- Одушевленные имена существительные
- Какие существительные являются одушевленными?
- Неживое и категория одушевленности
- Одушевленные существительные среднего рода
- Слово «народ» одушевленное существительное?
- Видеоурок
- Урок по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные» методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 1-14. Отметьте одушевлённые имена существительные. юношество стая народ дерево матрёшка
- Слово «матрешка» одушевленное или неодушевленное существительное?
Одушевленные имена существительные
Одушевленные имена существительные — это слова, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленные имена существительные обладают определенным лексическим значением и морфологическими признаками, в соответствии с которыми у них можно выявить эту грамматическую категорию.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. У слов этой части речи постоянным грамматическим признаком является одушевленность или неодушевленность:
Как понять, что слово является одушевленным именем существительным?
Какие существительные являются одушевленными?
Одушевленность имен существительных связана с обозначением живых объектов окружающего мира. В соответствии с лексическим значением к одушевленным именам существительным отнесем слова, называющие
- людей (хозяин, подруга, няня, подмастерье);
- животных (лиса, медведь, тигр, слон, мышь);
- птиц (воробей, ворона, канарейка, попугай);
- рыб (окунь, карась, щука):
- насекомых (пчела, муха, комар, шмель).
Хотя деревья и растения считают объектами живой природы, их названия не являются одушевленными именами существительными. Так сложилось в русском языке, что признаком одушевленности обладают только те существительные, к которым можно применить грамматическую формулу:
Проверим:
- р. п. голоса (кого?) девочек — в. п. позовем (кого?) девочек
- р. п. кроны (чего?) дуб ов — в. п. видим (что?) дуб ы .
У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа:
- и. п. (что?) улиц ы пролегают — в. п. выйдут (на что?) на улиц ы
- и. п. (что?) берез ы растут — в. п. исключая (что?) берез ы .
Имеем в виду, что одушевленные существительные мужского рода имеют одинаковые окончания в форме родительного и винительного падежа единственного и множественного числа:
- р. п. указание (кого?) директор а — назначат (кого?) директор а
- р. п. совет (кого?) директор ов — вызовут (кого?) директор ов .
Неживое и категория одушевленности
Отметим, что одушевленность имен существительных — это лексико-грамматическая категория. Она может не соответствовать нашим представлениям о живом и неживом в природе.
В соответствии с грамматической формулой совпадения форм винительного и родительного падежа множественного числа к одушевленным существительным принадлежат
1 . названия предметов, похожих на человека, игрушек и механизмов:
2. мифические и сказочные существа
3. названия игральных карт и шахматных фигур
4. слова, называющие человека в переносном смысле («язык», «борода»);
5. слова «мертвец», «покойник», «утопленник», кроме «труп».
Одушевленные существительные среднего рода
В русском языке одушевленными являются существительные мужского и женского рода. Эту грамматическую категорию имеют только некоторые существительные среднего рода. К ним относятся образования с суффиксом -ищ- и ряд слов, называющих живые объекты:
Слово «народ» одушевленное существительное?
В связи с категорией одушевленности рассмотрим слово «народ», которое обозначает жителей страны. На первый взгляд, эта лексема, называющая живые объекты, в соответствии с его лексическим значением следует отнести к одушевленным существительным. Но все-таки проверим это, воспользовавшись грамматической формулой:
- и. п. народ живет, народ ы
- р. п. голос народ а , народ ов
- в. п. вижу народ , народ ы
Очевидно, что у этого существительного мужского рода совпадают формы именительного и винительного падежа единственного и множественного числа. Значит, сделаем однозначный вывод.
Аналогично неодушевленными являются существительные, которые называют живые объекты как совокупность, единое целое:
Видеоурок
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-suschestvitelnye.html
Урок по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlennye_i_neodushevlennye_sushchestvitelnye.rar | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: одушевленные и неодушевленные существительные.
Цель: формирование знаний об одушевленных и неодушевленных существительных.
1. Продолжить формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание и пополнять словарный запас.
3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: раздаточные карточки с заданием, презентация на компьютере, карточки-памятки.
I. Организация класса на урок.
Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные». Проведем исследование по вопросу: (дети читают вопрос, записанный на доске) «Всегда ли совпадает деление на одушевленные и неодушевленные существительные с делением всего существующего в природе на живое и неживое».
