Задания компетентностного характера по теме «Молекулярный уровень» 9 класс
1. Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся .
2. Установите соответствие между органическими веществами и особенностью строения их молекул.
3. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
Е) функция: сохранения и передача наследственной информации
4. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
А) хорошо растворяются в воде
В) сладкий вкус отсутствует
Г) глюкоза, рибоза, фруктоза
5. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
А) две спирально закрученные цепи
В) функции: структурная, транспортная
Г) функции: сохранения и передача наследственной информации
Д) способна к редупликации
Е) неспособна к самоудвоению
6. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
А) полимер, состоящий из аминокислот
Б) разнообразны по строению, свойствам и функциям
В) полимер, состоящий из нуклеотидов
Г) различают два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК
Д) основная функция: хранение и передача наследственной информации
7. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны .
А) полимеры, состоящий из аминокислот
Б) органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров
В) практически нерастворимы в воде
Г) имеют 4 уровня организации молекул
Д) подразделяются на две группы: простые (моно-и дисахариды) и сложные (полисахариды)
Е) для молекул характерно наличие гидрофильной головки и гидрофобного хвоста
Установление последовательности (задания В7)
1) Установите последовательность основных этапов научного исследования.
В) сбор фактов и формирование проблемы
Е) экспериментальная проверка гипотезы
2) Установите последовательность действий при рассматривании готовых микропрепаратов под микроскопом .
А) направить свет зеркала в отверстие предметного столика
Б) закрепить микропрепарат клеммами
В) рассмотреть микропрепарат в целом
Г) глядя в окуляр, поднимать и опускать тубус до появления четкого изображения объекта
Д) поместить готовый микропрепарат на предметный столик
Г) рассмотреть отдельные детали изучаемого микропрепарата
Применение биологических знаний в практических ситуациях
(практико – ориентированные задания С1)
Дать краткий свободный ответ
1. Одним из наиболее древних методов биологии является описательный. Используется ли этот метод в настоящее время? Обоснуйте ответ.
2. Каково значение микроэлементов для живых организмов? Приведите примеры.
3. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивает такое свойство воды, как высокая сила поверхностного натяжения?
4. В живых клетках содержится 70% воды. При замерзании воды может вызвать гибель организмов. Объясните, почему это может произойти. Почему же зимой не погибают растения и хладнокровные животные при охлаждении их тела ниже 0С?
5. С какой целью в некоторых регионах на Алтае, Кемеровской области, в Приморье, Ростовской области- врачи рекомендуют пищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Поясните.
6. Почему в жаркую погоду или при работе в жарких цехах рекомендуется пить минеральную или подсоленную воду?
7. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивают такие свойства воды, как высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность?
8. Какими специфическими свойствами характеризуются биополимеры? Приведите примеры, Ответ поясните.
9. Известно, что при температурах близких к 0С, скорость биохимических реакций замедляется до минимума. Как это свойство ферментов использует человек в пищевой промышленности и медицине?
10. Какие функции выполняют различные РНК? Где они синтезируются?
11. К каким последствиям приводит денатурации белков? Каковы причины денатурации?
12. Почему при отсутствии в рационе белков, даже при достаточной калорийности пищи, наблюдаются остановка роста, изменение состава крови и др.? Ответ поясните.
13. Исследователю для анализа предложено два вещества, и он точно знает, что одно их них крахмал, а другое – глюкоза. Какими способами он может точно установить, где крахмал, а где глюкоза?
14. Имеется пять аминокислот – А, В, С, Д, F . Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из 7 аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и выполнять одинаковые функции? Ответ поясните.
15. При поступлении большого количества углеводов с пищей уровень глюкозы повышается незначительно. При голодании, когда глюкоза в организм не поступает, а ее расходование в клетках продолжается, уровень глюкозы в крови практически не изменяется. Объясните физиологию приведенных явлений.
