Конспект урока косточковые плодовые деревья

Разработка урока-закрепления на тему «Плодовые деревья»

ГБОУ школа-интернат ст. Полтавской Краснодарского края

учитель высшей категории Гончарова Л.В.

9 класс Тема: ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

ЦЕЛЬ: закрепить у учащихся знания о плодовых деревьях, познакомить с профессиями садоводства

Образовательная: закрепить знания о строении и некоторых особенностях плодовых деревьев, о способах посадки плодовых деревьев, способах борьбы с вредителями сада зимой, способах обрезки плодовых деревьев.

Коррекционно-развивающая: развитие речи учащихся, обогащение активного словаря; развитие мыслительной деятельности.

Воспитывающая: привитие бережного отношения к природе родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, мультимедийная система, карточки, демонстрационный материал, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ:

личностно-ориентированные, дифференцированные, информационно-коммуникативные, технология сотрудничества, гуманно-личностные.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: укорачивание ветвей, прореживание ветвей, кербовка, пинцировка, выломка побегов, удаление почки, садовод, агроном – плодоовощевод.

Наш урок мы проведем в форме передачи «Сельский час», а вы выступите в роли экспертов, приглашенных на передачу, и расскажите все, что вы знаете о плодовых деревьях. Ну а я буду выступать в роли ведущей нашей телепередачи.

Вначале я хочу предложить вам провести небольшую разминку. Народ сложил много пословиц и поговорок, которые актуальны и в настоящее время. Перед вами разорванные пословицы, ваши задача их собрать и объяснить смысл.

У хорошего садовода — хороший сад.

Не сади дерева корнем к верху.

Каков уход, таков и плод.

Яблоко от яблони недалеко падает.

На нашу передачу приходит много писем, в которых зрители просят рассказать о плодовых деревьях, о способе посадки, обрезке, особенностях строения и плодоношения. Давайте попробуем ответить на вопросы телезрителей.

В чем сходство деревьев с остальными растениями?

Чем дерево отличается от кустарника?

В чем сходство плодов яблони и груши?

В чем сходство плодов вишни и сливы?

Чем полезны фрукты для человека? Как их использует человек?

Какие формы плодово-ягодных культур существуют?

Какие плодовые деревья распространены на Кубани?

Мы получили письмо, в котором телезрительница, просит рассказать о строении плодового дерева, её давно мучает вопрос, почему деревья не падают?

Ответить на этот вопрос вы попытаетесь, работая группой.

РАБОТА ПО ГРУППАМ Карточка СТРОЕНИЕ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА

1 ученик у доски. Проверка эксперты по 1 от группы.

Так что же держит деревья, почему они не падают?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Закройте глаза и дайте им отдохнуть

Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо.

Несколько раз зажмурься и снова открой глаза.

Часто поморгай глазами.

Часто приходят письма с просьбой рассказать о правильной посадке плодовых деревьев. Я предлагаю Вам вместе с телезрителями посмотреть небольшой фильм о посадке плодового дерева.

В фильме подробно было рассказано о посадке деревьев, давайте еще раз напомним телезрителям о последовательности посадки дерева.

РАБОТА В ГРУППАХ

1группа – устанавливает последовательность по картинкам

2 группа – устанавливает последовательность по надписям

1 ученик на доске – по нему проверка

Как бы ни были прекрасны сады, вкусными и полезными фрукты, но без труда людей, этого всего не было бы. Давайте вспомним представители, каких профессий работают в садах.

ЗАДАНИЕ подберите к характеристикам соответствующие профессии

осуществляет управление всеми условиями жизни ягодных и овощных растений, создает новые сорта, размножает плодово-ягодные и овощные культуры, повышает их продуктивность и полезность

обладает глубокими общебиологическими и сельскохозяйственными знаниями, занимается выращиванием плодовых и ягодных культур.

РАБОТА коллективно на доске.

У сада много вредителей. Одни из них приносят вред весной, другие – летом. Но есть и такие, которые зимой доставляют немало вреда. Расскажите зрителям, какие вредители зимнего сада бывают? Как защитить от них плодовые деревья?

РАБОТА коллективно у доски.

Соотнесите способы борьбы с мышами и зайцами

МЫШИ перекопка почвы, укрывают штамбы, отаптывание снега

ЗАЙЦЫ обвязка штамба и нижних веток, опрыскивание и обмазывание раствором глины и креалина

Давайте представим, что мы идем в сад (идем), увидели красивые яблоки и стали их срывать, тянемся до самой высокой ветки, яблоко упало на землю, и мы его поднимает (наклоняемся и поднимаем), снова срываем, и вот набрали полное ведро, пошли обратно к дому.

