Разработка урока-закрепления на тему «Плодовые деревья»
ГБОУ школа-интернат ст. Полтавской Краснодарского края учитель высшей категории Гончарова Л.В. 9 класс Тема: ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ. ЦЕЛЬ: закрепить у учащихся знания о плодовых деревьях, познакомить с профессиями садоводства Образовательная: закрепить знания о строении и некоторых особенностях плодовых деревьев, о способах посадки плодовых деревьев, способах борьбы с вредителями сада зимой, способах обрезки плодовых деревьев. Коррекционно-развивающая: развитие речи учащихся, обогащение активного словаря; развитие мыслительной деятельности. Воспитывающая: привитие бережного отношения к природе родного края. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, мультимедийная система, карточки, демонстрационный материал, раздаточный материал. ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ: личностно-ориентированные, дифференцированные, информационно-коммуникативные, технология сотрудничества, гуманно-личностные. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: укорачивание ветвей, прореживание ветвей, кербовка, пинцировка, выломка побегов, удаление почки, садовод, агроном – плодоовощевод. Наш урок мы проведем в форме передачи «Сельский час», а вы выступите в роли экспертов, приглашенных на передачу, и расскажите все, что вы знаете о плодовых деревьях. Ну а я буду выступать в роли ведущей нашей телепередачи. Вначале я хочу предложить вам провести небольшую разминку. Народ сложил много пословиц и поговорок, которые актуальны и в настоящее время. Перед вами разорванные пословицы, ваши задача их собрать и объяснить смысл. У хорошего садовода — хороший сад. Не сади дерева корнем к верху. Каков уход, таков и плод. Яблоко от яблони недалеко падает. На нашу передачу приходит много писем, в которых зрители просят рассказать о плодовых деревьях, о способе посадки, обрезке, особенностях строения и плодоношения. Давайте попробуем ответить на вопросы телезрителей. В чем сходство деревьев с остальными растениями? Чем дерево отличается от кустарника? В чем сходство плодов яблони и груши? В чем сходство плодов вишни и сливы? Чем полезны фрукты для человека? Как их использует человек? Какие формы плодово-ягодных культур существуют? Какие плодовые деревья распространены на Кубани? Мы получили письмо, в котором телезрительница, просит рассказать о строении плодового дерева, её давно мучает вопрос, почему деревья не падают? Ответить на этот вопрос вы попытаетесь, работая группой. РАБОТА ПО ГРУППАМ Карточка СТРОЕНИЕ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА 1 ученик у доски. Проверка эксперты по 1 от группы. Так что же держит деревья, почему они не падают? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Закройте глаза и дайте им отдохнуть Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо. Несколько раз зажмурься и снова открой глаза. Часто поморгай глазами. Часто приходят письма с просьбой рассказать о правильной посадке плодовых деревьев. Я предлагаю Вам вместе с телезрителями посмотреть небольшой фильм о посадке плодового дерева. В фильме подробно было рассказано о посадке деревьев, давайте еще раз напомним телезрителям о последовательности посадки дерева. РАБОТА В ГРУППАХ 1группа – устанавливает последовательность по картинкам 2 группа – устанавливает последовательность по надписям 1 ученик на доске – по нему проверка Как бы ни были прекрасны сады, вкусными и полезными фрукты, но без труда людей, этого всего не было бы. Давайте вспомним представители, каких профессий работают в садах. ЗАДАНИЕ подберите к характеристикам соответствующие профессии осуществляет управление всеми условиями жизни ягодных и овощных растений, создает новые сорта, размножает плодово-ягодные и овощные культуры, повышает их продуктивность и полезность обладает глубокими общебиологическими и сельскохозяйственными знаниями, занимается выращиванием плодовых и ягодных культур. РАБОТА коллективно на доске. У сада много вредителей. Одни из них приносят вред весной, другие – летом. Но есть и такие, которые зимой доставляют немало вреда. Расскажите зрителям, какие вредители зимнего сада бывают? Как защитить от них плодовые деревья? РАБОТА коллективно у доски. Соотнесите способы борьбы с мышами и зайцами МЫШИ перекопка почвы, укрывают штамбы, отаптывание снега ЗАЙЦЫ обвязка штамба и нижних веток, опрыскивание и обмазывание раствором глины и креалина Давайте