К. Коровин. Вид с террасы. Гурзуф. 1911
опубликовано: ноябрь 2017
К. Коровин. Вид с террасы. Гурзуф. 1911
В 1911 году поселившийся в Крыму К. Коровин пишет романтический пейзаж «Вид с террасы. Гурзуф».
Еще за несколько лет до этого Антон Павлович Чехов, принимавший художника в своем ялтинском доме, посоветовал ему выбрать для будущей крымской мастерской участок в Гурзуфе. Писатель даже собирался тогда подарить Коровину свою дачу у скалы Дженевез-Кая, но Константин Алексеевич отказался, признавшись, что не смог бы жить так близко от моря: сильный шум волн, бьющихся о камни, всегда вызывал у него сердцебиение.
Позже К. Коровин все-таки построил дом в Крыму, в Гурзуфе, но чуть дальше от чеховской дачи. Свою виллу с просторной, глядевшей прямо на море террасой он назвал «Саламбо».
От виллы художника открывался неизменно вдохновлявший его пейзаж: выходящие в бескрайнее синее море скалы и маленький домик у каменистой бухты, совсем рядом с шумящими волнами. Именно в этом домике, по словам Коровина, дающим «настроение далекого края», и жил когда-то Антон Павлович Чехов. Вид на Генуэзскую скалу и Гурзуфскую бухту будет запечатлен на многих работах мастера.
Изображенную художником на переднем плане открытую террасу украшают высокие олеандры с яркими розовыми цветами. Внизу чуть плещет море, лаская прохладными солеными волнами согретые крымским солнцем причудливые гурзуфские скалы. По прозрачной воде, отражающей серебристые серые камни, скользят маленькие легкие лодки.
В 1910-е годы художник создал немало воздушных, артистичных работ. Одна из них — пейзаж «Вид Гурзуфа», датируемый тем же 1911 годом.
Источник статьи: http://krymkrymkrym.ru/k-korovin-vid-s-terrasy-gurzuf-1911
Константин Коровин и Крым
Гуляя по гурзуфским улочкам, гости Крыма непременно обращают внимание на интересный памятник двум людям искусства. У входа в типичный южнобережный дачный дом, в компании копны богато цветущих роз, расположились бронзовые Федор Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Словно бы охраняя вход на белоснежную виллу, они непринужденно общаются меж собой, обсуждая что-то своё, как, наверное, сиживали когда-то на террасе усадьбы «Саламбо», ныне превращенной в дом творчества художника Константина Коровина.
Константин Алексеевич Коровин был типичным представителем творческого паломничества в Крым, начавшегося на рубеже XIX-XX веков. Вместе с ним в Крым с удовольствием ехали другие художники, писатели, философы, а также свет русской аристократии. Здесь сливки общества наносили друг другу визиты, обзаводились имениями, давали волю таланту.
Щедрая на вдохновение крымская земля привлекла и Константина Алексеевича.
В 1910 году он приобретает в Гурзуфе землю и в последствии пишет: «В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары — две большие скалы, выступающие из моря…»
Дачу возводили по чертежам самого живописца, и этим фактом Коровин крайне гордился. Названием своей крымской резиденции он увековечил окончание работ над крайне удачным театральным проектом — создание декораций к балету «Саламбо» (по одноимённому роману Флобера)
Атмосфера тихого южного поселка оказывает влияние на творчество Коровина. Среди картин появляется больше натюрмортов, где главную скрипку играют розы. Эти красивые крымские цветы необычайно увлекли художника. Великолепные желтые розы и сегодня оплетают входную арку перед виллой творца. Кто знает, быть может, сам Константин Алексеевич посадил этот, ныне пышный, огромный куст, стволы которого напоминают могучие лианы.
В Гурзуфе Коровин плодотворно работает, здесь им написаны «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Гурзуф вечером», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф», «Базар цветов в Гурзуфе» и другие. В доме же всегда была непринужденная и оживленная обстановка, часто бывали гости: Репин, Шаляпин, Куприн, Горький, Мамин-Сибиряк, Суриков. С Федором Ивановичем, знаменитым русским басом, Коровин был особенно дружен.
