Конспект занятия «Бабушкин огород. Огород на подоконнике» (старшая группа)
Афонькина Л.В
Конспект занятия «Бабушкин огород. Огород на подоконнике» (старшая группа)
• расширять представления детей о саде и огороде;
• обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• привлечь к работе как можно больше детей.
-Осуществлять выращивание овощей на окне, рассада цветочных культур;
-Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений;
-Рассказать детям о каждой выращенной культуре, об особенностях выращивания;
-Заполнять дневник наблюдений за огородом;
-Проследить рост растений от семени до ростка;
-Понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.
-Воспитывать желание добиваться результата;
-Участвовать в общем деле, развивать трудовые умения.
-Прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;
Работа над словарем:
-Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов;
Оборудование и материалы:
Рассада посаженных культур: огурцы, помидоры, перец
Семена: лук, фасоль,
Инвентарь: лейка, лопаточка для рыхления, тряпочка.
Дидактический материал: картинки с изображением овощей и цветов, дневник наблюдений «сад-огород и т. д.
В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Изготовлены таблицы – указатели с названиями растений и с датой их посадки. В специально подготовленный ящик с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы в дневник наблюдений. Так же были подобраны: художественная литература, стихи, поговорки, загадки об овощах, цветах, иллюстрации и картинки (демонстрационный материал). Проведена консультацияс родителями на тему: оказание посильной помощи родителей в создании огорода на подоконнике,был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
2. Практическая работа. Вводная часть
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?
В: Правильно, весна! Какие признаки весны мы с вами можем отметить?
Д : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые проталины, первые цветы.
В : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?
Д : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!
В : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.
Огород, огород
Что за чудо! Вот так класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает!
Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные культуры: лук, помидоры, огурцы, фасоль, перец, бархатцы,. Ребята замечают, что ростки саженцев направлены к свету!
В : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?
Д: Земля, вода, воздух, свет, тепло.
В : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности. Поиграем в игру «Наша ладошка».
Дети показывают свою ладонь,поочередно указывая на пальцах руки:
Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?
В : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. (Показывает на указательный палец, дети повторяют действие.) Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.
Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.
В : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод (Дети показывают на средний палец). А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.
Д : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.
В: Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?
Д : Тепло. Земля должна быть прогрета.
(Дети указывают на безымянный палец)
В: Да, ребята, тепло представляет собой
основной фактор жизни растений.
Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.
Что мы можем увидеть?
Д. : Ростки повернуты в сторону окна.
Д : Растение тянется к свету, к солнцу.
В : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца. (Показывает на мизинец). Посмотрите наша ладонь и пальцы – единое целое,как и наше растение неразрывно связанно и зависит от всех перечисленных факторов и условий: земли, воздуха, света, тепла, воды.
(Показывают друг другу ладошки)
Воспитатель предлагает посадить семена овощей в землю.
Чтение сказки В. Сутеева «Бабушкин огород».
Все взрослые уехали в поле на уборку, нас оставили дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте овощи, — сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами — помогать.Чапка очень хорошо помогала Маше рыть картошку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Картошка так и летела, а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она.И вышло: дёргаю морковку, а выдёргиваю то репу, то свёклу. Выдернул нечаянно даже огурцы и помидоры, а морковки только три штуки. Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посеешь и каждый кустик вырастишь, тогда ничего не перепутаешь. И ещё сказала, что на будущий год, когда я приеду к ней, то сам посажу и буду выращивать маленький огород.А Усик никому не помогал: он подружился с Чучелом Стёпой и не отходил от него. Ведь Чучело не может его тискать и дёргать за хвостик. Когда мама и папа вернулись с поля, бабушка нас очень хвалила: сказала, что мы будем хорошими работниками. А про огурцы и помидоры никто не узнал. Вечером мы все ели молодую картошку.
Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
В: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей.Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем фасоль. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в земле, эту лунку заглубляем, сажаем фасоль. Теперь землю нужно слегка присыпать рукой, а затем аккуратно полить из леечки. (Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)
В: Ребята, как вы думаете, завтра мы уже сможем попробовать лучок? Нет, надо подождать некоторое время, пока лук прорастет – даст зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать.
3. Оформление огорода на окне (дизайн)
Цель: формировать у детей эстетику окружающей среды, стимулировать его творчество, развивать эстетическое восприятие.
В: Чтобы на нашем подоконнике было красиво, оформим мини-огород, украсим его, огородим заборчиком, поставим пугало, домик, героев сказки.
В. Сегодня мы с вами много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.
Проект: «Бабушкин огород»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект: «Бабушкин огород».
Авторы проекта: Аглиулова Ю.В; Мещерякова Л.В.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети , педагоги , родители.
Возраст детей: с 3-4
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_dlya_detey_ii_mladshey_gruppy.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Бабушкин огород».
Авторы проекта: Аглиулова Ю.В; Мещерякова Л.В.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети , педагоги , родители.
Возраст детей: с 3-4
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Назначение итогового мероприятия конспекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
- Презентация проекта «Огород на окошке».
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Организация конкурсов, развлечений, выставок.
- Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
- Посадка семян в землю.
- Уход за растениями.
- Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
- Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
- Работа дневником наблюдения.
- Просмотр фильмов о растениях.
- Сбор коллекций семян.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
- Труд в огороде.
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.
- Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
- Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
- Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
- «Что такое «Огород на окне»,
- «У Луки и Лукерьи»,
- «Растения – это жизнь»,
- «Семена»,
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Земля, какая она?»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
- Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
- Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
- Рисование «Лук от всех недуг»
- Лепка «Овощи большие и маленькие»,
- Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
- Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.