II. Минутка чистописания.
— Какие слова вы будите прописывать в тетради? На какие соединения надо обратить внимание при письме (кукла и мишка, мячик).
— Пишем в тетради.
Обобщение: оценивание двух учеников.
Будьте внимательны, соединения, которые мы разбирали, нам встретятся на уроке.
III. Актуализация знаний.
Как, одним словом назвать эти слова. — Как вы считаете одушевленные эти существительные или неодушевленные? Докажите. Проведем мини-исследование. Возьмем куклу, мишку и мячик. Что надо применить в исследовании (формулу).
Запись в тетрадях и на доске.
И.п. (кто?) (что?) кукл ы , мишки, мячики.
Р.П. (кого?) (чего?) кукол, мишек, мячиков.
В.п. (кого?) (что?) кукол, мишек, мячики.
Что заметили? куклы и мишки — одушевленные, а мячик — неодушевленный. Как вы думаете почему? Они не живые, но одушевленные. Вот такие есть нюансы в русском языке. Назовите детские игрушки, которые не живые, но одушевленные (снеговик, петрушка, неваляшка, матрешка, бумажный змей, зайка…)
Скажите, какое открытие вы сделали? Запись на доске.
Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.
Физминутка для глаз. (презентация)
-Сейчас мы сделаем еще одно открытие.
Ле ши й, р а стение, рус ал ка, анг е л, не в а ляшка, д о мовой.
Письмо по памяти.
Прочитайте. К какой части речи они относятся? Почему? Орфографический разбор слов и соединений.
Запишите слова по памяти. Проверка. Найдите лишнее слово. Почему? (мифические герои, уподоблены человеку). Откуда они пришли к нам? Тогда сказочные герои одушевленные или неодушевленные существительные?
Вывод: какое открытие вы сделали?
Вымышленные, мифические и сказочные герои всегда одушевленные (на доске)
Продолжаем делать открытия.
Назовите предметы. Напишите названия этих предметов в две группы.
Проверка. Почему? (Предметы игры в шахматы, предметы игры в дурака)
Одушевленные или неодушевленные эти предметы? (Не живые, но одушевленные) Почему? (Использование формулы и уподоблены человеку)
Вывод : какое открытие вы сделали?
Фигуры некоторых игр всегда одушевленные существительные.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Соловей, хозяйка, хозяин, заяц, шофер, учитель, народ.
(слова на доске с пропущенными безударными гласными и подчеркнуть соединения).
— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, разделите на слоги и поставьте ударение.
Проверка: один ребенок вставляет на доске, остальные правильность показывают знаком.
— К какой части речи относятся эти слова? Почему? Какие это слова? Чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова, непроверяемую ударением, что надо сделать? Найдите и подчеркните лишнее слово. Почему? (Народ- неодушевленное)
Обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова (стая, войско, толпа, армия, ребята) Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.
Вывод. Какое открытие вы сделали? Существительные, обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные.
Назовите лексическое значение слова.
(Группа людей, у которой свой язык, территория, культура. Население какой-либо страны.)
Запишите слово народ. Подберите синонимы. (Население, толпа)
Составьте предложение (на доске)
Мышь нашла кусочек сыра и съесть его решила. Запись с комментированием. Синтаксический разбор. Лексическое значение слова. Определение одушевленности слова мышь.
Письмо под диктовку.
Папа купил мне лазерную компьютерную мышь. Определение одушевленности слова мышь. Почему одно слово, а категория одушевленности разная?
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевленными и неодушевленными. Они меняют свое лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
V. Закрепление изученного материала.
Спишите предложения и определите одушевленность выделенных слов и подчеркните соединения.
Стоит пнем, дураком, ни о чем не заботясь. Я этого старого колпака еще долго помнить буду.
-Выделите все орфограммы.
В первом предложении пень – одушевленное или неодушевленное. Почему? ( Пень – это неодушевленное существительное, но в предложении обозначает живое существо – человека, поэтому одушевленное) Во втором предложении тоже колпак обозначает живое существо – человека.
Вывод: неодушевленные существительные склоняются как одушевленные, если обозначают живых существ.
VI. Подведение итога урока.
Назовите все открытия которые вы сделали на уроке. Ответьте на главный вопрос урока.
