- Топофобия что это? Как избавиться от страха
- Симптомы топофобии
- Причина возникновения топофобии
- Как избавиться от топофобии?
- Фармакологический подход
- Психологический подход
- «Топофилия и топофобия»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Секция: естественнонаучного направления
- Оглавление
- Научно-исследователская работа. Топофилия и топофобия
Топофобия что это? Как избавиться от страха
Топофобия — это страх перед определенным местом. Один из видов навязчивых идей, сопровождаемых чувством страха, которые наблюдаются преимущественно при неврастении. Одни из этих больных боятся пройти через площадь или по широкой улице (агорафобия), другие боятся уйти на несколько шагов от своего дома, третьи чувствуют себя спокойными только в определенной комнате своей квартиры, в других же испытывают непреодолимый страх и т. п.
Симптомы топофобии
Явным признаком, топофобии, является страх остаться в помещении одному.
Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:
- резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
- учащенное сердцебиение;
- расширение зрачков;
- тремор в конечностях;
- повышенное потоотделение;
- изменение цвета кожных покровов
- и др.
Причина возникновения топофобии
Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.
Причины возникновения топофобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:
- Генетический аспект — топофобия , могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
- Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
- Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
- Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому топофобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
- Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.
Как избавиться от топофобии?
Самый простой и известный способ избавиться от топофобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.
Фармакологический подход
Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.
- Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
- Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
- Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
- Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».
Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.
Психологический подход
Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:
- Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
- Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
- Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
- Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.
В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется курс Страха НЕТ. С его помощью, можно преодолеть страх всего за 14 дней. Эффективность используемой методики, уже признали многие практикующие психологи.
Источник статьи: http://psiho-zakon.ru/blog/topofobiya
«Топофилия и топофобия»
Тема: «Топофилия и топофобия» Исследователь: Шайхутдинов Амир Марселевич, МОУ СОШ с.Большой Кукмор, 11Б класс Руководитель: Хазиева Лейсан Маратовна, учитель биологии АКТУАЛЬНОСТЬ: В результате процесса развития крупных населенных пунктов, происходили большие воздействия загрязняющего и строительного плана, вследствие чего образовывались большие, сильно измененные ландшафты территорий. Различные ландшафты вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место – топофилия, это чувство, вызываемое у человека при восприятии приятных для него природных пейзажей, местности. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы. И все эти чувства и эмоции обязательно отражаются на самочувствии и здоровье человека. ЦЕЛЬ: • выявить топофильные и топофобные территории и местности; • определить последствия влияния этих территорий на организм человека. ЗАДАЧИ: • раскрыть понятия – топофилия и топофобия; • определить положительные и отрицательные стороны воздействий различных территорий на самочувствие и здоровье человека; • разработать рекомендации по решению проблемы топофобных территорий. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА: Материал о понятиях топофилия и топофобия взяты из книги Ю-Фу-Туана, Устойчивое развитие современного города. Данные о заболеваниях получены из пресс-службы ЦРБ и ФАП с.Большой Кукмор. Использованы методы: наблюдение, сравнение, анкетирование жителей населенного пункта с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных, подсчёт, вычисление, тестирование; РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: Топофильные районы – парк Победы, центральный стадион, центральная площадь поселка, горнолыжный комплекс, сосновый бор, ельник-роща, Кукморская возвышенность, которые вызывают приятные ощущения и эмоции, повышают работоспособность организма в целом. Топофобные районы – глубокий овраг заполненный мусором любого сорта, замусоренная набережная реки Нурминка, развалины коровников и телятников (остались только бетонные балки), песочный карьер кирпичного завода, недостроенные здания валяльно-войлочного комбината (теперь напоминающий развалину), останки асфальтового завода. Во всех топофобных территориях основу составляют отходы – бытовые и производственные, которые в свою очередь зарождают у человека опустошенность, страдания, страх, агрессию, апатию к жизни и определяют развитие различных заболеваний: органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, кожи, несчастные случаи и отравления. ВЫВОДЫ: На участках с топофобными территориями намного больше заболеваемость и интенсивность их развития, отмечается пониженная работоспособность и нервозность человека. РЕКОМЕНДАЦИИ: • создание и внедрение безотходных технологий с замкнутым производственным циклом; • решение проблемы утилизации учитывая здоровье людей и экономическую выгоду; • правильное архитектурное решение зонирования населенных пунктов и учреждений; • создание обществ и организаций единомышленников различных уровней, и их комплексная работа в обучении, в принятии мер и в воспитании любви к ближнему!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota._topofiliya_i_topofobiya.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
IV региональная научно-исследовательская конференция школьников и студентов им.Н.Савина, посвященная Международному Году лесов.
