Коваль_капитан_клюквин_основная_мысль

Открытый урок «Капитан Клюквин» по рассказу Ю. Коваля
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока по рассказу Юрия Коваля «Капитан Клюквин» (2 урок).

Скачать:

Вложение Размер
Конспект открытого урока 24.91 КБ
Самоанализ открытого урока 12.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин» (1 урок)

Конспект открытого урока чтения для 7 класса.

Тема: Ю.Коваль «Капитан Клюквин» (2 урок)

— Продолжить работу с рассказом Ю.Коваля «Капитан Клюквин»;

Цель. Знакомить с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»

— отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность,

выразительность); учить правильному последовательному пересказу с опорой

— развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ;

обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и

развивать произвольное внимание и логическое мышление; развивать

психические процессы (зрительную память, логическое мышление,

произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

— воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; бережное отношение к

портрет писателя, карточки с блиц-тестом, учебники 7 кл., фото клеста,

карточки с информацией о клесте, аудиозапись с голосами птиц,

карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на

партах), фрагменты текста (для каждого ученика),

I. Организационный момент (настрой, готовность. внешний вид)

— Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят

посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем

активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас

II. Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля

— Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

— Что вам было задано на дом?

— Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

— Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой

на план или самостоятельно).

— Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию

писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.

1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

3. Какую известную повесть написал Коваль?

б) «Приключения Васи Куролесова»;

4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

III. Актуализация знаний учащихся

— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, внимательно послушайте логическую

«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать

рассказы (названия на доске):

К.Г.Паустовского «Последний черт»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Вера прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова

Оля не читала рассказ Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».

А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

и К.Г.Паустовского «Последний черт».

— Какой рассказ не читали все три девочки? (Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»)

— А мы читали «Капитан Клюквин»?

-Нет, мы сегодня на уроке познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан

Читайте также:  Какие_ягоды_бывают_белого_цвета

Клюквин». А так как рассказ большой мы познакомимся только с 1 частью.

— По названию, как вы думаете, ребята, о ком пойдет речь?

а) Подготовка к восприятию произведения.

— Я прочитаю, а вы внимательно послушаете. Обратите внимание на мою

интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. Но перед чтением

разберем значение некоторых слов.

— КЛЮКВА-ягода ярко красного цвета.

— РЕФЛЕКТОР – составная часть антенн, телескопов.

— КОЧЕРЫЖКА – твердый стебель кочана капусты.

— ПРИШПОРИЛ – от слова ШПОРА. Пришпорил, значит подхлестнул,

— У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь).

Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.

б) Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия.

— Кто главный герой рассказа?

— А кто такой клест? Как он выглядит?

— Сейчас об этом нам расскажет ваша одноклассница. (фото клеста)

Клест — птица немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом. Самцы красные или

малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые.

Клесты часто гнездятся высоко на деревьях в еловых лесах во второй половине зимы, когда

шишки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и свист.

Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в подолгу.

Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и

еловые шишки, которые дают им.

— Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).

— Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки

клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко

отличают от других именно по необычному клюву.

— Кто-нибудь видел в городе клеста?

— Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе.

— Скажите, ребята, можно ли птиц брать из леса? Трогать яйца в гнездах?

— Где лучше на воле или в неволе?

1) снятие общего напряжения

— А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте,

что вы в лесу. Дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили

голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем

головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение

стопой по и против часовой стрелки).

в) Чтение текста учащимися и анализ произведения.

1. — Почему автор назвал клеста «Клюквин»?

2. — Как вел себя на новом месте клест?

— Каким было пение «Капитана Клюквина»?

3. – Какое любимое занятие было у птицы?

— Скажите, хозяин сразу приручил клеста?

— Найдите строки, как Клюквин стал брать семечки с рук.

V. Закрепление. Работа с текстом.

— Из карточек на доске выбрать слова, которые характеризуют клеста:

— У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую

характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.

— Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?

Составление плана для пересказа

— Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную

Читайте также:  Можно_ли_поправится_от_малины

мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила

варианты названий и картинки-символы для каждой части.

4. Попытка приручить клеста.

Развитие зрительного восприятия и психических процессов

— Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача:

запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник,

квадрат, ромб, круг, прямоугольник.

— Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.

— Какое слово получилось? (клест)

— С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?

— Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами

Придумать своё продолжение рассказа.

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».

Цель: Продолжить знакомство с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».