представим, что мы идем в сад (идем), увидели красивые яблоки и стали их срывать, тянемся до самой высокой ветки, яблоко упало на землю, и мы его поднимает (наклоняемся и поднимаем), снова срываем, и вот набрали полное ведро, пошли обратно к дому. Плодоношение сада невозможно без правильной обрезки. Правильная обрезка позволяет садоводам получить богатый урожай. Какие способы обрезки бывают? ответы детей ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЬ способ обрезки по описанию. Удаление верхней части ветви. (укорачивание) Удаление всей ветви у основания. (прореживание ветвей) Удаление почки вместе с основанием. (ослепление) Удаление полоски коры шириной 2-4мм вместе с частью древесины. (кербовка) Прищипывание верхушки, растущего побега, в первой половине лета. (пинцировка) Удаление нежелательных побегов длиной 5-8см руками. (выломка веток) Как правильно обрезать ветки деревьев? Ответить на этот вопрос нам помогут эти иллюстрации. ЗАДАНИЕ: показать правильные способы обрезки. РАБОТА коллективно на доске. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА нашей передачи. Мы с вами говорили о плодовых деревьях. Оказывается, есть ещё и такие деревья: конфетное, хлебное, колбасное, молочное, изюмное, капустное, золотое – все это деревьях! Согласитесь, похоже на описание, какого – то сказочного, волшебного леса. Между тем такие деревья реально существуют, правда, не в равной степени заслуживают своих обязывающих эпитетов. Большинство из них знакомо нам понаслышке, поскольку обитают они в различных тропических и жарких странах, так что собрать их вместе можно лишь в оранжереях ботанических садов и на страницах книг. — Начнем мы с хлебного дерева. Видов с таким названием довольно много. Это вечнозелёные деревья, выделяющие, как и многие другие растения, клейкий белый сок – латекс. Цветки, а затем плоды у них образуются прямо на довольно толстом стволе. Не всякая ветка была бы способна удержать его: масса доходит до 40 кг. Впечатляют и размеры длина – до 90 см, ширина – около 50 см под кремово – золотистой оболочкой находится коричневатая тестообразная мякоть, по вкусу напоминающая нечто среднее между тыквой и картофелем. Из плодов настоящего хлебного дерева местные жители, сбраживая мякоть, готовят тесто для выпечки лепёшек. Можно просто поджарить ломтик недозрелого плода: по вкусу напоминает печёный картофель. — Следующим по степени известности, наверное, будет дынное дерево – папайя, так называют его в Америке. Встречается в самых разных районах тропиков и субтропиков, вплоть до Черноморского побережья Кавказа. Плоды дерева действительно похожи на продолговатые дыни. Мякоть такой «дыни» розоватая, душистая, кисловато – сладкая. Папайю используют в салатах, едят в сыром виде, готовят варенье из неё. Считается, что мелкие плоды вкуснее крупных, достигающих в длину 35см. Но папайя еще лекарственное растение. На основе фермента папаин изготавливают препараты, применяемые при некоторых желудочных заболеваниях. — Знаменитый немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт, путешествуя по Южной Америке, описал молочное дерево. Наибольшее удивление вызывает, конечно же «Молоко», обильно текущее из надрезанного ствола. По вкусу этот густой и клейкий сок с приятным ароматом очень схож с коровьим молоком, смущает только его вязкость, с которой, как говорят, можно привыкнуть. Оставленный на воздухе сок через 5 – 6 дней загустевает настолько, что становится похожим на настоящий сыр. Разумеется, по своему составу «растительное молоко» существенно отличается от коровьего. В нём почти нет белка и жиров, но зато много воска и смол. — Колбасное дерево действительно несёт на своих ветвях множество буроватых колбасовидных плодов, которые свисают на длинных плодоножках и придают ему весьма необычный, причудливый вид. Каждая такая колбаса может быть до полуметра длинной при диаметре около 10 см, а созревает она в течение целого года. Но, увы, и зрелые – одревесневшие, и незрелые – более мягкие, растительные колбасы несъедобны. — Как нельзя питаться плодами колбасного дерева, так бесполезны и капустные деревья, растущие на острове Святой Елены. Капустными эти деревья назвали потому, что все листья собраны у них на концах ветвей в виде густых розеток. — Не производит бутылок и бутылочное дерево, получившее своё прозвище, именно по характерной форме вздутого ствола. Ствол бутылочного дерева расчленён и состоит обычно из двух полостей. В