Гриб_грабь_гроб_груб_средство_выразительности

Хорошее отношение к лошадям • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Маяковский В.В. | Дата публикации: 1918 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы лошади и толпы Темы: изъяны общества, милосердие и жестокость, человек и животные

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

голос свой не вмешивал в вой ему.

чего вы думаете, что вы сих плоше?

каждый из нас по-своему лошадь”.

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

Краткое содержание

Н. Сверчков. Серый жеребец на рыси. 1894

Перед читателями разворачивается следующий сюжет: обессилев, лошадь неожиданно падает в центре оживлённой улицы. Это трагическое происшествие тут же собирает множество зевак, желающих повеселиться и вдоволь поиздеваться над несчастным животным. Многочисленные зеваки образуют безликую толпу, преисполненную пошлости. Посмеяться над упавшей лошадью – это радость для толпы. Насмехаются над животным не только зеваки, но и вся улица Кузнецкий мост. Мы видим, что никто не испытывает сострадания, не желает оказать помощь.

Лирический герой тоже становится свидетелем происшедшего, но ему искренне жаль животное: он видит, что в глазах лошади стоят слёзы. Герой понимает: упавшая лошадь – это живое существо, которое, подобно человеку, испытывает страдание и боль. Он – единственный человек среди всей толпы «зрителей», кто сумел увидеть в лошади человеческие черты.

Проанализировав увиденную картину, герой решает обратиться к животному со словами искреннего участия и одобрения. Он просит её максимально стойко отнестись к публичному «позору». Искренние слова героя дают положительные результаты: лошадь поднимается и спокойно идёт дальше. В финале произведения автор делает следующий важный вывод: несмотря ни на что, стоит жить и работать. А, значит, важно хорошо относиться не только к лошадям, но и ко всем людям.

История создания

Однажды поэт поделился со своей «вечной» возлюбленной Лилей Брик замыслом данного произведения. Маяковский понимал следующее: в разгар революционных событий миллионы людей заметно озлобились. Они живут, подчиняясь таким деструктивным чувствам, как страх, ненависть, взаимное неуважение.

Данное неутешительное понимание существующих реалий послужило тому, что у поэта, если цитировать его слова из письма к Лиле, появилось желание создать «что-то чрезвычайно чувственное про лошадь». Свой замысел Маяковский успешно реализовал в 1918 г. Этот год оказался для поэта особенно важным: он уже был признан литературными кругами, но при этом страдал от того, что никто его по-настоящему не понимал. Маяковский смог мастерски облачить собственное нестабильное эмоциональное состояние в своеобразный душевный крик («образ упавшей лошади»), обращённый к людям («образ зевак»). Вместе с тем, поэт подчеркивает намерение продолжить своё творчество: он уверен, однажды его сможет понять и принять хотя бы один человек.

Читайте также:  Где_произрастает_гриб_трюфель

Жанр, направление, размер

Перед нами нетипичное авторское лирическое произведение, которое воспринимается читателями отнюдь не лирическим из-за присутствующего в нём разговорного стиля. Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Всем футуристам свойственно категоричное отрицание устоявшихся в поэзии прошлых лет ценностей, правил и стандартов.

Стихотворный размер – «лесенка». Это самый излюбленный поэтический размер Маяковского. Рифмовка неточная, благодаря которой автор смог создать нестандартную ситуацию с упавшей лошадью и максимально ёмкими образами.

Композиция

С композиционной точки зрения данное произведение представляет собой последовательно развивающийся рассказ, который начинается с момента падения лошади, а заканчивается тем, что животное встаёт и идёт дальше. Произведение следует рассматривать, как повествование, облачённое в стихотворение репортажного типа. Можно выделить следующий композиционный сюжет:

  1. Падение лошади по причине старости и усталости от работы.
  2. Издевательские насмешки «зевак» над упавшим животным.
  3. Появление лирического героя, произносящего слова поддержки и одобрения в адрес несчастного животного.
  4. Радость и счастье лошади, нашедшей в себе импульс для того, чтобы суметь подняться и продолжить свой путь.