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Интересно или скучно было на уроке? Чему вы научились на уроке?
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/18/urok-po-teme-odushevlennye-i-neodushevlennye
1-14. Отметьте одушевлённые имена существительные. юношество стая народ дерево матрёшка
ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ ТОЛЬКО ОДНО – МАТРЁШКА.
Грамматическая категория ОДУШЕВЛЁННОСТИ / НЕОДУШЕВЛЁННОСТИ далеко не всегда совпадает с биологическими понятиями ЖИВОЕ / НЕЖИВОЕ.
Категория одушевленности / неодушевлённости проверяется формой ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
► у одушевленных существительных она совпадает с формой родительного падежа (тоже множественного числа);
► у неодушевленных – с формой именительного падежа множественного числа.
Вот как осуществляется проверка одушевлённости / неодушевлённости существительного МАТРЁШКА:
► И. есть матрёшки
► Р. нет МАТРЁШЕК
► В. вижу МАТРЁШЕК
Обратите внимание: во множественном числе у этого слова ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ совпал с РОДИТЕЛЬНЫМ, следовательно, это ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Проверим остальные слова из Вашего списка:
► И. есть ___, СТАИ, НАРОДЫ, ДЕРЕВЬЯ
► Р. нет ___, стай, народов деревьев
► В. вижу ___, СТАИ, НАРОДЫ, ДЕРЕВЬЯ
У существительных СТАЯ, НАРОД, ДЕРЕВЬЯ совпадение иное: ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа такой же по форме, как ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, следовательно, это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
У слова ЮНОШЕСТВО множественного числа нет (я поставила прочерки), поэтому оно не относится ни к одушевлённым, ни к неодушевлённым (к нему, кстати, мы задаём сразу оба вопроса: кто? что? юношество; кого? чего? юношества и т. п.).
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/178994381
Слово «матрешка» одушевленное или неодушевленное существительное?
Существительные, которые называют кукол: матрёшка, снеговичок, петрушка, неваляшка, робот, являются одушевленными.
Также к одушевленным существительным относят те, которые называют богов и мифических существ, которые можно представить как живых: леший, яга, домовой, домовенок, русалка.
Грамматика – вещь удивительная. Биологические понятия о живом и неживом и грамматические категории «одушевлённое» и «неодушевлённое», характеризующие существительные, порой не совпадают. И слово МАТРЁШКА, как и слово КУКЛА, – тому подтверждение. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ существительные.
Проверить сие можно, поставив нужную лексему в ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЧИСЛА МНОЖЕСТВЕННОГО. Исторически так сложилось: у существительных одушевлённых данная словоформа совпадает с формой падежа РОДИТЕЛЬНОГО, числа, естественно, тоже множественного, у неодушевлённых же существительных – с формой падежа ИМЕНИТЕЛЬНОГО (и здесь число – множественное):
- И. есть матрёшки, куклы
- Р. нет МАТРЁШЕК, КУКОЛ
- В. вижу МАТРЁШЕК, КУКОЛ
А вот как выглядят эти падежи у существительных неодушевлённых:
- И. есть НАРОДЫ, СТАИ
- Р. нет народов, стай
- В. вижу НАРОДЫ, СТАИ
К существительным одушевлённым относятся такие лексемы, как ПЕТРУШКА (кукла, не растение), МЕРТВЕЦ, УТОПЛЕННИК, ПОКОЙНИК, МИКРОБ. И показателем этого тоже является винительный множественного.
Справедливости ради отмечу: существует в наши дни тенденция относить слова МАТРЁШКА и КУКЛА к одушевлённым, если они употребляются по отношению к человеку, и к неодушевлённым, если обозначают игрушки. Причём в последнем случае в винительном множественного предлагают употреблять формы (вижу) МАТРЁШКИ, КУКЛЫ, то есть соотносить их с падежом именительным, как и у всех существительных неодушевлённых. Но это нормой на сегодняшний день не является, выглядит, на мой взгляд, искусственно и нарушает одну из важных теоретических установок: категория одушевлённости/неодушевлённости – признак у существительных постоянный, поэтому относить слово в одном значении к одушевлённым, а в другом – к неодушевлённым, неверно.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/2818394-slovo-matreshka-odushevlennoe-ili-neodushevlennoe-suschestvitelnoe.html