- Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей
- О чем расказывают аллегорические портреты из еды, которые 500 лет назад создавал итальянец Джузеппе Арчимбольдо
- Необычная манера портретной живописи
- Как император Максимилиан II повлиял на творчество Арчимбольдо
- «Четыре сезона»
Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей
Огурец в качестве носа, рыбий хвост вместо бороды и цветы вместо глаз — это все не поделки для детского сада, это картины итальянского художника, который жил в эпоху Ренессанса. Так зачем же он писал такие странные портреты?
Работы Арчимбольдо выглядят весьма странно на фоне шедевров Микеланджело или да Винчи. Достаточно вспомнить идеального витрувианского человека Леонардо (кстати, о том, какие тайны хранит этот рисунок и почему он так важен, мы рассказывали в другом материале), и странные портреты из овощей, где нос — картошка, а вместо щек — яблоки, покажутся абсурдными. Однако именно этими работами запомнился Арчимбольдо, но почему он их рисовал, до сих пор остается загадкой, которую не могут отгадать. Эти картины полюбились многим последующим поколениям художников, а еще психологам, которые используют их в своей терапии.
Джузеппе Арчимбольдо жил в XVI веке и был придворным живописцем. Фактически он был обычным художником, каких было немало в эпоху Возрождения: еще ребенком он расписывал с отцом храмы, создавал витражи и гобелены. Благодаря таланту он быстро прославился, и вскоре его пригласили ко двору Максимилиана II в Вену, где он продолжил карьеру художника. Как и все придворные живописцы, он рисовал портреты императорской семьи, делал картины для двора, создавал зарисовки императорских музеев. Вот, например, одна из его известных работ.
Но со множеством классических полотен Арчимбольдо рисовал и какое-то безумие: он изображал людей, чьи лица были старательно выложены совершенно разными предметами. И эти картины совершенно удивительны, ведь издалека на них действительно виден человек, а иногда весьма известный. Но стоит присмотреться или подойти поближе, то на портретах можно увидеть овощи, фрукты, убитую дичь, гору книг или шкурки животных. Согласитесь, самый странный и необъяснимый, на первый взгляд, набор вещей?
При этом Джузеппе Арчимбольдо не оставил никаких записей о себе и о своем творчестве. По какой причине он рисовал подобные портреты, по всей видимости, останется загадкой навсегда. Но его картины полюбились сюрреалистам, а искусствоведы ХХ века вообще называют его дедушкой сюрреализма.
Однако это на первый взгляд картины были весьма странные, в некоторых можно уловить связь и логику. Например, ниже картина называется «Библиотекарь», и в ней все связано с книжной культурой того времени. Помимо книг тут есть занавески, которыми отделяли в библиотеках территории, создавая комнаты. Борода героя выложена из хвостов животных: их использовали в качестве тряпок для пыли. Правда, смысловая нагрузка портрета разнится, и не все видят в этой картине статного библиотекаря. Вероятно, это карикатура на богатых людей, собирающих собственные библиотеки, но никогда не читающих.
Контекст можно увидеть и в других портретах: например, ниже картина «Повар», которая выглядит как блюдо с обильными яствами. Но если ее перевернуть, то вполне можно увидеть лицо человека.
У Арчимбольдо были и другие картины-перевертыши, например, «Голова и корзина с фруктами». С одной стороны это натюрморт, выполненный весьма искусно, с другой стороны это портрет человека.
Какие-то портреты откровенно высмеивали человеческую сущность, деятельность и профессии, например, вот так Арчимбольдо представлял юриста.
Эти полотна были странными, и некоторые современники Арчимбольдо считали его сумасшедшим. Кстати, к болезням ума он действительно имеет кое-какое отношение, ведь современные психологи иногда используют его картины в терапии. Так, человек, у которого есть поражения в головном мозге, может видеть лишь локальные изображения, а не картину целиком.
Но у искусствоведов есть свое объяснение этим безумным арчимбольдескам: итальянец просто увлекался загадками и головоломками, как и многие деятели Ренессанса, а значит его каламбуры вполне соответствовали моде той эпохи.
Но, конечно, больше всего тайн хранит творчество Леонардо да Винчи: например, мы рассказывали, что художник писал зеркально, и этому есть несколько объяснений.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене — там еще больше интересного и полезного о путешествиях, странах и людях.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Источник
О чем расказывают аллегорические портреты из еды, которые 500 лет назад создавал итальянец Джузеппе Арчимбольдо
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Творчество итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо отличается необычным стилем написания уникальных портретов из предметов флоры и фауны. Он умудрялся мастерски изображать съедобные элементы на холсте, которые в своей совокупности образовывали человеческий образ. Искусство живописца считается радикальным и аллегорическим. Ним восхищаются не одно столетие. Своей необычной портретной манерой изображения художник провел параллель между миром природы и человеком, выводя восприятие на новые уровни.
