Изобразительное искусство 3 класс Русская зима. Пейзаж в графике
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с графическим пейзажем; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей графических навыков, способов изображения природы с учетом законов изобразительной грамоты.
Планируемые результаты.
Предметные: знать основы графического пейзажа, хроматические и ахроматические цвета, уметь изображать зимний лес средствами графики.
Личностные: развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценки произведений искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО методиста: Мотовилова Н.В.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ТЕМА: «Пейзаж в графике. Русская зима»
Цели деятельности учителя: ознакомление с графическим пейзажем; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей графических навыков, способов изображения природы с учетом законов изобразительной грамоты.
Предметные : знать основы графического пейзажа, хроматические и ахроматические цвета, уметь изображать зимний лес средствами графики.
Личностные: развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценки произведений искусства.
Тип урока : Открытие «нового» знания
Оборудование :презентация, художественная тушь, кисти, салфетки.
Этап урока, методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
— Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Присаживайтесь.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и мотивация
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….
Да, ребята, совершенно верно. Это зима.
Ребята, посмотрите на ребус. Отгадайте, какое слово тут зашифровано.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
III. Постановка учебной задачи
Словесный фронтальный опрос
Как вы думаете, как можно объединить эти два слова?
Молодцы. А почему я начала наш урок именно с загадки про зиму и про пейзаж?
Определите тему нашего урока
Какие цели мы поставим на урок?
-Сегодня мы будем говорить о зимнем пейзаже
-Узнать, что такое пейзаж. Нарисовать зимний пейзаж
К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
IV. «Открытие нового знания»
Каким способом может быть изображен пейзаж?
Вы раньше уже знакомились с видом изобразительного искусства графикой и ее выразительными средствами. Какими?
Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре.
Каждый художник, любуясь зимними пейзажами, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты зимы. Один работает цветом, и его работы получаются живописные, а другой использует краски, которые не содержат цвета, и тогда работы называют графические.
Как вы думаете какие краски не содержат цвета?
Такие краски называются ахроматические.
Как вы думаете какие краски содержат цвета?
Хроматические краски содержат цвет. (слайд)
Давайте рассмотрим графические работы. В них торжество и красота зимы, переданы с помощью черного и белого цветов.
Как вы думаете, когда в лесу остается меньше цвета?
Зимой практически нет нигде натуральных цветов, все покрыто белым снегом. Можем ли мы говорить о том, что зима — время черно-белой графики?
Пейзаж – рисунок местности
Зима, деревья почти черные на фоне белого снега
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность
К: контроль действий партнера
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!
Повторяют упражнения за учителем
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии
V. Первичное закрепление во внешней речи
— Обсудим композицию рисунка.
Давайте вспомним произведения графиков. С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту зимнего леса, деревьев?
Какие линии художники используют для изображения зимнего пейзажа? (фото)
Сегодня мы будем рисовать зимний пейзаж в графике.
Я буду рисовать черной тушью на белом листе.
1.Вначале я рисую тонко линию горизонта, чуть ниже середины листа.
2.Далее рисую дальний лес. Использую изобразительное средство — пятно. На небе рисую облака — пятном и развожу черную тушь до прозрачности.
3.Следующее — деревья. Если их несколько, то одни — дальше, а другие ближе. Какие из них мы рисуем крупнее?
С помощью каких изобразительных средств можно нарисовать дерево?
Сначала линией изображаю ствол и основные ветви. Штрихами дорисовываю маленькие ветки.
4.На переднем плане рисую сугробы. Сугробы изображу легкой волнистой линией и в некоторых местах положу пятна. Также можно нарисовать небольшие кусты. Какие средства выразительности нам в этом помогут?
Прямые, пунктирные, волнистые, зигзаги
Источник
Урок 5. Тема: «ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.
Цели и задачи: знакомство с графикой — видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблюдательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка, материалы экскурсий или слайды, фотографии деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».
М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме.
П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
I . Организация класса.
II . Беседа по теме урока.
Учитель знакомит детей с графикой (от grapho — «пишу») — видом изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка) графики.
На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пером, палочкой или тонкой кистью (можно угольной палочкой, черным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих —основной способ работы этими материалами (см. рис. 1-12, с. 29-31).
Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.
Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заостренный конец в жидкую черную тушь, а также
С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное — почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.
Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным — печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.
— Чем отличаются цветные краски от черной и белой? — Есть две группы цветов — хроматические и ахроматические. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» — «цвет». Следовательно,хроматические — все цветные краски, ахроматические — не содержащие цвет (черный, белый, серый).
А вот что о черном и белом цветах можно узнать из загадок:
Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)
Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)
Белый на белом написал, где бегал,
Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)
Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)
Сероват, зубоват, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.)
Скатерть бела — всю землю одела. (Снег.)
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)
А вот веселое, забавное стихотворение:
Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:
— С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)
Рисунки тушью, карандашом или углем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).
Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка — линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, — линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.
— Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному располагались на листе.
— А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?
— Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега?)
III . Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения ветвей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным замыслом. — Какие деревья бывают по характеру? (Елка — пушистая, густая; березка — стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб -корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива — поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)
Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее несложный пейзаж, состоящий из 1-2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зрителя в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.
А зимой без иголок. (Лиственница.)
Никому не говорит. (Ива.)
А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)
Когда человек бывает деревом? (Со сна.)
IV . Итоги урока.
При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными (графическими) рисунками.
Источник