Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
В процессе хозяйственной деятельности человек оказывает разностороннее и глубокое воздействие на окружающую природную среду, последствия которого часто носит негативный характер. В сложившейся ситуации экологического кризиса, первостепенное значение приобретает проблема оптимизации взаимоотношений общества и природы. Сущность её состоит в нахождении таких путей природопользования, которые ведут к наименьшим негативным последствиям для самой природы и соответственно жизнедеятельности людей. Ландшафтное планирование, безусловно, может внести свой вклад в решении этой задачи.
Во второй половине XX в. развитие земной цивилизации достигло такого уровня, когда для решения глобальных и региональных экологических проблем, для устойчивого развития и сохранения био- и ландшафтного разнообразия на нашей планете понадобилась разработка принципиально новых подходов, одним из которых является ландшафтное планирование (легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии её планирования, чем обнаружить и исправить их на стадии осуществления этой деятельности), а последующим его дополнением, основанным на озеленении и благоустройстве территории, является ландшафтный дизайн [11].
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы развития ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- дать общую характеристику ландшафтного и территориального планирования;
изучить ландшафтное планирование в Европейском контексте;
показать особенности использования методов ландшафтного планирования в решении отраслевых задач;
дать общую характеристику ландшафтному дизайну, как новой отрасли ландшафтного планирования.
Цель и задачи определили структуру работы. Всего выделяется две главы. В первой главе раскрываются общие особенности ландшафтного и территориального планирования, развитие ландшафтного планирования в Европейском Союзе, выясняются задачи, методы, и вклад ландшафтного планирования в охрану природы; выясняются особенности использования методов ландшафтного планирования в решении отраслевых задач, в частности в землеустройстве, в градостроительстве и в управлении водными ресурсами.
Во второй главе раскрывается смысл и общее понятие ландшафтного дизайна, его содержание и составные части.
Для написания курсовой работы были использованы труды таких ученых как Л.В. Елизарова, А.Н. Антипова, А.В. Дроздова, Е.Ю. Колбовский Т.Ф. Князева, В.В. Кравченко. При написании курсовой работы использовались так же некоторые интернет-источники.
1 Ландшафтное планирование
Ландшафтное планирование – сфера деятельности, которая находится на стыке географии, районной планировки, градостроительства и землеустройства. Поэтому неудивительно, что продуктивные концепции отечественного ландшафтного планирования разрабатываются в настоящее время в разных отраслях, что порождает известный терминологический разнобой и затрудняет формирование общепризнанной теоретической базы [3].
Выделяется ряд необходимых условий, которые входят в компетенцию ландшафтного планирования и являются «нишей» географа:
1. Ландшафтное планирование занимается обязательно достаточно большой и – главное – разнообразной территорией. Ее разнообразие (мозаичность, гетерогенность в западной терминологии) – причина и условие разнообразных возможностей типов землепользования. Более того – однообразие землепользования в большинстве случаев противопоказано (например, равномерная распашка сильнопересеченного эрозионно-моренного ландшафта, которая приведет, во-первых, к эрозии склонов, во-вторых – к низким урожаям на смытых склоновых почвах). Иначе говоря, объекты ландшафтного планирования – ПТК ранга местности, ландшафта и выше. Размещение разных типов землепользования внутри одного урочища, особенно с плоским рельефом, ближе к ландшафтному дизайну. В этом случае планировщик-дизайнер либо вправе размещать объекты по своему усмотрению (например, из соображений эстетики или удобства пользователя – огород 8–25 соток), либо вписывает объекты в объективную мозаику фаций (японский сад, сквер с произвольным размещением куртин, дорожек, клумб и т.д.).
2. Поскольку ландшафтное планирование имеет дело с разнообразной территорией уровня местности или ландшафта, обязательное условие – подробный анализ горизонтальных взаимодействий между составными частями, например, урочищами внутри местности. Именно это недооценивается (или, по крайне мере, незаслуженно находится на третьем плане) в существующих очень полезных пособиях по ЛП группы автором ИГАНа и ИГ СО РАН. В них в лучшем случае речь идет о геохимических сопряжениях. Но проблема сложнее. Напомню несколько известных примеров, взятых из разных литературных источников. Овраг (известный враг земледельца) может служить приемником тяжелого холодного воздуха, стекающего вниз с окрестных полей, и таким образом способствует снижению риска заморозков. Засыпьте овраг – получите учащение заморозков. Учитывать эти взаимосвязи – задача именно ландшафтного планировщика. Другой пример – вырубка лесов на междуречье заставляет отложить вырубку примыкающего склона (допустим, не эрозионно-опасного), так как последний способствует переводу поверхностного стока в подземный и поэтому регулирует сток дренирующего водотока, т.е. компенсирует утрату этой функции на вырубке.
