Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему: «Овощи»
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня видеть вас! Сегодня мы с вами будем помогать одному сказочному герою. А какому, вы узнаете , когда отгадаете загадку:
Всем мальчик – луковка знаком…
Очень просто, хоть и длинно
Молодцы! Чтобы ему помочь, нам пригодятся ваши знания! Поможем нашему гостю?
-Сегодня утром почтальон принес мне телеграмму от Чиполлино. Вот послушайте:
«Дорогие ребята, срочно нужна ваша помощь. В моей стране произошла великая засуха, из-за этого все жители забыли, где они живут и как их зовут. Я еду к вам за помощью!».
-Ребята, пока Чиполлино в пути, давайте мы вспомним, где растут овощи?
-Ребята, правильно, овощи растут на огороде. А на огороде люди выращивают овощи для себя. Но вы знаете, что огороды есть не у каждого, поэтому овощи, которые мы покупаем в магазинах, выращивают на сельско-хозяйственных полях.
-Знаете как называются профессия людей, которые работают на сельско-хозяйственных полях и огороде? Этих людей называют агрономами.
-Вспомните, какие инструменты можно использовать на огороде.А чтобы поливать, обрабатывать такие большие просторы, людям необходимы сельско-хозяйственные машины.
-Вспомните, какие сельско-хозяйственные машины вы знаете?
Картинки трактор, комбайн
-Правильно. Машины используют потому, что человеку не по силам обрабатывать руками еще и такие огромные поля. Поэтому нужно с уважением относиться к сельскохозяйственной продукции.
Звук волшебства «появление чиполлино»
-Ой, а вот и Чиполлино к нам пожаловал! Давайте поздороваемся. Здравствуй, Чиполлино. Что это ты нам принёс? Ребята, Чиполлино принес нам загадки про жителей своей страны. Давайте их отгадаем!
После каждого правильного ответа меняется слайд чиполлино
Сто одежёк и все без застёжек. (Капуста)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
В зелёном длинном домике живут круглые гномики. (Горох)
Сидит дед,во сто шуб одет,кто его раздевает,тот слёзы проливает. (Лук)
-Молодцы. Ребята, а что нужно овощам, чтобы они росли? Правильно – вода. А теперь мы с вами отправим дождик жителям волшебной страны Чиполлино. Вспомним закличку про дождик.
Физминутка (под музыку)
Дождик, дождик, пуще, поднимают руки вверх-разводят в стороны, опускают
Дадим тебе гущи, разводят в стороны округлённые руки
Дадим тебе ложку, ладонями имитируют ложку
Хлебай понемножку. имитируют движения
Кто под дождик попадёт, присели, прикрыли голову руками
С дождиком расти начнёт! медленно встали
-Помашите ручками над головой, погоним тучки в сказочную страну. Молодцы. Садитесь
-Ребята, овощи необходимо употреблять. Во всех овощах много витаминов , значит, все они полезны для человека . Не зря говорят: «Обед без овощей , что праздник без музыки» . Но перед едой их нужно мыть.
Сказка о полезных овощах.
Хочу рассказать вам одну историю…
Однажды мальчику Ване приснился сон, в котором он попал в чудесное место – Королевство овощей. Увидел он дорожку и пошел по ней. И вдруг слышит разговор. Огляделся он, нет никого. Только овощи лежат. Подошёл поближе к грядкам и увидел разговор овощей. Да не просто разговор, а спор.
— Я самый главный! – громко говорил картофель.
— Почему же? – спрашивал улыбающийся огурец. – Ведь я тоже полезен и очень красив!
– Потому что я лучше других овощей насыщаю, даю всем людям силы на весь день! – отвечал картофель.
— Нет, я самая главная! – не соглашалась с картофелем и огурцом оранжевая морковка. – Знаете, как много во мне особого витаминчиков? Они полезны для хорошего зрения. Кто меня, морковку, кушает, тот до самой старости хорошо видеть будет. Только кушать меня надо со сметанкой, так мои витаминки правильно работают и становятся намного полезнее.
Слушает Ваня морковку и головой кивает. Вот почему оказывается, бабушка хорошо видит, и не надевает очки даже когда вяжет и шьет. Она, наверное, морковку любит.
— Подружка, не только ты, богата витаминами— ответила тыква. – Во мне тоже много полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними и весенними болезнями, когда на улице сыро, холодно и дует ветер. Во мне и витамин С есть!
— О, если хотите получить витамин С, то это ко мне вы обращайтесь! – рассмеялся сладкий мясистый красный перец. – Во мне его ооочень много! Даже больше чем в жёлтых лимонах и оранжевых апельсинах! Я при простудах помогаю, организм укрепляю.
— Я красный помидор, я поднимаю настроение! Если скушал помидор, то будешь много улыбаться.
— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Вы же слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня так говорят. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить и защитить. И меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и сразу затихли, как будто только что не спорили друг с другом.
— Вот чудеса! – прошептал Ваня, и тут сон закончился. Это мама разбудила его, позвав кушать.
Мальчик понял, что сильно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила мама на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать мамины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым. С тех пор Ваня больше никогда не капризничал, хорошо кушал и стал меньше болеть. А другим деткам, когда видел, что те балуются едой, всегда рассказывал о своём чудесном сне.
-Какой вывод можно сделать после прочтения этой сказки? Молодцы
— Смотрите какие овощи есть у меня в корзинке. Вот это картофель. Какого он цвета? А размера? А что из него можно приготовить? А вот лук. А он какой? А это что за овощ?