Задачи: — отрабатывать навыки осознанного чтения (беглость, правильность, выразительность); учить правильному последовательному пересказу с опорой на план; развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы ; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление; развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий. — воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; бережное отношение к природе;

Тип урока : комбинированный.

Цели урока направлены на развитие личности ребенка. Групповая и парная формы работы способствуют личностному росту обучающегося. Доброжелательность учителя, положительный настрой на сотрудничество и дружелюбная обстановка на уроке, способствует созданию ситуации успеха для обучающихся.

Работа на уроке построена как диалог «педагог – обучающийся», при ведущей роли учителя ребята, систематизируют свои в правильном анализе текста, расширяют свои знания в области литературы, пополняют словарный запас.

Данный урок содержит в себе важную воспитательную задачу-любовь к животному миру.

При этом исползуются такие виды работ,как фронтальный опрос, беседа, тестовые задания, составленные по типу заданий ЕГЭ, практические задания. Постановка и выполнение задач и целей урока происходит посредством постановки проблемного вопроса и путем его решения.

Подобранный видеоматериал помогает сделать урок более целенаправленным и актуальным, ребята находят подтверждение в тексте, учатся анализировать, размышлять.

Учащиеся самостоятельно и одновременно при поддержке ребят из своей группы отвечают на вопросы, формулируют выводы, опираясь на наглядный материал и на текст учебника. Закрепляют свои знания в паре, контролируя себя и товарища. Учатся принимать различные точки зрения, умению общаться, сотрудничать друг с другом.

Рефлексивный момент помогает осознать значимость своей работы на уроке, а также формирует позитивное ценностно-ориентированное отношение не только к себе, но и к людям, миру в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы «Дуруяалар-эжеш куштар» («Журавли — парные птицы»)

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы «Дуруяалар-эжеш куштар» содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск.

Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина «Красавица»

Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.Цель работы: убедить детей в необ.

Открытый урок по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» 10кл.

Читайте также:  Чем_отличается_дубовик_от_белого_гриба

Открытый урок по рассказу Чехова «Ионыч»

Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова «Ионыч». Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация.

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде «Маленький шпион» (межпредметные связи — литература, история, математика, психология, ОБЖ).

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде «Маленький шпион». Автор — Борисова Н.В. Межпредметные связи — история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои.

Урок-исследование: «Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой «Восковая уточка»

Урок-исследование. Входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ. Знания, у.

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Ю.Коваля

В 5-ом классе мы читали произведения забытого талантливого детского писателя XX века Ю.Коваля. Русский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, переводчик, художник и скульптор, авт.

Источник

Капитан Клюквин читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

«Капитан Клюквин» — добрый рассказ Юрия Иосифовича Коваля, известного русского советского детского писателя. Написано произведение в 1972 году. В рассказе автор рассказывает о дружбе человека и птицы.

Краткое содержание для читательского дневника

Рассказчик описывает как приобрел себе на рынке клёста. Очень красивая птица с ярким оперением. По характеру птица напоминала командира, поэтому получила прозвище — капитан Клюквин. Поскольку птица была очень любопытная, автор как-то оставил клетку приоткрытой и наблюдал позднее, как клёст вылетел, с интересом обследовал комнату.

Нравилось птице подпевать, когда хозяин играл на гитаре. С наступлением зимы клёст стал более активным, больше пел. Постепенно птице стало тоскливо и автор предложил выбор: свобода или остаться с ним. Птица улетела.

Главные герои

Главная мысль

В начале рассказа автор описывает, как приобрел для собственной забавы птицу. Какие яркие впечатления были у клеста и его хозяина от совместного проживания и времяпрепровождения. Читатель проникается любовью к птице. Но все живое создано не для нашей забавы. Птица тоже хочет жить полноценной жизнь с себе подобными. Каждый должен иметь мужество из-за любви к животному, дать ему свободу, если в неволе стало не комфортно.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие произведения Коволя для читательского дневника.

Чему учит

Рассказ учит читателя любить природу, с заботой относиться к птицам и животным. Любить птиц — это не только ухаживать за ней, но и дать ей возможность выбрать где ей удобнее жить.

Пословицы

Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

Безвольный, что бездольный.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Отзыв

Рассказ очень интересный. Из него читатель узнает, что есть такая птица в природе — клёст. Ее повадки, особенности поведения, пения, рацион питания. В конце рассказа автор отпускает птицу, но продолжает скучать и надеется, что птица когда-нибудь прилетит. Все переживания описаны так точно, что читатель скучает по птице вместе с рассказчиком.

Читайте по теме:

Источник

Оцените статью