Секция: естественнонаучного направления
Топофилия и топофобия
Шайхутдинов Амир Марсилевич,
МБОУ «СОШ с. Большой Кукмор
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кукморского района Республики Татарстан
Оглавление
Населенный пункт – как среда жизни……………………………………………. 5 стр.
- урбанизация населения
- топофильные и топофобные территории
- здоровье человека
- борьба с отрицательными явлениями
Школа – как среда жизни……………………………………………………………9 стр.
- факторы среды в школе
- экологический паспорт школы
- влияние топофильных и топофобных участков школы на качество обучения учащихся
В течение почти всего предыдущего развития человек редко задумывался над проблемой необходимости действий по ограничению своего негативного влияния на окружающую среду, по экономии предоставленных ему природой ресурсов. Вначале, на заре цивилизации, поддержание экологического равновесия носило стихийный характер, хотя некоторые культы и «примитивные» религии заставляли человека бережно относиться к природе и ресурсам. Вплоть до середины XX века, несмотря на совершенно неэкологичное состояние многих крупных населенных пунктов, на ухудшение окружающей среды, сведение лесов и снижение качества воды, не предпринималось почти никаких шагов по экологизации человеческой деятельности. Начиная с возникновения достаточно крупных и загрязненных населенных пунктов (сел, поселков и городов), человек мечтал о чистых «зеленых» местах обитаний, продолжая загрязнять среду. В результате процесса развития крупных населенных пунктов, происходили большие воздействия не только загрязняющего плана, но и строительного –
вследствие чего образовывались большие, сильно измененные ландшафты территорий. Различные ландшафты, в том числе и сельские, и поселковые, и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место – топофилия. Топофилия (от греч. «топос» — место, «филео» — любимое) — 1) Невидимая связь между людьми и местом. 2) Чувство, вызываемое у человека при созерцании приятных для него природных пейзажей, местности. Термин введен в 1974 г. американским географом и культурологом Ю-Фу-Туаном. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные («фобос» — страх) образы. К ним, в первую очередь, относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, добычи полезных ископаемых, хищнического истребления лесов, промышленных и сельскохозяйственных выбросов, бытовых отходов и т.п.
В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в населённом пункте; восприятие человеком отдельных элементов ландшафта населенного пункта, поселка, города и страны в целом; самоощущение человека в различных пространствах места обитания.
Как правило, населённый пункт, особенно большой, неоднороден по своей структуре. Районы, различные по своему функциональному назначению, отличаются планировкой, характером строений. Это, естественно, оказывает существенное влияние на то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства, и настроение они у нас вызывают.
В зависимости от развития научно-технического прогресса, непрерывного роста благосостояния общества и роста экономики страны, растёт валовой выброс вредных продуктов промышленности и сельского хозяйства, бытовых отходов и преобразование природных ландшафтов, в результате строительств домов и подсобных хозяйств, который с одной стороны — очень сильно влияет на состояние природной среды; а с другой стороны – на психику, эмоциональное состояние и здоровье человека.
Для изучения и исследования этих проблем мы использовали следующие методы: наблюдение, сравнение, анкетирование жителей населенного пункта с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных, подсчёт, вычисление, тестирование;
Объектом исследования мы выбрали поселок городского типа Кукмор, село Большой Кукмор Кукморского района Республики Татарстан Российской Федерации и родную школу села Большой Кукмор с углубленным изучением отдельных предметов.