3. Ландшафтное планирование – в своей основе географическая задача (хотя и не привилегия, разумеется, только географов). Один из ключевых моментов – определение ценности каждой из подлежащих планированию ландшафтной единицы. Но ценность часто определяется не только собственными свойствами ландшафтной единицы, но и ее окружением. Еще важнее, что ценность ландшафта должна непременно рассматриваться в широком региональном контексте с позиций типичности-редкости- уникальности. Лиственничный лес совершенно обычен в Сибири, но крайне редок в центре Европейской России – поэтому он становится особо ценным объектом охраны, а не объектом промышленных лесозаготовок. С другой стороны, если доказано, что объект абсолютно типичен для региона, то легче принимать решение об оптимальном природопользовании, так как «под рукой» много аналогичных объектов, на примере которых можно прогнозировать последствия разных видов природопользования. Анализ типичности-редкости- уникальности объекта и подбор объектов-аналогов – самая что ни на есть ландшафтно-географическая задача.
4. Задача ландшафтного планирование не только рационально разместить на территории виды природопользования в соответствии с собственными ресурсами каждой ландшафтной единицы, но и спрогнозировать реакцию на это удаленных ландшафтов, причем не только расположенных просто ниже по рельефу в пределах катены. Но и удаленных на десятки километров. Например, сплошная рубка в верхней части бассейна меняет распределение стока по сезонам и может вызвать усиленный размыв поймы вместе с мостами в половодье в низовьях. Изменение структуры урочищ, используемых перелетными птицами для отдыха (залесение пойменного луга) может отразиться на состоянии популяции и следовательно – на состоянии ландшафта удаленного на тысячи километров. Последний пример требует скорее участия орнитолога в ЛП, но ландшафтный планировщик обязан задать себе этот вопрос.
5. Большинство ландшафтов сильно освоенных территорий многофункциональны с точки зрения возможного природопользования. Поэтому квалифицированный ландшафтный планировщик обязан оценивать цепные реакции, которые могут возникнуть в ландшафте, с точки зрения интересов разных видов природопользования. Поэтому анализ взаимодействий между компонентами ландшафта – тоже обязательное условие ландшафтного планирования [5, с. 43].
Основополагающей идеей ландшафтного планирования является идея экологического каркаса территории как средостабилизирующего природно-антропогенного (природно-техногенного) образования, который должен быть сформирован на разных иерархических уровнях (страна, регион, местность) в целях:
- Локализации и буферизации опасных очагов воздействия на природу и человека;
Сохранение типичных и уникальных природных экосистем;
Поддержания природных основ функционирования ландшафтов и естественной связи составляющих его компонентов (почв, вод, биоты);
Целесообразного распределения в пространстве фрагментов культурного ландшафта;
Создание и поддержания благоприятных сред обитания различного типа (городской, сельский и др.);
Лесоводством и лесопользованием на ландшафтной основе;
Ландшафтным планированием в сфере туризма и рекреации;
Ландшафтным планированием и проектированием частных владений;
Ландшафтным планированием акваторий (равнинных водохранилищ, озер и рек), в частности с проектированием водоохранных зон рек и обустройством крупных водных объектов [3, с. 52].
Развитие ландшафтного планирования потребовало обобщения и переработки современных представлений об экологических аспектах организации территории регионов, переоценки биоэкологических и географических подходов к экологическому планированию, выявления специфики формированию экологического каркаса в пределах ландшафтов разного типа. В этом смысле можно утверждать, что становление теории ландшафтного планирования весьма конструктивно для развития смежных разделов социальной и физической географии, архитектуры и градостроительства, биогеографии и популяционной экологии.
Ландшафтное планирование на Западе – одно из самых модных направлений; ландшафтный планировщик – элитная профессия, которую можно получить только в немногих американских, английских, французских или голландских университетах. В последние годы такие специальности открываются и в Российских вузах в качестве профиля специализации «География» [6].
1.1 Содержание, задачи и методы ландшафтного планирования
1.1.1 Содержание и задачи
Ландшафтное планирование сосредоточивает свои усилия на выявлении и оценке функций и свойств ландшафта, а также на разработке предложений по устойчивому сохранению почв, вод, воздуха и климата, растений и животных, облика и эстетических качеств ландшафта. Вырабатываются рекомендации по экологически устойчивому использованию этих благ природы. При этом должны быть получены ответы на следующие ключевые вопросы.
1.Что является ценным, нуждающимся в защите и пригодным для освоения?
2. Каковы существующие и предполагаемые воздействия?
3. Что произойдет, если осуществятся планируемые намерения пользователей?
4. Каковы должны быть цели развития и освоения?
5. Какие необходимы мероприятия?
Смысл задач по изучению, оценке и охране почв, вод, воздуха и климата может быть сформулирован следующим образом: создать предпосылки для нормального функционирования этих компонентов и сохранения взаимосвязей между ними. Применительно к почвам речь идет прежде всего о защите регуляторной и продукционной функций, а также функции среды обитания для растений и животных посредством предотвращения водной и ветровой эрозии и противодействия чрезмерному использованию и загрязнению. В первую очередь это относится к почвам с высоким природным плодородием, к редким и особо чувствительным и нарушенным почвам (например, оседающие и разрушающиеся болотные почвы).
Далее необходимо принять во внимание комплексные взаимосвязи процессов водообмена с особенностями почв и землепользования, т.е. речь идет о защите процессов формирования подземных вод, о сохранении их качества, способности почв к самоочистке и регулированию поверхностного стока.
По отношению к воздуху и климату необходимо обеспечить защиту от иммиссий (улучшение качества воздуха, защита от шума) посредством создания и поддержания существующих зеленых насаждений, а также «выравнивание» микроклиматических изменений путем создания и сохранения ареалов формирования чистого и свежего воздуха и обеспечения путей для его «стока» в места с ухудшенным микроклиматом [2, с. 26].
Спектр задач планирования в разделе «Защита и развитие растительности и животного мира» связан с выявлением характерной биологической структуры ландшафта и с защитой, поддержанием и развитием мест обитания (биотопов) растений и животных с помощью создания сети биотопов. Ее ядрами должны быть достаточно обширные природные или близкие к природным биотопы. Однако создание сети биотопов недостаточно для сохранения или развития нормальной биологической структуры на региональном уровне. Для этого необходимо создать соответствующую требованиям бионтов обширную систему местообитаний, снизив интенсивность использования ряда площадей, в первую очередь сельскохозяйственных. Конкретные пути (цели, требования и мероприятия) – обеспечивает ландшафтное планирование. Выполнение же указаний осуществляется совместными усилиями планировщиков, землепользователей и собственников.
Как природа в целом, так и конкретные ландшафты играют большую роль в обеспечении нормального физического и психического состояния людей. Поэтому в задачи раздела ландшафтного планирования «Сохранение и развитие эстетических качеств природы и ландшафта» входит сохранение гармоничного облика ландшафта, поддержка и развитие его высоких эстетических качеств.
При этом речь идет не только о нетронутой, первобытной природе, каковую едва ли можно найти в Германии. Более всего следует уделить внимание сохранению и формированию культурного ландшафта, который бы соответствовал природоохранным и эстетическим критериям – многообразию его элементов, своеобразию и красоте. В свою очередь этим критериям могут соответствовать различные ландшафты – от мало измененных интенсивным использованием и не перенасыщенных техническими и индустриальными элементами, т.е. близких к природным, до специально созданных «свободных пространств» в деревнях и городах [3, с. 69].
Важной предпосылкой обеспечения возможностей наслаждаться природой является не только ее наличие, но и доступность для посещения, и сохранность таких пространств. Поэтому в ландшафтное планирование входят задачи по выделению, сохранению и развитию территорий, предназначенных для экологически ответственного отдыха людей – отдыха, не причиняющего ущерба природе. При этом следует учитывать потребности в отдыхе не только местных жителей, но и приезжих. Это означает, что создание рекреационной инфраструктуры, разрушающей ландшафт, недопустимо.
Ландшафтное планирование в этом разделе, как и в других разделах, устанавливает:
- ареалы, имеющие особую эстетическую и рекреационную ценность;
угрозы этим ареалам, обусловленные имеющимся и планируемым использованием (в том числе и рекреационным);
возможности для уменьшения или устранения этих угроз;
цели развития, причем как на незаселенных, так и на заселенных территориях;
меры по достижению этих целей.
Таким образом, перед ландшафтным планированием стоят следующие конкретные задачи:
1) выявлять и описывать по результатам изучения компонентов природы ее способность переносить нагрузки; исследовать взаимосвязи между почвами, водами, воздухом и климатом, растительностью и животным миром, а также разнообразие, своеобразие и красоту ландшафта, т. е. его облик и эстетическую ценность; представлять природу и ландшафт как целостную динамическую систему;
2) устанавливать влияние на эту систему существующих и планируемых форм природопользования, равно как и обратное влияние системы на деятельность людей; при этом ландшафтное планирование должно быть нацеленным на решение задач сохранения благ природы, оно должно быть также «сквозным» и всеохватным;
3) при формировании концепций развития территорий определять конкретные критерии качества природы и ландшафта, к которым следует стремиться, чтобы обеспечить долгосрочное сохранение основ жизни людей; при этом должны предусматриваться меры, обеспечивающие выполнение как общих природоохранных задач, так и требований отраслевых планов и нужд природопользователей;
4) ландшафтные планы должны выдвигать критерии качества окружающей среды, которые служат ориентирами для планов территориального развития и строительства и других планов, а также для мер по регулированию воздействий на окружающую среду и экологической экспертизы проектов;
5) ландшафтное планирование должно обобщать и синтезировать природоохранные требования, меры по уходу за ландшафтом и обеспечивать определение баланса между этими требованиями и предложениями различных планов по использованию территории; должно создавать базу для принятия решений о допустимости различных намерений природопользователей [2, с. 27–28].
1.1.2 Этапы и шаги планирования
С одной стороны, в ландшафтном планировании можно выделить рабочие этапы, обусловленные самим объектом и задачами планирования – описание объекта, его оценка, разработка целей, программ действий и мероприятий по их реализации. С другой стороны, выделяются «шаги», связанные с социальной функцией планирования – это информирование общественности, а также вовлечение в планирование всех, кого затрагивает этот процесс, в том числе отраслевых специалистов-планировщиков, представителей раз личных институтов и отдельных консультантов (рисунок 1).
Последовательность определенных «шагов» в разработке плана должна быть известна всем участникам процесса планирования. В этом процессе в качестве основных могут быть выделены две фазы: составление плана и исполнение его предложений. На практике обе эти фазы нельзя полностью отделить друг от друга. Они нередко пересекаются, и часто бывает целесообразно уже на стадии разработки плана начинать выполнение ряда рекомендуемых этим планом местных мероприятий [2, с. 30].
В приведенном перечне этапов и шагов используются следующие ключевые термины и соответствующие им понятия:
- Ландшафтное планирование – во-первых совокупность методических инструментов, используемых для построения такой пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, которая обеспечивала бы устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни;
во-вторых, это коммуникативный процесс, в котором вовлекаются субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности на территории планирования и который обеспечивает выявление интересов природопользователей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий.
- Ландшафтная программа – это обзорный документ (карта и пояснительный текст) регионального уровня, определяющий основные направления природопользования и соответствующие им основные ландшафтные функциональные зоны на территории планирования; ландшафтную программу рекомендуется разрабатывать для территорий субъектов данного государства.
Рамочный ландшафтный план – это совокупность карт и текстов, содержащих среднемасштабные характеристики природно-ресурсного потенциала, задач охраны природы и реального использования территории, а также рекомендации по экологически целесообразному природопользованию и целям развития территории планирования.
Ландшафтный план – это совокупность карт и текстов, по своему составу в целом подобных таковым рамочного план, но предназначенных для согласованного решения задач охраны природы и землепользования конкретными субъектами хозяйственной деятельности и органами управления на низшем административно- территориальном уровне.
В целом ландшафтное планирование реализуется как иерархическая система, в которой оценки, планировочные положения и предписания всех уровней не противоречат друг другу, но дополняют друг друга, сочетаясь по принципу «учета противотоков», когда рамочные рекомендации (предложения «сверху») служат ориентирами для более детальных указаний на нижних уровнях планирования, но и сами формируются под влиянием предложений «снизу» [2, с. 55–57]. Составление ландшафтных планов имеет типовой характер и, как правило, осуществляется в пять основных этапов (рисунок 2).
- Ландшафтное планирование в Европейском Контексте
- 1.2.1 Экологический подход в региональной политике
Принципы и методы ландшафтного планирования необходимо рассматривать в контексте экологических аспектов региональной политики и регионального планирования или, по крайней мере, соотносить с ними.
Региональной называют политику государства по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, нацеленную на учет специфики и интересов ее конкретных регионов. Одним из инструментов такого управления является региональное планирование, обычно осуществляемое в рамках или в связи с общим территориальным планированием.
С 70-х годов прошедшего столетия региональные политика и планирование приобретали выраженный экологический характер. Его истоками и базой стали, с одной стороны, все более отчетливо осознаваемый обществом экологический императив, а с другой – традиции планирования землепользования (англ. «Land use planning», нем. «Landnutzungsplanung»).
Мощным фактором, определяющим в настоящее время стратегические тенденции в подходах к региональной политике, является идея экологически устойчивого развития. В обобщенной форме она получила свое известное выражение в итоговом документе Конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро – «Повестка дня на 21-й век».
