Принципы и правила создания культурных ландшафтов
В современном мире пока немного антропогенных ландшафтов, которые с полным основанием можно было бы признать культурными в геоэкологическом отношении. К ним принадлежат:
— культурный сельскохозяйственный ландшафт Каменной сгепи, созданный по проекту В. В. Докучаева в черноземной полосе Центра России;
— голландские польдеры на землях, отвоеванных у моря;
— рисовые ландшафты на искусственно террасированных горных склонах юго-восточной Азии (Китай, Индия, Филиппины, Вьешам);
— садово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга (Петеpгоф, Павловск, Царское Село);
— регулярные и пейзажные парки Западной Европы;
— парки и сады Китая и Японии; всемирно известные курорты Лазурного Берега;
— спортивные комплексы Альп;
— национальные парки США, Западной Европы и др.
В неодинаковой степени окультурена их природа, но везде она используется оптимально и не деградирует. Люди научились создавать по-настоящему культурные ландшафты. Проектирование и строительство культурных ландшафтов предполагает строгое соблюдение целого ряда ландшафтно-экологических принципов, правил и законов.
1. Принцип природно-хозяйственной адаптивности — сближение, приспособление структуры и функционирования антропогенного ландшафта к особенностям местного природного ландшафта. Нельзя, например, планировать размещение пахотных угодий на склонах крутизною более 3-6° и не предусматривать при этом введения севооборотов и лесомелиоративных мероприятий для защиты земель от смыва и размыва. Из-за опасности овражного расчленения не распахиваются прибровочные части междуречий, примыкающие к крутым склонам эрозионных форм — речных долин и балок. Оптимальное совмещение хозяйственных объектов с ландшафтной структурой конкретного региона необходимо не только в сельском хозяйстве, но и других видах природопользования:
— прокладке железных дорог и автотрасс;
— нефте- и газопроводов;
— гидроэнергетическом и гидромелиоративном строительстве;
— создании рекреационных комплексов и т. д.
Оптимальная вложенность хозяйственных объектов в морфологическую структуру естественного ландшафта — один из обязательных признаков культурного ландшафта.
Не только в пространстве, но и во времени культурный ландшафт должен быть адаптирован к особенностям местной природы. Важно вовремя, в соответствии с сезонными (подсезонными) и погодными условиями:
а) произвести сев сельскохозяйственных культур, их подкормку и защиту от сорной растительности и вредителей;
б) организовать сенокос на лугах, чтобы не потерять кормовые достоинства трав;
в) начать и завершить отопительный сезон в городах и т. п.
Принцип природно-хозяйственной адаптивности предполагает поиск таких технологий природопользования, которые позволяют сделать производство в культурном ландшафте малоотходным или почти безотходным. Технологические меры оптимизации культурного ландшафта очень разнообразны и определяются их социально-экономическими функциями. К ним можно отнести:
а) биологические системы земледелия, внедряемые в последние годы в качестве альтернативных современному химизированному сельскохозяйственному производству и позволяющие отказаться от применения в растениеводстве ядохимикатов,
б) внедрение в энергетику солнечных, геотермальных, ветровых, приливных электростанций, использующих возобновляемые естественные источники энергии;
в) включение в состав городского транспорта средств передвижения на электротяге (включая электромобиль) и параллельное вытеснение с городских улиц двигателей внутреннею сгорания, загрязняющих воздушный бассейн выхлопными газами.
2. Закон ландшафтного проектирования — закон необходимого разнообразия природно-хозяйственных геосистем.
Существование и функционирование любой системы возможно лишь тогда, когда в ее составе участвуют и взаимодействуют неоднородные, но взаимодополняющие элементы. Не нарушенный естественный ландшафт всегда отвечает этому закону.
Упрощение структуры ландшафта, которое часто происходит в процессе его хозяйственного освоения, далеко не безобидно оно нередко влечет за собой дестабилизацию антропогенных ландшафтов под воздействием ускоренной эрозии, дефляции и других разрушительных процессов. Разумеется, человеку проще иметь дело с относительно однородным ландшафтом, в хозяйственном использовании которого можно применять стандартные приемы. Однако в реальности такие ландшафты крайне редки. Они всегда морфологически дифференцированы, и с этим приходится считаться Морфологическая структура ландшафта — сильный фактор стабилизации геосистемы, который должен быть использован и в культурном ландшафте.