По воспоминаниям Константина Алексеевича, Шаляпин был настолько очарован видом прибрежных останцов Адаларов, что бредил идеей их купить и разбить на голых скалах сад. От безумной задумки певца удалось отговорить. Впрочем, соседом друга Шаляпин всё же стал. Владелица имения Cуук-Су, расположенного неподалеку, щедро одарила голосистого друга целой скалой, а точнее – продала за 1 рубль. На той скале, носящей сегодня имя Шаляпина, Федор Иванович мечтал выстроить замок искусств. Однако не срослось.…
Покинул Крым и Коровин. После революции 1917 года он ни разу не посещал свою милую «Саламбо» и вскоре уехал в эмиграцию, не примирившись с новым государственным строем.
Татьяна Гонтаренко
Источник статьи: http://ok-crimea.ru/krym/stati/2020/7141/konstantin-korovin-i-kryim/
Импрессионист из Владимирской губернии
Не секрет, что многие российские промышленники и купцы были не только талантливыми предпринимателями, но и щедрыми меценатами, спонсировавшими творчество гениев своей эпохи. Среди наиболее известных таких меценатов – Савва Игнатьевич Мамонтов, сыгравший поистине огромную роль в деятельности таких русских мастеров, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, Константин Коровин и др. Последний, благодаря Мамонтову, получил возможность спокойно и плодотворно работать в течение многих лет на своей даче недалеко от Переславля-Залесского. Однако вследствие «специфических особенностей» советской власти Константин Коровин был вынужден эмигрировать в Париж, как и его знаменитый сосед по даче – певец Федор Шаляпин.
К.А. Коровин (1861-1939) происходил из разорившейся купеческой семьи, переехавшей в Москву. Как и его брат Сергей, Константин окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в российской столице. Широкая известность пришла к нему под конец XIX века. В 1896 году художник оформил ряд больших постановок в Русской частной опере Саввы Мамонтова: оперы А.Н. Серова «Рогнеда», А.П. Бородина «Князь Игорь» (с С.В. Малютиным) и Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (с А.М. Васнецовым).
Также он стал автором павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (проект Мамонтова). Коровин вошел и в число художников-передвижников: он стал участником XXIV выставки Товарищества передвижных художественных выставок и XVI выставки Московского общества любителей художеств.
Благодаря меценату, устроилась и личная жизнь художника. Его женой в 1897 году стала хористка Русской частной оперы Саввы Мамонтова Анна Яковлевна Фидлер (1872-1947). Вскоре Коровин приобрел у своего покровителя землю в пустоши Ратухино во Владимирской губернии на берегу реки Нерль (сейчас это Переславский район Ярославской области). Интересно, что сохранилась расписка о получении денег за имение: «Принадлежащее мне имение пустынь Ратухино Переяславского уезда Владимирской губернии всего пятьдесят десятин 1563 сажени продано мною Константину Алексеевичу Коровину за две тысячи рублей. В счет этой суммы получено мною одна тысяча семьсот пятьдесят рублей. / Савва Ив Мамонтов / 14 января 1897 года / Москва. Остальную причисляющуюся мне сумму, т.е. двести пятьдесят рублей сполна получил Савва Мамонтов».
Ранее Коровин уже снимал избу у ярославского мужика Ивана Васильевича Блохина в деревне Старово на противоположном берегу Нерли. Этот дом изображен на картине К.А. Коровина с вводящим в заблуждение названием «Уголок в провинции. Улица в Переславле».
Художник так описывал эти места, позднее вдохновившие его на множество великолепных картин: «Речка Нерля была маленькая, как ручей, она шла по лугу близ дома моего, извиваясь в камышах и кустах, переходя в большие плесы, которые лежали по низу луга, у самого леса. Какая красота была в этих бережках и в этих светлых струях вод кристальной речки. Плескались золотые язи. Зеленые стрекозы летали над камышом. Ласточки со свистом носились над рекой и острыми крылышками задевали воду. Каким разнообразным пением птиц, какими звуками был полон красивый бор. Цветами был покрыт луг, и мне казалось, что это рай».
В доме в деревне Охотино, построенном на купленной у Мамонтова земле Коровин создал одну из лучших своих работ — «Терраса» (1914). И.Ф. Шаляпина, дочь знаменитого певца, вспоминала: «Две женские фигуры — я и сестра, одетые в платье «ампир», за стеклами террасы чудная синяя коровинская ночь. Константин Алексеевич пишет при свете фонаря «летучая мышь», пишет и все хвалит платья. «Вот, девочки, как одеваться надо, а то короткие юбчонки и шляпки на глаза». Здесь же были написаны работы в жанре «ноктюрн»: «Дама с гитарой» (1911) и «Девушка с гитарой» (1916).