нижней — скапливается вода, в верхней – сладковатый желеобразный сок, прекрасно утоляющий жажду. Если учесть, что ствол – фляга бывает внушительных размеров – до 1,8 м в диаметре и до 15 м высоты и растёт это дерево в засушливых местах, то станет ясно, какой неоценимый подарок припасла природа для здешних обитателей. — Конфетное дерево вызывает вполне понятное живейшее любопытство и желание непременно попробовать, что же за плоды – конфеты рождаются на его ветвях. Если быть точным, то они сухие и несъедобные, зато извитая ось, держащего их соцветия – сочная и мясистая. Однако вкус этой растительной конфеты на любителя: он напоминает кисловатый изюм. Может быть, поэтому конфетное дерево называют еще японским изюмным деревом. — В последнее время стало известно томатное дерево (или древовидный томат). Представляет собой небольшое деревце или крупный кустарник с яйцевидными красновато – оранжевыми плодами, напоминающими по вкусу помидоры. Их можно есть сырыми, но лучше всего они подходят для консервирования. Из них можно готовить желе. — Существует уксусное дерево. Это небольшое деревце встречается в восточных широтах США. Мелкие его плоды покрыты яркими красными волосками. Сок плодов удивительно кислый, впрямь очень сходный с пищевым уксусом. — Помимо всем знакомого хлопкового куста на свете есть, оказывается, ещё и хлопковое дерево – близкая родня баобабу. Волокно этого дерева не годится для текстильной промышленности, зато оно лёгкое, с очень низкой теплопроводностью, немнущееся и не смачиваемое водой – прекрасный набивочный и изоляционный материал, особенно для морских спасательных жилетов, одежды полярников и т. п. — Вот с какими удивительными растениями мы познакомились! На этом наша телепередача закончилась? Я хотела бы поблагодарить всех экспертов принимавших участие в нашей телепередаче. И надеюсь телезрители будут очень довольны вашими ответами. Домашнее задание Работа по карточкам. Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razrabotka_uroka_zakrepleniya_na_temu_plodovie_dere_212420.html Яблоня |
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_yablonya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА
Учитель сельскохозяйственного труда
Маркина Ольга Юрьевна
2009-2010 учебный год
познакомить обучающихся с особенностями
плодового дерева яблони , ее строением ,
- Познакомить обучающихся с особенностями
плодового дерева яблони , ее строением ,
- Закрепить знания по теме:
« Строение плодового дерева ».
- Способствовать развитию логического мышления и памяти обучающихся.
- Корригировать восприятие , мышление.
- Способствовать развитию абстрактного мышления .
- Развивать у учащихся понимание
важности сельскохозяйственного труда
для самостоятельной жизни.
- Прививать учащимся навыки само-
- Воспитывать у учащихся любовь к
фотографии плодовых деревьев
таблица : « Строение плодового дерева »
натуральные образцы плодов яблони
1.Организация начала урока. 1 мин.
2.Проверка домашнего задания. 10 мин.
3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала. 1 мин.
4.Сообщение нового материала. 15 мин.
5. Закрепление полученных знаний. 10 мин.
6. Подведение итогов. 3 мин.
1.Организация начала урока.
Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.
А теперь за парты
а) Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
б) Проверка готовности обучающихся к уроку.
в) Настрой обучающихся на работу на уроке.
Прозвенел уже звонок ,
Начинаем наш урок .
Будьте все внимательны ,
Прилежны и старательны.
— Скажите , какой сейчас урок ?
— Какой он по счету ?
2.Проверка домашнего задания.
Цель :установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.
-Ребята , на этом уроке мы будем изучать тему « Яблоня ». Сегодня вам предстоит познакомиться с особенностями этого плодового дерева .
Но прежде чем приступить к изучению нового материала , скажите , какую тему вы изучали на прошлом уроке ?
— Чтобы вы вспомнили названия плодовых деревьев , я загадаю вам несколько загадок . Ваша задача их разгадать .
Зеленого цвета ,
А ранней осенью –
Красный , с просинью .
А сладким стало –
Весной висят качаются
А летом превращаются
В красные бубенчики.
Есть в саду плод ,
Сладок , как мед ,
С лампочкой схож .
Вишни ягода – подруга,
Только я расту на юге .
Я вкусна , красива внешне,
Плод со вкусом кисло – сладким ,
В Новый год кладут в подарки ,
Очень дружен с апельсином ,
Просто всем на удивленье
Каждый плод мой загляденье.