16. Крохотные птицы колибри питаются нектаром цветков или мелкими насекомыми. За день они съедают корма в два раза больше по сравнению с массой тела. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки деревьев и впадают в оцепенение. Объясните, в чем состоит физиологический смысл таких приспособлений.
17. Какими способами растения защищаются от действия протеаз-ферментов, расщепляющих белки?
18. Объясните, почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах сопровождается замором рыбы?
19. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?
Работа с текстом и рисунками
1.Строение молекулы какого мономера изображено на рисунке? Что обозначено цифрами 1-3? В состав какого биополимера входит данный мономер?
2.Назовите молекулу, изображенную на схеме. Какую функцию выполняет это вещество? Что обозначено буквами А, Б, В?
Источник
Глицерин миоглобин т рнк атф крахмал фруктоза полимер мономер
Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.
А) молекула сильно разветвлена
Б) имеет четвертичную структуру
В) откладывается в запас в печени
Г) мономерами являются аминокислоты
Д) используется для поддержания уровня кислорода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Гемоглобин — белок крови, образуется в результате полимеризации аминокислот, переносит кислород и углекислый газ, обладает четвертичной структурой; гликоген — запасной полисахарид, образован мономерами глюкозы, обладает разветвлённой структурой, откладывается в печени.
Задания Д5 № 11693
Установите соответствие между классами органических веществ и выполняемыми ими функциями в клетке.
B) хранение генетической информации
Д) входит в состав клеточных стенок и мембран
Е) реализация генетической информации (синтез белка)
2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ДНК и РНК хранят и переносят наследственную информацию, остальные функции относятся к углеводам.
Перенос энергии — относится к углеводам (запас энергии, энергетический обмен), а также АТФ (но ее нет в вариантах для выбора). Некоторые олигосахариды входят в состав цитоплазматической мембраны клеток животных и образуют надмембранный комплекс — гликокаликс. Углеводные компоненты цитоплазматической мембраны выполняют рецепторную функцию: они воспринимают сигналы из окружающей среды и передают их в клетку.
Источник
Контрольно -обобщающий урок «Молекулярный уровень»
Проверка знаний о молекулярном уровне организации живой природы.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно -обобщающий урок «Молекулярный уровень»»
Биология 9 класс урок контрольно-обобщающий «Молекулярный уровень»
Выберите один правильный ответ №1
Химический элемент входящий в состав белков и нуклеиновых кислот
- Сера
- Азот
- Хлор
- магний
Выберите один правильный ответ № 2
В качестве запасного углевода гликоген используется в клетках
- Элодеи
- Собаки
- Вируса гриппа
- картофеля
Выберите один правильный ответ №3
В отличии от дезоксирибозы рибоза входит в состав
- иРНК
- ДНК
- Целлюлозы
- Крахмала
Выберите один правильный ответ №4
Жиры, как и углеводы, выполняют функции
- Информационную и регуляторную
- Строительную и энергетическую
- Каталитическую и энергетическую
- Строительную и каталитическую
Выберите один правильный ответ №5
Липиды являются основным структурным компонентом
- Рибосом
- Хромосом
- Биологических мембран
- Клеточного центра
Выберите один правильный ответ №6
Какой из химических элементов содержится в
Клетках в наименьшем количестве?
- Азот
- Кислород
- Углерод
- Водород
Выберите один правильный ответ №7
Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?
- Калий
- Фосфор
- Кальций
- Цинк
Выберите один правильный ответ №8
Какой из уровней жизни является первым надорганизменным уровнем?
- Биосферный
- Биогеоценотический
- Популяционно — видовой
- Организменный
Выберите один правильный ответ №9
Белки пищи перевариваются в
- Нейтральной среде
- Щелочной среде
- В слабощелочной среде
- В кислой среде
Выберите один правильный ответ №10
Какое из перечисленных веществ является биополимером?
- АТФ
- ДНК
- Глюкоза
- Глицерин
Установите соответствие между органическими веществами и особенностями строения их молекул № 11
Источник