В гости к Коровину нередко приезжали певец Федор Шаляпин, художник Валентин Серов, писатель Максим Горький и др. Правда, надо уточнить, что Коровин также имел дачу в Крыму – в Гурзуфе, которую он сам спроектировал и назвал «Саламбо» и где подолгу жил в 1910-1917 годах.
Шаляпину так понравились места у берегов Нерли, что в 1905 году он уговорил друга продать ему значительную часть имения с условием, что Коровин сможет условия пожизненно пользоваться своим домом. Тогда же художник создал для певца проект его дачи в стиле «русский модерн». В гостях у Коровина и Шаляпина, чьи дачи разделяют всего 1,5-2 километра лесной тропы вдоль берега Нерли, бывали композитор Сергей Рахманинов, писатели Александр Куприн и Дмитрий Мамин-Сибиряк, историк Василий Ключевский, директор императорских театров Владимир Теляковский и даже бывшая тогда еще девочкой будущая актриса Любовь Орлова.
После революции, в 1918 году К.А. Коровин был занесен в список помещиков, частных владельцев и нетрудовых пользователей Переяславского уезда Владимирской губернии. Вместе с семьей художник переехал в Тверскую губернию, где до 1921 года в нищете жил в местах, прославенных еще Исааком Левитаном: на озере Удомля, а затем в Островне в усадьбе Ушаковых. Право на пользование земельным наделом и постройками сохранялось за Коровиным и Шаляпиным по особому распоряжению ВЦИК до 1924 года, однако в начале 1925 года Коровин был признан подлежащим выселению из имения Охотино.
Художник эмигрировал в столицу Францию, куда также уехал и Шаляпин. Надо сказать, что ранее Коровин уже несколько раз бывал в Париже: в 1887, 1892 и 1893 годах. Там он познакомился с работами французских импрессионистов и создал ряд работ в их манере, в частности «Париж. Бульвар Капуцинок» и «Париж утром». Но и его работы, посвященные дачной и сельской жизни в Охотино, также имеют явные черты стиля импрессионистов.
Окончательно поселившись в Париже, Коровин не забывал о своей малой Родине: «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, — писал художник, — и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи — молотят рожь».
Сейчас работы К.А. Коровина можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. Некоторые его личные вещи из дома в Охотино (например, стулья и керосиновая лампа) находятся в Переславль-Залесском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, где также можно увидеть личные вещи Шаляпина с его дачи в Ратухино.
В отличие от дачи певца, дом его друга-художника уцелел. Еще в 1990-х годах он считался бесхозным объектом, однако, благодаря деятельности группы волонтеров, к 2015 году здесь был создан музей К.А. Коровина.
В сентябре 2018 года в честь 145-летия со дня рождения Федора Шаляпина прошел фестиваль «Искусство жить #наДаче», в рамках которого состоялись Большой Коровинский пленэр и историческая реконструкция «Приезд Шаляпина в гости к Коровину в 1903 году» на станции Итларь. Участники фестиваля также посетили ныне обустроенную «тропу Шаляпина», пролегающую между дачами певца и художника вдоль берега Нерли.
В заметке использованы данные и иллюстрации из открытых источников, а также личные фото автора.
Об Абрамцевском творческом кружке в усадьбе Саввы Мамонтова под Сергиевым Посадом читайте здесь .
Историю дачи Шаляпина под Переславлем-Залесским читайте здесь .
О судьбе одной из дочерей Федора Шаляпина в эмиграции читайте здесь .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zapiskiputeshestvennika/impressionist-iz-vladimirskoi-gubernii-5d6119afc6e2a400ad208500
Крымское солнце Константина Коровина
Константина Коровина (1861-1939 г. г.) называют “Моцартом живописи”. И в этом нет и тени преувеличения, потому что его картины вызывают чувство восторга своим неподражаемым колоритом , всепроникающим светом и радостью бытия…
Ученик А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, он не раз говорил, что у него «нет направления и нет моды», а в своем творчестве он старается передать безусловную радость и красоту окружающего мира.
Сотрудничая с известным меценатом, промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым живописец принимает участие в оформлении более трех десятков постановок Русской частной оперы, а впоследствии успешно сотрудничает с Большим и Мариинским театрами.