Необходимо соблюдать на сельскохозяйственных землях нормы, определяющие соотношение площади пашни, лугов, леса и вод, которые должны быть совместимы с местными климатическими, грунтовыми и почвенными условиями, а равно и характером господствующей сельскохозяйственной культуры. Для южного Нечерноземья Центра России приемлемым принято считать такое соотношение типов земель:
— 40 % — пахотные земли;
— 25 — 30 % — луговые пастбища и сенокосы;
— 5 % — земли населенных пунктов, промышленности и транспорта.
3. Закон необходимого разнообразия.
Антропогенный ландшафт тем лучше поддается управлению, чем ближе его территориальная и временная организация приспособлена к морфологии и динамике природного ландшафта.
Согласно этому структура культурного ландшафта включает не только производственные, но и экологические геосистемы. Наличие экологического каркаса (экологической инфраструктуры) обязательно для культурного ландшафта.
Экологический каркас — это совокупность естественных и искусственных геосистем, выполняющих функцию защиты окружающей среды и «мягкого» управления ландшафтом. Экологический каркас предназначен для поддержания оптимального функционирования, динамической устойчивости ландшафта и создания в нем благоприятной среды обитания Обычными элементами экологического каркаса в сельскохозяйственных, городских, рекреационных ландшафтах являются разного рода зеленые насаждения и водоемы.
Экологический каркас культурного ландшафта должен быть целостным, т. е. представлять единую сеть соединенных друг с другом звеньев — экологических ниш и экологических коридоров. Тем самым в нем создаются благоприятные условия для поселения, размножения и миграции полезных представителей орнитофауны, териофауны, насекомых, обеспечивающих существование биоценоза. Целостной структурой отличается, например, экологический каркас западноевропейского сельскохозяйственного ландшафта в котором экологическими нишами служат островные массивы (рощи) широколиственных лесов, а экологическими коридорами — защитные лесополосы, выращенные по границам полей, пастбищ и вдоль дорог.
Экологический каркас культурного ландшафта должен быть удачно вписан в морфологию местною ландшафта. Все переходные зоны, возникающие на контактах разнородных элементов ландшафта. необходимо отводить под земли экологического каркаса.
В сельскохозяйственных ландшафтах к ним относятся рубежи разного рода угодий, подверженные деструктивным процессам:
— прирусловые поймы и др.
В городских ландшафтах к ним относятся:
— сочленения промышленных зон;
— сочленения селитебных зон;
— сочленения рекреационных зон и др.
4. Культурный ландшафт всегда функционально зонирован.
Под функциональным зонированием хозяйственно освоенного ландшафтного пространства понимается его членение на геосистемы, предназначенные для выполнения определенных социально-экономических функций.
Для современного городского ландшафта характерны следующие типы функциональных зон:
— рекреационная (парки, лесопарки, скверы, пляжи и т. п.);
— лечебно-оздоровительная (детские сады, родильные дома, поликлиники, больницы, дома для престарелых);
Так как большинство крупных городов формировалось на протяжении веков, их функциональные зоны лишь изредка четко дифференцированы. Подчас они сливаются друг с другом, перемежаются пространственно, внедряются одна в другую. Только те города, которые были созданы сравнительно недавно и по единому архитектурному плану, демонстрируют ярко выраженное функциональное зонирование ландшафтного пространства. К ним принадлежит современная столица Бразилии город Бразилиа, город Чандшарх в Индии, Новосибирский академгородок.
В планировке города важно решить проблему соотношения Застроенных земель и открытых водно-зеленых пространств, играющих роль экологического каркаса. Согласно современным требованиям городского проектирования, доля земель экологического каркаса в городском ландшафте в оптимуме должна достигать 30 — 40%. Редко какой из крупных городов может похвастаться такими показателями.
В национальных парках функциональное зонирование является обязательным условием организации территории. Выделяются зоны четырех основных типов:
а) заповедная, в пределах которой запрещаются все виды хозяйственной деятельности, предназначенная исключительно для научных исследований;
б) регулируемого рекреационного использования (осмотр природных, исторических, архитектурных достопримечательностей со строго локализованными и жестко нормированными антропогенными нагрузками);
в) культурно-бытового обслуживания посетителей (гостиничные комплексы, кемпинги, рестораны);
г) хозяйственно-административная (хозяйственные постройки, поселки сотрудников службы управления, мониторинга, научных лабораторий и др.); по периметру национального парка создастся буферная зона, в пределах которой обычно находятся хозяйственно-административные объекты парка.