-Поиграем в игру! Перед вами лежат овощи. Какие- то из этих овощей можно закатать на зиму банку, чтобы и зимой мы могли кушать вкусные овощи, а из других можно лишь что-то приготовить или скушать свежим. У меня есть кастрюля и банка, в банку вы будете класть те овощи, которые можно закатать, а в кастрюлю те, из которых можно что-то приготовить.
Дети принимаются за работу под музыку.
-Молодцы. Чиполлино говорит нам спасибо за дождик. И дарит вам крупы, чтобы вы выполнили из них поделки на следующем занятии. Крупы получаются, ребята, из разных видов зерна, которое выращивают на полях.
-Посмотрите на экран. Чем отличаются поле, сад и огород? Молодцы.
-А теперь поиграем. У меня в руках мешочек, в котором я спрятала овощи. По очереди, каждый из вас опустит руку в мешочек, возьмет в нее овощ и на ощупь попробует отгадать, что это за овощ. А когда участник назовёт овощ вслух, вытащит его из мешочка и покажет нам, мы увидим : угадал участник или нет!
-Молодцы! Справились. Вы знаете, что бывают овощи, которые растут над землёй, на кустиках, а бывают овощи, которые растут в земле. Вспомните их названия.
-Молодцы. Поиграем в вашу любимую игру «Капуста — морковка» и заодно проверим вашу внимательность.
III Заключительный этап.
-Ребята, как называется человек, который занимается выращиванием сельско – хозяйственных культур?
-Почему овощи полезны? Молодцы.
— Ребята. Сегодня мы с вами сделали очень доброе дело. Мы помогли Чиполлино! Запомните всё, о чем мы говорили сегодня. Вдруг ему снова понадобится помощь. Спасибо. Вы можете отдохнуть.
Источник
Конспект НОД о.о.познание (формирование целостной картины мира) «ОВОЩИ» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей;
- Рассказать о пользе овощей для человека – это источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания;
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;
- Учить понимать образный смысл загадок;
- Пополнять и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний об овощах
- Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле;
- Воспитывать умение слушать друг друга;
- Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения;
- Самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, инициативу
- Картинки с изображением овощей, огород, корзинка;
- Раздаточный материал «овощи и фрукты»;
- Поднос с овощами
- Бабушка (из кукольного театра)
- Рассматривание овощей натуральных, на картинках, загадывание о них загадок;
- Проведение дидактических игр;
- Разучивание стихов об осени, об овощах;
- Индивидуальная работа с детьми по данной теме
- Вводная часть
Воспитатель: — Ребята, мы с вами учили много стихотворений…Давайте вспомним некоторые из них (…какое хочешь рассказать?). Молодец, какое красивое стихотворение о…,рассказал(а) с выражением! (последний ребенок рассказывает стихотворение об осени)
— О каком времени года рассказал(а)…?(об сени)
— Почему вы так решили? (дети вспоминают признаки осени)
Воспитатель: — Наступила осень. Пришло время собирать урожай овощей. Пришла бабушка в огород да забыла, какие же овощи ей нужно собрать (показываю бабушку из кукольного театра, на доске картинка с огородом, на которой в прорезях «растут» овощи).
-Давайте поможем ей собрать урожай с огорода в корзину.
Осень – лучшая пора,
Помогите, детвора!
Урожай нам собрать
И загадки отгадать.
(загадываю детям загадки об овощах)
1. Красный, сочный,
Вкусный, прочный.
Он растёт, не тужит,
С огурцами дружит.
От чего же до сих пор
Не сорвали (помидор).
Воспитатель: — Что вы можете сказать о помидоре, какой он? (описать)
Чем помидор отличается от огурца? (цвет, форма)
В чем сходство (чем похожи)? (ОВОЩИ)
Как же быть без хруста, если я (капуста).
На стол она с полей пришла.
Ведь правда, вкусная (картошка).
Для салата и борщей (морковь).
Я расту на грядке (зеленый лук).
В огород пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем. «копают»
Срежем мы качан капусты , «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают круг руками (3 раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке . Идут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: — Молодцы ребята, помогли бабушке собрать урожай, хорошо отгадывали загадки….
— Скажите, а для чего же нужны овощи? Что из них можно приготовить? (ответы детей)
— Посмотрите, кто к нам пришел в гости!
(ВХОДИТ ОСЕНЬ с подносом овощей)
Осень: — Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам принесла…
— Чтоб здоровым, сильным быть
В каждом польза есть и вкус,
Кто из них вкуснее, кто из них нужнее!
— Овощи очень полезные. Дети и взрослые обязательно должны их есть и сырыми, и вареными, и солеными.
Дидактическая игра «Приготовь блюдо из овощей» (у каждого ребенка карточки с овощами)
Воспитатель: — Ребята, давайте сейчас каждый из вас «приготовит» свое блюдо из овощей.
(самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель и Осень ходят и хвалят детей за «приготовленные» ими блюда (несколько детей рассказывают о пользе и вкусовых качествах приготовленных блюд)
(после игры Осень присаживается за стол с детьми)
— Хозяйка однажды с базара пришла , ( «шагают» пальчиками)
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, ( загибают по одному пальчику)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох . ( хлопок)
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? ( загибают по одному пальчику)
Капуста?
Морковка?,
Горох?
Петрушку иль свёклу?
Ох . (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, ( загибают по одному пальчику )
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох. ( хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке ( ладони складывают крест-накрест)
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, ( загибают по одному пальчику)
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох. ( хлопок )
И суп овощной оказался не плох! ( «едят» суп )
— Осень, отнеси, пожалуйста, эти овощи к нам на кухню…пусть повара приготовят для наших деток вкусные и полезные блюда.
Источник