Группы_и_классификация_фруктов

Фрукты и ягоды

Дидактическое и материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Фрукты и ягоды”.

— семечковые;

— косточковые;

— субтропические и тропические.

— в сыром – натуральном виде;

— в консервированном;

— в сушёном;

— в варёном.

— приготовление различных блюд (салаты, горячие блюда, мучные изделия);

— диеты;

— напитки и десерты;

— косметические средства;

— консервирование;

— детское питание.

— сортировка и переборка;

— мытьё проточной водой с добавлением соды для удаления с поверхности ядохимикатов;

— удаление несъедобных частей;

— промывание проточной водой;

— осуществление дальнейшей обработки.

    Проведение тестирования для закрепления пройденной темы.
  • Подведение итогов.
  • Выставление оценок.

5. Домашнее задание на выбор:

1. Выполнить схему классификации плодов и ягод, заменив их названия рисунками или картинками.

2. Творческая работа в форме реферата или проекта по теме: “Фрукты и их применение”, “Ягоды и их применение”, “Витамины круглый год”. Объём не менее 1 листа, не более 5 листов.

Конспект

Дежурные назовите отсутствующих

Тема нашего урока: “Фрукты и ягоды”.

  • Какие фрукты и ягоды мы знаем?
  • На какие группы можно разделить все фрукты и ягоды?
  • Какие фрукты и ягоды относятся к тем или иным группа?
  • Выясним, что полезного содержится во фруктах и ягодах?
  • В каком виде можно употреблять в пищу фрукты и ягоды?
  • Для приготовления, каких блюд можно использовать фрукты и ягоды?
  • Где и для чего можно применять фрукты и ягоды?
  • В конце урока подведём итог и проведём небольшую проверочную работу.

Открываем тетради и записываем тему урока: “Фрукты и ягоды”.

Все мы знаем, что фрукты и ягоды играют важную роль в питании человека и его жизнедеятельности.

Вспомним все фрукты, которые мы знаем.

Мы с вами вспомнили все фрукты, которые мы знаем и употребляем в пищу. Теперь давайте подумаем.

На какие группы можно разделить все фрукты, которые мы перечислили?

Н-р: персик и яблоко – форма практически одинаковая, у обоих плодов есть кожура, мякоть, но чем же они отличаются друг от друга?

Правильно у яблока – семечки, у персика – косточки. Поэтому плоды, у которых внутри семечки относятся к группе — семечковых, а плоды, у которых внутри косточки относятся к группе — косточковых.

Какие фрукты ещё можно отнести к группе семечковых?

Какие фрукты можно отнести к косточковым?

Давайте начнём строить схему:

Мы с вами выделили две группы фруктов – это семечковые и косточковые, теперь давайте подумаем:

Какие фрукты мы не отнесли ни к той, ни к другой группе и выделим ещё одну группу?

Все ли продукты растут при нашем климате?

Можно выделить ещё одну группу плодов – это субтропические и тропические, которая делится на две подгруппы.

Читайте также:  Химический_состав_всех_фруктов

Как можно разделить эти оставшиеся фрукты?

Как можно одним словом назвать группу фруктов: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут?

Конечно – это цитрусовые. Остальные фрукты: банан, ананас, хурма, гранат – эти фрукты отнесём к группе – прочих – это фрукты, которые выращиваются в основном в субтропических и тропических странах.

  • яблоки
  • груши
  • лимон, гранат
  • апельсин, банан
  • мандарин, ананас
  • грейпфрут, хурма

С фруктами мы разобрались. Теперь на основе того, что мы с вами узнали, т.е по каким признаком можно разделить все фрукты. Давайте подумаем, на какие группы можно разделить ягоды?

Для начала вспомним, какие ягоды мы знаем?

Подумаем, на какие 3 группы можно разделить все ягоды?

Вспоминаем, какую форму имеют ягоды, внутреннее строение, наружное?

Н-р: чем отличается виноград от клубники и малины?

У винограда – косточки в нутрии мякоти.

У клубники – ягода образуется из цветочка с маленькими косточками на поверхности

Малина – состоит из сросшихся между собой маленьких плодов.

Настоящие Ложные Сложные
Виноград Земляника Малина
Смородина Клубника Ежевика
Крыжовник
Черника
Клюква

Мы вами разделили все ягоды и фрукты на определённые группы. Давайте подумаем:

Что полезного содержится во фруктах и ягодах?

