Изучаем_фрукты_овощи_ягоды

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАЗЛИЧАТЬ ОВОЩИ И ФРУКТЫ? К ЧЕМУ ОТНЕСТИ ДЫНЮ, АРБУЗ, БАНАН, АНАНАС?

Как научить ребёнка различать овощи и фрукты? Взрослые скажут, что это проще пареной репы. А ребёнок различает с трудом, путает.

Как правильно и доступно научить классифицировать? Объясняли ребёнку просто: те плоды, что растут на деревьях и кустарниках – это фрукты; те плоды, что растут на земле или в земле – это овощи. Кроме овощей и фруктов существуют ягоды, которые могут расти как на кустах (малина, смородина, крыжовник и др.), так и на земле (земляника, клубника).

Пока ребёнок только учится определять, не нужно брать спорные случаи классификации: про арбуз, дыню, банан, ананас, вишню с черешней

Самое простое, но очень эффективное упражнение «Борщ или компот». Поставить на стол кастрюлю и большой кувшин. В кастрюлю будем складывать овощи для борща, а в кувшин — фрукты и ягоды для компота.

Подобное упражнение «Сад и огород». На огородную грядку «посадим» овощи, на садовое дерево «повесим» фрукты.

Игра «Что лишнее?» На столе разложить карточки с овощами (или с фруктами) и среди них положить один-два фрукта (или овоща). Ребёнок должен найти лишние предметы.

Игра «Что изменилось?» Ребенку предлагается запомнить все картинки, лежащие перед ним, а затем одну или несколько убрать/добавить/поменять местами.

Игра «Магазин». На прилавке лежат и овощи, и фрукты. Мама покупает овощи, а ребёнок фрукты. Или наоборот.

Раскраски. После раскрашивания картинок овощи сложить в одну папку, а фрукты и ягоды — в другую.

Такие простые упражнения помогут ребёнку научиться классифицировать овощи и фрукты.

А теперь вопросы на засыпку для взрослых. Вишня с черешней – ягоды или фрукты? Дыня, арбуз – овощи, фрукты или ягоды? К какой группе отнесём банан? А ананас?

Для начала немного теории.

Что такое фрукт?

С научной точки зрения, фрукты – это съедобные плоды, растущие на садовом дереве или кустарнике, имеющие сочную мякоть, внутри которой расположены семена. С бытовой точки зрения к фруктам обычно относят те плоды, в которых много фруктозы – т.е. сладкие плоды.

Что такое овощ?

Согласно словарю В.И. Даля (1863г) овощи — это «огородина, съедомая ботва и коренья: луки, капуста, морковь, репа, свёкла с ботвой и пр.» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1889г) подразумевает под овощами «все огородные растения, идущие в пищу человека». По толковому словарю Т. Ефремовой (2000г), это «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу». С бытовой точки зрения овощи – то, что растёт на огороде и используется для приготовления овощных блюд.

Существует еще один метод разделения фруктов и овощей. Если часть растения, питающая плоды полезными веществами и влагой, остается неизменной на протяжении нескольких лет, не отмирает в конце сезона (корни, ствол, ветви), значит, данная культура является фруктом. Если нет, то перед нами овощ (стебли овоща отмирают осенью, весной семена овощей высаживают вновь).

Читайте также:  Что_за_фрукт_пекое

Что такое ягода?

С точки зрения ботаники термин «ягода» обозначает определённый тип плода любого растения, с тонкой кожурой и сочной серединой, внутри всегда есть семена. С бытовой точки зрения ягодами считают только мелкие сладкие плоды, которые можно взять двумя пальцами и съесть за раз целиком.

Из вышесказанного следует вывод: нужно разграничивать научные определения фруктов-овощей и бытовые, кулинарные. Например, с точки зрения повара, помидор – овощ. А вот ботаник скажет, что это ягода.

Ещё один метод различия фруктов и ягод: фрукт гораздо больше ягоды, когда человек ест фрукт, он откусывает от него часть; когда ест ягоду, он кладет её в рот целиком.

А теперь попробуем ответить на поставленные выше вопросы.

