Как ласково назвать огород

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лексическая тема недели:

«Огород. Овощи».

Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей. В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок, овощной магазин и посмотреть, какие овощи там продают.

Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи

Предметный словарь: Огород, грядка, овощи, картофель, огурцы, помидоры (томаты), свекла, лук, чеснок, капуста, редис, укроп, петрушка, кочан, горошинка, лопата, лейка, мешок, корзина, ящик, вредители, гусеницы, жуки, салат , суп, сок, овощевод, продавец.

Качественный: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться.

Глагольный: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.

Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Поиграйте с детьми дома

Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) Одна морковка, две морковки. Один огурец, два огурца,….

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

Упражнение «Исправь ошибку». (Развитие слухового внимания. Усвое­ние относительных прилагательных.)

Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.И т. д.)

Упражнение «Назови ласково».(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе).

Помидор – помидорчик – помидорчики

Перец – перчик – перчики

Тыква – тыковка(тыквочка) –тыковки

Редис – редисочка – редисочки

Морковь –морковка (морковочка) – морковки

Свекла – свеколка (свеколочка) – свеколки

Чеснок –чесночок –чесночки

Лук (луковица) – лучок (луковичка) – луковички

Репа – репка (репочка) – репки Укроп – укропчик – укропчики

Капуста – капусточка – капусточки

Упражнение «Один – много». (Образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах).

Огурец — огурцы — много огурцов

Помидор – помидоры – много помидоров

Картофель – картофель – много картофеля (картошки)

Баклажан – баклажаны – много баклажанов

Перец – перцы – перцев Тыква – тыквы – тыкв

Морковь – моркови – моркови

Свёкла – свёклы — много свёклы (свёкол – в значении «много штук»)

Читайте также:  Когда производить подкормку газона

Лук (луковица) – лук (луковицы) – много лука (луковиц)

Репа – репы – реп Петрушка – петрушка – много петрушки

Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]

Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» По­смотри на картинки. Что на них изображено?

Ребенок. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Взрослый. Запомни эти названия. Сейчас ты закроешь гла­за, а я уберу одну картинку. Ты должен будешь сказать, чего не стало.

Взрослый убирает одну из картинок.

Взрослый. Чего не стало?

(Аналогично: комплект – картошка, перец, петрушка, горох; огурцы, репа, лук, чеснок)

Развитие связной речи

Совместно с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

2. Как назвать по-другому (например: помидор это овощ)

4. Какой имеет внешний вид: форма

7. Какой на вкус?

8. Что из него готовят?

Работа по картинке-загадке «Помоги Пете». [Развитие зри­тельного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Взрослый. Рассмотри картинку, назови и покажи все овощи, изображенные на ней. Так ты поможешь мальчику собрать урожай.

ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА

Русская народная сказка «Вершки и корешки»,

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Ю. Тувим «Овощи», Дж. Родари «Чиполлино», А. Пластов «Костер в поле»

Источник статьи: http://studopedia.ru/3_131857_uchitel—logoped-rekomenduet-roditelyam.html

«Сад– огород»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по лексико-грамматическому строю речи

Скачать:

Вложение Размер
ovoshchi.docx 30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по лексико-грамматическому строю речи

Тема: «Сад– огород».

  • закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цвета, геометрические фигуры, вкусовые качества);
  • ввести новые понятия сад и огород;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
  • расширение активного и пассивного словаря по теме: “Овощи”, «Фрукты»;
  • воспитание уверенности и дисциплины.
  • Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
  • Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
  • Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
  • Резиновые фрукты, овощи;
  • 2 корзинки + полотенца;
  • Массажный мяч;
  • Телевиз+ноутбук для показа игр;
  • Лсты с изображением силуэтов овощей и фруктов.

1. Психологический настрой.

Логопед: Как обычно в начале занятия я говорю вам: «Здравствуйте!»

(Дети тоже здороваются).

Закрываю глаза и считаю до 3-х.

После того как я досчитаю до трёх и открою глаза, вы должны показать, какое у вас настроение.

Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я вам принесла осенние подарки.

Л.: Спасибо осень. Оставайся с нами и посмотришь, как наши дети будут играть.

2. Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.

3. Введение новых понятий «сад» и «огород»

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы «Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями — это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

4 .Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса — …, из апельсина — …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из 😕

Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).

А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

5. Сейчас мы с вами попробуем тоже приготовить свой салат из капусты и моркови с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим

Мы морковку трём

Мы капусту солим

Мы капусту жмёт

6. Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)

Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.

7. Физминутка «В огороде».

В огород пойдём, урожай соберём,

мы морковку натаскаем, мы картошку накопаем.

Щавеля нарвём немножко,

И вернёмся по дорожке.

8. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
Логопед: Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, или фрукт вы будете называть этот овощ или фрукт ласково и бросать мне мяч обратно.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

9. Дидактическая игра «Один – несколько» (показ)

Груша – груши, огурец – огурцы и т.п.

10. Ребята, у вас на столах лежат овощи и фрукты. Возьмите их в руки и назовите признаки.

Дидактическая игра «Подбери признак».

Лимон (какой?) – кислый, жёлтый, маленький, круглый, твёрдый, апроматный; морковь (какоя?) – оранжевая, длинная, гладкая, вкусная, полезная; яблоко (какое?) – круглое, сочное, спелое, красное, свежее.

11. Дидактическая игра «скажи наоборот» (антонимы).

Этот картофель – чистый, а этот – грязный, этот баклажан мокрый, а этот сухой и т.п.

12. Наше занятие подходит к концу.

Я приготовила для вас ещё интересное задание. Нарисовала контуры овощей и фруктов, которые вы сможете раскрасить чуть позже с воспитателем.

13. Подведение итогов.

С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?

В какие игры играли?

О.: Спасибо ребята! Мне очень понравилось, как вы играли. Я вас хочу угостить спелыми, сочными яблоками.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/12/08/sad-ogorod

Домашнее логопедическое задание по лексической теме:»Огород. Овощи» — старшая группа

Подойдёт и взрослым и детям

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: кар тофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. ).

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).

огурец ‒ огурчик помидор ‒ помидорчик перец‒ перчик

лук‒ лучок горох‒ горошек морковь ‒ морковка

2. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами

Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками

3. «Скажи, какой? какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)

Тыква какая?– оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…

Помидор какой?круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…

Овощи какие?полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…

4. « Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

баклажан – нет баклажана картофель – нет картофеля луковица – нет луковицы

петрушка – нет петрушки огород – нет огорода земля – нет земли

грядка – нет грядки корень – нет корня стебель – нет стебля

5. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное пюре Из тыквы – каша тыквенная
Из огурцов – салат огуречный Из помидора – салат, сок томатный

Из моркови – сок морковный Из гороха – суп гороховый

Из кабачков – икра кабачковая Из чеснока – соус чесночный

6. Пересказ рассказа по наводящим вопросам.

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

Когда убирают овощи?

Какие овощи убирали с огородов?

Что осталось в огороде?

У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).

Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект

2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников

Номер материала: ДБ-191603

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/domashnee-logopedicheskoe-zadanie-po-leksicheskoy-temeogorod-ovoschi-starshaya-gruppa-3336815.html

Читайте также:  Чем можно застеклить веранду кроме стекла
Оцените статью