Гроза_в_лесу_анализ

Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу

Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описа­ние природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах срав­нения.

Ответ

Описание грозы у Тургенева:

«Гроза надвигалась. Впере­ди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вне­запно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался че­рез сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рыт­вины — следы тележных колес; лошадь моя начала споты­каться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь по­лил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остано­виться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги».

«Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой».

Писатель использует следующие изобразительные приемы: эпитеты (лиловая туча), олицетворение (ракиты шевелились и трепетали), градацию (предложение, начинающееся со слов «Сильный ветер внезапно загудел в вышине…»). В целом, Тургенев в описании природы использует не очень много специальных приемов, он соединяет воедино описание событий природы и повествование о том, что происходит с героем. Чаще всего он передает это сложными бессоюзными предложениями, нанизывая события одно на другое.

Описание степи из «Тараса Бульбы» Гоголя:

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких рас­тений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вы­таптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тон­кие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидаль­ною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пе­стрела . на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныря­ли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тыся­чью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли яст­ребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подыма­лась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хо­роши.

Читайте также:  Гриб_земляная_звезда_бахромчатая

Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пе­строе пространство ее охватывалось последним ярким отбле­ском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка ис­пускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, оболь­стительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые сусли­ки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался о воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутан­ных коней своих, Они раскидывались на свитках. На них пря­мо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бес­численный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами све­тящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освеща­лось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухо­го тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда каза­лось, что красные платки летали по темному небу».

Гоголь использует гораздо больше изобразительных прие­мов: перифразы (девственная пустыня), сравнения (в них, как в лесу; обольстительный, как морские волны; как серебро), мета­форы (зелено-золотой океан, синие волны воздуха), диалектиз­мы (волошки, овражки), риторические восклицания (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!), олицетворения (звезды гляде­ли) и т.д. В его описаниях много сложноподчиненных предло­жений, обособленных оборотов и членов предложения.

Источник

Конспект урока «Гроза в лесу» по литературе для 3 класса

Цель: Раскрыть содержание произведения; совершенствовать технику и выразительность чтения; сообщить сведения о грозе как о явлении природы, правилах поведения в лесу во время грозы; формировать навык анализа текста и распределения его по пунктам плана; способствовать эмоциональному воспитанию (обратить внимание на изменение эмоционального состояния главного героя до, во время и после грозы);

Оборудование : Картина «Гроза», портрет Л.Толстого, карточки – загремело, затрещало, очнулся; учебник, план рассказа: 1.) В лесу во время грозы. 2.) В лесу после дождя.

-Здравствуйте. Я рада вас видеть вновь. Подравнялись и тихонечко садимся.

-Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как будто через лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, при выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Читайте также:  Карта_грибника_брянской_области

— Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

-Откройте учебники на стр.205, какой текст мы читали вчера («Лето в лесу», И.Соколов – Микитов)

— Каких птиц и зверей можно увидеть в лесу летом? (пересвистываются иволги, кукуют кукушки, поют соловьи, бродят медведи, пасутся лоси, резвятся белочки, скрывается рысь, свили гнездо тетеревятники-ястребы)

-Перескажите второй и третий абзац близко к тексту.

— Какая главная мысль рассказа? (Летом в лесу хорошо и привольно птицам и зверям) Выставление оценок

III . Сообщение темы урока

— О каком времени года мы сейчас читаем произведения на уроках чтения? (о лете)

-Отгадайте загадку: Нашумела, нагремела,

Все округи полила. ( Туча и дождь)

— Сегодня прочитаем рассказ «Гроза в лесу», которое написал Л.Толстой.

IV . Вводная беседа

-Рассмотрите портрет Л.Н. Толстого.

— Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по несколько раз перерабатывал, по 10 – 12 раз переписывал, чтобы сделать их хорошими.

Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.

Очень долго Толстой жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. Он много времени проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.

V . Чтение текста учителем с нацеливающим вопросом.

— Послушайте и скажите о ком рассказывает автор?

— О ком рассказывает автор? ( о себе, когда он был маленький)

VI . Повторное чтение текста учащимися и анализ произведения

— Вначале прочитаем трудные слова.

