Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.
Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты речи.
Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».
Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия, память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий вдох.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме « Овощи. Огород ».
Цель : систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты речи.
Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».
Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия, память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий вдох.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Оборудование: изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей, демонстрационные, предметные картинки по теме (муляжи овощей), аудиозапись «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), мнемотаблица, массажный мяч.
— Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
1. Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет, приветствие.
Л. Ребята, сегодня у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Всем по сказке интересной
Очень просто, хоть и длинно,
— Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принёс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей) Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и по очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображёнными на них овощами или муляжи овощей.
Л.: Покажите, что вы достали из ящика? Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).
— Что мы сейчас с вами произнесли? (овощи, слова)
1. Д/упр. «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.
— А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
— Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы с вами будем искать звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.
Слова: лук, кабачок, перец, тыква, чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.
Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)
Л: Чиполлино рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всё ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?
А) Мимические упражнение (релаксация) «Семена» на ковре
Л.: Давайте встанем, выйдем на ковёр и представим, что мы маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили голову, руки, опускаем плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление) .
3. Д/игра «Овощи-малыши» (с мячом)
— Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок? Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)
— Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в маленькие овощи-малыши: например, я говорю чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш — чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:
Перец- перчик тыква – тыковка капуста – капусточка огурец – огурчик
Лук – лучок морковь-морковочка помидор – помидорчик свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок редис- редисочка баклажан – баклажанчик горох – горошек;
— Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них живут великаны.
4. Д/игра «Овощи у великанов» (с мячом)
— А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские). Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов – лучище. Поиграем опять в игру-превращалку?
Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.
(огуречище, свёклище, баклажанище, помидорище, чесночище).
— Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли, превращая овощи и в малышей, и в гигантов.
А теперь он хочет проверить, помните ли вы, как выглядят овощи: какие из них выглядят толстячками, а какие худышками.
Б) Артикуляционная гимнастика
— Я буду называть овощи, если это вытянутой формы овощ, то вы втягиваете свои щёчки, а если округлой – то надуваете щёки.
1. Покажите, как выглядят овощи «толстячки» (помидор, тыква, репа, лук, капуста, свёкла).
2. Превратитесь в овощи «худышки» (огурец, морковь, баклажан, кабачок).
3. А с помощью какого инструмента сажают овощи? Кто знает (лопата). Наш язычок превратился в «Лопатку»
Беседа об овощах. Рассматривание предметных картинок с изображениями овощей.
— Скажите, а Чиполино пришел к нам из какой сказки? Кто её написал?
— В какое время года мы собираем урожай овощей? (осенью)
— Каждый овощ собирают по – разному.
— Морковку, редиску, репу, свеклу – как собирают? (выдергивают).
— Огурец, помидор, горох? (снимают).
— Капусту, тыкву, кабачок? (срезают).
Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем!
— Встаём со стульев, делаем вместе со мной:
В огород пойдём, урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем, «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками три раза.
Щавеля нарвём немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки
— А теперь мы повернулись и на место все вернулись.
В. Дыхательная гимнастика «Узнай овощ».
— Посмотрите, вот ещё маленький сюрприз приготовил нам Чиполлино (показ подноса на котором в маленьких тарелочках размещены кусочки овощей: лука, чеснока, огурца).
Дети вместе с логопедом рассматривают овощи, называют и нюхают их, запоминая запахи, затем с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед напоминает и показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
— На запах овощи мы знаем? А теперь расскажем Чиполлино какие овощи по цвету и форме, справимся?
— Каждый из вас берёт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладёт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).
— Это круглый красный помидор. Это овальная, оранжевая морковь.
— Это круглая зелёная капуста. Это круглая, красная свёкла.
— Это овальный зеленый огурец. Это овальный фиолетовый баклажан.
— Это круглый розовый редис. Это круглая, оранжевая тыква
— Это овальный коричневый картофель Это круглый жёлтый (фиолетовый) лук
— Это круглый белый чеснок. Это круглая жёлтая репа
— Это овальный красный (зелёный) перец Это овальный зелёный кабачок.
— Молодцы. Вот какой урожай вырастил Чиполлино. Он благодарит вас за помощь.
6. Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»). Логопед помещает на доску картинки.
— Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).
— Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Что есть в огороде?
Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.
-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.
— Молодцы! Играем ещё раз, назовите овощи, которые вы видите сейчас.
Дети: лук, чеснок, кабачок, брокколи, редис, капуста, тыква, морковь…
7. Упражнение «Один-много» (с мячом)
— Новая ждёт нас игра, ловить мяч снова пора! Сыграем в игру «Один — много» Все знают правила? Я буду говорить про один овощ, например один помидор и кидать вам мяч по очереди, а вы мне возвращать мяч уже со словом « много» помидоров . Начали!
огурец, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор.
— А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной:
Пальчиковая гимнастика.
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох. (хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох. (хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох. (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
— Очень все постарались, вкусный суп сварили!
8. Дидактическая игра “Повар и овощи”
Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещё приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).
Л.: Салат из капусты? (капустный).
Л.: Из свёклы? (свекольный).
Л.: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая).
Л.: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное).
Л.: А из овощей можно делать соки? (да).
Л.: Как назовём сок из моркови? (морковный).
Л.: Из помидоров какой сок? (томатный сок).
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
9. Д/упр. «Расскажи». Составление рассказа-описания об овощах с помощью мнемотаблицы – по цепочке 3 р.
— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с .. . (Это — свёкла. Свёкла – это овощ. Свёкла растёт в земле. Свёкла фиолетовая, круглая. Свёкла твёрдая, сладкая. Свёклу – тушат, варят).
2. Обобщающее понятие (Помидор – это овощ)
3. Где растут? (Помидор растёт на огороде, на грядке, на кустике)
5. Форма. (Помидор по форме круглый)
6. Части (Помидор покрыт кожицей, а внутри семена.)
8. Какой на ощупь? (Помидор гладкий и мягкий)
9. Вкус. (Помидор на вкус сладкий и сочный)
10. Запах (Помидор без запаха)
— Молодцы! Все справились с заданием.
III. Итог занятия (оценка работы детей).
Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?
— Что мы с вами сегодня собирали? Кому помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдёт к нам в гости.
Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источник