Какие существительные являются одушевленными кукла машина человек яблоня матрешка

Одушевленные имена существительные

Одушевленные име­на суще­стви­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют живые пред­ме­ты и отве­ча­ют на вопрос кто?

Одушевленные име­на суще­стви­тель­ные обла­да­ют опре­де­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми у них мож­но выявить эту грам­ма­ти­че­скую категорию.

Имя суще­стви­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет. У слов этой части речи посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся оду­шев­лен­ность или неодушевленность:

Как понять, что сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным име­нем существительным?

Какие существительные являются одушевленными?

Одушевленность имен суще­стви­тель­ных свя­за­на с обо­зна­че­ни­ем живых объ­ек­тов окру­жа­ю­ще­го мира. В соот­вет­ствии с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем к оду­шев­лен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отне­сем сло­ва, называющие

  • людей (хозя­ин, подру­га, няня, под­ма­сте­рье);
  • живот­ных (лиса, мед­ведь, тигр, слон, мышь);
  • птиц (воро­бей, воро­на, кана­рей­ка, попу­гай);
  • рыб (окунь, карась, щука):
  • насе­ко­мых (пче­ла, муха, комар, шмель).

Хотя дере­вья и рас­те­ния счи­та­ют объ­ек­та­ми живой при­ро­ды, их назва­ния не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми. Так сло­жи­лось в рус­ском язы­ке, что при­зна­ком оду­шев­лен­но­сти обла­да­ют толь­ко те суще­стви­тель­ные, к кото­рым мож­но при­ме­нить грам­ма­ти­че­скую формулу:

Проверим:

  • р. п. голо­са (кого?) дево­чек — в. п. позо­вем (кого?) дево­чек
  • р. п. кро­ны (чего?) дуб ов — в. п. видим (что?) дуб ы .

У неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа:

  • и. п. (что?) улиц ы про­ле­га­ют — в. п. вый­дут (на что?) на улиц ы
  • и. п. (что?) берез ы рас­тут — в. п. исклю­чая (что?) берез ы .

Имеем в виду, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • р. п. ука­за­ние (кого?) дирек­тор а — назна­чат (кого?) дирек­тор а
  • р. п. совет (кого?) дирек­тор ов — вызо­вут (кого?) дирек­тор ов .

Неживое и категория одушевленности

Отметим, что оду­шев­лен­ность имен суще­стви­тель­ных — это лексико-грамматическая кате­го­рия. Она может не соот­вет­ство­вать нашим пред­став­ле­ни­ям о живом и нежи­вом в природе.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской фор­му­лой сов­па­де­ния форм вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным принадлежат

1 . назва­ния пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка, игру­шек и механизмов:

2. мифи­че­ские и ска­зоч­ные существа

3. назва­ния играль­ных карт и шах­мат­ных фигур

4. сло­ва, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка в пере­нос­ном смыс­ле («язык», «боро­да»);

5. сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», кро­ме «труп».

Одушевленные существительные среднего рода

В рус­ском язы­ке оду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода. Эту грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию име­ют толь­ко неко­то­рые суще­стви­тель­ные сред­не­го рода. К ним отно­сят­ся обра­зо­ва­ния с суф­фик­сом -ищ- и ряд слов, назы­ва­ю­щих живые объекты:

Слово «народ» одушевленное существительное?

В свя­зи с кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти рас­смот­рим сло­во «народ», кото­рое обо­зна­ча­ет жите­лей стра­ны. На пер­вый взгляд, эта лек­се­ма, назы­ва­ю­щая живые объ­ек­ты, в соот­вет­ствии с его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем сле­ду­ет отне­сти к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным. Но все-таки про­ве­рим это, вос­поль­зо­вав­шись грам­ма­ти­че­ской формулой:

  • и. п. народ живет, народ ы
  • р. п. голос народ а , народ ов
  • в. п. вижу народ , народ ы
Читайте также:  Сроки удобрения плодовых деревьев

Очевидно, что у это­го суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. Значит, сде­ла­ем одно­знач­ный вывод.

Аналогично неоду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные, кото­рые назы­ва­ют живые объ­ек­ты как сово­куп­ность, еди­ное целое:

Видеоурок

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-suschestvitelnye.html

Урок по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему.

Скачать:

Вложение Размер
odushevlennye_i_neodushevlennye_sushchestvitelnye.rar 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: одушевленные и неодушевленные существительные.

Цель: формирование знаний об одушевленных и неодушевленных существительных.