Необычная манера портретной живописи
Портретная живопись являлась доминирующим видом искусства многих столетий. Однако итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо показал особенное видение этого жанра. Он с помощью натюрморта разнообразил портретную тематику, создавая экстраординарные, гротескные композиции.
Некоторые исследователи творчества художника пытаются понять, являются ли картины мастера плодом невменяемости или они навеяны духом эпохи Возрождения, которая известна своим символизмом, новшествами и тайнами. Работы Арчимбольдо парадоксальны и аллегоричны. Ведь манера восприятия человеческого тела художником является для многих исследователей его творчества странной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: С каких картин начинали карьеру Моне, Пикассо и другие знаменитые художники
Так картину «Овощи в миске» или «Садовник» можно воспринимать как в обычном, так и в перевернутом виде. Мастер изобразил на холсте натюрморт, который в перевернутом состоянии является портретом. Искусствоведы считают, что художник сначала создавал натюрморты, а с помощью их вращения находил их сходство с человеческими лицами.
Такое новшество в живописи отвечало духу эпохи Возрождения. Зрителям нравилась такая манера изображения. Они получали удовольствие от разгадывания такой необычной головоломки, как картины Арчимбольдо. В ХХ веке работы живописца стали предметом исследований ученых, которые занимались оптическими иллюзиями на полотнах, связанными с распознаванием объектов.
Как император Максимилиан II повлиял на творчество Арчимбольдо
Арчимбольдо передавал на холсте человеческий облик через времена года. Фото: https://www.livemaster.ru
Радикальное творчество художника приходится на момент правления императора Максимилиана II. Именно в это время Арчимбольдо начал писать свои необычные портреты, став придворным живописцем. Он преподнес правителю картины двух серий — «Времена года» и «Элементы» в канун Нового 1563 и 1564 года соответственно.
Император поддерживал творчество итальянца. Он разрешил ему пользоваться своими коллекциями редкой флоры и фауны для создания его удивительных картин из природных элементов. Арчимбольдо передавал на холсте человеческий облик через времена года, творчески подойдя к представлению о природе, основав, таким образом, новый художественный стиль – маньеризм.
Особой популярностью пользовалась коллекция работ под названием «Четыре сезона». В ней художник изобразил портреты, написанные с помощью изображения растений и их элементов всех четырех сезонов. Говорят, картины так понравились Максимилиану II, что он сделал заказ у художника на такую же серию работ, чтобы преподнести политическому союзнику — курфюрсту Саксонскому.
«Четыре сезона»
«Четыре сезона» Джузеппе Арчимбольдо представляет собой яркий пример маньеризма, когда в работах четко прослеживается тесная связь между человеком и природой. Каждая аллегорическая работа художника – олицетворение определенного времени года. Внимательно присмотревшись к каждому изображению, можно увидеть мельчайшие детали написанных предметов.
«Весна» изображена прекрасной женщиной. Рассмотрев вблизи картину, можно увидеть, что волосы, кожа и одежда созданы из удивительных весенних цветов. Каждый элемент женского образа представлен в самых малых деталях. Лицо – розовые и белые цветы, нос – бутон лилии, а ухо – тюльпан. Прическу молодой женщины составляют великолепные цветы широкой цветовой гаммы, а платье – множество зеленых растений.
Присмотревшись к «Лету» вблизи, кажется, что изображение – это воплощение мечты зеленщика. На картине изображены сезонные фрукты и овощи, которые ярким пятном выделяются на затемненном фоне. Однако при дальнем рассмотрении возникает очертание лица, составленное из летних плодов, характерных для теплого солнечного периода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самые громкие случаи вандализма или мировые шедевры, которые подвергались нападению
«Осень» представлена очертаниями мужчины, тело которого состоит из сломанной деревянной бочки, лицо – из созревших осенних фруктов и овощей. Изображение символизирует плодородное время года.
Завершающей серию «Четыре сезона» является картина «Зима». На холсте изображен дряхлый старик, одетый в соломенный коврик, который должен защитить его от холода. У старого человека морщинистая кожа из потрескавшейся коры дерева, его глаз скрывается глубоко в древесине, губы представлены грибом. Однако мрачность безрадостной атмосферы смягчают два ярких элемента – апельсин и лимон на ветке.
Императору Максимилиану II очень понравилась коллекция картин о временах года. Поэтому в качестве признательности художнику, он совместно со своими придворными принял участие в фестивале под чутким руководством Арчимбольдо, где все были одеты как образы, представленные на картинах живописца.
Существует целая когорта медиков, которые посвятили себя изучению историй болезней великих живописцев и теме заболеваний, которые повлияли на их творчество. Чтобы понять, как влияют физические недуги художников на их творчество, исследователи использовали множество различных методик.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник