Группы_овощей_технология_5_класс

Урок 24. Роль овощей в питании

Овощи не только поставщики важных пищевых веществ и витаминов, они являются и динамическими регуляторами пищеварения, повышают способность усвоения пищевых веществ, а стало быть, и пищевую ценность большинства продуктов. Овощи весьма ценны и необходимы организму каждый день во все времена года.

В зависимости от того, какую часть растения используют в пищу, овощи делят на группы:

Корнеплоды – овощные культуры, выращиваемые ради подземных сочных органов растения. Корнеплодами также называются и те части, которые собственно употребляются в пищу человеком и идут на корм животным.

Клубнеплоды – группа растений, у которых на подземных стеблях или боковых корнях образуются клубни, используемые в пищу человеком, на корм скоту или как сырьё для переработки.

Капустные – это группа овощей с употребляемой в пищу надземной частью, сходных по своему химическому составу и относящихся к роду капустных. является важнейшим для человека представителем этого семейства.

Бахчевые (плодовые) – это род травянистых растений из семейства тыквенные, которое включает в себя также арбузы, дыни, огурцы и кабачки (цуккини).

Бобовые (стручковые) – это одно из самых больших семейств двудольных. Они распространены на всей доступной цветочным растениям суше земного шара и представлены самыми разнообразными формами, начиная с огромных деревьев и заканчивая лианами и крохотными видами, растущими в пустыне.

Листовые – это такие овощные культуры, у которых в пищу используются листья. Листовые овощи – довольно широкая категория овощей, зачастую пересекающаяся с другими, ведь у ряда овощных культур съедобна не только какая-то определенная часть растения, а несколько (например, корневище и надземная часть).

К листовым овощам в первую очередь относятся овощи, которые выращиваются исключительно ради листьев (салат, шпинат), используемые в основном как один из основных компонентов готового блюда; также в этой категории присутствуют овощи из других категорий (например, корнеплоды, тыквенные), у которых кроме другой части растения (например, луковицы, клубня) в пищу также употребляются листья, и пряные растения, чьи листья используются для придания пикантного вкуса свежими.

Читайте также:  Жаркое_свинина_картофель_овощи

Луковичные – это овощные растения с употребляемой в пищу подземной (луковица) или надземной частью, принадлежащие к ботаническому роду лук, содержащие большое количество эфирных масел и обладающие острым вкусом.

Существует три показателя качества овощей: цвет, запах и консистенция (органолептический метод).

Определить количество нитратов в продукте можно с помощью специального прибора – нитратомера.

Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.

Винегрет – разновидность салата в виде смеси мелко нарезанных овощей (куда обязательно входит свекла), приправленное растительным маслом.

Источник

Урок технологии по теме «Овощи» (5-й класс)

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.

Место урока в учебном плане: кулинарные работы, овощи, первичная обработка овощей.

Оборудование: компьютер, презентация “Овощи ” (Приложение 1), проектор (или медиапроектор), акустические колонки, экран.

Межпредметные связи: ботаника, естествознание, история и география.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя (введение в тему урока)

Учитель: Человек в своем питании использует растительную пищу, наверное, с момента своего появления на свет. Сначала это были различные растения, плоды деревьев, коренья, дикие виды овощей и злаков, которые сейчас мы с вами выращиваем на грядках.

Ученики по очереди перечисляют названия овощей.

Запись темы урока “Овощи” в тетрадь.

Учитель: Роль овощей в рационе питания очень велика. Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. Из записи, иностранных гостей, читаем: “Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…”.

Читайте также:  Какие_овощи_являются_аллергенами

– Назовите, пожалуйста, основные особенности данной группы овощей, по которым вы смогли бы определить, к какой группе относится тот или иной овощ.

  • Луковичные (плод покрытый чешуйками)
  • Плодовые (растут на веточке)
  • Корнеплоды (растут в земле)
  • Листовые (едим листья)
  • Цветковые (используем в пищу цветки растения)

Домашнее задание: привести примеры овощей на каждую группу.

Учитель: Девочки скажите мне, пожалуйста, а как давно мы используем в пище овощи, о которых мы сейчас с вами говорили?

Ученицы, опираясь на знания по ботанике, истории и естествознания, рассказывают о том, что некоторые из овощей завезены в Россию из разных стран.

– Сейчас мы с вами познакомимся с историей и пищевой ценностью овощей, которые чаще всего использовались в питании русского народа.

– Чтобы сохранить все питательные свойства овощей их нужно правильно хранить”.

Ученицы делают запись в тетрадь: “Хранение овощей”.

– Мы не только употребляем в пищу сырые овощи, но и готовим из них разнообразные блюда.

  1. Какие названия салатов вы знаете? (Оливье, Весенний….)
  2. Какие блюда из картофеля вы знаете? (Картофель Фри, пюре…)
  3. А какие соки из овощей вы пили? (Томатный, морковный…)

Ученицы отвечают на вопросы.

Учитель: А что нужно сделать с овощами, чтобы употребить их в пищу?

Ученицы: Помыть, почистить, порезать…

Учитель: Правильно, но существует определенная последовательность обработки овощей, давайте с ней познакомимся.

Запись в тетрадь: первичная обработка овощей.

– Для того чтобы приготовить пищу из овощей, мы с вами пользуемся различными инструментами и приспособлениями. С некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся.

– При любой работе мы должны соблюдать правила, какие?

Ученицы: Правила техники безопасности.

Учитель: Что может произойти с человеком, который не соблюдает правила техники безопасности?

Читайте также:  Торговый_киоск_овощи_фрукты

Ученицы:: Порезать пальцы рук.

Запись в тетрадь: Правила техники безопасности.

Учитель: Познакомившись с питательной ценностью овощей, с первичной обработкой, с инструментами и приспособлениями для работы, правилами техники безопасности, мы можем приступать к приготовлению?

Ученицы: Могут быть и «да» и «нет».

Учитель: А о чем мы с вами еще не поговорили?

Ученицы: Как все нарезать.

Учитель: Чтобы красиво и аппетитно выглядело блюдо, надо правильно выбрать форму нарезки овощей. Давайте познакомимся с видами нарезки.

В тетради записывается перечень видов нарезки овощей.

Учитель: Какие формы нарезки использованы?

Ученицы: Слева направо, сверху-вниз – кружочки, дольки, кружочки, кружочки, соломка, дольки.

II. Заключительная часть

  1. С какими овощными культурами вы познакомились?
  2. Зачем мы употребляем в пищу овощи?
  3. Для чего нужно делать первичную обработку овощей?
  4. Какие инструменты мы используем для нарезки овощей?
  5. Как пользоваться острыми инструментами?
  6. Какие виды нарезки вы можете использовать в работе?

За активную работу на уроке учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

  • Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
  • Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).

III. Приложения

  1. Этюды о питании. Скатерть-самобранка. Москва, “Книга”,1991.
  2. Трудовое обучение 4 класс. Москва, “Просвещение”,1988.
  3. Русская кухня: традиции и обычаи. Москва, “Советская Россия”, 1990.
  4. Еда наш друг, еда наш враг. Ридерз Дайджест Лондон-Нью-Йорк-Монрааль-Москва.
  5. Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В.В. Похлебкина. В.В. Похлебкин. Москва, “Центрполиграф”, 2001.

Источник

Оцените статью