В школьных учебниках ботаники вишня и черешня рассматриваются как фрукты. Плоды черешни и вишни растут на садовом дереве, имеют сочную мякоть, внутри которой расположен плод костянка. С бытовой точки зрения у черешни и вишни маленькие плоды, их можно съесть целиком, поэтому в народе их привыкли называть ягодами из-за небольшого размера. В итоге мы имеем два значения — научное и народное. Получается, что однозначного ответа на вопрос нет, а мы и дальше будем называть плоды так, как привыкли.

Дыня — это фрукт, ягода, или овощ? Каждая из версий имеет свои аргументы.

Из-за необычайной сладости плода многие причисляют дыню к фруктам (сочная сладкая мякоть, внутри семена). Однако, этой версии противоречит тот факт, что к фруктам относятся плоды, произрастающие на дереве или кустарнике. А дыня растёт на земле.

Версия о том, что дыня является ягодой, также заслуживает внимания. Дыня растёт на земле, на длинных травянистых стеблях, имеет некоторые особенности ягод: наличие твёрдых семян внутри, тонкую кожицу снаружи и сочную середину.

Некоторые относят дыню к овощным культурам, и биологи считают эту точку зрения логичной. Дыня имеет длинный травянистый стебель, который отмирает осенью, что указывает на её овощную принадлежность. К тому же дыня растёт на огороде, относится к семейству тыквенных и имеет родство с огурцом, кабачком и тыквой.

С точки зрения ботаники, дыня – это тыквина (тыквина – многосемянной плод с плотной кожурой, мясистым средним слоем и семенами во внутреннем волокнистом слое, внутри небольшое полое пространство – тыква, кабачок, дыня, огурец).

Арбуз ближе всего по биологическому строению относится к ягодам (помните загадку о самой большой ягоде?) с очень сочной мякотью и множеством семян внутри. Но его можно считать и овощем: стебель стелется по земле, отмирает в конце сезона, весной семена арбуза высеваются вновь.

С точки зрения ботаники арбуз — это ложная ягода. Разница между ягодой и арбузом заключается в оболочке. У ягод оболочка тонкая. Например, смородинку мы можем съесть целиком, вместе с кожицей, а арбуз нет. Именно наличие плотной корки делает арбуз ложной ягодой.

Некоторые считают арбуз тыквиной. Но у тыквины посередине есть полое пространство, а у арбуза его нет. Кроме того, семена арбуза расположены не кучкой, а распределены по всей мякоти, как у обычной ягоды.

Читайте также:  Простые_рецепты_фруктового_канапе

К какой группе отнесём банан ? За сладкий вкус и ароматную мякоть многие считают его фруктом. Но фрукты растут на деревьях или кустарниках, стволы и ветви которых не отмирают. А банан вырастает из травянистой розетки, стебель не покрыт корой, как у большинства деревьев, каждый год происходит отмирание травяной розетки и стебля, а от корня отходит новый небольшой отросток.

Так что банан нельзя назвать деревом, это трава, высокая (до 10 метров), могучая, (до 30 сантиметров в обхвате), но все-таки трава. А на траве не растут фрукты. Вывод: с ботанической точки зрения банан – не фрукт.

Может, овощ? Его можно назвать овощем, так как он представляет собой съедобный плод травянистого растения. Но он имеет сладкий вкус, что овощам несвойственно.

Тогда банан — ягода? Ягоды — это плоды, покрытые тонкой кожурой, имеющие сочную мякоть и сердцевину с семенами, которые не требуется разрезать или раскусывать, то есть их употребляют целиком. Ягоды растут на траве, кустарниках или полукустарниках. Такое описание банану подходит: у плодов в дикой природе тонкая кожура, сочная мякоть и есть семечки, он растет в траве. Но его проблематично съесть целиком, нужно откусывать частями, поэтому ботаники предлагают банан называть ложной ягодой, как арбуз.

Ананас – это что?

Большинство считают ананас фруктом из-за его сочной мякоти и сладкого вкуса. Но фрукт — это плод кустарника или дерева, покрытый мягкой или умеренно твердой кожицей с семенами в середине. Ананасы не растут на деревьях, у них жесткая кожура, которую не употребляют в пищу и нет семян, так что называть его фруктом неправильно.