загремело, затрещало, очнулся

— Прочитайте шепотом, читаем хором, читают 1-2 ученика.

— Понятны ли вам слова? (очнулся – пришёл в чувства)

3. Чтение вслух и анализ

1.) Первый абзац читает ученик, остальные следят

— Куда ходил мальчик? ( Мальчик ходил в лес.) Зачем он ходил? (Он ходил за грибами)

— Что случилось в лесу? Найдите в тексте предложение. Прочитайте.

— Где спрятался мальчик от грозы? (Он сел под большой дуб)

— Что случилось потом? (Его что-то ударило в голову)

2.) Второй абзац читает ученик, остальные следят

— Что происходило в лесу, когда мальчик очнулся? ( В лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко)

— Что случилось с большим дубом? Найдите описание в тексте.

— Почему во время грозы нельзя находиться под большими деревьями. (Молния может попасть в дерево, дерево сломается и может убить человека)

— Как выглядел мальчик? (Одежда на нём была мокрая, на голове была шишка)

— Как вы думаете, какое состояние было у мальчика? ( Ему было больно, страшно от того, что могло случиться)

4. Упражнения в технике чтения

— Будем читать целыми словами. Читаем по предложению, по «цепочке».

Читайте также:  Чайный_гриб_вред_почкам

— Прочитаем на оценку по абзацам целыми словами.

— Найдите в рассказе отрывок, который можно было озаглавить «В лесу во время грозы», прочитайте; «В лесу после дождя», прочитайте

VII . Обобщение прочитанного

— Посмотрите иллюстрации к тексту, придумайте подписи к иллюстрациям (Началась гроза. Гроза закончилась, выглянуло солнышко)

— Представьте ситуацию, что вас застала гроза в лесу. Как вы поступите?

— Помните, что нельзя вставать под отдельно стоящие деревья и под большие деревья в лесу.

VIII . Домашнее задание

— Прочитайте рассказ и подготовьте пересказ по плану 1. В лесу во время грозы. 2. В лесу после дождя.

— Отгадайте загадки на стр.208

— О каком явлении природы мы прочитали рассказ?

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Гроза в лесу», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (3 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Деревья в лесу

Тема:. М. Пришвин «Деревья в лесу». Цель и задачи:. ф. ормировать умения работать с текстом, выделять. заголовок произведения;. развивать умения .

Зима в лесу

. . ФИО (полностью). Астраханова Лариса Николаевна. . Место работы. . ГБС(К)ОУ с Малый Толкай школа-интернат Похвистневского района .

Гроза

А.Н. Островский «Гроза». (система уроков). Составитель: Самсонова Майя Васильевна,. учитель русского языка и литературы. 1 категории. .

Источник

Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»

Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого

Главный герой рассказа Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза» — деревенский мальчик, которого отправили в лес за грибами. Мальчик набрал в лесу грибов и собирался идти домой, когда в лесу внезапно потемнело, и пошел сильный дождь. Началась гроза.

Когда мальчик спрятался от дождя под большим дубом, сверкнула молния, и послышался сильный треск. От удара по голове мальчик потерял сознание. Когда он очнулся, гроза уже закончилось и светило солнце. Мальчик увидел, что дуб сломан – в него попала молния. Одежда на мальчике была мокрой от дождя.

Собрав рассыпавшиеся грибы, мальчик побежал домой. Там он залез на печку и уснул. Когда мальчик проснулся, собранные им грибы были уже пожарены, и семья собралась за столом. Мальчик испугался, что грибы съедят без него, и поспешил к столу.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза» состоит в том, что во время грозы ни в коем случае нельзя прятаться под высокими деревьями, в них может попасть молния.

Рассказ учит не теряться в критических ситуациях и действовать уверенно. Мальчик, попавший под удар молнии и вымокший под дождем, собрал рассыпавшиеся грибы и быстрее вернулся домой, где забрался на теплую печку, чтобы просушить одежду и не заболеть.

Какие пословицы подходят к рассказу «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»?

Гроза бьет по высокому дереву.
Не так гроза страшна, как молния.
Кто успел, тот и съел.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Оцените статью