Конспект урока по окружающему миру Тема: Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение
Тема: Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
ü Учить определять и различать овощи, фрукты, ягоды;
ü Знакомить с разнообразием ягод;
ü Повторить значение полезных продуктов;
ü Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания;
Оборудование: иллюстрации по теме: овощи, фрукты, ягоды;
карточки с заданиями; натуральные фрукты и овощи; фломастеры, альбом.
I. Организация внимания.
II. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня мы поговорим об овощах, фруктах и ягодах. Вспомним о пользе, которую они приносят людям.
III. Вступительное слово учителя.
Больше всего ценит человек овощи, фрукты и ягоды за то, что они помогают ему быть здоровым и бодрым.
В чём же чудесная сила моркови, петрушки и других овощей.
Очень давно произошла удивительная история.
Однажды в открытом море плыл корабль, который возглавлял Христофор Колумб. В открытом море, где так легко дышится, матросы начали жаловаться на головную боль, слабость.
Капитан не понимал, почему так происходит, ведь еды на корабле было достаточно. И Колумб был вынужден оставить матросов умирать на острове.
Какого же было удивление, когда через некоторое время, подплыв к острову, Колумб увидел своих матросов здоровыми. Фрукты, в которых много витамина С росли на острове, что и помогло выжить матросам.
Витамины открыл русский доктор Н. И. Лунин в 1880 году.
В медицине латинские буквы A , B , C , D стали азбукой здоровья.
И морковь, и петрушка, и лук это копилки витаминов.
Благодаря целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболеваний людей.
IV. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода заданий.
Давайте вспомним какие овощи, фрукты и ягоды вы знаете?
Послушайте и подумайте над загадками.
2. Этот фрукт похож на электрическую лампочку (Груша)
3. Я полезен для больных простудой
А чай со мною просто чудо
Меня за это уважают все. (Лимон)
Давайте подумаем как одним словом назвать сливу, грушу и лимон.
Ребята, а вы знаете, что зимой употребляют не только свежие фрукты, но и сушёные, они тоже богаты витаминами, называются сухофруктами.
Послушайте следующие загадки.
4. Сто одёжек и все без застежек (Капуста)
5. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)
Полна горница людей (Огурец)
Давайте подумаем, как одним словом назвать капусту, лук и огурец.
Давайте вспомним названия ягод, которые вы знаете.
Ребята, а кто знает стихи об овощах или фруктах?
Я сейчас вам расскажу об удивительной ягоде калине. Ее плоды созревают в сентябре – октябре, но в это время они еще горькие. Эта горечь исчезает после морозов, и они становятся пригодны к пище.
Ученики называют название овоща или фрукта находящегося в мешочке.
Всё в корзинку мы сложили
Мы отдохнули, послушайте следующее задание.
Отгадайте предмет по признакам.
1. Вкусное, сладкое, круглое… (Яблоко)
2. Желтый, овальный, кислый… (Лимон)
3. Зеленый, продолговатый… (Огурец)
Ребята, а знаете ли вы, что самый большой овощ это тыква. Из тыквы делают тыквенный сок, кашу, а также полезны тыквенные семечки.
Следующее задание вы должны выполнить самостоятельно.
У вас на столах лежит картинка, на которой изображены контуры овощей. Соотнесите картинки и контуры овощей. Ученики комментируют выполнение задания.
При выполнении задания, подумайте, из каких овощей можно приготовить борщ?
Ребята, приближается замечательный праздник ДЕНЬ МАТЕРИ, и мы с вами сделаем подарок мамам. Давайте с вами разукрасим овощи в нужные цвета.
Какие овощи, фрукты и ягоды мы назвали?
Почему важно есть полезные продукты, а не только вкусные?
Какие вещества помогают нашему организму быть здоровыми и бодрыми?
Источник
Чем фрукты отличаются от овощей?
Во время изучения темы об овощах и фруктах учителя начальной школы обычно говорят детям, что овощи растут на грядках, а фрукты – на деревьях. Такое мнение действительно очень распространено, но оно верно лишь отчасти и подходит разве что для объяснения маленьким детям. На самом деле классификация более сложная, и формально фруктами можно считать помидоры, кабачки и даже стручковую фасоль.
В этой статье мы попробуем в доступной форме, с разных точек зрения объяснить чем фрукты отличаются от овощей?
С точки зрения кулинарии
В быту, с точки зрения использования в кулинарии и вкусовых ощущений, фруктами называют сладкие плоды – их сладость обеспечивает фруктоза. Иными словами, фрукты можно использовать для приготовления десертов или употреблять самостоятельно в качестве десерта, а вот овощи – это закуска или основное блюдо, которое готовится с добавлением соли. Однако и эта трактовка не совсем верная, ведь, согласно ей, фруктами можно было бы назвать морковь или свеклу.