Плодоношение сада невозможно без правильной обрезки. Правильная обрезка позволяет садоводам получить богатый урожай.

Какие способы обрезки бывают? ответы детей

ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЬ способ обрезки по описанию.

Удаление верхней части ветви. (укорачивание)

Удаление всей ветви у основания. (прореживание ветвей)

Удаление почки вместе с основанием. (ослепление)

Удаление полоски коры шириной 2-4мм вместе с частью древесины. (кербовка)

Прищипывание верхушки, растущего побега, в первой половине лета. (пинцировка)

Удаление нежелательных побегов длиной 5-8см руками. (выломка веток)

Как правильно обрезать ветки деревьев? Ответить на этот вопрос нам помогут эти иллюстрации.

ЗАДАНИЕ: показать правильные способы обрезки.

РАБОТА коллективно на доске.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА нашей передачи.

Мы с вами говорили о плодовых деревьях. Оказывается, есть ещё и такие деревья: конфетное, хлебное, колбасное, молочное, изюмное, капустное, золотое – все это деревьях! Согласитесь, похоже на описание, какого – то сказочного, волшебного леса. Между тем такие деревья реально существуют, правда, не в равной степени заслуживают своих обязывающих эпитетов. Большинство из них знакомо нам понаслышке, поскольку обитают они в различных тропических и жарких странах, так что собрать их вместе можно лишь в оранжереях ботанических садов и на страницах книг.

— Начнем мы с хлебного дерева. Видов с таким названием довольно много. Это вечнозелёные деревья, выделяющие, как и многие другие растения, клейкий белый сок – латекс. Цветки, а затем плоды у них образуются прямо на довольно толстом стволе. Не всякая ветка была бы способна удержать его: масса доходит до 40 кг. Впечатляют и размеры длина – до 90 см, ширина – около 50 см под кремово – золотистой оболочкой находится коричневатая тестообразная мякоть, по вкусу напоминающая нечто среднее между тыквой и картофелем. Из плодов настоящего хлебного дерева местные жители, сбраживая мякоть, готовят тесто для выпечки лепёшек. Можно просто поджарить ломтик недозрелого плода: по вкусу напоминает печёный картофель.

— Следующим по степени известности, наверное, будет дынное дерево – папайя, так называют его в Америке. Встречается в самых разных районах тропиков и субтропиков, вплоть до Черноморского побережья Кавказа. Плоды дерева действительно похожи на продолговатые дыни. Мякоть такой «дыни» розоватая, душистая, кисловато – сладкая. Папайю используют в салатах, едят в сыром виде, готовят варенье из неё. Считается, что мелкие плоды вкуснее крупных, достигающих в длину 35см. Но папайя еще лекарственное растение. На основе фермента папаин изготавливают препараты, применяемые при некоторых желудочных заболеваниях.

— Знаменитый немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт, путешествуя по Южной Америке, описал молочное дерево. Наибольшее удивление вызывает, конечно же «Молоко», обильно текущее из надрезанного ствола. По вкусу этот густой и клейкий сок с приятным ароматом очень схож с коровьим молоком, смущает только его вязкость, с которой, как говорят, можно привыкнуть. Оставленный на воздухе сок через 5 – 6 дней загустевает настолько, что становится похожим на настоящий сыр. Разумеется, по своему составу «растительное молоко» существенно отличается от коровьего. В нём почти нет белка и жиров, но зато много воска и смол.

— Колбасное дерево действительно несёт на своих ветвях множество буроватых колбасовидных плодов, которые свисают на длинных плодоножках и придают ему весьма необычный, причудливый вид. Каждая такая колбаса может быть до полуметра длинной при диаметре около 10 см, а созревает она в течение целого года. Но, увы, и зрелые – одревесневшие, и незрелые – более мягкие, растительные колбасы несъедобны.

— Как нельзя питаться плодами колбасного дерева, так бесполезны и капустные деревья, растущие на острове Святой Елены. Капустными эти деревья назвали потому, что все листья собраны у них на концах ветвей в виде густых розеток.

