- Притча. Старик и яблони
- Русская сказка
- Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
- Старик и яблони
- Сказка Льва Толстого «Старик и яблони»
- Пересказ сказки
- Что хотел сказать автор
- Яблоко
- Маленькие рассказы (2 стр.)
- Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему Л. Толстой. Старик сажал яблони.
Притча. Старик и яблони
Притча. Старик и яблони.
Однажды в жаркую, летнюю пору ехал утомлённый путник на старой лошади по долгой и пыльной дороге. Лошадь была уставшая и голодная и ей хотелось пить, а по обочине дороги трава была сухая и выгоревшая. Негде было сделать остановку, чтобы отдохнуть в тени, немного перекусить, да накормить лошадь.
Вдруг далеко ; далеко, почти у горизонта он увидел вершины каких-то деревьев.. » Это наше спасение «; подумал человек и лошадь видимо тоже почуяла зелень деревьев и влагу, пошла чуть быстрее.
Через минуту дорога пошла под гору и за поворотом человек на возу увидел древнего старика, который усердно копал землю.
Подъехав поближе к нему он спросил его ухмыляясь : » Что ты делаешь старик ? Зачем ты копаешь яму ? » Старик выпрямился, поднял запотевшее лицо от земли, обтёр пот рукавом и ответил : » Здравствуй добрый человек. Я хочу посадить здесь несколько яблонь и груш. »
» Но зачем тебе это надо ? Ты настолько стар, что не увидишь плоды своего труда и твой труд пропадёт даром. » ; воскликнул человек.
» Я так не думаю..и ты тоже скоро изменишь своё мнение «; был ответ.; » Я вижу ты и твоя лошадь сильно устали и вас одолела жажда и голод. Видишь вдали растут деревья ? Это труд моего деда. Дед умер неотведав не одного плода с тех деревьев. »
Немного помолчав он добавил : » Я сажаю яблони не для себя. а для моих внуков, для твоих и вообще для добрых людей, чтоб они могли укрыться в тени и отдохнуть. »
» Но зачем тебе это надо, старик ? » ; был вопрос.
» Боюсь ты не поймёшь этого ? ; последовал ответ.
Через некоторое время человек на лошади добрался до тех деревьев, которые посадил дед того старика.
Это был небольшой сад из яблонь и грушь. Тут росло несколько десятков вишен и слив, и самое желанное..это маленький родничок. Это был настоящий оазис в степи, настоящий райский уголок.
Человек распряг лошадь, напоил её и пустил попастись на зелёной сочной травке. Потом сам разулся, ополоснул лицо и напился воды. Затем он присел в тенёчке на мягкую землю и проговорил : » Так вот зачем дед садил деревья.
Спасибо тебе неведомый мне добрый человек. Спасибо. »
. Александр.БРИГ. 29.10.20
Источник статьи: http://proza.ru/2020/10/29/1177
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Старик и яблони
Сказка Льва Толстого «Старик и яблони»
Короче сказки «Старик и яблони», казалось бы, на свете не придумаешь. Лев Толстой смог даже в четырёх предложениях дать очень много советов всем людям: и пожилым, и молодым. Читать такие сказки-малышки одно удовольствие. И чем они хороши? Они рассчитаны на семейное чтение. Пусть чаще малыши берут в руки книгу сказок, а взрослые (их мамы, папы и другие взрослые родственники) объясняют смысл прочитанного. От этого будет двойная польза. Дети научатся прислушиваться к отцу и матери, понимать и доверять им. А такое тесное общение взрослого с ребёнком создадут общий круг интересов и взаимопонимание. Такие дети, когда вырастут, будут лучше понимать окружающий мир и научатся ценить доброту.
Пересказ сказки
Старик решил посадить яблони. Решил да и сделал. А когда копал ямки, поливал и прикапывал саженцы, люди ему задали такой своевременный вопрос, ведь он уже был очень стар. Со стороны людям казалось, что труд его пропадёт, и все старания, которые он сейчас прикладывает, напрасны. Яблони растут долго. Созревшее яблочко вряд ли удастся попробовать самому. Старик был стар, сед и мудр. Он, не задумываясь, дал ответ всем интересующимся. В этом ответе звучала любовь и уверенность в том, что он совершает добрый поступок. Если ему не удастся съесть ни одно яблочко, то это сделают другие, да ещё ему и спасибо скажут.
Что хотел сказать автор
В содержании этой сказки скрыт огромный смысл. Нельзя сказать, что текст написан только для детей. Так, как поступил старик из этой сказки, должен поступать любой здравомыслящий человек. Хорошие дела нужно успевать делать при жизни, даже если плодами этого дела тебе самому не придётся пользоваться. Главный герой повествования Льва Николаевича не выдуманный персонаж. Писатель был очень наблюдательным человеком, и то, о чём говорится в сказке, могло произойти с самим автором. Он мог оказаться тем самым стариком, который делает добро другим людям. Толстой мог быть одним из людей, спрашивающих о смысле того, что старик делал. Главное в этом мире: успеть сделать доброе дело бескорыстно, зная, что всё, что делается, это для окружающих людей, не для него самого. Как люди узнают, что эти яблони сажал такой-то? Если они захотят сказать слова благодарности, они спросят, кто сажал этот сад, вспомнят про старика. Мудрый старик получился у Льва Толстого: нельзя жить одним днём, нужно думать о будущем и о других людях, а не только о себе.
Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Старик и яблони» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков».
Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Источник статьи: http://russkaja-skazka.ru/starik-i-yabloni/
Яблоко
Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Посадил дед яблоню. Не дождался с нее яблочка. Сын его тоже ждал всю жизнь терпеливо. Не дождался. Сыну же своему, дедушкиному внуку, то есть, наказал: ты за яблоней следи, раздолбай, ведь именно тебе выпала честь вкусить с нее плодов гипотетических. После чего отправился вслед за родоначальником фамильного садоводства.
И вот, самый младший из семейства, с отцовским наказом в голове, принялся за яблоней той ухаживать. Кучу книг перелопатил и давай дедушкину яблоню по науке унавоживать. Женился, детей завел, а о яблоне ни на минуту не забывает. Ведь именно ему, как-никак, выпала почетная миссия яблочек откушать. Зима-лето, зима-лето; внучок уже себя не помнит, все над своей яблоней трясется, как наркобарон какой над своей потайною делянкой.
И вот, в один прекрасный день, когда утомленная трудами праведными крыша грозилась дать боковой крен, появилось вдруг на яблоне яблочко долгожданное. Маленькое, с одного боку зеленое, с другого —¬ красное. Внучок, вне себя от радости, домой примчался, созвал домашних своих и говорит: вот, говорит, вся жизнь моя, практически, прошла, в ожидании… этого вот… Надо бы теперь это яблочко сорвать да продегустировать, да вот незадача: уж больно висит высоко. С земли не дотянешься, и даже не допрыгнешь. Внучок две недели и так и сяк старался: и скакал, и прыгал, и камешки швырял, и палки, на скамеечку вставал и с нее скакал — все впустую. Тогда решил он на яблоню взобраться. Карабкался, карабкался — да и грохнулся вниз. Через три месяца из больницы вышел — и снова за свое, благо яблочко к тому времени уже покраснело полностью, вот только в размерах не выросло нисколько — как было с грецкий орех, таким и осталось. Понял тогда внучок, что от таких нечеловеческих усилий не ему счастье отведать плод заветный выпадет, а, скорее, у него самого что-нибудь выпадет. Прямая кишка, например. И решил он прибегнуть к последнему средству и отраде всех лентяев: лестнице-стремянке. Взобрался он по лесенке, сорвал драгоценное яблоко, домой его принес, как святыню какую. На кухне горячей водой обмыл, стиральным порошком и щеткой надарил, вонзил в него зубы и… выплюнул. Горькое, сволочь, оказалось — аж язык скукожился. Уж лучше рябиновым вареньем всю зиму давиться, чем яблоками такими. Выбросил благодарный внучок яблоко в сортирную яму и пошел в чулан, за топором и ножовкой.
Вот так оно обычно и бывает в жизни: предки понасадят разной некондиции, а потомки давись и плюйся.
Источник статьи: http://proza.ru/2008/09/23/111
Маленькие рассказы (2 стр.)
Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
Стали они коня друг у друга рвать.
– Дай мне – мой конь!
– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой!
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.
К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник – ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, а себя и других обожгла.
Жил дед у реки. Были у деда лодка и сеть. И были у деда два внука: Петя и Гриша. Грише было семь лет, а Пете пять. Раз вышли Петя и Гриша рано на реку. Они знали, что у деда на реке была сеть. Они сели в лодку. Гриша сел на руль, а Петя грёб. Они плыли долго по реке, не знали, где сеть; но нашли сеть, взяли рыбу и дали деду.
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
У детей были свои грядки. Пришло раз на их грядки стадо свиней.
– Дети, скорей! Жучку пускай!
– Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!
У меня есть шесть кур, и я поутру даю им корм. Я кричу: цып, цып. Я сыплю зерно на землю и на кур.
У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила себе эту штуку.
Мама, купи мне нитки, я свяжу тётке чулки. Чулки тётки стали стары. Видны пятки.
Старик сажал яблони. Ему сказали:
– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
– Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
На земле снег, на лесе иней. Давай скорей сани. На сани прыгай, сани двигай и под гору катай.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
Сели гуси на воду. По воде пошли круги всё шире и шире, а после стало гладко. Вода была чиста, и видны были лапки.
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.
Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты, Филипок, собрался?
– Ты ещё мал, не ходи. – И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
– Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
– Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
Филипок так напугался, что говорить не мог.
– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи своё имя.
– Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
– Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Источник статьи: http://mir-knig.com/read_479647-2
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему Л. Толстой. Старик сажал яблони.
Подойдёт и взрослым и детям
Тема: Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы.
Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого.
1) продолжить развивать интерес к личности писателя;
2) развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;
3) продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
II . Постановка учебной задачи, формулирование темы занятия.
1) Знакомство с биографией писателя.
Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.
— Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.
— Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» — что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.)
Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».
Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.
В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.
Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.
Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.
Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.
В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет — не знаю, а положил в него всю душу”.
На уроках у дошкольников мы начинаем с рассказа «Старик сажал яблони».
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» .
— Ребята, какой поступок совершил старик?
— А как мы можем охарактеризовать старика, какой он? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный).
— А что значит безвозмездный? ( что-то даёт людям и от них не требует ничего в замен)
— Давайте прохлопаем это слово по слогам.
— А какие еще добрые поступки можно совершить для других людей, не ожидая награды и выгоды для себя? (придержать дверь для следом идущего, расчистить снег перед домом, покрасить бордюры и оградки у подъезда и так далее)
Повторение цикла: яблоко-семечко-саженец-яблоня-яблоко.
— Скажите, с каким рассказом вы сегодня познакомились?
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvennoy-literaturoy-na-temu-l-tolstoy-starik-sazhal-yabloni-2924787.html