Кукморский район образован в 1965 году, расположен на севере республики, центр – пгт Кукмор. Территория района – 1493 км 2 , население – 54 тыс. человек. По территории района проходит железная дорога Казань – Екатеринбург (станция Кукмор), на р. Вятка – пристань Лубяны, автомобильная дорога Казань – г. Вятские Поляны Кировской области. В районном центре расположены фабрика валяной обуви, меховая фабрика, швейная фабрика, промкомбинат, масломолкомбинат, типография, кирпичный завод, завод металлопосуды, райпищекомбинат, в пос. Лубяны – лесхоз-техникум. Село Большой Кукмор расположен рядом с центром (практический соединен, а для фактического соединения необходимы только документы оформить), а с географической точки зрения – на низине склона возвышенности, территория – 6 км 2 , население – 2,6 тыс. человек, земельные ресурсы – 1366 га, по территории села проходит автодорога в г. Вятские Поляны Кировской области, 70 % населения занято в различных учреждениях пгт Кукмор, 25 % — индивидуальные предприниматели и 5 % в агрофирме «Корпорация» (находится в стадии ликвидации). Здание МОУ СОШ с. Большой Кукмор с углубленным изучением отдельных предметов построено в 1970 году, а к нему пристрой 2000 году. Школа расположена на автомобильной дороге г. Казань – г. Вятские Поляны, площадь территории – 4 гектара.
Мы постарались выявить топофильные и топофобные местности населенного пункта и участки внутри школы, и выяснить их воздействие на жизнедеятельность и организм человека в целом.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2011/09/20/topofiliya-i-topofobiya
Научно-исследователская работа. Топофилия и топофобия
IV региональная научно-исследовательская конференция школьников и студентов им.Н.Савина, посвященная Международному Году лесов.
Секция: естественнонаучного направления
Топофилия и топофобия
Шайхутдинов Амир Марсилевич,
МБОУ «СОШ с. Большой Кукмор
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кукморского района Республики Татарстан
Научный руководитель:
Хазиева Л.М.
учитель биологии
КУКМОР, 2011 г
Оглавление
Населенный пункт – как среда жизни. 5 стр.
урбанизация населения
топофильные и топофобные территории
здоровье человека
борьба с отрицательными явлениями
Школа – как среда жизни9 стр.
факторы среды в школе
экологический паспорт школы
влияние топофильных и топофобных участков школы на качество обучения учащихся
В течение почти всего предыдущего развития человек редко задумывался над проблемой необходимости действий по ограничению своего негативного влияния на окружающую среду, по экономии предоставленных ему природой ресурсов. Вначале, на заре цивилизации, поддержание экологического равновесия носило стихийный характер, хотя некоторые культы и «примитивные» религии заставляли человека бережно относиться к природе и ресурсам. Вплоть до середины XX века, несмотря на совершенно неэкологичное состояние многих крупных населенных пунктов, на ухудшение окружающей среды, сведение лесов и снижение качества воды, не предпринималось почти никаких шагов по экологизации человеческой деятельности. Начиная с возникновения достаточно крупных и загрязненных населенных пунктов (сел, поселков и городов), человек мечтал о чистых «зеленых» местах обитаний, продолжая загрязнять среду. В результате процесса развития крупных населенных пунктов, происходили большие воздействия не только загрязняющего плана, но и строительного –
вследствие чего образовывались большие, сильно измененные ландшафты территорий. Различные ландшафты, в том числе и сельские, и поселковые, и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место – топофилия. Топофилия (от греч. «топос» — место, «филео» — любимое) 1) Невидимая связь между людьми и местом. 2) Чувство, вызываемое у человека при созерцании приятных для него природных пейзажей, местности. Термин введен в 1974 г. американским географом и культурологом Ю-Фу-Туаном. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные («фобос» — страх) образы. К ним, в первую очередь, относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, добычи полезных ископаемых, хищнического истребления лесов, промышленных и сельскохозяйственных выбросов, бытовых отходов и т.п.