Бархатный ношу наряд ,
Абрикосу старший брат .
-Молодцы , ребята . А какие из этих растений распространены в нашей местности ?
-Ребята , сейчас предлагаю вам игру «Самый внимательный »
2.Игра «Самый внимательный»
Каждому из учащихся раздается набор слов .
Необходимо подчеркнуть только названия частей плодового дерева . На выполнение этого задания у вас есть 1 минута .
-А теперь я предлагаю вам игру «Почта»
Представьте , что я ваш друг по переписке. Я не знаю ответов на некоторые интересующие меня вопросы . Эти вопросы я и задам вам в своих письмах . Ваша задача мне помочь .
Письмо 1 ( 2 уровень)
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Вставь пропущенные слова в тексте .
Продолжение ствола от нижних ветвей до верхушки называется ……………………. ……………………. Ветви плодового дерева бывают разной толщины . Крупные ветви называются…………………………,
менее крупные …………………………., а самые
Стеблевые приросты с молодыми листьями называются ……………………..
Письмо 2 (2 уровень)
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Вставь пропущенные слова в тексте .
Побеги плодовых деревьев различаются по длине и по назначению . Удлиненные побеги – это побеги …………., увеличивающие длину центрального проводника и ветвей , короткие побеги — ……………………..
Зачаточный , не развернувшийся побег называется ………………
Из ростовых почек образуются ростовые побеги, а из цветковых почек -………………………………………….
Письмо (3 уровень)
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Вставь пропущенные слова в тексте .
Корневая система плодового дерева состоит из
………………… , ……………………. и ………………. корней . Мелкие обрастающие корни образуют
Часть корней плодового дерева , которая растет вниз называется ………………….. корнями , а корни растущие в стороны …………………….. корнями.
Письмо 4 ( 3 уровень)
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Выбери из скобок правильный ответ , подчеркни его.
Наиболее развитая , утолщенная основная часть стебля называется ( веткой , стволом ). Нижняя часть ствола между корневой шейкой и нижними ветвями дерева – это (штамб , крона ) . Все ветви дерева образуют его (крону , обрастающие ветви ) .
-Молодцы ребята , я поняла ,что вы усвоили материал по теме : «Строение плодового дерева ».
А теперь немного отдохните.
(Физкультминутку проводит учащийся ).
Мы с корзинами большими
Урожай собрать решили .
Яблоки в саду мы рвали
И немножечко устали .
Друг на друга поглядели ,
Отдохнули , снова встали
И все яблоки собрали .
3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.
— Тема нашего урока : « Яблоня ». Сегодня вам предстоит
познакомиться с особенностями плодового дерева яблони , строением и сортами .
4.Сообщение нового материала.
Цель: дать обучающимся конкретное представление о строении плодового дерева яблони.
— Яблоня – древнейшее из плодовых растений . Родиной дикой яблони является вся средняя Европа . Упоминания об этом плодовом дереве были найдены в сочинениях древнегреческих писателей еще за 4 века до нашей эры . В России яблоня прижилась настолько , что стала одной из самых распространенных культур . Трудно встретить сад в нашей местности , в котором не росли бы яблони .
В настоящее время в нашей стране насчитывается более 3000 сортов этого плодового дерева . Яблоня живет долго , до 70 лет и более . Начинает плодоносить на 7-8 год своей жизни . Хорошие урожаи дает в течение 30-40 лет . Яблони отличаются периодичностью плодоношения – высокие урожаи они дают через год .
Деревья яблони бывают высокие , средней высоты и
низкие . Ствол покрыт трещиноватой корой серого цвета .
1.Работа с учебником.
-Ребята , откройте учебник на странице 47 , рассмотрим рисунок 39 . Обратите внимание на то , что штамб яблони невысокий . Скелетные ветви отходят от центрального проводника в стороны почти горизонтально . Форма кроны может быть конической (б) , но чаще — округлой (а) .
На доску вывешивается плакат «Плодовые деревья»
Теперь рассмотрим рисунок 40 . Здесь изображены листья и цветки яблони . Листья округлые , слегка опушенные, расположены на ветви поочередно , цветки бело-розовые .
— Ребята , скажите , как называется плод яблони ?
— Какого цвета яблоки вам приходилось видеть ?
(Показ натуральных образцов яблок , макетов , фотографий) .