— Не производит бутылок и бутылочное дерево, получившее своё прозвище, именно по характерной форме вздутого ствола. Ствол бутылочного дерева расчленён и состоит обычно из двух полостей. В нижней — скапливается вода, в верхней – сладковатый желеобразный сок, прекрасно утоляющий жажду. Если учесть, что ствол – фляга бывает внушительных размеров – до 1,8 м в диаметре и до 15 м высоты и растёт это дерево в засушливых местах, то станет ясно, какой неоценимый подарок припасла природа для здешних обитателей.

— Конфетное дерево вызывает вполне понятное живейшее любопытство и желание непременно попробовать, что же за плоды – конфеты рождаются на его ветвях. Если быть точным, то они сухие и несъедобные, зато извитая ось, держащего их соцветия – сочная и мясистая. Однако вкус этой растительной конфеты на любителя: он напоминает кисловатый изюм. Может быть, поэтому конфетное дерево называют еще японским изюмным деревом.

— В последнее время стало известно томатное дерево (или древовидный томат). Представляет собой небольшое деревце или крупный кустарник с яйцевидными красновато – оранжевыми плодами, напоминающими по вкусу помидоры. Их можно есть сырыми, но лучше всего они подходят для консервирования. Из них можно готовить желе.

— Существует уксусное дерево. Это небольшое деревце встречается в восточных широтах США. Мелкие его плоды покрыты яркими красными волосками. Сок плодов удивительно кислый, впрямь очень сходный с пищевым уксусом.

— Помимо всем знакомого хлопкового куста на свете есть, оказывается, ещё и хлопковое дерево – близкая родня баобабу. Волокно этого дерева не годится для текстильной промышленности, зато оно лёгкое, с очень низкой теплопроводностью, немнущееся и не смачиваемое водой – прекрасный набивочный и изоляционный материал, особенно для морских спасательных жилетов, одежды полярников и т. п.

— Вот с какими удивительными растениями мы познакомились!

На этом наша телепередача закончилась? Я хотела бы поблагодарить всех экспертов принимавших участие в нашей телепередаче. И надеюсь телезрители будут очень довольны вашими ответами.

Домашнее задание Работа по карточкам.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razrabotka_uroka_zakrepleniya_na_temu_plodovie_dere_212420.html

Яблоня
план-конспект урока (7 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_yablonya.doc 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА

Учитель сельскохозяйственного труда

Маркина Ольга Юрьевна

2009-2010 учебный год

познакомить обучающихся с особенностями

плодового дерева яблони , ее строением ,

  1. Познакомить обучающихся с особенностями

плодового дерева яблони , ее строением ,

  1. Закрепить знания по теме:

« Строение плодового дерева ».

  1. Способствовать развитию логического мышления и памяти обучающихся.
  1. Корригировать восприятие , мышление.
  1. Способствовать развитию абстрактного мышления .
  1. Развивать у учащихся понимание

важности сельскохозяйственного труда

для самостоятельной жизни.

  1. Прививать учащимся навыки само-
  1. Воспитывать у учащихся любовь к

фотографии плодовых деревьев

таблица : « Строение плодового дерева »

натуральные образцы плодов яблони

1.Организация начала урока. 1 мин.

2.Проверка домашнего задания. 10 мин.

3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала. 1 мин.

4.Сообщение нового материала. 15 мин.

5. Закрепление полученных знаний. 10 мин.

6. Подведение итогов. 3 мин.

1.Организация начала урока.

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

А теперь за парты

а) Рапорт дежурного, определение отсутствующих.

б) Проверка готовности обучающихся к уроку.

в) Настрой обучающихся на работу на уроке.

Прозвенел уже звонок ,

Начинаем наш урок .

Будьте все внимательны ,

Прилежны и старательны.

— Скажите , какой сейчас урок ?

— Какой он по счету ?

2.Проверка домашнего задания.

Цель :установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

-Ребята , на этом уроке мы будем изучать тему « Яблоня ». Сегодня вам предстоит познакомиться с особенностями этого плодового дерева .

Но прежде чем приступить к изучению нового материала , скажите , какую тему вы изучали на прошлом уроке ?

— Чтобы вы вспомнили названия плодовых деревьев , я загадаю вам несколько загадок . Ваша задача их разгадать .

Зеленого цвета ,
А ранней осенью –

Красный , с просинью .

А сладким стало –

Весной висят качаются

А летом превращаются

В красные бубенчики.

Есть в саду плод ,

Сладок , как мед ,

С лампочкой схож .

Вишни ягода – подруга,

Только я расту на юге .

Я вкусна , красива внешне,

Плод со вкусом кисло – сладким ,

В Новый год кладут в подарки ,

Очень дружен с апельсином ,

Просто всем на удивленье

Каждый плод мой загляденье.

Бархатный ношу наряд ,

Абрикосу старший брат .

-Молодцы , ребята . А какие из этих растений распространены в нашей местности ?

-Ребята , сейчас предлагаю вам игру «Самый внимательный »

2.Игра «Самый внимательный»

Каждому из учащихся раздается набор слов .

Необходимо подчеркнуть только названия частей плодового дерева . На выполнение этого задания у вас есть 1 минута .

-А теперь я предлагаю вам игру «Почта»

Представьте , что я ваш друг по переписке. Я не знаю ответов на некоторые интересующие меня вопросы . Эти вопросы я и задам вам в своих письмах . Ваша задача мне помочь .

Письмо 1 ( 2 уровень)

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание

Вставь пропущенные слова в тексте .

Продолжение ствола от нижних ветвей до верхушки называется ……………………. ……………………. Ветви плодового дерева бывают разной толщины . Крупные ветви называются…………………………,

менее крупные …………………………., а самые

Стеблевые приросты с молодыми листьями называются ……………………..

Письмо 2 (2 уровень)

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание

Вставь пропущенные слова в тексте .

Побеги плодовых деревьев различаются по длине и по назначению . Удлиненные побеги – это побеги …………., увеличивающие длину центрального проводника и ветвей , короткие побеги — ……………………..

Зачаточный , не развернувшийся побег называется ………………

Из ростовых почек образуются ростовые побеги, а из цветковых почек -………………………………………….

Письмо (3 уровень)

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание

Вставь пропущенные слова в тексте .

Корневая система плодового дерева состоит из

………………… , ……………………. и ………………. корней . Мелкие обрастающие корни образуют

Часть корней плодового дерева , которая растет вниз называется ………………….. корнями , а корни растущие в стороны …………………….. корнями.

Письмо 4 ( 3 уровень)

Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание

Выбери из скобок правильный ответ , подчеркни его.

Наиболее развитая , утолщенная основная часть стебля называется ( веткой , стволом ). Нижняя часть ствола между корневой шейкой и нижними ветвями дерева – это (штамб , крона ) . Все ветви дерева образуют его (крону , обрастающие ветви ) .

-Молодцы ребята , я поняла ,что вы усвоили материал по теме : «Строение плодового дерева ».

А теперь немного отдохните.

(Физкультминутку проводит учащийся ).

Мы с корзинами большими

Урожай собрать решили .

Яблоки в саду мы рвали

И немножечко устали .

Друг на друга поглядели ,

Отдохнули , снова встали

И все яблоки собрали .

3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.

— Тема нашего урока : « Яблоня ». Сегодня вам предстоит

познакомиться с особенностями плодового дерева яблони , строением и сортами .

4.Сообщение нового материала.

Цель: дать обучающимся конкретное представление о строении плодового дерева яблони.

— Яблоня – древнейшее из плодовых растений . Родиной дикой яблони является вся средняя Европа . Упоминания об этом плодовом дереве были найдены в сочинениях древнегреческих писателей еще за 4 века до нашей эры . В России яблоня прижилась настолько , что стала одной из самых распространенных культур . Трудно встретить сад в нашей местности , в котором не росли бы яблони .

В настоящее время в нашей стране насчитывается более 3000 сортов этого плодового дерева . Яблоня живет долго , до 70 лет и более . Начинает плодоносить на 7-8 год своей жизни . Хорошие урожаи дает в течение 30-40 лет . Яблони отличаются периодичностью плодоношения – высокие урожаи они дают через год .

Деревья яблони бывают высокие , средней высоты и

низкие . Ствол покрыт трещиноватой корой серого цвета .

1.Работа с учебником.

-Ребята , откройте учебник на странице 47 , рассмотрим рисунок 39 . Обратите внимание на то , что штамб яблони невысокий . Скелетные ветви отходят от центрального проводника в стороны почти горизонтально . Форма кроны может быть конической (б) , но чаще — округлой (а) .

На доску вывешивается плакат «Плодовые деревья»

Теперь рассмотрим рисунок 40 . Здесь изображены листья и цветки яблони . Листья округлые , слегка опушенные, расположены на ветви поочередно , цветки бело-розовые .

— Ребята , скажите , как называется плод яблони ?

— Какого цвета яблоки вам приходилось видеть ?

(Показ натуральных образцов яблок , макетов , фотографий) .

