- Ландшафтные парки мира
- Парк Петергоф
- Выборгский скальный ландшафтный парк Монрепо
- Парк Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), Мелён, Франция
- Ландшафтный Императорский парк Киото, Япония
- Национальный австралийский парк «Дейнтри» (Daintree)
- Австралийский парк скульптур Бруно Торфса
- Культурный ландшафт — Cultural landscape
- СОДЕРЖАНИЕ
- Историческое развитие
- Актуальность концепции
- Примеры
- Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993)
- Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994)
- Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)
- Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)
- Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)
- Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999)
- Матобо-Хиллз, Зимбабве (2003)
- Дрезденская долина Эльбы, Германия (2004 г.)
- Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)
- Культурный ландшафт Западного озера Ханчжоу, Китай (2011)
- Qhapaq an (Дорожная система инков), Северо-Западная Аргентина, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)
Ландшафтные парки мира
Искусством создавать вокруг себя пространство, которое соперничает с самой Природой, в котором все гармонично и спокойно, владеют конечно немногие. Это настоящий талант – создавать экстерьер, в котором рука художника как будто и не видна. Как будто каждый цветочек и каждая травинка выросла на своем месте по желанию матушки Природы.
Величайший философ Платон, однажды любуясь закатом, сказал: «Выше всех красот – природы красота». Гений талантливых создателей ландшафтных парков мира в том, что их парки не красивее самой Природы. Они красивы как сама Природа! Действительно, существуют на нашей планете места, которые радуют и вдохновляют людей многие годы и даже столетия. В этой статье вы узнаете лишь о некоторых прекрасных уголках на нашей Земле, где люди творили, восхищались и заставляли восхищаться других.
Этот раздел будет регулярно пополняться. Если вы предложите новую тему для восхищения нашей планетой – команда «Divo-dacha» с благодарностью постарается её осветить.
Ландшафтный парк, как направление, возникло в Англии в 18 веке. Он представляет из себя комплекс, где планировка объектов максимально приближена к природной. Такие парки часто имеют эстетическую, экологическую и историческую ценность. В отличие от городских парков, где вся растительность посажена в соответствие с законами композиции, ландшафтный парк выглядит более естественно. Дороги, аллеи, поляны, водоемы здесь располагаются более свободно. Задача современных ландшафтных комплексов – дать возможность современному жителю почувствовать себя как бы в дикой природе, но без чувства опасности.
Формирование ландшафтных парков в разных странах имеет большую историю. Как правило, оно сопровождалось зарождением стилей. Сейчас каждый знает, что есть французский, итальянский, восточный и др. стили. А ведь когда-то в самом истоке зарождения стилей определяющим фактором были климат и рельеф конкретной страны.
Например, висячие сады Семирамиды. Сейчас являются одним из семи чудес Света. Несмотря на то, что это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, память о нем жива до сих пор. История хранит упоминание о том, что это было сооружение из четырех террас, расположенных друг над другом каскадом. На нижних террасах росли деревья. Верхние были засажены кустарниками и вьющимися цветами.
Французский стиль ассоциируется с ровными садами и ароматными цветами. Регулярные парки, с правильными геометрическими формами, расположенные на холмах принято называть итальянскими. Сады эпохи Возрождения стали некой вершиной в формировании ландшафтных парков и ландшафтного дизайна. Искусственные водоемы, фонтаны и обилие скульптур кричали о роскоши дворцовых садов.
В 17 веке в Европе начинают различать понятия парк и сад. Если сады больше ассоциируются с местом для отдыха и уединения, то парк становится местом проведения баллов и различных торжеств. Регулярный стиль постепенно сменяется пейзажным. По дорожкам, ведущим к красивым архитектурным или растительным объектам, гуляет много нарядных людей и устраиваются концерты с вечерней иллюминацией.
Свою историю ландшафтные парки имеют и в России. В 17 веке у нас появляются ботанические оранжереи, а затем приходит мода из Голландии на клумбы с нарциссами и тюльпанами. 20 век приносит миру не только техническую революцию. В связи с новыми технологиями меняется архитектура зданий, а с ней и парковый дизайн.
Если обобщить историю садово-паркового искусства, то можно сказать, что оно развивалось в двух направлениях: геометрическом и живописном. Геометрическими называются композиции, в основе которых лежит симметрия. Живописное, или пейзажное, означает подражание природе с ее естественными формами.