С точки зрения ботаники
Слова «фрукты» и «овощи» имеют латинское происхождение. Fructus — это «плод», а овощи — vegetabilia, то есть различные вегетативные части растений. Именно на этих определениях базируется общепринятая классификация, на основе которой формулируются толкования, например, в словаре Ожегова:
- Фрукт – это плод любого растения, содержащий семена для дальнейшего размножения. В эту категорию входят плоды и с сочной мякотью и косточками (например, апельсины), и с одной крупной косточкой (скажем, слива, персик, абрикос или авокадо).
- Овощ – это съедобная часть растения, которая не содержит семян. Это могут быть, скажем, листья (салаты), корни (морковь), цветы (брокколи) или луковицы (лук). Фрукты (плоды) – это тоже часть растения, однако они, в отличие от овощей, отделяются от него для дальнейшего прорастания.
Трудно поверить, но кабачки и баклажаны – это фрукты, ведь у них есть семена. Более того, фруктами формально являются и горох, и фасоль, ведь их стручки – это плоды растений с семенами. А по поводу классификации томатов разгорались даже судебные споры.
Один из них произошел в США в 1893 году, когда нью-йоркский торговец решил доказать, что помидор – это фрукт, поскольку налоги на ввоз овощей были очень высокими. Несмотря на то что формально помидор является фруктом (плодом с косточками), суд постановил считать его овощем, согласно общепринятому значению. А вот в директиве Евросоюза, принятой в 2001 году, помидор отнесен к категории фруктов, как и огурцы, батат и тыква.
Классическая биология
Интересно, что в классической науке деление на фрукты и овощи вообще отсутствует, и в ученой среде принято называть конкретные части растения, например:
- Луковицы – это чеснок и лук.
- Корни – редис, свекла, сельдерей, морковь.
- Клубни – картофель и батат.
- Листья – различные виды листовых салатов, пекинская капуста, а также растения, которые используются в качестве пряностей (например, базилик, укроп).
- Стебли – кольраби (ее привычный шар – это стебель растения, а не его плод), спаржа.
- Цветки и соцветия – брокколи, цветная капуста.
- Плоды – баклажаны, томаты, перец, кабачки.
- Вегетативные части – например, листья виноградной лозы, которые используются для приготовления долмы.
Интересно, что классификация ягод в ботаническом мире еще более сложная. Например, малина, если рассматривать ее исключительно с точки зрения науки – это вовсе не ягода, а «костянка», то есть плод с несколькими семенами, имеющими одеревеневшую оболочку (у ягод же она мягкая). И клубнику наука называет вовсе не ягодой, а разросшимся цветоложем. Остается только смириться с тем, что кабачок – это фрукт, а малина и клубника – не ягоды.
Тест: что за фрукт на фото?
Отгадайте название фрукта по его фотографии!
Источник
Фрукты, ягоды и овощи. Как их отличить?
Специалисты предложили разделить их по следующим признакам. Фруктом называют плод из мякоти, который получился от завязи цветка и имеющий семена. Овощные плоды это травянистые растения которые мягкие не покрыты крепкой корой стебли. Но все равно возникает путаница. По этому описанию помидор, горох и огурцы можно отнести к фруктам.
Подразумевают, что фрукты это преимущественно съедобные части плодов дерева или же кустарника, с помощью этих плодов возможно размножение. Внутри этих плодов находятся семечка. Фрукты существуют сладкие и не сладкие.
Овощи могут быть какой-то съедобной долей растения (листья, стебли, луковиц, цветы).
В 1983 году в США приняли закон, о том, что сладкие фрукты будут определять к овощам. В 2001 году Евросоюз поменял закон. Там где есть семечки то фрукты, для многих это стало не понятно и запутанно.
Сравнения фруктов, ягод и овощей
Все то, что растет в земле картофель, лук, свекла , морковка — это овощи. Овощи которые растут в земле не выражаются ярким цветом. Тут просто.
Ягоды относят к группе фруктов, у которых есть косточки (ежевика, малина, вишня). Они сладкие, сочные обладают ярким цветом.
Овощи и фрукты прекрасные питательные культуры. От фруктов идет более мощная энергетика.
Из частей овощей готовят пищу. Еще одно отличие овощей от фруктов, овощи растущие в земле не обладают защитными средствами. Их могут съесть животные. У зеленных фруктов есть защита пока они не вкусные. Пока они будут зреть даже птицы их не клюют. Они защитники самих себя.
Итак, вывод!
Согласно ботаническому распределению, есть плоды и их виды это ягоды.
Ботаники считают, что ягода является плодом с семенем и мякотью. В бытовом понимании различают фрукты и ягоды, их разделяют по величине.
Фрукт кусают , ягоду бросают целую в рот.
Народное распределение: фрукты созревает на ветках деревьев, на кустах созревают ягоды.
Фрукты растут в садах. Ягоды не только домашние, но бывают и дикие.
Все фрукты съедобные. Ягоды различают на съедобные и ядовитые.
Несомненно фрукты обладают косточкой в середине, а ягоды имеют семена в середине или снаружи.
Источник