1. Продолжить формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание и пополнять словарный запас.

3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: раздаточные карточки с заданием, презентация на компьютере, карточки-памятки.

I. Организация класса на урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные». Проведем исследование по вопросу: (дети читают вопрос, записанный на доске) «Всегда ли совпадает деление на одушевленные и неодушевленные существительные с делением всего существующего в природе на живое и неживое».

II. Минутка чистописания.

— Какие слова вы будите прописывать в тетради? На какие соединения надо обратить внимание при письме (кукла и мишка, мячик).

— Пишем в тетради.

Обобщение: оценивание двух учеников.

Будьте внимательны, соединения, которые мы разбирали, нам встретятся на уроке.

III. Актуализация знаний.

Как, одним словом назвать эти слова. — Как вы считаете одушевленные эти существительные или неодушевленные? Докажите. Проведем мини-исследование. Возьмем куклу, мишку и мячик. Что надо применить в исследовании (формулу).

Запись в тетрадях и на доске.

И.п. (кто?) (что?) кукл ы , мишки, мячики.

Р.П. (кого?) (чего?) кукол, мишек, мячиков.

В.п. (кого?) (что?) кукол, мишек, мячики.

Что заметили? куклы и мишки — одушевленные, а мячик — неодушевленный. Как вы думаете почему? Они не живые, но одушевленные. Вот такие есть нюансы в русском языке. Назовите детские игрушки, которые не живые, но одушевленные (снеговик, петрушка, неваляшка, матрешка, бумажный змей, зайка…)

Скажите, какое открытие вы сделали? Запись на доске.

Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.

Физминутка для глаз. (презентация)

-Сейчас мы сделаем еще одно открытие.

Ле ши й, р а стение, рус ал ка, анг е л, не в а ляшка, д о мовой.

Письмо по памяти.

Прочитайте. К какой части речи они относятся? Почему? Орфографический разбор слов и соединений.

Запишите слова по памяти. Проверка. Найдите лишнее слово. Почему? (мифические герои, уподоблены человеку). Откуда они пришли к нам? Тогда сказочные герои одушевленные или неодушевленные существительные?

Вывод: какое открытие вы сделали?

Вымышленные, мифические и сказочные герои всегда одушевленные (на доске)

Продолжаем делать открытия.

Назовите предметы. Напишите названия этих предметов в две группы.

Проверка. Почему? (Предметы игры в шахматы, предметы игры в дурака)

Одушевленные или неодушевленные эти предметы? (Не живые, но одушевленные) Почему? (Использование формулы и уподоблены человеку)

Вывод : какое открытие вы сделали?

Фигуры некоторых игр всегда одушевленные существительные.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Соловей, хозяйка, хозяин, заяц, шофер, учитель, народ.

(слова на доске с пропущенными безударными гласными и подчеркнуть соединения).

— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, разделите на слоги и поставьте ударение.

Проверка: один ребенок вставляет на доске, остальные правильность показывают знаком.

— К какой части речи относятся эти слова? Почему? Какие это слова? Чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова, непроверяемую ударением, что надо сделать? Найдите и подчеркните лишнее слово. Почему? (Народ- неодушевленное)

Обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова (стая, войско, толпа, армия, ребята) Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.

Вывод. Какое открытие вы сделали? Существительные, обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные.

Назовите лексическое значение слова.

(Группа людей, у которой свой язык, территория, культура. Население какой-либо страны.)

Запишите слово народ. Подберите синонимы. (Население, толпа)

Составьте предложение (на доске)

Мышь нашла кусочек сыра и съесть его решила. Запись с комментированием. Синтаксический разбор. Лексическое значение слова. Определение одушевленности слова мышь.

Письмо под диктовку.

Папа купил мне лазерную компьютерную мышь. Определение одушевленности слова мышь. Почему одно слово, а категория одушевленности разная?

Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевленными и неодушевленными. Они меняют свое лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

V. Закрепление изученного материала.

Спишите предложения и определите одушевленность выделенных слов и подчеркните соединения.

Стоит пнем, дураком, ни о чем не заботясь. Я этого старого колпака еще долго помнить буду.

-Выделите все орфограммы.

В первом предложении пень – одушевленное или неодушевленное. Почему? ( Пень – это неодушевленное существительное, но в предложении обозначает живое существо – человека, поэтому одушевленное) Во втором предложении тоже колпак обозначает живое существо – человека.

Вывод: неодушевленные существительные склоняются как одушевленные, если обозначают живых существ.