Образы и символы

Система образов, внутри которой автор выстроил лирический конфликт, представляет четыре стороны – упавшая лошадь, толпа, улица и романтический герой:

  • образ лошади – центральный. Данный образ символизирует самого поэта, вернее, его душевное состояние, в котором он пребывал в 1918 г., в год написания этого стихотворения. Подобно лошади, поэт ощущал себя лишним и, в определённый момент времени, решил навсегда закончить с творчеством. Но, поразмыслив, так и не отказался от своего поэтического предназначения. Вообще, образ лошади невероятно значим для всей русской литературы (к нему обращались А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и др.). Маяковский сумел ввести образ лошади в своё стихотворение иначе, очень необычно и дерзко;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он сумел проявить искреннее участие к судьбе несчастного животного, едва увидев лошадиные глаза, полные боли и слёз. Герой представляется человеком добрым, смелым, чувствительным, способным на реальные поступки;
  • образ толпы (зевак) – толпа безучастных «наблюдателей» противопоставляется лирическому герою, испытывающему «острую звериную тоску». Многочисленные зеваки, способные лишь издеваться и пустословить, символизируют мещанство и общественную косность;
  • образ улицы – улица Кузнецкий мост сродни обывательской толпе зевак: ей нет никакого дела да страдания упавшей лошади. Лирический герой очеловечивает улицу, награждая её весьма негативными чертами. Известно, что за Кузнецким мостом ещё со времён А.С. Грибоедова, тянется шлейф определённых ассоциаций.

Темы и настроение

Основная тема произведения – жестокость, безынициативность и равнодушие общества. Мы видим, что романтический герой неожиданно для себя становится свидетелем падения старой, уставшей от работы лошади, и издевательств людей в отношении несчастного животного. Вместо оказания помощи «зеваки» лишь громко хохочут, показывая на лошадь пальцами.

Основная идея

Маяковский доносит до читателей ключевую мысль о том, что необходимо быть милосерднее, добрее не только к окружающим людям, но и к животным. Невзирая на то, что произведение обладает ярким революционным подстрочником, поэт проявляет в нём такие черты, как сострадательность, добросердечие и терпимость. Мы понимаем, обычных слов сочувствия со стороны лирического героя было бы недостаточно, чтобы животное встало и пошло. Прежде всего, лошадь повеселела от того, что вновь смогла ощутить себя ребёнком. Таким образом, по мнению Маяковского, следует действовать всем людям – проявлять заботу, доброту в отношении друг друга. Тогда любая жизненная «ноша» не покажется непосильно тяжёлой.

Читайте также:  Гриб_чага_от_сглаза

Средства выразительности

Маяковского следует воспринимать, как поэта новатора. С помощью разнообразных средств выразительности он демонстрирует читателям то, как сложно идти старой уставшей лошади, как больно ей падать на землю. Поэт использует следующие тропы:

  • эпитеты – «рыжий ребёнок», «глаза лошадиные», «общая звериная тоска»;
  • метафоры – «тоска вылилась», «смех зазвякал», «улица опрокинулась»;
  • неологизмы – «ржанула», «клешить»;
  • аллитерация – автор передаёт читателям тяжесть лошадиной поступи посредством нанизывания таких слов, как: «Гриб, грабь, гроб, груб»;
  • архаизмы – «сих» (подчёркивается отделение лирического героя от прочих зевак);
  • повторы и восклицания – «Лошадь упала!… Упала лошадь». «Лошадь, не надо! … Послушайте, лошадь»;
  • риторический вопрос – «чего вы думаете, что вы сих плоше?».

Все произведения автора

  1. • А вы могли бы?
  2. • Во весь голос
  3. • Левый марш
  4. • Лиличка!
  5. • Люблю
  6. • Нате!
  7. • О дряни
  8. • Облако в штанах
  9. • Письмо Татьяне Яковлевой
  10. • Послушайте!
  11. • Прозаседавшиеся
  12. • Разговор с фининспектором о поэзии
  13. • Скрипка и немножко нервно
  14. • Хорошее отношение к лошадям
  15. • Юбилейное

Источник

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение написано в 1918 году, когда другие поэты, также захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – тонический – акцентный стих.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая: тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского: он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенёс своё эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчёркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Читайте также:  Блок_хаус_свой_лес

Тема

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль: надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребёнком и поняла, что все её усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всём и во всеми: люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжёлой.

Композиция

Это облечённый в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает её – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю: в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся советскому обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но всё же продолжил работать для людей – в этом смысл стиха.

Жанр

Это лирическое стихотворение, но, как и многие произведения Маяковского, оно имеет сюжет, поэтому воспринимается часто как рассказ. Знаменитая “лесенка” и тоническая система стихосложения также влияют на такое восприятие данного стихотворения. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогает ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они всё же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. В этих звуковых образах чувствуется и поступь времени: грабь, гроб, груб. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Источник

Оцените статью