Фрукты и ягоды
Дидактическое и материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Фрукты и ягоды”.
— семечковые;
— косточковые;
— субтропические и тропические.
— в сыром – натуральном виде;
— в консервированном;
— в сушёном;
— в варёном.
— приготовление различных блюд (салаты, горячие блюда, мучные изделия);
— диеты;
— напитки и десерты;
— косметические средства;
— консервирование;
— детское питание.
— сортировка и переборка;
— мытьё проточной водой с добавлением соды для удаления с поверхности ядохимикатов;
— удаление несъедобных частей;
— промывание проточной водой;
— осуществление дальнейшей обработки.
- Проведение тестирования для закрепления пройденной темы.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
5. Домашнее задание на выбор:
1. Выполнить схему классификации плодов и ягод, заменив их названия рисунками или картинками.
2. Творческая работа в форме реферата или проекта по теме: “Фрукты и их применение”, “Ягоды и их применение”, “Витамины круглый год”. Объём не менее 1 листа, не более 5 листов.
Конспект
Дежурные назовите отсутствующих
Тема нашего урока: “Фрукты и ягоды”.
- Какие фрукты и ягоды мы знаем?
- На какие группы можно разделить все фрукты и ягоды?
- Какие фрукты и ягоды относятся к тем или иным группа?
- Выясним, что полезного содержится во фруктах и ягодах?
- В каком виде можно употреблять в пищу фрукты и ягоды?
- Для приготовления, каких блюд можно использовать фрукты и ягоды?
- Где и для чего можно применять фрукты и ягоды?
- В конце урока подведём итог и проведём небольшую проверочную работу.
Открываем тетради и записываем тему урока: “Фрукты и ягоды”.
Все мы знаем, что фрукты и ягоды играют важную роль в питании человека и его жизнедеятельности.
Вспомним все фрукты, которые мы знаем.
Мы с вами вспомнили все фрукты, которые мы знаем и употребляем в пищу. Теперь давайте подумаем.
На какие группы можно разделить все фрукты, которые мы перечислили?
Н-р: персик и яблоко – форма практически одинаковая, у обоих плодов есть кожура, мякоть, но чем же они отличаются друг от друга?
Правильно у яблока – семечки, у персика – косточки. Поэтому плоды, у которых внутри семечки относятся к группе — семечковых, а плоды, у которых внутри косточки относятся к группе — косточковых.
Какие фрукты ещё можно отнести к группе семечковых?
Какие фрукты можно отнести к косточковым?
Давайте начнём строить схему:
Мы с вами выделили две группы фруктов – это семечковые и косточковые, теперь давайте подумаем:
Какие фрукты мы не отнесли ни к той, ни к другой группе и выделим ещё одну группу?
Все ли продукты растут при нашем климате?
Можно выделить ещё одну группу плодов – это субтропические и тропические, которая делится на две подгруппы.
Как можно разделить эти оставшиеся фрукты?
Как можно одним словом назвать группу фруктов: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут?
Конечно – это цитрусовые. Остальные фрукты: банан, ананас, хурма, гранат – эти фрукты отнесём к группе – прочих – это фрукты, которые выращиваются в основном в субтропических и тропических странах.
- яблоки
- груши
- лимон, гранат
- апельсин, банан
- мандарин, ананас
- грейпфрут, хурма
С фруктами мы разобрались. Теперь на основе того, что мы с вами узнали, т.е по каким признаком можно разделить все фрукты. Давайте подумаем, на какие группы можно разделить ягоды?
Для начала вспомним, какие ягоды мы знаем?
Подумаем, на какие 3 группы можно разделить все ягоды?
Вспоминаем, какую форму имеют ягоды, внутреннее строение, наружное?
Н-р: чем отличается виноград от клубники и малины?
У винограда – косточки в нутрии мякоти.
У клубники – ягода образуется из цветочка с маленькими косточками на поверхности
Малина – состоит из сросшихся между собой маленьких плодов.
Настоящие | Ложные | Сложные |
Виноград | Земляника | Малина |
Смородина | Клубника | Ежевика |
Крыжовник | ||
Черника | ||
Клюква |
Мы вами разделили все ягоды и фрукты на определённые группы. Давайте подумаем:
Что полезного содержится во фруктах и ягодах?