В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в населённом пункте; восприятие человеком отдельных элементов ландшафта населенного пункта, поселка, города и страны в целом; самоощущение человека в различных пространствах места обитания.
Как правило, населённый пункт, особенно большой, неоднороден по своей структуре. Районы, различные по своему функциональному назначению, отличаются планировкой, характером строений. Это, естественно, оказывает существенное влияние на то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства, и настроение они у нас вызывают.
В зависимости от развития научно-технического прогресса, непрерывного роста благосостояния общества и роста экономики страны, растёт валовой выброс вредных продуктов промышленности и сельского хозяйства, бытовых отходов и преобразование природных ландшафтов, в результате строительств домов и подсобных хозяйств, который с одной стороны — очень сильно влияет на состояние природной среды; а с другой стороны – на психику, эмоциональное состояние и здоровье человека.
Для изучения и исследования этих проблем мы использовали следующие методы: наблюдение, сравнение, анкетирование жителей населенного пункта с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных, подсчёт, вычисление, тестирование;
Объектом исследования мы выбрали поселок городского типа Кукмор, село Большой Кукмор Кукморского района Республики Татарстан Российской Федерации и родную школу села Большой Кукмор с углубленным изучением отдельных предметов.
Кукморский район образован в 1965 году, расположен на севере республики, центр – пгт Кукмор. Территория района – 1493 км2 , население – 54 тыс. человек. По территории района проходит железная дорога Казань – Екатеринбург (станция Кукмор), на р. Вятка – пристань Лубяны, автомобильная дорога Казань – г. Вятские Поляны Кировской области. В районном центре расположены фабрика валяной обуви, меховая фабрика, швейная фабрика, промкомбинат, масломолкомбинат, типография, кирпичный завод, завод металлопосуды, райпищекомбинат, в пос. Лубяны – лесхоз-техникум. Село Большой Кукмор расположен рядом с центром (практический соединен, а для фактического соединения необходимы только документы оформить), а с географической точки зрения – на низине склона возвышенности, территория – 6 км2, население – 2,6 тыс. человек, земельные ресурсы – 1366 га, по территории села проходит автодорога в г. Вятские Поляны Кировской области, 70 % населения занято в различных учреждениях пгт Кукмор, 25 % — индивидуальные предприниматели и 5 % в агрофирме «Корпорация» (находится в стадии ликвидации). Здание МОУ СОШ с. Большой Кукмор с углубленным изучением отдельных предметов построено в 1970 году, а к нему пристрой 2000 году. Школа расположена на автомобильной дороге г. Казань – г. Вятские Поляны, площадь территории – 4 гектара.
Мы постарались выявить топофильные и топофобные местности населенного пункта и участки внутри школы, и выяснить их воздействие на жизнедеятельность и организм человека в целом.
Населенный пункт как среда жизни
-Урбанизация населения —
Населенный пункт, особенно промышленный, — неполная. или гетеротрофная, среда жизни, получающая энергию, пищу, волокнистые материалы, воду и другие вещества с больших площадей, находящихся за его пределами.
Быстрая урбанизация и рост населённых пунктов в последние полвека изменили лик Земли, по-видимому, сильнее чем все другие виды деятельности человека за всю его историю.
Подсчитано, что на душу в промышленно-городских районах расходуется в день пищи примерно с 0,8 га сельскохозяйственных угодий, бумажных и деревянных изделий – с 0,4 га лесных угодий и воды – около 7570 л.. Таким образом, для того чтобы кормить, одевать, поить и умывать пгт Кукмор, занимающий 53 км2, с населением 18 тысяч человек, требуется гораздо большая площадь. Лишь для производства продуктов питания необходимо около 14400 га земли, лесных угодий – 7200 га. Для получения ежедневно 136260000 л воды необходим очень большой водосборный бассейн даже в районах с обильными осадками. И такой же подсчет сделаем для села Большой Кукмор занимающий 6 км кв., с населением 2,6 тысяч человек, требуется для производства продуктов питания около 2080 га земли, лесных угодий – 1040 га, 19760000 л воды.