Может, он ягода? С ягодой он схож только в одном – сочная мякоть, но нет ни съедобной кожицы, ни семян внутри.

Ананас — земляное растение. Тогда это овощ? Ботаники называют овощами плоды, клубни или съедобную зелень травянистых растений. Но он, как и банан, имеет сладкий вкус, что овощам несвойственно.

Тогда чем же является ананас? Это плод многолетнего травянистого растения, но плод не цельный, это соплодие из множества маленьких бессемянных ананасиков.

Подведём итог.

Ягоды, фрукты, овощи… Они источник витаминов. Без них не обойтись.

Основные различия ребёнок усвоит быстро, достаточно нескольких тренировок. А ботанические нюансы о принадлежности некоторых овощей-фруктов-ягод к той или иной категории можно оставить учёным. Дошкольнику трудно понять, что такое соплодие, тыквина, ложная ягода (по ботанике дети изучают это в 6 классе). Главное, не забывать включать овощи, фрукты в свой ежедневный рацион.

Источник

Конспект занятия «Фрукты, овощи, ягоды»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

– Учить правильно, употреблять слова в единственном и множественном числе.

– Учить образовывать прилагательные от существительных.

– Развивать речь и словарный запас.

– Развивать артикуляционную моторику.

– Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, ягод, корзины 3 шт.; предметные картинки – ягоды.

Орг. момент: Пальчиковая игра: «Пальчики здороваются».

Сообщение темы: Сегодня мы с вами будем говорить об овощах, фруктах и ягодах.

Читайте также:  Лучшие_фруктово_свежие_ароматы

Релаксация. Мимические упражнения. Скажите:

– Из чего вырастают овощи? – Овощи вырастают из семян.

– Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянуться к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. (дети садятся на места)

– Ребята, где растут овощи? – На грядке, в земле .

– Назовите овощи, которые вы знаете? – Морковь, капуста, огурцы и т.д.

– Покажите овощи-толстячки (надуть щёки)

А теперь овощи-худышки (втянуть щёки)

– Чтоб язычок проснулся, заработал, сделаем зарядку. Упражнения: «Улыбочка», «Лошадки», «Качели», «Дразнилки»

Игра на внимание. Приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название овощей. (парта, редис, репка, ручка, огурец, помидор, шапка и т.д.). Молодцы! Очень хорошо получается.

– ВЫ любите бананы? апельсины? ананасы ? – Да!

– Назовите их, одним словом. – Это фрукты .

– А теперь давайте вспомним название фруктов, которые я ещё не назвала( яблоко, груша , персик, абрикос и.т.д.)

Дети шли, шли, шли дети шагают на месте

Капусту нашли, наклонились и собирают овощи

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

И домой пошли. шагают на месте

(на коврике выставляются корзины с фруктами и овощами).

– Отгадайте и повторите чистоговорки.

Ор-ор-ор – сорвали красный ………помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.

Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз.

– Что можно приготовить из фруктов? – Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.

-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой? – Яблочный.

– Сок из апельсинов? – Апельсиновый.

– Сок из ананасов? – Ананасовый.

– А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? – Ассорти.

– Ребята, а из овощей можно делать соки? – ДА.

– Как назовём сок из моркови? – Морковный.

-Посмотрите на картинки ( на доске висят картинки ягод ). Давайте их назовём. – Малина, клубника, черника, ежевика, клюква, смородина, виноград, арбуз, вишня, слива и т.д.

-Назовите все картинки, одним словом? – Это ягоды.

– А где растут ягоды? – на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках.

– Что можно приготовить из ягод? -Компот, кисель, морс, пирог, желе.

– Назовите: Кисель из вишни, какой? – Вишнёвый.

Пирог с малиной? – Малиновый.

Сок из винограда? – Виноградный.

Компот из сливы? – Сливовый.

Морс из клюквы? – Клюквенный.

Игра на внимание «День-ночь». Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Ночь( дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, день, дети угадывают отсутствующую картинку. (повторить 3-4 раза).

ИТОГ: – О чём мы с вами говорили на занятии?

Источник

Оцените статью