В последние годы парковое строительство получило новый размах и преподносит обществу все новые и новые решения организации пространства для отдыха в естественном «природном» исполнении. Десятки талантливых ландшафтных дизайнеров подключились к этому направлению и дали мощный толчок строительству ландшафтных парков.
Современные ландшафтные парки мира являют собой пример осознанного взаимодействия человека с Природой. Подсознательно тягу к природе человек чувствовал всегда. Но если в наше время не каждый городской житель отважится пойти в дикий лес, то прогулка по ландшафтному парку будет для него максимально комфортной и безопасной.
Искусственные зеленые насаждения в таких парках призваны выполнять особые дизайнерские решения. Ведь это ландшафтно-архитектурное пространство не должно напоминать городской парк культуры. Исторические архитектурные объекты, находящиеся на территории подобных комплексов, имеют большое просветительское значение и положительно влияют на формирование нового сознания современного жителя мегаполиса.
Прогулки по ландшафтным паркам становятся все популярнее и привлекают много туристов. Появилось даже понятие «ландшафтные путешествия». Любители истории и всего прекрасного путешествуют по миру в поисках живописных мест и новых вдохновляющих идей. Здесь можно лишь коротко указать некоторые красивые места, которые являются образчиком ландшафтной архитектуры:
Парк Петергоф
Петергоф – величайшее творение Петра 1, задумавшего превзойти французский Версаль. Представляет из себя блестящий ансамбль дворцов и парков. Расположен на южном берегу Финского залива и считается грандиозным историческим памятником, прославляющем мощь и величие нашей страны. Датой создания принято считать период с 1714 по 1723 гг. Он был посвящен победе в Северной войне и выходу к Балтийскому морю. Над созданием Петергофа трудились знаменитые архитекторы и садовые мастера того времени.
Ландшафтный ансамбль Петергофа включает:
- Большой Петергофский дворец, являющий собой вершину композиции, и объединяющий Верхний сад и Нижний парк. Большой каскад, представляющий из себя грандиозное сооружение из каскада фонтанов. Верхний сад, который является парадным въездом в Петергоф. Нижний парк, который объединяет с помощью аллей Большой дворец и дворец Марли.
Весь комплекс Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, которые формировались на протяжении двух веков. В него также входят музей «Екатерининский корпус», павильон «Эрмитаж», дворец «Монплезир», дворец «Марли» и музей «Банный корпус». Ландшафтный парк Петергоф является историческим достоянием России, и во многом действительно превосходит французский Версаль.
Выборгский скальный ландшафтный парк Монрепо
Парк Монрепо был заложен в 19 веке. Это единственный в России скальный пейзажный парк. Он находится на берегу Выборгского залива. Перед посетителями возникают удивительные пейзажи из вековых сосен и нагромождений валунов ледникового периода. Территория парка занимает более сотни гектаров. Когда-то это было поместье коменданта выборгской крепости. Позже на территории парка был построен особняк, и с тех пор здесь бережно хранят историю. К счастью, сохранились многие элементы парка, имеющие отпечаток той или иной модной на тот момент архитектуры. Например, некоторые части парка спланированы в китайском стиле. Сохранилась и деревянная готика. Туристам будет интересно побывать и в Пещере ведьм. Считается, что мужчины пройдя через нее, обретают силу и смелость, а женщины избавляются от депрессии и нервных расстройств.
Парк Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), Мелён, Франция
Ландшафтный парк Во-ле-Виконт расположен на 46 км от Парижа. Этот архитектурно-парковый ансамбль был спроектирован и построен для министра финансов Людовика XIV Никола Фуке в 17 веке. На его территории находится одноименный замок.
Этот великолепный парк воплотили в жизнь дизайнер Ленотр, архитектор того времени Лево и художник Лебрен. У замка богатая история. Он знал времена упадка и расцвета. Современный вид замок приобрел после реставрации французским промышленником Альфредом Соммье. Сейчас ландшафтный парк Во-ле-Виконт имеет несколько геометрических садов, в которых расположены скульптуры и фонтаны. Парк был создан для проведения крупных праздников и по сути был ареной для театральных представлений.
Ландшафтный Императорский парк Киото, Япония
Императорский парк и дворец Госё были созданы более 1000 лет назад в старой части города Киото. И парк, и замок были свидетелями войн и пожаров, неоднократно были разграблены. Парк славится своими соснами и прекрасным пейзажным садом. На северо-западе парка расположены виллы Сюгакуин и Кацура, которые являются ярчайшим образцом ландшафтной архитектуры Японии. Они были построены в 17 веке принцем Хатидзоно Мия Тосихито. Виллы спроектированы таким образом, что перед посетителями открываются поочередно все новые и новые удивительные пейзажи.