— Мякоть яблока также может быть различной окраски
белой ,зеленоватой , желтой, розовой , красноватой .
Форма плодов может быть округлой , яйцевидной , конической и др . В нижней части плода расположена плодоножка , которой яблоко прикрепляется к ветви .
Яблоки являются очень ценным продуктом питания . В их состав входит большое количество железа и витамина С .
На прошлом уроке вы узнали , что плодовые деревья делятся на косточковые и семечковые .
Как вы думаете , к какой из них относится яблоня ?
-Чем можно это доказать ?
— Сорта яблони различаются по срокам созревания. Существуют летние , осенние и зимние сорта . Яблоки летних сортов созревают летом , долго не хранятся . Осенние и зимние сорта убирают осенью . Зимние сорта более жесткие и дозревают во время хранения .
— Ребята , а кто из вас знает , в каком виде человек потребляет плоды яблони ?
(Показ фотографий консервированных яблок .)
-Ребята , скажите , какое сегодня число ?
— Ребята, разгадайте загадку .
На поля и на луга
До весны легли снега .
Только месяц наш пройдет ,
Мы встречаем Новый год .
-Какой сейчас идет месяц ?
-Какой этот месяц по счету в году ?
-Какой сейчас год ?
2.Работа в тетрадях.
Запись числа и темы урока.
(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма ; на соблюдение единого орфографического режима.)
3.Работа с учебником.
-Ребята , откройте учебник на странице 48 ,
давайте прочитаем материал « Сорта яблони » (читает хорошо читающий обучающийся ) и рассмотрим изображения этих сортов на форзаце учебника .
На доску вывешиваются названия сортов яблонь и проговариваются хором .
4.Работа в тетрадях:
Запись в тетради кратких сведений о яблоне.
( В это время звучит песня «Яблони в цвету» в исполнении Е.Мартынова)
Форма кроны – чаще округлая
Скелетные ветви отходят
от центрального проводника – горизонтально
Листья — округлые , опушенные
Продолжительность жизни – 70 лет
Начинает плодоносить – на 7-8 год
Хорошие урожаи дает – 30-40 лет
(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма.)
5.Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.
- Какую форму кроны имеет яблоня ? ( 2 ур.)
2.Какого цвета кора яблони ? ( 2 ур.)
— Молодцы . Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Яблонька» И. Токмаковой
Маленькая яблонька у меня в саду.
Белая — пребелая вся стоит в цвету …..
3. Какую неточность допустил автор?
Яблоню упоминали в стихах , песнях , а также в некоторых русских народных сказках . Например , в сказке «Гуси — лебеди» дети прячутся под кроной яблони .
ВОПРОС ( 2 уровень)
Пользуясь краткими сведениями в тетради , назовите две причины , по которым в этом сюжете было выбрано именно это дерево , а не какое – то другое ?
-А теперь , вспомните , сказку «Хаврошечка».
Я вам сейчас зачитаю несколько предложений из нее , а вы поможете мне ответить на некоторые возникающие вопросы .
1. Косточки коровушкины она в землю зарыла и каждый день в саду поливала .
ВОПРОС (2 уровень)
Что на самом деле должно было попасть в землю , чтобы выросла яблонька ?
2. Много ли времени прошло , мало ли , выросла из них яблонька , а на ней яблоки румяные .
ВОПРОС (2 уровень)
Сколько же примерно прошло времени с момента посева до плодоношения этой яблони?
ВОПРОС ( 3 уровень)
Скажите сколько лет , примерно , еще осталось жить яблоне?
ВОПРОС (2 уровень)
Сколько еще лет она будет давать хорошие урожаи ?
3.Яблочки на ней висят наливные , листья шумят золотые, веточки гнуться от тяжести .
ВОПРОС ( 3 уровень)
Как вы думаете , в какое время года происходят события ? Почему?
ВОПРОС (2 уровень)
Как вы думаете , как выглядели листья этой яблони летом ?
ВОПРОС ( 3 уровень)
Как вы думаете каким был сорт этой яблони по срокам созревания ?
ВОПРОС (3 уровень)
Как вы думаете , даст ли эта яблоня на следующий год такой же большой урожай ?
-Молодцы ребята , правильно ответили на вопросы . Предлагаю вам следующее задание :
— На доске записаны сорта яблонь , но к сожалению в них «потерялись » буквы.
Необходимо добавить эти буквы и назвать эти сорта .
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/12/16/yablonya