Мы знаем, что человек, употребляющий в пищу овощи, фрукты и ягоды более здоровый и крепкий, потому что в его организм поступает достаточное количество витаминов и полезных питательных веществ, для организма и жизнедеятельности человека.

В каком виде фрукты и ягоды можно употреблять в пищу?

Для чего можно использовать фрукты и ягоды? Где их можно применять?

— Для приготовления различных блюд:

— салаты,

— горячие блюда,

— сладкие мучные изделия.

— Диеты.

— Напитки и десерты.

— Косметические средства.

— Консервирование.

— Детское питание.

Все фрукты и годы можно широко использовать и применять в различных целях.

Прежде чем применить фрукты и ягоды необходимо провести первичную обработку

Что такое первичная обработка?

В чём заключается первичная обработка фруктов и ягод, мы сейчас с вами познакомимся.

Подумайте, какие способы хранения продуктов вы знаете, и какие способы можно применить к фруктам и ягодам?

Мы с вами говорили, что фрукты и ягоды в пищу можно употреблять в сушёном, консервированном виде т.е их надо сохранить. Давайте познакомимся со способами хранения фруктов и ягод.

Сейчас давайте закрепим нашу сегодняшнюю тему и проведём небольшой тест. Я вам буду показывать фрукты и ягоды, а вы будите относить их к той или иной группе.

Теперь меняемся тетрадями с соседом, я диктую, вы проверяете и ставите друг другу оценки.

Сейчас подведём итог нашего урока.

Закрепление нашей темы проведём в форме игры.

В коробочке лежат картинки фруктов и ягод, выходят 4 человека и выбирают:

1-й человек семечковые,

2-й человек косточковые,

3-й человек цитрусовые,

4-й человек прочие.

Классификацию ягод мы проверим в форме тестирования:

  • малина — 3,
  • земляника — 2,
  • виноград — 1,
  • ежевика — 3,
  • крыжовник — 1,
  • клубника — 2,
  • черника — 1,
  • клюква – 1,
  • смородина — 1.
Читайте также:  Какие_фрукты_могут_дозреть_дома

Источник

Глава 1. Классификация, химический состав и пищевая ценность свежих плодовв и овощей.

Класс плодов объединяет виды продукции, съедобным органом которым является истинные и ложные плоды десертного назначения. истинными называются плоды, развившиеся из завязи в сочных околоплодник; ложные плоды образуются из разросшихся цветоложа, оснований тычинок, лепестков, чаши листиков.

Класс плодов подразделяют на два подкласса: сочные и сухие.

Сочные плоды с учётом их строения, назначения и других признаков подразделяют на шесть групп:

  • Семечковые;
  • Косточковые;
  • Ягоды;
  • Субтропические разноплодные;
  • Цитрусовые;
  • Тропические.
  • Клубнеплоды;
  • Корнеплоды;
  • Капустные;
  • Луковые;
  • Салатно-шпинатные;
  • Пряно-вкусовые;
  • Десертные.
  • Тыквенные;
  • Томатные;
  • Зернобобовые.

1.2. Химический состав свежих плодов и овощей, их пищевая ценность.