VI. Подведение итога урока.

Назовите все открытия которые вы сделали на уроке. Ответьте на главный вопрос урока.

Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Интересно или скучно было на уроке? Чему вы научились на уроке?

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/18/urok-po-teme-odushevlennye-i-neodushevlennye

1-14. Отметьте одушевлённые имена существительные. юношество стая народ дерево матрёшка

ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ ТОЛЬКО ОДНО – МАТРЁШКА.

Грамматическая категория ОДУШЕВЛЁННОСТИ / НЕОДУШЕВЛЁННОСТИ далеко не всегда совпадает с биологическими понятиями ЖИВОЕ / НЕЖИВОЕ.

Категория одушевленности / неодушевлённости проверяется формой ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
► у одушевленных существительных она совпадает с формой родительного падежа (тоже множественного числа);
► у неодушевленных – с формой именительного падежа множественного числа.

Вот как осуществляется проверка одушевлённости / неодушевлённости существительного МАТРЁШКА:
► И. есть матрёшки
► Р. нет МАТРЁШЕК
► В. вижу МАТРЁШЕК

Обратите внимание: во множественном числе у этого слова ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ совпал с РОДИТЕЛЬНЫМ, следовательно, это ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Проверим остальные слова из Вашего списка:
► И. есть ___, СТАИ, НАРОДЫ, ДЕРЕВЬЯ
► Р. нет ___, стай, народов деревьев
► В. вижу ___, СТАИ, НАРОДЫ, ДЕРЕВЬЯ

У существительных СТАЯ, НАРОД, ДЕРЕВЬЯ совпадение иное: ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа такой же по форме, как ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, следовательно, это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

У слова ЮНОШЕСТВО множественного числа нет (я поставила прочерки), поэтому оно не относится ни к одушевлённым, ни к неодушевлённым (к нему, кстати, мы задаём сразу оба вопроса: кто? что? юношество; кого? чего? юношества и т. п.).

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/178994381

Слово «матрешка» одушевленное или неодушевленное существительное?

Существительные, которые называют кукол: матрёшка, снеговичок, петрушка, неваляшка, робот, являются одушевленными.

Также к одушевленным существительным относят те, которые называют богов и мифических существ, которые можно представить как живых: леший, яга, домовой, домовенок, русалка.

Грамматика – вещь удивительная. Биологические понятия о живом и неживом и грамматические категории «одушевлённое» и «неодушевлённое», характеризующие существительные, порой не совпадают. И слово МАТРЁШКА, как и слово КУКЛА, – тому подтверждение. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ существительные.

Проверить сие можно, поставив нужную лексему в ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЧИСЛА МНОЖЕСТВЕННОГО. Исторически так сложилось: у существительных одушевлённых данная словоформа совпадает с формой падежа РОДИТЕЛЬНОГО, числа, естественно, тоже множественного, у неодушевлённых же существительных – с формой падежа ИМЕНИТЕЛЬНОГО (и здесь число – множественное):

  • И. есть матрёшки, куклы
  • Р. нет МАТРЁШЕК, КУКОЛ
  • В. вижу МАТРЁШЕК, КУКОЛ

А вот как выглядят эти падежи у существительных неодушевлённых:

  • И. есть НАРОДЫ, СТАИ
  • Р. нет народов, стай
  • В. вижу НАРОДЫ, СТАИ

К существительным одушевлённым относятся такие лексемы, как ПЕТРУШКА (кукла, не растение), МЕРТВЕЦ, УТОПЛЕННИК, ПОКОЙНИК, МИКРОБ. И показателем этого тоже является винительный множественного.

Справедливости ради отмечу: существует в наши дни тенденция относить слова МАТРЁШКА и КУКЛА к одушевлённым, если они употребляются по отношению к человеку, и к неодушевлённым, если обозначают игрушки. Причём в последнем случае в винительном множественного предлагают употреблять формы (вижу) МАТРЁШКИ, КУКЛЫ, то есть соотносить их с падежом именительным, как и у всех существительных неодушевлённых. Но это нормой на сегодняшний день не является, выглядит, на мой взгляд, искусственно и нарушает одну из важных теоретических установок: категория одушевлённости/неодушевлённости – признак у существительных постоянный, поэтому относить слово в одном значении к одушевлённым, а в другом – к неодушевлённым, неверно.

Источник статьи: http://otvet.ws/questions/2818394-slovo-matreshka-odushevlennoe-ili-neodushevlennoe-suschestvitelnoe.html

Читайте также:  Чем обработать яблони от короеда
Оцените статью