Населённый пункт или урбанизированный район в своих административных границах или в том виде, в каком он показан на картах, не имеет какой-то особой «экологии», отграниченной от экологии окружающей сельской местности. Социологи слишком часто полагают, что экология населённого пункта как наука занимается изучением взаимодействия человека, и среды только в застроенной части населённого пункта. Это слишком узкое понимание. Населённый пункт можно считать экосистемой в полном смысле слова только в том случае, если мы учитываем его обширные среды на входе и на выходе.
Учитывая постепенную урбанизацию, переход с сельскохозяйственной жизнедеятельности на городской образ жизни выясним положительные и отрицательные стороны:
Населённый пункт
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Удобства
Комфорт
Облегчение быта
Плотность коммуникаций
Большой выбор и доступность удовлетворения разнообразных потребностей
Негативное влияние на здоровье – главное качество человека (пониженное качество воды, пищи, воздуха)
Потоки избыточной информации
Большое число загрязнителей: промышленных, бытовых, электромагнитных, шумовых
Дефицит времени
Состояние стресса
-Топофильные и топофобные территории —
Для выявления топофильных и топофобных территорий мы провели анкетирование жителей поселка городского типа Кукмор и села Большой Кукмор, общей сложностью – 800 человек.
В опросе участвовали 537 респондента женского пола, и 263 – мужского. По возрастным группам: 57 респондентов – 7-12 лет; 279 – 13-17 лет; 205 – 18-25 лет; 127 – 26-35 лет; 100 – 36-50 лет; 32 респондента – старше 50 лет. По социальным категориям: учащихся – 336; студентов – 70; рабочих – 96; служащих – 272; пенсионеров – 26.
Респондентам был предоставлен опросный лист по выявлению территорий приятных для взора и отдыха, т.е. топофильных и топофобных – вызывающих чувство страха, дискомфортных и оценочная шкала ландшафта населенного пункта.
Приведенные ниже пары альтернативных признаков описывают качественные и эмоциональные характеристики ландшафта населенного пункта:
Положительные признаки
Отрицательные признаки
— зелёный
— деревьев и травы нет
На основании полученных результатов сделали выводы:
Топофильные районы – парк Победы, центральный стадион, центральная площадь поселка, горнолыжный комплекс, сосновый бор, ельник-роща, Кукморская возвышенность (мы называем её – Кукморские горы).
Топофобные районы – глубокий овраг заполненный мусором любого сорта, замусоренная набережная реки Нурминка, развалины коровников и телятников (остались только бетонные балки), песочный карьер кирпичного завода, недостроенные здания валяльно-войлочного комбината (теперь напоминающий развалину), останки асфальтового завода.
По признакам проценты распределились следующим образом:
красивый – 80 %, уродливый – 20 %;
чистый – 73 %, замусоренный – 27 %;
здоровый – 72 %, нездоровый – 28 %;
привлекательный – 53 %, отталкивающий – 47 %;
интересный – 50 %, скучный – 50 %;
тихий – 60 %, шумный – 40 %;
светлый – 71 %, темный – 29 %;
— зеленый – 70 %, деревьев и травы нет – 30 %.
Общий итог: положительные признаки – 66 %, отрицательные признаки – 34 %. Но несмотря на то, что положительное преобладает, надо заметить что замусоренных участков очень много – это вызывает особую озабоченность. В основном – это бытовые отходы.
Уже в первобытном обществе отходы жизнедеятельности человека (в основном — пищевые), а также захоронения концентрировались в одном из выбранных мест на небольшом расстоянии от жилища. Первые опыты утилизации отходов заключались в использовании крупных костей животных как элементов жилищ, шкур — для одежды и жилищ, жилы — вместо ниток и т.д. Экологическое равновесие обычно поддерживалось стихийно – путем кочевки сообществ людей, после исчерпания растительных и животных ресурсов на месте прежнего обитания либо путем удаления мест проживания людей друг от друга на расстояние, достаточное для устойчивого функционирования экологических систем. Свой вклад в это устойчивое функционирование вносили болезни, низкая продолжительность жизни, небольшая численность людей.