Включение концепции устойчивого развития в планы регионального развития осуществляют сейчас правительства многих стран. В европейских странах международное сотрудничество по этим проблемам направляет и координирует Совет Европы, в частности, его Директорат по окружающей среде и местному администрированию. В ряде стран – членов Совета Европы созданы министерства и институты по региональному планированию, проводящие под эгидой Совета регулярные конференции по проблемам устойчивого пространственного развития европейских регионов.
Ныне одним из центральных направлений регионального развития становится задача совмещения политической установки на выравнивание уровня жизни в передовых и в депрессивных (или отстающих) регионах с требованиями уменьшения нагрузки на природные ресурсы и окружающую среду. Подходы к решению этой проблемы, очевидно, не могут быть универсальными, но общий путь видится в смене представлений о единой для всех регионов и стран модели развития через классические урбанизацию и индустриализацию. В поиске регионально специфичных и экологически осмысленных сценариев развития немалую роль может сыграть и ландшафтное планирование.
Экологически же ориентированная региональная политика (в ее современном понимании) до сих пор не сформирована как выраженная политика федерального центра. В 90-е годы XX в. усилия Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Министерства экономики РФ и его Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству, а также других государственных и общественных организаций не привели к ее появлению даже в форме отчетливо очерченных концептуальных установок. Начало нового ХХI века ознаменовалось еще большими проблемами в создании стройной экополитики. Организационные перестройки в природоохранных структурах страны привели к разрушению даже зачаточных форм экологизации хозяйственных отношений. Существующее в настоящее время совмещение контрольных и разрешительных функций в головных федеральных и региональных природоохранных органах может значительно ослабить положительные тенденции, заложенные в обществе в период активных политических реформ.
Тем не менее, созданы определенные предпосылки для развития региональной экополитики. Важную роль в этом процессе может сыграть принятая Правительством РФ концепция перехода страны на модель устойчивого развития. Безусловно, эта концепция, сформулированная пока в самом общем виде, должна быть конкретизирована в региональном аспекте и иметь экологически ориентированное направление.
Другая, не менее важная предпосылка – это Указ Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов – одна из основных целей провозглашаемой им политики.
К сожалению, в указе не обозначены специальные инструменты региональной экополитики. Одним из них, безусловно, может и должно быть экологически ориентированное территориальное планирование. Следует напомнить, что его элементы в 1970-е и 1980-е гг. получили некоторое распространение в СССР в форме «Территориальных комплексных схем охраны природы» (ТерКСОП), разработанных для некоторых республик и областей страны. Однако их роль и место в планировании развития территорий не были закреплены необходимыми нормативными документами, поэтому эффективность и популярность этих схем, в конечном счете, оказались не очень значительными.
В этой связи необходимо отметить начавшийся процесс постепенной экологиза ции российских правовых актов, а также появление специальных документов, таких как экологические паспорта. Причем не только предприятий, но и территорий, например курортов. Сформировались представления и соответственно нормативные документы о зонах экологического бедствия. Принимаются местные кодексы и кадастры – такие как Государственный градостроительный кадастр Москвы. В последние годы принят ряд важнейших законодательных актов, структурирующих хозяйственные отношения именно с позиции их экологизации – Закон «Об охране природы» (2002), Земельный кодекс РФ (2001) и другие. Закон РФ «Об охране озера Байкал» (1996), несмотря на его региональное звучание, имеет принципиально важное федеральное и международное значение, как пример регионализации экополитики и интерес высшего управляюще го звена страны к управлению состоянием уникальных природных объектов.
Таким образом, можно утверждать, что региональная экополитика в России начинает формироваться и «сверху» – по инициативе федеральных структур управления, и «снизу» – в основном субъектами федерации. Ландшафтное планирование призвано сыграть роль одного из эффективных инструментов такой политики. В этом плане вполне очевидно обращение России к опыту стран, прошедших через горнило экологических реконструкций [2, с. 9-11].
- 1.2.2 Ландшафтное и территориальное планирование
«Устойчивое развитие» как понятие и как императив получило сейчас международное признание. При этом охрана природы и окружающей среды рассматриваются наряду с экономикой как одинаково важные цели. Поэтому в большинстве государств поиски решений, основанных на научных представлениях и надежных данных и нацеленных на обеспечение устойчивого территориального развития, считаются фундаментальными задачами политики и управления. Ландшафтное планирование в Европе в значительной мере призвано содействовать решению этих задач. Его большой и многогранный опыт может и должен обогащать разработку систем территориального планирования различных уровней во всех странах.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник статьи: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-153665