Конспект_графика_зимний_лес

Изобразительное искусство 3 класс Русская зима. Пейзаж в графике
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с графическим пейзажем; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей графических навыков, способов изображения природы с учетом законов изобразительной грамоты.

Планируемые результаты.

Предметные: знать основы графического пейзажа, хроматические и ахроматические цвета, уметь изображать зимний лес средствами графики.

Личностные: развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценки произведений искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ФИО методиста: Мотовилова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ТЕМА: «Пейзаж в графике. Русская зима»

Цели деятельности учителя: ознакомление с графическим пейзажем; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей графических навыков, способов изображения природы с учетом законов изобразительной грамоты.

Предметные : знать основы графического пейзажа, хроматические и ахроматические цвета, уметь изображать зимний лес средствами графики.

Личностные: развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценки произведений искусства.

Тип урока : Открытие «нового» знания

Оборудование :презентация, художественная тушь, кисти, салфетки.

Этап урока, методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

— Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Присаживайтесь.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….

Да, ребята, совершенно верно. Это зима.

Ребята, посмотрите на ребус. Отгадайте, какое слово тут зашифровано.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный фронтальный опрос

Как вы думаете, как можно объединить эти два слова?

Молодцы. А почему я начала наш урок именно с загадки про зиму и про пейзаж?

Определите тему нашего урока

Какие цели мы поставим на урок?

-Сегодня мы будем говорить о зимнем пейзаже

-Узнать, что такое пейзаж. Нарисовать зимний пейзаж

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

IV. «Открытие нового знания»

Каким способом может быть изображен пейзаж?

Вы раньше уже знакомились с видом изобразительного искусства графикой и ее выразительными средствами. Какими?

Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре.

Каждый художник, любуясь зимними пейзажами, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты зимы. Один работает цветом, и его работы получаются живописные, а другой использует краски, которые не содержат цвета, и тогда работы называют графические.

Читайте также:  Мелкая_ягода_белого_цвета

Как вы думаете какие краски не содержат цвета?

Такие краски называются ахроматические.

Как вы думаете какие краски содержат цвета?

Хроматические краски содержат цвет. (слайд)

Давайте рассмотрим графические работы. В них торжество и красота зимы, переданы с помощью черного и белого цветов.

Как вы думаете, когда в лесу остается меньше цвета?

Зимой практически нет нигде натуральных цветов, все покрыто белым снегом. Можем ли мы говорить о том, что зима — время черно-белой графики?

Пейзаж – рисунок местности

Зима, деревья почти черные на фоне белого снега

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!

Повторяют упражнения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление во внешней речи

— Обсудим композицию рисунка.

Давайте вспомним произведения графиков. С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту зимнего леса, деревьев?

Какие линии художники используют для изображения зимнего пейзажа? (фото)

Сегодня мы будем рисовать зимний пейзаж в графике.

Я буду рисовать черной тушью на белом листе.

1.Вначале я рисую тонко линию горизонта, чуть ниже середины листа.

2.Далее рисую дальний лес. Использую изобразительное средство — пятно. На небе рисую облака — пятном и развожу черную тушь до прозрачности.

3.Следующее — деревья. Если их несколько, то одни — дальше, а другие ближе. Какие из них мы рисуем крупнее?

С помощью каких изобразительных средств можно нарисовать дерево?

Сначала линией изображаю ствол и основные ветви. Штрихами дорисовываю маленькие ветки.

4.На переднем плане рисую сугробы. Сугробы изображу легкой волнистой линией и в некоторых местах положу пятна. Также можно нарисовать небольшие кусты. Какие средства выразительности нам в этом помогут?

Прямые, пунктирные, волнистые, зигзаги

Источник

Урок 5. Тема: «ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.

Цели и задачи: знакомство с графикой — видом изобразитель­ного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палоч­кой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средст­вами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблю­дательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Читайте также:  Рисовая_лапша_грибами_шиитаке

Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, па­лочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка, материалы экскурсий или слайды, фото­графии деревьев зимнего леса; репродукции графических произве­дений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — ил­люстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме.

П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

I . Организация класса.

II . Беседа по теме урока.

Учитель знакомит детей с графикой (от grapho — «пишу») — ви­дом изобразительного искусства, с новыми инструментами и мате­риалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), вырази­тельными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушев­ка) графики.

На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пе­ром, палочкой или тонкой кистью (можно угольной палочкой, чер­ным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих основной способ работы этими материалами (см. рис. 1-12, с. 29-31).

Выразительность линий создается разным характером: прямые, ло­маные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.

Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заострен­ный конец в жидкую черную тушь, а также

С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное — почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.

Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным — печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противопо­ложны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

— Чем отличаются цветные краски от черной и белой? — Есть две группы цветов — хроматические и ахроматиче­ские. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» — «цвет». Следовательно,хроматические — все цветные краски, ахромати­ческие — не содержащие цвет (черный, белый, серый).

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из зага­док:

Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)

Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)

Белый на белом написал, где бегал,

Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)

Сероват, зубоват, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.)

Скатерть бела — всю землю одела. (Снег.)

Читайте также:  Молевой_сплав_леса_запрещен

На деревья, на кусты с неба падают цветы,

Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)

А вот веселое, забавное стихотворение:

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:

— С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту ле­са, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)

Рисунки тушью, карандашом или уг­лем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка — линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отры­ваешь, — линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.

— Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному располагались на листе.

— А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

— Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега?)

III . Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения вет­вей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя опре­деленную роль, каждая часть дерева (кор­ни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным за­мыслом. — Какие деревья бывают по характеру? (Елка — пушистая, гус­тая; березка — стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб -корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива — поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)

Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее не­сложный пейзаж, состоящий из 1-2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зри­теля в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.

А зимой без иголок. (Лиственница.)

Никому не говорит. (Ива.)

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)

Когда человек бывает деревом? (Со сна.)

IV . Итоги урока.

При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными (графическими) ри­сунками.

Источник

Оцените статью