Человек, в основном, пользовался природными ресурсами, не управляя качеством среды. Ограничения экологического характера на потребление ресурсов и на невмешательство в существующую природную среду поддерживались культами, древними («примитивными») религиями. Нередко не было полной гармонии человека с природой, и различие между низшими и более высокоразвитыми обществами было только в степени воздействия на нее. Первобытные охотники и собиратели не только приспосабливались к природе и пользовались ее готовыми «дарами», но и стихийно постигали некоторые закономерности, создавая, например, первые антропогенные ландшафты путем «земледелия с горящей головней». Так, аборигены Австралии и Тасмании выжигали леса для лучшей охоты, что изменило растительный покров, климат, привело к эрозии. Впервые оседлые племена столкнулись с совершенно новой проблемой накопления отходов и загрязнения среды.
Возвращаясь к выбросам надо упомянуть, что отходные залежи выделяют различные газы, токсические вещества, различные химические изомеры и изотопы и др. Все эти явления не остаются бесследно, а вызывают различные заболевания, которые мы приведем ниже:
Обратим внимание на динамику некоторых заболеваний по поселку Кукмор (в %).
Уровень заболевания
2006г.
2008г.
2010г.
1. Заболевания органов дыхания
2.Несчастные случаи и отравления
3.Неточно обозначенные
4.Заболевания кожи и подкожной клетчатки
5.Заболевания костно-мышечной системы
6.Заболевания нервной системы
7.Заболевания сердечно-сосудистой системы
8.Осложнения беременности и родов
9.Эндокринные заболевания
10.Новообразования
28%
14,5%
10,3%
6,4%
4,2%
2,4%
2,2%
2,1%
1%
0,5%
28,2%
14,8%
10,5%
6,5%
4,3%
2,5%
2,3%
2,4%
1,1%
0,6%
28,7%
14,9%
12%
8,5%
4,4%
2,6%
3%
3%
1,3%
0,9%
Как видим, заболевания органов дыхания (влияние различных газообразных выделений бытовых отходов в атмосферу); несчастные случаи и отравления (особенно среди детей, которые время проводят в различных развалинах, овражных склонах и т.д.); неточно обозначенные и заболевания кожи – все это говорит о том, что замусоренные территории (которые составляют основу топофобных территорий) оказывают сильное влияние на здоровье человека. Надо уделить внимание, что имеется среди основных заболеваний и нервные – среди которых не малое место занимают состояния неуровновешанности, психических отклонений (почти все заболевания «молодеют»).
Динамика заболеваний по селу Большой Кукмор
Заболевания
2006 г.
2008 г.
2010 г.
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Заболевания эндокринной системы
Сахарный диабет
Гипертония
Туберкулёз
Опухолевые заболевания (рак)
Заболевания органов дыхания
Зоб
Бронхиальная астма
ИБС (Ишемическая болезнь сердца)
— Борьба с отрицательными влияниями —
Предупреждение выбросов предприятий; создание и внедрение безотходных технологий, в том числе замкнутых производственных циклов, преимущество которых в сходстве с природными процессами; многократном использовании воздуха, решение проблемы утилизации отходов и явной экономической выгоде; очистка выбросов (механическая – использование фильтров, пылеосадочных камер; химическая — поглотительные фильтры с активированным углём или силикогелем; биологическая — использование организмов, способных накапливать токсические вещества); архитектурное решение: зонирование территорий в зависимости от степени загрязнения (расположение детских и медицинских учреждений в глубине жилых кварталов, дальше от магистралей); озеленение городов.
Схема профилактики отходов
Отходы Вторичное сырьё
В этом нам большую помощь оказывают растения:
Газоустойчивые деревья и кустарники: акация белая, бересклет, боярышник обыкновенный, бузина красная, гледичия, ель колючая, клён ясенелистный, скумпия, смородина золотистая, снежноягодник, тополь канадский, туя западная, шелковица, шиповник.