Константин Коровин — человек самых разносторонних талантов : первый русский художник-импрессионист, декоратор, архитектор, педагог, писатель, оставивший нам замечательное литературное наследство.
С именем Константина Коровина связана подмосковная дача Поленова. Много пленэрных работ будет написано в Охотино, где художник в 1897 году построит небольшой дом. В 1880-х годах живописец начинает выезжать в Европу , в Париж, где знакомится с новейшими течениями в искусстве, в 1890-е побывает на Русском Севере.
Но, пожалуй, самые яркие и жизнерадостные картины Константин Коровин напишет в начале ХХ века в солнечном Крыму.
Впервые художник посетит Крым в 1889 году. К этому времени у него сложится собственная техника, которую потом назовут “русским импрессионизмом” – техника живых и ярких красок, сильного мазка, способного запечатлеть неуловимые солнечные блики крымской природы и морских пейзажей.
В 1904 году Константин Коровин побывает в гостях у друга юности А. П. Чехова в Гурзуфе, где писатель из скромной татарской сакли сделает себе дом.
Вот тогда-то художник и принимает решение выкупить участок земли неподалёку от дома А.П. Чехова и построить собственную виллу . В 1911 году строительство дома будет завершено.
«В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары — две большие скалы, выступающие из моря, «пустынные скалы»…На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности»- писал К.А. Коровин.
Виллу Константин Алексеевич назовёт «Саламбо» в память о балете А. Ф. Арендса по роману Г. Флобера, к которому он рисовал декорации для Большого театра. В доме у Коровина побывали многие его знаменитые современники – артисты, писатели, художники. Среди них были Суриков, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький. А одна из двух скал Гурзуфа, что напротив дома Константина Коровина , будет переименована в скалу Шаляпина – его божественной красоты и силы голос когда -то звучал отсюда.
Мастерская Константина Алексеевича была со вкусом и изяществом обставлена — старинная темно-красная мебель, стены отделаны коричневым деревом.
На балконе мастерской Коровин пишет несколько превосходных этюдов – «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и множество других.
Это — невероятно плодотворный период творчества живописца.
Художник наслаждается работой в Гурзуфе. С восходом солнца он обычно пишет утренний этюд, после завтрака работает над дневным, и в сумерках приступает к третьему — ночному. Вечерние улочки, духаны и лавочки с огнями и темными фигурами особенно вдохновляют художника. И так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день.
В 1910-е годы живописец увлекается декоративно-красочными натюрмортами. Большая их часть пишется именно в Гурзуфе. Особое место на этюдах Коровина часто занимают любимые им розы, нередко изображаемые на фоне моря. Он создаёт десятки этюдов с розами .
А в Севастополе Константин Алексеевич, являющийся страстным рыболовом, пишет многочисленные натюрморты с рыбой.
Вначале Коровин бывает в «Саламбо» наездами, в 1914-1917 почти безвыездно живёт здесь , уезжает только на лето. Из времен года в Крыму он больше всего любит раннюю весну, когда у моря все распускается, а в горах еще лежит снег.
После революции 1917 года Коровин уже не вернётся в Гурзуф.
В 1922 году виллу национализируют. Сам художник в 1923 году эмигрирует в Париж, откуда пришлёт завещание – передать виллу «Саламбо» русским художникам.
К.А. Коровин скончается внезапно, на улице, от сердечного приступа 11 сентября 1939 года, когда над Парижем раздастся вой сирены, предвещающей фашистскую бомбардировку…
Не могу сказать, что память о пребывании Константина Алексеевича Коровина в Гурзуфе сегодня бережно сохраняется.
Вопрос функционирования музея великого русского художника остаётся открытым. Судя , по источникам в интернете, в ближайшие годы он вряд ли и решится — нет интересантов , да и меценаты перевелись, государственным институтам эта задача, похоже , оказалась непосильна…
Но, вопреки всему , яркая симфония живописи Константина Коровина остаётся нам навсегда, даруя восторг и радость бытия, передавая ощущения трепета полуденного воздуха, яркости солнечных бликов, полынной горечи крымского ветра и озоновой свежести морских волн… всего того, что Великий Живописец называл “пением за жизнь”…
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c977b6461fcd200b27e3c86/krymskoe-solnce-konstantina-korovina-5ee64158cf2e1004e8f0130c