости заморские? (Насекомые.)

— Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

— А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

— В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).

У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.

Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя таблицы на доске и схемы на столе.

Закрепление знаний, используя набор открыток (учитель показывает изображение растения и просит сказать простое или сложное соцветие? Название. Например, изображение одуванчика – соцветие простое, корзинка).

Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:

У вас на столах лежат гербарии разных растений, пользуясь таблицей и схемой,

— разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия;

— определите вид соцветия. Результаты занесите в тетрадь.

  1. (одиночные цветки – тюльпан;
  2. простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник;
  3. сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)

4) Охрана растений.

Какой вред природе причиняет массовый сбор дикорастущих растений? На этом и последующих уроках необходимо подчеркивать, что любое вырванное растение не оставит после себя потомства.

В начале урока вы услышали прекрасные стихи о самом прекрасном на земле. Через эти стихи красной нитью проходит обращение ко всем нам не рвать цветы, а оставлять красу, созданную природой в первозданном виде.

Скажите, а почему не следует рвать цветы, какие меры по охране растений необходимо соблюдать.

— Люди, собирающие букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения с оборванными цветками не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют потомства.

— При сборе букетов растения часто вырываются из почвы с корнями, от чего они могут погибнуть. Так, в нашей области стали редкими такие растения, как венерин башмачок, ландыш майский, купальница европейская, прострел луговой, иссоп меловой, левкой душистый, тюльпан Биберштена и другие.

— Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию дикорастущих растений, к уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений, прорастание семян, нарушается естественный процесс ежегодного возобновления растений.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы .

Меры по охране растений.

  1. Создание законов об охране растительного мира.
  2. Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу.
  3. Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и т. д.)
  4. Создание центров разведения исчезающих растений.
  5. Соблюдение правил поведения в лесу.

УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?
— Давайте повторим.

Учитель диктует:
1. цветоножка; 2. пыльник; 3. тычиночная нить; 4. рыльце; 5. столбик; 6. завязь;
7. цветоложе; 8. чашелистик; 9. лепесток.
V. Повторная проверка знаний и закрепление материала.

1) учащийся с использованием электронной доски выполняет тестовое задание строение цветка. (индивидуальная проверка)
2) тест для всего класса.

V. Домашнее задание.

Изучить § 22, 23, рабочая тетрадь, страница47, №2, покажите роль цветка, как в жизни растения, так и в жизни человека в прозе, в стихах, рисунках.

Подведение итогов, выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина.

Данная презентация может быть использована при изучении строения цветка на уроках биологии.

Открытый урок по физике «Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»» 8 класс (Конюхова О. Н.).

Контрольная работа по биологии для 6 класса.

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия».

Урок по биологии в 5 классе.

Задания для 4вариантов выводятся на слайд, при этом каждому ученику индивидуально выдаются карточки с рисунком цветка и соцветиями.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/12/04/otkrytyy-urok-s-elementami-laboratornoy-raboty-po-teme-tsvetok

Читайте также:  Где хранить черенки для прививки яблони
Оцените статью