Мы знаем, что человек, употребляющий в пищу овощи, фрукты и ягоды более здоровый и крепкий, потому что в его организм поступает достаточное количество витаминов и полезных питательных веществ, для организма и жизнедеятельности человека.
В каком виде фрукты и ягоды можно употреблять в пищу?
Для чего можно использовать фрукты и ягоды? Где их можно применять?
— Для приготовления различных блюд:
— салаты,
— горячие блюда,
— сладкие мучные изделия.
— Диеты.
— Напитки и десерты.
— Косметические средства.
— Консервирование.
— Детское питание.
Все фрукты и годы можно широко использовать и применять в различных целях.
Прежде чем применить фрукты и ягоды необходимо провести первичную обработку
Что такое первичная обработка?
В чём заключается первичная обработка фруктов и ягод, мы сейчас с вами познакомимся.
Подумайте, какие способы хранения продуктов вы знаете, и какие способы можно применить к фруктам и ягодам?
Мы с вами говорили, что фрукты и ягоды в пищу можно употреблять в сушёном, консервированном виде т.е их надо сохранить. Давайте познакомимся со способами хранения фруктов и ягод.
Сейчас давайте закрепим нашу сегодняшнюю тему и проведём небольшой тест. Я вам буду показывать фрукты и ягоды, а вы будите относить их к той или иной группе.
Теперь меняемся тетрадями с соседом, я диктую, вы проверяете и ставите друг другу оценки.
Сейчас подведём итог нашего урока.
Закрепление нашей темы проведём в форме игры.
В коробочке лежат картинки фруктов и ягод, выходят 4 человека и выбирают:
1-й человек семечковые,
2-й человек косточковые,
3-й человек цитрусовые,
4-й человек прочие.
Классификацию ягод мы проверим в форме тестирования:
- малина — 3,
- земляника — 2,
- виноград — 1,
- ежевика — 3,
- крыжовник — 1,
- клубника — 2,
- черника — 1,
- клюква – 1,
- смородина — 1.
Источник
Глава 1. Классификация, химический состав и пищевая ценность свежих плодовв и овощей.
Класс плодов объединяет виды продукции, съедобным органом которым является истинные и ложные плоды десертного назначения. истинными называются плоды, развившиеся из завязи в сочных околоплодник; ложные плоды образуются из разросшихся цветоложа, оснований тычинок, лепестков, чаши листиков.
Класс плодов подразделяют на два подкласса: сочные и сухие.
Сочные плоды с учётом их строения, назначения и других признаков подразделяют на шесть групп:
- Семечковые;
- Косточковые;
- Ягоды;
- Субтропические разноплодные;
- Цитрусовые;
- Тропические.
- Клубнеплоды;
- Корнеплоды;
- Капустные;
- Луковые;
- Салатно-шпинатные;
- Пряно-вкусовые;
- Десертные.
- Тыквенные;
- Томатные;
- Зернобобовые.
1.2. Химический состав свежих плодов и овощей, их пищевая ценность.
Химический состав и физические свойства свежих плодов и овощей определяются структурой и составом образующих их тканей. В плодах и овощах, а так же в продуктах их переработки, находятся разнообразные вещества: легкоусвояемые сахара (глюкозы, фруктоза, сахароза), полисахариды (крахмал, клетчатка, инулин), органические кислоты (яблочная, лимонная, винная и др.), полифенолы, минеральные соли, витамины, азотистые, ароматические, красящие и пектиновые вещества. Некоторые вещества не имеют существенного значения для питания человека, но играют важную роль в таких процессах жизнедеятельности плодов и овощей, как старение, прорастание, устойчивость к болезнями и др. К ним относятся, например, нуклеиновые кислоты. Некоторые плоды и овощи имеют лечебное значение и используются в медицине. Например, малина, содержащая салициловую кислоту, обладает хорошими потогонными и мочегонными свойствами; черника и груши — закрепляющим, а слива — послабляющим действием. Установлены лечебные свойства капустного сока при язвенной болезни, сахарном диабете, гипертонии, а пектиновых веществ — при кишечных заболеваниях. Хорошо известны также лечебные свойства винограда, лимона, апельсина, земляники, смородины, чеснока, лука и др. Химический состав плодов и овощей не является постоянным, а может изменяться в процессе их роста, созревания и зависит от ряда факторов: вида, сорта, степени зрелости, сроков уборки, товарной обработки, условии продолжительности хранения и др. Вода Входит в состав всех плодов и овощей. при этом ее содержание в некоторых из них, например в огурцах, доходит до 98%. Роль воды для качества и сохраняемости плодов и овощей исключительно велика. Минеральные вещества. Неорганические (минеральные) вещества являются составной частью минеральных солей и органических соединений. Они присутствуют во всех плодах и овощах, играя важную роль в обменных процессах и построении тканей организма человека. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий и серу. Кальций (Са) необходим для формирования костной ткани, поддержания нормальной деятельности нервной системы и сердца. Фосфор (F)принимает участие в обмене белков и жиров. влияет на функции центральной нервной системы, входит в состав костей. Магний (Mg) обладает сосудорасширяющим свойством, оказывает влияние на нервную систему, нормалтзыет деятельность мышц сердца, улучшает его кровоснабжение. Сера (S) входит в состав некоторых аминокислот, витамина В1, гормона инсулина, который регулирует усвоение глюкозы в организме человека. Микроэлементы — это йод, фтор, марганец, медь, цинк, бром, алюминий, хром, никель. Большинство микроэлементов также важны для питания человека, как и макроэлементы. Йод (I) необходим для нормальной работы щитовидной железы. Фтор (F) играет важную роль в формировании костей, зубов. Марганец (Mn) принимает активное участие в кроветворении, костеобразовании, влияет на иммунитет и обмен веществ. Медь (Cu) принимает участие в кроветворении. Цинк (Zn) входит в состав всех тканей, влияет на функцию поджелудочной железы и жировой обмен, способствует росту молодого организма, волос, ногтей. Углеводы — это группа природных органических соединений, в состав которых входит углерод, водород и кислород. Углеводы — первичные продукты фотосинтеза и основные исходные продукты биосинтеза других веществ в растениях. Поэтому в основном они содержатся в продуктах растительного происхождения. Углеводы составляют существенную часть пищевого рациона человека. В плодах и в овощах они представлены в следующих формах: моносахариды: глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (фруктовый сахар), манноза (содержится в плодах); Дисахариды: сахароза (свекловичный сахар), мальтоза (солодовый сахар); Полисахариды: крахмал, клетчатка (целлюлоза), инулин; Пектиновые вещества: протопектин (нерастворимое высокомолекулярное соединение, обусловливающее твердость незрелых плодов и овощей), пектин (растворимое в клеточном соке плодов высокомолекулярное вещество, способствующее размягчению их тканей при созревании) пектиновая и пектовая кислота. Белки — природные высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатков аминокислот. В состав сложных белков кроме аминокислот входят углеводы, аминокислоты и т. д. Жиры — органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот. Это один из главных компонентов клеток и тканей живых организмов. Жиры являются источником энергии в организме. Ферменты — это особые белки, увеличивающие скорость протекания всех химических реакций в клетках всех живых организмов. Ферменты участвуют в осуществлении всех процессов обмена веществ, в реализации генетической информации. Без участия ферментов невозможно переваривание и усвоение пищевых веществ, синтез и распад белков, жиров, углеводов и других соединений в клетках и тканях всех организмов. Органические кислоты — придают пищевым продуктам вкус, могут улучшать их сохраняемость, способствуют пищеварению. Витамины — представляют собой низкомолекулярные органические соединения различной химической природы. В незначительных количествах они необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности живых организмов. Все витамина подразделяют на все группы: Водорастворимые — В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), В12 (цианкобаламин), Вс (фолиевая кислота), С (аскорбиновая кислота), РР (никотиновая кислота); Жирорастворимые — А (ретинол), D (кальциферолы), Е (токоферолы), Н (биотин), К (филлохинон). Красящиеся вещества (пигменты) определяют цвет плодов и овощей. Хлорофилл обусловливает зеленый цвет свежих плодов и овощей. Ароматические вещества. В плодах и овощах содержатся различные эфирные масла, придающие им характерный запах. Фитонциды . Фитонцидами называют образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов, иными словами укрепляет иммунитет как растений, так и человека и животных.
Источник