5. Правило функциональной поляризации.
Под функциональной поляризации понимают максимально возможное пространственное разобщение экологически опасных промышленно-энергетических и транспортных зон, с одной стороны, и средообразующих — селитебных, рекреационных, лечебно-оздоровительных — с другой. Цель поляризации: предотвращение или ослабление загрязняющего воздействия производственных объектов на смежные территории жилых и рекреационно-оздоровительных комплексов. Защитный эффект функциональной поляризации возрастает при разделении функциональных зон буферными зонами экологического каркаса. Распространение полей загрязнения среды в значительной степени зависит от направления господствующего переноса воздушных масс, поверхностного и подземного стока, антропогенного перемещения промышленных и бытовых отходов. Поэтому жилье в городах с наветренной части города значительно дороже, чем в подветренной позиции.
Источник статьи: http://helpiks.org/8-98602.html
Культурный ландшафт. Принципы его создания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 14:25, реферат
Краткое описание
Культурный ландшафт – освоенное, социальное, национальное историческое пространство. Культурный ландшафт как система функционален, поскольку обеспечивает поддержание всего комплекса условий для жизни человека. Несмотря на достижения научно-технического прогресса по большому счету средой обитания человека по-прежнему остается тончайшая ландшафтная «пленка» биосферы мощностью от верхушек крон самых высоких деревьев до ближайшего к поверхности земли водоносного горизонта.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие культурного ландшафта………..………………………………..5
1.1 Свойства культурного ландшафта…………………………………….5
1.2 Типология культурных ландшафтов………………………………….6
2. Принципы создания культурных ландшафтов………. …………………9
2.1 Требования для функционирования ландшафта при превращении его в культурный……………………………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………
Прикрепленные файлы: 1 файл
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ РЕФЕРАТ.docx
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра Геоинженерии и кадастра
Культурный ландшафт. Принципы его создания.
Выполнила: студент гр. 361691
Проверил: Струков В. Б.
- Понятие культурного ландшафта………..………………………………..5
- Свойства культурного ландшафта…………………………………….5
- Типология культурных ландшафтов………………………………….6
- Принципы создания культурных ландшафтов………. …………………9
- Требования для функционирования ландшафта при превращении его в культурный…………………………………………………… . 13
Увиденная природа есть ландшафт; ландшафт, в котором первопроходцы проложили хотя бы одну тропу, — это уже культурный ландшафт, поскольку места в нем оценены и предуготовлены к освоению.
Преображение человеком природы делает рукотворный ландшафт феноменом культуры.
Культурный ландшафт – освоенное, социальное, национальное историческое пространство. Культурный ландшафт как система функционален, поскольку обеспечивает поддержание всего комплекса условий для жизни человека. Несмотря на достижения научно-технического прогресса по большому счету средой обитания человека по-прежнему остается тончайшая ландшафтная «пленка» биосферы мощностью от верхушек крон самых высоких деревьев до ближайшего к поверхности земли водоносного горизонта.
Функционирование культурного ландшафта как системы тесно связано с её открытостью, предполагающей возможность «входа» — управляющего воздействия, к каковым могут быть отнесены все виды хозяйственной активности человека. В идеале необходимо предварительно изучить законы природы, чтобы понимать последствия возможных вмешательств в ход природных процессов не выполняя их реально, не вызывая при этом (сознательно или поневоле) экологические кризисы. С этих позиций можно утверждать, что природа для человека – сложная система, в модели которой – культурном ландшафте – как бы все время ощущается недостаток информации для эффективного управления. Осваивая пространство, формируя культурный ландшафт, человек познает законы природы; стремясь к построению более совершенной среды обитания, учится сотворчеству с нею. В этом смысле освоение территории и создание культурного ландшафта – это творческий процесс, весьма далекий от завершения и в настоящее время.
Открытость культурного ландшафта как модели позволяет осознанию воздействовать на её структуру и функционирование – в этом обстоятельстве заключена возможность (и необходимость) экологической организации территории, в том числе средствами ландшафтного планирования (проектирования).
Ещё более важно то обстоятельство, что регулирование напряженности структуры геоэкосистемы может происходить и путем целенаправленной трансформации самих интересов, а это уже задача культуры.
Колбовский Е. Ю. Ландшафтное планирование :
учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / — М. : Издательский центр «Академия», 2008.
- Понятие культурного ландшафта
В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта.
В настоящее время понятие «культурный ландшафт» имеет три определения:
- В традициях русской географической науки оно означает «хороший» антропогенный ландшафт, изменённый человеком по определённой программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.
- Второе определение характеризует культурный ландшафт как некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определённой группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.
- В третьем случае под культурным ландшафтом понимают ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта.
Как объект наследия ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чём зафиксировано в документах ЮНЕСКО — универсальностью, аутентичностью и целостностью. Обладающий универсальностью ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трёх контекстах — географическом (приспособление к местным экологическим условиям), историческом (исторические изменения характера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к Природе). Вторым важным свойством культурного ландшафта является его целостность, то есть завершённость, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих — и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования. Под аутентичностью культурного ландшафта понимается его подлинность, достоверность, неразрывно связанная со свойством целостности.
В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов:
- По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты)
- По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в «рабочем» состоянии.
- По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горно-заводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горно-заводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).
- По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт — это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта.
В документах ЮНЕСКО для оценки культурных ландшафтов применяется типология культурных ландшафтов, основанная на таких классификационных признаках, как степень культурных преобразований и жизнеспособность ландшафта.
Согласно ей существует три основные категории культурных ландшафтов:
- Целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты.
К данной категории прежде всего относятся объекты ландшафтной архитектуры — парки и сады. Они создаются по замыслу художника и их характерной особенностью является определённая планировочная композиция. В своём развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятельности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами. Различают три субкатегории целенаправленно созданных ландшафтов:
- Ископаемые — как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции.
- Реликтовые — в России это усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты.
- Развивающиеся — ландшафты, продолжающие своё существование благодаря деятельности человека, направленной на восстановление, сохранение и развитие его объектов и функций.
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
В ландшафтах такого типа природные процессы в результате длительных, целенаправленных воздействий претерпевают определённые изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примером могут служить многие сельские и исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой микрокосм как часть природы.
Различают три субкатегории ландшафтов:
- Ископаемые — археологические ландшафты, хранящие в себе свидетельства истории, выявленные путём раскопок, и являющиеся в настоящее время экспозиционным пространством своеобразного «музея под открытым небом», т.е. вырванным из активной социально-экономической жизни.
- Реликтовые — в отличие от ископаемых такие ландшафты продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.
- Развивающиеся — такие ландшафты могут быть связаны с географически детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племён, северных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение — важнейшее условие их существования.
К этой категории относятся ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также чисто природные ландшафты без каких-либо материальных объектов культурного наследия — мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты. Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. При этом культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.
В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами.
- Принципы создания культурных ландшафтов
Отношения человека и природы должны обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными «интересами» природы, что материализуется в создании культурных ландшафтов, в которых структура рационально изменена и оптимизирована на научной основе, т. е. с учетом вышеуказанных принципов, в интересах общества и природы.
Прежде всего следует ответить на вопрос: «А насколько далеко надо заходить в преобразовании природы, ландшафтов в частности?» Некоторые ученые и специалисты представляют себе будущую среду обитания человечества в виде некоторой сплошной природно-технической системы, насыщенной техническими устройствами, в которой природные элементы будут сохранены лишь частично или в виде «сплошного города необычной застройки» (Ф. Н. Мильков). Вряд ли это правильно. По-видимому, более обоснована идея В. Б. Сочавы — сотворчества с природой. Даже в интенсивно эксплуатируемых ландшафтах природа должна проявляться в полной мере: действуя в союзе с природой, можно добиться больших успехов, нежели пытаясь «покорить» ее.
Очевидно, нельзя и не нужно стремиться превратить все ландшафты в культурные. Так, таежные ландшафты или ландшафты тропических лесов пусть еще долгое время будут природными фабриками кислорода, местом обитания животных и растений, регуляторами водного режима, наконец, запасами древесины и других ресурсов для будущих поколений.
Источник статьи: http://www.referat911.ru/Ekologiya/kulturnyj-landshaft-principy-ego-sozdaniya/30208-1263109-place1.html