Фрукты_яблоко_груша_лимон_слива_банан_абрикос

Лексическая тема «Фрукты»

Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
— обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
— по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
— рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Словарная работа
Существительные: фрукт, сад, садовод, дерево, яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, ананас, кожура, косточка, семечка, мякоть, корка, яблоня, ветка, урожай, компот, джем, варенье, сок.
Прилагательные: красный, зеленый, желтый, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, витаминный, фруктовый.
Глаголы: сажать, расти, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, выжимать, сушить.
Наречия: вкусно, сладко, кисло, выше, ниже.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

«Жадина» (мой, моя, мое)
Мой — оранжевый апельсин. Моя — красная вишня.. Мое — зеленое яблоко.

«Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — . слива — . персик — . банан — .

«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — . банан — . апельсин — .

«Про что можно так сказать?». Вкусный (что?) —. ароматный (что?) —. румяное (что?) — . сочная (что?) —. полезный (что?) —. витаминная (что?) —. круглое —. овальный —. гладкая.

«Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две),одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона . пять лимонов; одна слива, две сливы . пять слив.

Читайте также:  Фрукт_сметанного_яблока_от_рака

«Назови варенье, компот, сок, повидло» (образование относительных прилагательных): сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;
сок из груши — грушевый; варенье из груши — грушевое;
сок из апельсина — . варенье из апельсина — .
«Какие будут фрукты?».
— Если фрукты сварить, то они будут — вареные.
— Если фрукты заморозить, то они станут — .
— Если яблоки запечь, тогда они получатся — .
— Если груши посушить, тогда они станут — .

«Что где растет»: яблоко — на яблоне, слива — на . груша — на .

Отгадай описательную загадку.
— Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

«Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

«Что лишнее и почему?»:
— лимон, огурец, яблоко, гранат;
— яблоко, крыжовник, смородина, клубника;
— собирать, поливать, насорить, рыхлить;
— крепкий, сладкий, маленький, кругленький, глубокий.
— свекла, репа, огурец, апельсин.
Составь описательный рассказ о фрукте.

Источник

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

1.- Рассмотрите с ребенком фрукты : яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом фрукты«). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви — цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

— Обратите внимание на характерные признаки фруктов : вкус, цвет, форма, запах.

— Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

Публикация «Логопедическое домашнее задание по лексической теме „Фрукты“» размещена в разделах

— Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

Примерный перечень слов, который Вам поможет:

Читайте также:  Сок_мультифрукт_состав_фруктов

Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…

Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…

Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …

2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

3. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая) — синяя, овальная.

Абрикос (какой) — и т. д.

4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

5. Составление предложений из слов.

6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы.

Мама купила в магазине сливы, чтобы.

7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко — зеленное.

8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

• В шкурке желтой, кислый он,

• Схож он с бусами немножко,

Каждый листик — как ладошка.

Стал янтарным, синим, белым.

Фрукты (грамматический строй речи).

2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных) :

яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,

косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,

нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

Читайте также:  Наглый_фрукт_чай_свойства

4. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин — много апельсинов.

5. Какой сок? Какое варенье?

фрукт – фруктовый, фруктовое

5. Поиграйте в игру «Жадина» :

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

7. Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

8. Упражнение «Какие будут фрукты(учимся образовывать отглагольные прилагательные).

— Если фрукты сварить, то они будут — вареные.

— Если фрукты заморозить, то они станут.

— Если яблоки запечь, тогда они получатся.

— Если груши посушить, тогда они станут.

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Домашнее задание для детей средней логопедической группы по лексической теме «Осенние дары» Тема: Осенние дары Вклейте (нарисуйте) картинки с изображением овощей, фруктов. Ребенок должен уметь назвать: • Фрукты • Овощи • Одним словом:.

Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Занятие по теме «Фрукты. Сад» Цели: — совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки; — развивать умение сравнивать предметы.

Источник

Оцените статью