Деревья и кустарники, обладающие высокими пылезадерживающими свойствами: ель колючая и её формы, каштан конский, клён остролистный, клён серебристый, клён ясенелистный, липа (все виды), орех чёрный, пихта европейская, тополь канадский, тополь туркестанский, тополь чёрный ( пирамидальная форма). черёмуха виргинская, черёмуха обыкновенная, шелковица белая.
Школа как среда жизни.
-Факторы среды в школе —
Внутренняя среда школы, или жилая среда, — результат взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Воздействуя на человека, они оказывают влияние на его физическое и психическое здоровье, на эмоциональное состояние. Если схематически изобразить основные элементы, от которых зависит качество жилой среды и наше самочувствие, то выглядеть это будет так:
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения
Микроклимат помещения: температура, влажность
Световая среда
Воздушная среда
Вибрация, шум
Электрические и магнитные поля
— Экологический паспорт нашей школы —
Общие сведения о жилом микрорайоне.
Микрорайон, где расположена школа, находится в самом центре села, на оживленной автодороге, близко к пгт Кукмор.
Со всех сторон окружен жилыми домами, в непосредственной близости находится кирпичный завод и валяльно-войлочный комбинат. До железной дороги 200 метров, до реки Нурминка – около 400 метров.
В школьной территории 2 га яблоневый сад (он отделяет школу от автодороги) – старый, планируется замена в этом году; зеленые насаждения по видовому составу различный: имеются деревья – береза, пирамидальный тополь, рябина, облепиха, липа, осина; из кустарников – шиповник, смородина, калина, спирея, акация. Все насаждения молодые – от 2 до 5 лет.
Транспортная связь, с другими районами и регионами, очень удобная – так как располагается на автодороге, и близко к железной дороге.
Технические данные здания.
Основное, старое здание – 1970 года постройки, а пристрой – 2000 года.
Здание двухэтажное, имеется 48 кабинетов, учащихся – 247.
Виды строительных материалов: пол – бетонированный мрамор, паркет, деревянное покрытие; мебель из натурального дерева и фанеры, также имеется мягкая мебель с железным ободком; побелка
(CaCO3), стены покрашены колером и имеется бумажные обои.
Теплоснабжение индивидуальное, водоснабжение — централизованное, электроснабжение централизованное, газоснабжение – индивидуальное.
Общее санитарно-гигиеническое состояние школы – хорошее.
Паспорт кабинет, бытовых и подсобных помещений.
Экологически комфортные кабинеты, за некоторым исключением отдельных.
Размеры кабинет в старом здании – 8 X 12 метров – самое большое, имеется — 7 X 9 метров; в новом здании – 5 X 6 метров. Актовый зал – 30 X 15 метров, столовая – такая же, спорт зал – 18 X 9 метров (старая), новая – 24 X 18 метров.
Атмосферное давление, температура, влажность, освещенность – в норме по нормативам СанПиНа.
Источниками шумового загрязнения являются автодорога и железная дорога.
Имеется компьютерный кабинет, 6 телевизоров, 3 видеомагнитофона, радиоузел работает – все кабинеты снабжены радио, 3 музыкальных центра, кабинет технологии оборудован всеми станками и др.
Имеется кабинет химии со всеми необходимыми химическими препаратами и реактивами.
Школа снабжена комнатными растениями на 50 %.
— Влияние топофильных и топофобных участков школы
на качество обучения учащихся –
С помощью анкетирования учащихся – 236, учителей – 27, тех. персонала – 10 человек, выяснили топофильные и топофобные участки и кабинеты. Был проведен анализ этих кабинетов и участков, и было выявлено, что классы располагающиеся в топофобных кабинетах и близко к топофобным участкам имели низкую уровень качества обучения на 10-15 %, по сравнению с теми, которые располагаются в топофильных участках; так же в топофобных кабинетах были проведены контрольные тестирования знаний более успешных классов и результат – качество обучения, как ни странно понизилась на 4-6 % обычного. Затем на месяц классы отстающие и успешные поменяли кабинетами: успешные классы начали терять процент качества и некоторые, даже интерес к учебе вообще, а отстающие – наоборот повысили качество обучения на 7-10 %. Яркие примеры говорят сами за себя.