Химический состав и физические свойства свежих плодов и овощей определяются структурой и составом образующих их тканей. В плодах и овощах, а так же в продуктах их переработки, находятся разнообразные вещества: легкоусвояемые сахара (глюкозы, фруктоза, сахароза), полисахариды (крахмал, клетчатка, инулин), органические кислоты (яблочная, лимонная, винная и др.), полифенолы, минеральные соли, витамины, азотистые, ароматические, красящие и пектиновые вещества. Некоторые вещества не имеют существенного значения для питания человека, но играют важную роль в таких процессах жизнедеятельности плодов и овощей, как старение, прорастание, устойчивость к болезнями и др. К ним относятся, например, нуклеиновые кислоты. Некоторые плоды и овощи имеют лечебное значение и используются в медицине. Например, малина, содержащая салициловую кислоту, обладает хорошими потогонными и мочегонными свойствами; черника и груши — закрепляющим, а слива — послабляющим действием. Установлены лечебные свойства капустного сока при язвенной болезни, сахарном диабете, гипертонии, а пектиновых веществ — при кишечных заболеваниях. Хорошо известны также лечебные свойства винограда, лимона, апельсина, земляники, смородины, чеснока, лука и др. Химический состав плодов и овощей не является постоянным, а может изменяться в процессе их роста, созревания и зависит от ряда факторов: вида, сорта, степени зрелости, сроков уборки, товарной обработки, условии продолжительности хранения и др. Вода Входит в состав всех плодов и овощей. при этом ее содержание в некоторых из них, например в огурцах, доходит до 98%. Роль воды для качества и сохраняемости плодов и овощей исключительно велика. Минеральные вещества. Неорганические (минеральные) вещества являются составной частью минеральных солей и органических соединений. Они присутствуют во всех плодах и овощах, играя важную роль в обменных процессах и построении тканей организма человека. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий и серу. Кальций (Са) необходим для формирования костной ткани, поддержания нормальной деятельности нервной системы и сердца. Фосфор (F)принимает участие в обмене белков и жиров. влияет на функции центральной нервной системы, входит в состав костей. Магний (Mg) обладает сосудорасширяющим свойством, оказывает влияние на нервную систему, нормалтзыет деятельность мышц сердца, улучшает его кровоснабжение. Сера (S) входит в состав некоторых аминокислот, витамина В1, гормона инсулина, который регулирует усвоение глюкозы в организме человека. Микроэлементы — это йод, фтор, марганец, медь, цинк, бром, алюминий, хром, никель. Большинство микроэлементов также важны для питания человека, как и макроэлементы. Йод (I) необходим для нормальной работы щитовидной железы. Фтор (F) играет важную роль в формировании костей, зубов. Марганец (Mn) принимает активное участие в кроветворении, костеобразовании, влияет на иммунитет и обмен веществ. Медь (Cu) принимает участие в кроветворении. Цинк (Zn) входит в состав всех тканей, влияет на функцию поджелудочной железы и жировой обмен, способствует росту молодого организма, волос, ногтей. Углеводы — это группа природных органических соединений, в состав которых входит углерод, водород и кислород. Углеводы — первичные продукты фотосинтеза и основные исходные продукты биосинтеза других веществ в растениях. Поэтому в основном они содержатся в продуктах растительного происхождения. Углеводы составляют существенную часть пищевого рациона человека. В плодах и в овощах они представлены в следующих формах: моносахариды: глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (фруктовый сахар), манноза (содержится в плодах); Дисахариды: сахароза (свекловичный сахар), мальтоза (солодовый сахар); Полисахариды: крахмал, клетчатка (целлюлоза), инулин; Пектиновые вещества: протопектин (нерастворимое высокомолекулярное соединение, обусловливающее твердость незрелых плодов и овощей), пектин (растворимое в клеточном соке плодов высокомолекулярное вещество, способствующее размягчению их тканей при созревании) пектиновая и пектовая кислота. Белки — природные высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатков аминокислот. В состав сложных белков кроме аминокислот входят углеводы, аминокислоты и т. д. Жиры — органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот. Это один из главных компонентов клеток и тканей живых организмов. Жиры являются источником энергии в организме. Ферменты — это особые белки, увеличивающие скорость протекания всех химических реакций в клетках всех живых организмов. Ферменты участвуют в осуществлении всех процессов обмена веществ, в реализации генетической информации. Без участия ферментов невозможно переваривание и усвоение пищевых веществ, синтез и распад белков, жиров, углеводов и других соединений в клетках и тканях всех организмов. Органические кислоты — придают пищевым продуктам вкус, могут улучшать их сохраняемость, способствуют пищеварению. Витамины — представляют собой низкомолекулярные органические соединения различной химической природы. В незначительных количествах они необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности живых организмов. Все витамина подразделяют на все группы: Водорастворимые — В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), В12 (цианкобаламин), Вс (фолиевая кислота), С (аскорбиновая кислота), РР (никотиновая кислота); Жирорастворимые — А (ретинол), D (кальциферолы), Е (токоферолы), Н (биотин), К (филлохинон). Красящиеся вещества (пигменты) определяют цвет плодов и овощей. Хлорофилл обусловливает зеленый цвет свежих плодов и овощей. Ароматические вещества. В плодах и овощах содержатся различные эфирные масла, придающие им характерный запах. Фитонциды . Фитонцидами называют образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов, иными словами укрепляет иммунитет как растений, так и человека и животных.

Читайте также:  Врач_запретил_есть_фрукты

Источник

Оцените статью