Национальный австралийский парк «Дейнтри» (Daintree)
Парк «Дейнтри» был основан в 1981 году. Он раскинулся на территории более 1000 кв. км. и является объектом Всемирного наследия Юнеско. Это уникальный ландшафтный парк, где можно встретить рептилий, кенгуру, летучих мышей. Парк является естественной средой обитания для редких птиц. И все это на фоне удивительной природы, где потоки воды хлещут сквозь тропические леса. Возможно, тропический лес Дейнтри является самым древним на земле. В парке есть много интересных географических объектов – например, мыс Несчастья (Cape Tribulation), ущелье Моссман (Mossman Gorge), знаменитые «Прыгающие камни» на пляже Торнтон Бич (Thornton Beach). Говорят, что этот пляж особо почитали местные аборигены и проводили на нем свои обряды.
Сохранившаяся уникальная флора и фауна является наглядным примером того, как может человек жить в гармонии с природой.
Австралийский парк скульптур Бруно Торфса
Был создан в окрестностях австралийского городка Мэрисвилл в конце прошлого века скульптором Бруно Торфс. Парк сразу стал популярен благодаря скульптурам из терракоты, идеи для которых Бруно Торфс подсматривал у разных народов мира. На фоне экзотической природы посетителей парка встречают самые разнообразные сказочные существа – ведьмы, принцессы, русалки. На сегодняшний день в парке имеется уже более сотни экспонатов.
Несмотря на то, что в 2009 г. парк настигла трагедия – в пожаре сгорела почти вся растительность – к счастью терракотовые скульптуры удалось спасти. Команда Бруно Торфс усердно трудится над восстановлением парка.
Источник статьи: http://divo-dacha.ru/park/landshaftnye-parki-mira/
Культурный ландшафт — Cultural landscape
Культурный ландшафт — это термин, используемый в областях географии , экологии и изучения наследия для описания симбиоза человеческой деятельности и окружающей среды. По определению Комитета всемирного наследия , это «культурные ценности [которые] представляют собой совокупность произведений природы и человека» и подразделяются на три основные категории:
- « пейзаж, задуманный и созданный человеком»
- «органически развитый ландшафт», который может быть « реликтовым (или ископаемым) ландшафтом» или «продолжающимся ландшафтом»
- «ассоциативный культурный ландшафт», который может быть оценен из-за «религиозных, художественных или культурных ассоциаций природного элемента».
СОДЕРЖАНИЕ
Историческое развитие
Понятие «культурные ландшафты» можно найти в европейской традиции пейзажной живописи . Начиная с XVI века многие европейские художники рисовали пейзажи в пользу людей, уменьшая людей на своих картинах до фигур, включенных в более широкие, региональные пейзажи.
Само слово « пейзаж » сочетает в себе «земля» с глаголом германского происхождения «scapjan / schaffen», что буквально означает «сформированные земли». Тогда считалось, что земли сформированы природными силами, и уникальные детали таких ландшафтов (сформированных земель) сами стали предметом «пейзажных» картин.
Считается, что географ Отто Шлютер впервые официально использовал термин «культурный ландшафт» в качестве академического термина в начале 20 века. В 1908 году Шлютер утверждал, что, определяя географию как Landschaftskunde (ландшафтная наука), это дает географию логический предмет, которого нет ни в одной другой дисциплине. Он определил две формы ландшафта: Urlandschaft (перевод оригинального ландшафта) или ландшафт, существовавший до крупных антропогенных изменений, и Kulturlandschaft (перевод культурный ландшафт), ландшафт, созданный человеческой культурой. Основная задача географии заключалась в том, чтобы проследить изменения в этих двух ландшафтах.
Это был Карл О. Зауэр , географ-человек , который, вероятно, оказал наибольшее влияние на продвижение и развитие идеи культурных ландшафтов. Зауэр был полон решимости подчеркнуть влияние культуры как силы, формирующей видимые особенности поверхности Земли в определенных областях. В его определении физическая среда сохраняет центральное значение как среда, с которой и через которую действуют человеческие культуры. Его классическое определение «культурного ландшафта» гласит:
«Культурный ландшафт создается культурной группой из природного ландшафта . Культура — агент, природная территория — среда, культурный ландшафт — результат».
С момента первого официального использования этого термина Шлютером и эффективного продвижения идеи Зауэром концепция «культурных ландшафтов» по-разному использовалась, применялась, обсуждалась, развивалась и уточнялась в академических кругах. Например, в 1950-х годах Дж. Б. Джексон и его публикация «Пейзаж» оказали влияние на целое поколение американских ученых, в том числе историков архитектуры Дениз Скотт Браун и Гвендолин Райт .
К 1992 г. Комитет всемирного наследия решил созвать совещание «специалистов» для консультирования и помощи в переработке Оперативного руководства Комитета с целью включения «культурных ландшафтов» в качестве варианта внесения в список объектов наследия, которые не были ни чисто природными, ни чисто культурными по форме ( т.е. «смешанное» наследие).
Актуальность концепции
Принятие и использование Комитетом всемирного наследия концепции «культурных ландшафтов» привлекло внимание многих специалистов по всему миру и многих стран, определяющих «культурные ландшафты», оценивая «культурные ландшафты», составляя список наследия «культурных ландшафтов», управляя «культурными ландшафтами». и эффективно делать «культурные ландшафты» известными и видимыми для мира с очень практическими последствиями и проблемами.
В научном обзоре 2006 г. совместных усилий Комитета всемирного наследия, нескольких специалистов по всему миру и наций по применению концепции «культурных ландшафтов» было отмечено и сделано заключение, что:
«Хотя концепция ландшафта в течение некоторого времени была оторвана от ее первоначальных художественных ассоциаций . все еще преобладает представление о ландшафтах как о вписанной поверхности, сродни карте или тексту, из которой культурное значение и социальные формы могут просто читать «.
В академических кругах любая система взаимодействия между человеческой деятельностью и естественной средой обитания рассматривается как культурный ландшафт. В некотором смысле это понимание шире, чем определение, применяемое в ЮНЕСКО, включая почти всю занятую поверхность мира, а также почти все виды использования, экологию, взаимодействия, практики, верования, концепции и традиции людей, живущих. в культурных ландшафтах. Вслед за этим географ Ксоан Паредес определяет культурный ландшафт как:
«. окружающая среда, измененная человеком с течением времени, долгосрочное сочетание антропного воздействия на эту среду и физических ограничений, ограничивающих или обусловливающих деятельность человека. Это географическая область, включая природные и культурные ресурсы, связаны с исторической эволюцией, которая уступает место узнаваемым ландшафтам для определенной группы людей, вплоть до того, что их можно идентифицировать как таковые другими «.
Концепция культурного ландшафта полезна для устойчивого управления и сохранения наследия. Принятие перспективы культурного ландшафта может связать отдельные аспекты культурного наследия, такие как исторические здания, региональные материальные ресурсы и местные методы строительства, в единое понятие идентичности и места. Это может объединить материальное и нематериальное наследие, выявить риски в рамках сложной системной динамики и привлечь внимание сохранения с защиты прошлого к управлению будущими изменениями. Это может быть средство для подходов, ориентированных на людей, которые поддерживают местную собственность и участие в объектах культурного наследия. Эта парадигма согласовывает управление исторической средой с современным отношением к управлению окружающей средой в целом, на которое также влияют взгляды культурного ландшафта.
Некоторые университеты теперь предлагают степени специалиста по изучению культурных ландшафтов, в том числе, например, университеты Неаполя, Сент-Этьена и Штутгарта, которые предлагают диплом магистра культурных ландшафтов.
Примеры
Комитет всемирного наследия определил и перечислил ряд территорий или объектов в качестве культурных ландшафтов, представляющих универсальную ценность для человечества, в том числе следующие:
Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993)
«В 1993 году национальный парк Тонгариро стал первым объектом, включенным в Список всемирного наследия в соответствии с пересмотренными критериями, описывающими культурные ландшафты. Горы в центре парка имеют культурное и религиозное значение для народа маори и символизируют духовные связи между это сообщество и его окружающая среда. В парке есть действующие и потухшие вулканы, разнообразные экосистемы и впечатляющие ландшафты ».
Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994)
«Этот парк, ранее называвшийся Национальным парком Улуру (Айерс-Рок — гора Ольга), представляет собой захватывающие геологические образования, которые доминируют на обширной красной песчаной равнине в центральной Австралии. Улуру, огромный монолит, и Ката Тьюта, скальные купола, расположенные к западу от Улуру, являются частью традиционной системы верований одного из старейших человеческих обществ в мире. Традиционными владельцами Улуру-Ката Тьюта являются аборигены анангу ».
Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)
«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плод знаний, передаваемых из поколения в поколение, и выражение священных традиций и хрупкое социальное равновесие, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой ».
Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)
«В 19 веке Синтра стала первым центром европейской романтической архитектуры. Фердинанд II превратил разрушенный монастырь в замок, где эта новая чувствительность была проявлена в использовании элементов готики, египетского, мавританского и ренессансного стиля, а также в создании смешанного парка. местные и экзотические виды деревьев. Другие прекрасные жилища, построенные в том же духе в окрестностях Серры, создали уникальное сочетание парков и садов, которое повлияло на развитие ландшафтной архитектуры во всей Европе ».
Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)
« Лигурийское побережье между Чинкве-Терре и Портовенере представляет собой культурный ландшафт, имеющий большую живописную и культурную ценность. Планировка и расположение небольших городов и формирование окружающего ландшафта, преодолевая недостатки крутой неровной местности, воплощают непрерывную историю человеческих поселений в этом регионе за последнее тысячелетие ».
Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999)
Национальный парк Хортобадь является крупнейшим сплошным естественным пастбищем в Европе, а это означает, что он не образовался в результате вырубки лесов или борьбы с реками. Первый венгерский национальный парк (основан в 1973 году), это самая большая охраняемая территория страны (82 тысячи гектаров). Значительная часть его — биосферный заповедник, а четверть его территории находится под международной защитой в соответствии с Рамсарской конвенцией о сохранении водно-болотных угодий.
Матобо-Хиллз, Зимбабве (2003)
Район Matobo Hills демонстрирует множество характерных скальных форм рельефа, возвышающихся над гранитным щитом, покрывающим большую часть Зимбабве. Большие валуны представляют собой обильные естественные укрытия и были связаны с деятельностью человека с раннего каменного века вплоть до ранних исторических времен, а иногда и с тех пор. Они также имеют выдающуюся коллекцию наскальных рисунков. Холмы Матопо по-прежнему являются центром внимания местного сообщества, которое по-прежнему использует святыни и священные места, тесно связанные с традиционной, социальной и экономической деятельностью.
Дрезденская долина Эльбы, Германия (2004 г.)
«Культурный ландшафт Дрезденской долины Эльбы XVIII и XIX веков . с невысокими лугами венчает дворец Пильниц и центр Дрездена с его многочисленными памятниками и парками XVI-XX веков. Пригородные виллы и сады XIX и XX веков и ценные природные объекты ».
Этот пейзаж был исключен из списка всемирного наследия в 2009 году в связи со строительством четырехполосной автомагистрали через Эльбу.
Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)
«Ландшафт виноградников Лаво наглядно демонстрирует его эволюцию и развитие на протяжении почти тысячелетия, благодаря хорошо сохранившимся ландшафтам и зданиям, которые демонстрируют продолжение и развитие давних культурных традиций, характерных для данной местности».
Культурный ландшафт Западного озера Ханчжоу, Китай (2011)
« Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу , включающий Западное озеро и холмы, окружающие его три стороны, вдохновлял известных поэтов, ученых и художников с IX века. Он включает в себя также многочисленные храмы, пагоды, павильоны, сады и декоративные деревья. как дамбы и искусственные острова ».
Qhapaq an (Дорожная система инков), Северо-Западная Аргентина, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)
Гапак Чан — это обширная сеть инков, соединяющая , торговая и оборонительная сеть дорог протяженностью 30 000 км. Построенная инками на протяжении нескольких столетий и частично основанная на инфраструктуре до инков, эта необычная сеть через один из самых экстремальных географических ландшафтов в мире соединяла заснеженные вершины Анд — на высоте более 6000 м — с побережьем. , пробегая через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Он достиг своего максимального распространения в 15 веке, когда он распространился по Андам вдоль и поперек. Гапачан, Андская дорожная система включает 273 составных участка, расположенных на территории более 6000 км, которые были выбраны, чтобы подчеркнуть социальные, политические, архитектурные и инженерные достижения сети, а также связанную с ней инфраструктуру для торговли, проживания и хранения, а также как места религиозного значения.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Cultural_landscape