Заключение
— Пути решения проблем –
Создание обществ и организаций единомышленников: такие организации на глобальном и региональном уровнях уже имеются. И у нас имеются такие общества, но надо организовать связь между обществами и организациями различных уровней, для более успешной и плодотворной работы и результативности. И в то же время надо советовать всем людям, обращаться в эти организации для поиска единомышленников, получения информации, обучения.
Правдивость нужна для нормального функционирования системы в условиях отсутствия искажения информации. Неправда используется «для того, чтобы манипулировать, убаюкивать или соблазнять, откладывать принятие мер или оправдывать выгодные для себя действия, завоевывать или сохранять власть или отрицать нежелательные факты»
Обучение и взрослых, и детей необходимо, чтобы люди начали действовать и строить устойчивый, уютный, красивый, экологически чистый мир. Для обучения необходимо снимать фильмы, исполнять музыкальные произведения, публиковать книги, давать советы людям, возглавлять движения. Большинству людей была отведена роль исполнителей, верящих, что у руководителей есть ответы на все вопросы. Те немногие, что исполняли роль руководителей, претендовали на знание этих ответов. Такая извращенная система исключает как развитие способностей к руководству среди других людей, так и способностей самих руководителей к обучению. Это, как предложение поворота к нормальной эволюции культуры, когда все люди перейдут от роли простых исполнителей и потребителей к роли создателей.
Нужны решительные действия, смелость и ответственность. Чтобы найти «правильное соотношение между такими разными вещами, как безотлагательность и терпение, ответственность и снисходительность, требуется сострадание, скромность, трезвость мысли и честность».
Любовь к матери и отцу, родным и близким; коллективу, где ты находишься: учишься или работаешь; ближним живым – человеку, животным, растениям; ближним неживым – неживая природа (горы, реки, ландшафт) и искусственно созданная неживая природа (развалины, карьеры, не достройки). Ведь современное общество развивают в людях в первую очередь индивидуализм, конкуренцию, цинизм, что в целом воспитывает в обществе пессимизм. Существующие системы должны перейти от ориентации на наименее гуманные качества к поощрению любви (имеется в виду любовь в широком смысле – братская, и пр.), дружбы, щедрости, понимания, солидарности, общительности.
— Рекомендация —
В заключение хочется сказать, что наши исследования очень полезны для любого населенного пункта, для любой организации и для любого учреждения в плане определения топофильных и топофобных территорий и участков. После определения таковых, можно развивать и улучшать топофильные, а топофобные искоренить или же изменить в более приемлемую обществом сторону. Ведь топофильные территории и участки вызывают благоприятные, положительные эмоции и чувства; у человека повышается работоспособность и общая жизнедеятельность; он чувствует уверенность в себе и спокойствие за своих близких; в такой среде человек всегда жизнерадостный и доброжелательный к окружающему миру. А в современном обществе и мире в целом так не хватает ДОБРОТЫ И ЛЮБЬВИ К БЛИЖНЕМУ, К ОКРУЖАЮЩИМ, К МАТУШКЕ-ПРИРОДЕ .
Использованная литература
Белова С.В. «Охрана окружающей среды», Москва «Высшая школа», 1983
Гржимек Б. «Экологические очерки о природе и человеке» — изд. Прогресс, 1988
Криксунов Е.А., и др. «Экология» — М.: Дрофа, 1995
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России» — М.:АО МДС, Юнисам, 1995
Новиков Ю.В. «Природа и человек» — М.: Просвещение, 1991
Пономарева О.Н. «Методические рекомендации к учебнику экологии», 2002
«Учителю экологии», приложение к журналу «Биология в школе».
Пальгунов П.П. Сумароков М.В «Утилизация промышленных отходов», Москва Стройиздат, 1990
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515
Источник статьи: http://educontest.net/ru/1896771/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE/