Конспект занятия по развитию речи «Овощи»
Елена Великосельская
Конспект занятия по развитию речи «Овощи»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: ОВОЩИ
1. Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
2. Учить находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).
3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
4. Закрепление употребления в речи предложений со значением противопоставления.
5. Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
6. Воспитание правильной воздушной струи.
7. Воспитание культуры поведения за столом во время приёма пищи.
Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспит. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу – ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели,кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла – ох!
Воспит. Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, восп-ль достаёт их из корзины.
Воспит. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
2. Рассказ восп-ля.
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свёклу, лук, чеснок выдёргивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, варёными, жареными, солёными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
3. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина, сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
4. Игра «В огороде у козы Лизы».
Восп-ль. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова,отвечающие на вопросы: какой? какая?
— Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свёкла, сладкая морковь и т. д.
5. Игра «Большой, маленький».
Перец – перчик и т. д.
Плавно идёт капуста,
Осторожно идёт редиска,
Важно шагает помидор,
(дети имитируют движения)
Легко бежит горошек,
Не спеша вышагивает редька,
Вприпрыжку спешит морковка,
Маршируют огурцы – молодцы.
6. Дыхательное упражнение «Синьор – помидор».
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
7. Игра «Назови, какой это сок».
Дети становятся в круг, логопед бросает ребёнку мяч и называет овощ. Например «Огурец». Ребёнок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».
Тыква – тыквенный и т. д.
8. Игра «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковь — ….
Огурец овальный, а тыква — …
Лук горький, а морковка — ….
Помидор кислый, а чеснок — ….
Огурец зелёный, а помидор — ….
9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» (узнавание овоща по описанию).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора).
Пушистый и зелёный хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
— «Вылезай на свет ….» (морковка).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Любит вдоволь пить т водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её …. (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
10. Игра «Мы считаем».
Восп-ль. Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать – ка их сумей.
— Один огурец. (Ребёнок передаёт овощ стоящему рядом ребёнку.)
(Счёт в игре идёт до пяти).
11. Итог занятия.
Восп-ль. О чём мы с вами говорили? Где растут овощи?
— Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я вас приглашаю за стол – отведать дары осени!
Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с восп-лем вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.
Восп-ль. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Овощи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе Цель: сформировать понятие – овощи. Задачи: научить выделять характерные.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» ЦЕЛИ: Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением; правильно.
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи» Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный,.
Конспект занятия по развитию речи «Овощи» Цель и задачи: 1. Формирование умения различать по внешнему виду овощи; 2. Развивать внимание и память в игре; 3. Формировать умение включать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи. Огород» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи. Огород» Программное содержание: Образовательные задачи: o образование.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» Федорив Елена Фагимовна. Тема: «В гости с зайчиком» — Обучающие задачи: • расширять представления детей об овощах на основе описания их.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты» Задачи: 1. Обучающие: учить различать слова, обозначающие действие предмета; учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета,.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи. Огород»
Аталян Стелла Арменаковна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи. Огород»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи. Огород»
Программное содержание:
o образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
o усвоение глаголов с различным значением, подбор относительных прилагательных к существительным;
o употребление в речи предложений со значением противопоставления;
o закрепить знания о овощах.
o составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам – символам.
o развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;
o развивать мыслительную деятельность, внимание;
o развивать умение группировать предметы.
o воспитывать у детей интерес к окружающему;
o вырабатывать навыки правильного питания;
o воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
Материал и оборудование: картинки-символы; дидактическая игра «Поможем козе Лизе»; картинки с изображением овощей (картофель, капуста, свёкла, огурец, лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
Предварительная работа:
1. Рассматривание наглядных материалов, стихов, пословиц об овощах.
2. Просмотр мультфильмов об овощах: «Веселый огород» (Союзмультфильм, 1947г., «Малышарики – Похрустим» (2017г.).
3. Чтение стихотворений: Т. Петухова «Загадки на грядке», Е. Ранеева «Помидор светофор», М. Дружинина «Чеснок».
Ход занятия.
Дети становятся в круг.
— Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение.
А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Отгадывание загадок (дети отгадывают загадки).
1. На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки).
2. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
3. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка).
4. Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я — … (свёкла).
5. Летом в огороде — свежие, зеленые,
А зимою в бочке — желтые, солёные.
Как зовут нас… (Огурцы).
— Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи).
— Какие ещё овощи вы знаете? (Лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
— Где растут овощи? (На земле, под землёй)
— Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? Дети: (срывают, срезают).
— Как собирают овощи, которые растут под землёй? (Выкапывают, выдёргивают).
— Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.
-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).
— Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (Помидоры, огурцы, горох, перец собирают).
— Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают).
— Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли).
Игра «Ласковые слова».
— Овощи можно называть ласково.
Дидактическая игра «Поможем козе собрать овощи».
— Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи. Давайте ей поможем.
Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок и комментируют.
— Я срезаю капусту.
— Я дёргаю морковь.
— Я снимаю огурцы.
— Я копаю картошку.
— Я срезаю кабачок.
— Я выдергиваю редиску.
Дидактическая игра «Чего не стало».
Воспитатель показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.
Игра «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…
Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА».
Дети отгадывают загадку и делают гимнастику.
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста).
— Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу).
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (хватательные движения обеими руками).
Посолили (указательный и средний пальцы трутся о большой).
И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу).
Все теперь у нас в порядке (отряхивают руки).
Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови – морковный.
Сок из капусты – капустный.
Сок из свёклы – свёкольный.
Салат из огурцов – огуречный.
Салат из картофеля – картофельный.
Суп из гороха – гороховый.
Икра из кабачков – кабачковая.
Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.
— Помидор — это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
Итог занятия.
— Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?
Литература:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй мир. – М. : Баласс, 1999г.
2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. — М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
5. Климова Т. А. Загадки. – М. : Росмэн-Пресс, 2001г.
6. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Подготовительная группа. – М. : центр педагогического образования, 2015г.
Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Овощи. Огород» Цель: расширять объём словаря, обогащать словарь наименованиями овощей. Задачи: коррекционно-образовательные: учить употреблять существительные.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» ЦЕЛИ: Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением; правильно.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Овощи и фрукты – полезные продукты» Задачи: Интеграция образовательных.
Конспект занятия по развитию речи «Овощи» Цель и задачи: 1. Формирование умения различать по внешнему виду овощи; 2. Развивать внимание и память в игре; 3. Формировать умение включать.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» Федорив Елена Фагимовна. Тема: «В гости с зайчиком» — Обучающие задачи: • расширять представления детей об овощах на основе описания их.
Конспект занятия в логопедической группе «Овощи-огород» Конспект занятия в логопедической группе по теме: «Овощи – огород» Коррекционно-образовательные задачи. [Расширение, уточнение и активизация.
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Овощи. Огород» Тема: Овощи. Огород. Цель: Активизировать словарь по теме «Овощи. Огород». Учить составлять небольшой описательный рассказ об овоще. Упражнять.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты» Задачи: 1. Обучающие: учить различать слова, обозначающие действие предмета; учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета,.