— Мякоть яблока также может быть различной окраски

белой ,зеленоватой , желтой, розовой , красноватой .

Форма плодов может быть округлой , яйцевидной , конической и др . В нижней части плода расположена плодоножка , которой яблоко прикрепляется к ветви .

Яблоки являются очень ценным продуктом питания . В их состав входит большое количество железа и витамина С .

На прошлом уроке вы узнали , что плодовые деревья делятся на косточковые и семечковые .

Как вы думаете , к какой из них относится яблоня ?

-Чем можно это доказать ?

— Сорта яблони различаются по срокам созревания. Существуют летние , осенние и зимние сорта . Яблоки летних сортов созревают летом , долго не хранятся . Осенние и зимние сорта убирают осенью . Зимние сорта более жесткие и дозревают во время хранения .

— Ребята , а кто из вас знает , в каком виде человек потребляет плоды яблони ?

(Показ фотографий консервированных яблок .)

-Ребята , скажите , какое сегодня число ?

— Ребята, разгадайте загадку .

На поля и на луга

До весны легли снега .

Только месяц наш пройдет ,

Мы встречаем Новый год .

-Какой сейчас идет месяц ?

-Какой этот месяц по счету в году ?

-Какой сейчас год ?

2.Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма ; на соблюдение единого орфографического режима.)

3.Работа с учебником.

-Ребята , откройте учебник на странице 48 ,

давайте прочитаем материал « Сорта яблони » (читает хорошо читающий обучающийся ) и рассмотрим изображения этих сортов на форзаце учебника .

На доску вывешиваются названия сортов яблонь и проговариваются хором .

4.Работа в тетрадях:

Запись в тетради кратких сведений о яблоне.

( В это время звучит песня «Яблони в цвету» в исполнении Е.Мартынова)

Форма кроны – чаще округлая

Скелетные ветви отходят

от центрального проводника – горизонтально

Листья — округлые , опушенные

Продолжительность жизни – 70 лет

Начинает плодоносить – на 7-8 год

Хорошие урожаи дает – 30-40 лет

(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма.)

5.Закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.

  1. Какую форму кроны имеет яблоня ? ( 2 ур.)

2.Какого цвета кора яблони ? ( 2 ур.)

— Молодцы . Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Яблонька» И. Токмаковой

Маленькая яблонька у меня в саду.

Белая — пребелая вся стоит в цвету …..

3. Какую неточность допустил автор?

Яблоню упоминали в стихах , песнях , а также в некоторых русских народных сказках . Например , в сказке «Гуси — лебеди» дети прячутся под кроной яблони .

ВОПРОС ( 2 уровень)

Пользуясь краткими сведениями в тетради , назовите две причины , по которым в этом сюжете было выбрано именно это дерево , а не какое – то другое ?

-А теперь , вспомните , сказку «Хаврошечка».

Я вам сейчас зачитаю несколько предложений из нее , а вы поможете мне ответить на некоторые возникающие вопросы .

1. Косточки коровушкины она в землю зарыла и каждый день в саду поливала .

ВОПРОС (2 уровень)

Что на самом деле должно было попасть в землю , чтобы выросла яблонька ?

2. Много ли времени прошло , мало ли , выросла из них яблонька , а на ней яблоки румяные .

ВОПРОС (2 уровень)

Сколько же примерно прошло времени с момента посева до плодоношения этой яблони?

ВОПРОС ( 3 уровень)

Скажите сколько лет , примерно , еще осталось жить яблоне?

ВОПРОС (2 уровень)

Сколько еще лет она будет давать хорошие урожаи ?

3.Яблочки на ней висят наливные , листья шумят золотые, веточки гнуться от тяжести .

ВОПРОС ( 3 уровень)

Как вы думаете , в какое время года происходят события ? Почему?

ВОПРОС (2 уровень)

Как вы думаете , как выглядели листья этой яблони летом ?

ВОПРОС ( 3 уровень)

Как вы думаете каким был сорт этой яблони по срокам созревания ?

ВОПРОС (3 уровень)

Как вы думаете , даст ли эта яблоня на следующий год такой же большой урожай ?

-Молодцы ребята , правильно ответили на вопросы . Предлагаю вам следующее задание :

— На доске записаны сорта яблонь , но к сожалению в них «потерялись » буквы.

Необходимо добавить эти буквы и назвать эти сорта .

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/12/16/yablonya

Читайте также:  Обрезка яблони сорта синап
Оцените статью