Урок эрзянского языка по теме «Полезные продукты» (2 класс)
план-конспект урока по теме
— регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.
— продолжить работу над составлением простых речевых фраз на эрзянском языке;
— обогащать словарь учащихся новыми словами;
— воспитывать любовь к продуктам питания.
Тип урока: комбинированный, с использованием новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, эрзянско-русский словарь, карточки, учебник «Эрзянский язык», сюжетные картинки по теме «Фрукты», кукла Татюня..
2.Закрепление пройденного материала
3.Проверка домашнего задания
1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся, рассадка по группам.
2. Приветствие : — Шумбратадо, эйкакшт. – Ушодтано минь урок? — Мон мизолдан тынянк, тынь мизолдадо монень . Арсян тенк паро важодема.
3. Кортамонь ливчакадомка:( проводит ученик) — Кода леметь? — Зяроце классо тонавтнят? – Зяро иеть?
-Умаресь якстере, покш,тантей
Течи урокс сась Татюня. Сон кандсь кроссворд. Разгадав кроссворд, узнаете тему урока.
——-О чём будем говорить на уроке? –Что докажем?
____А как об этом сказать по эрзянски? Спанируем наш урок.
— Что нам надо сделать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план?
— -А оценку нашей деятельности мы выразим цветами светофора.
Как важно правильно питаться.
1.Знакомство с новыми словами.
3.Закрепление.Работа с учебником ,в тетрадях. Работа в парах.
-уметь составить предложения по теме
-уметь читать и переводить прочитаное
1Знакомство с новыми словами.
ВЕДЬ, КШИ, ЛОВСО,ЯМ,ЯРСАМС, СИМЕМС.
-Те кши? –Те ловсо? -Те ям? И т. д
3.Введение новых грамматических конструкций
Миша ярсы кши. Мон симан ведь.
—Какую работу проведём с предложениями?
-Составить предложения из предложенных слов . Если группа готова, поднимают руки. У кого возникают трудности, запрашивают помощь.
-Назовите пословицы о хлебе.
— Ребята, как вы считаете, нам удалось, ответить на вопрос, выполнить этот пункт плана нашего урока?
Работа с учебником.стр 35 упр 2.
На доску вешаем новые слова.-карточки
Запись предложений в тетрадь.
Во всех предложения встретилось слово КШИ.
1. Возвращение к цели урока.
-Что делали для достижения поставленной цели?
-Какие слова запомнили? Запишите новые слова в словарь.
-Как вы думаете, справились с задачами? Что нам удалось?
-Ребята, а теперь попрошу вас выбрать цвета светофора:
— если вам все было понятноно на уроке, выбирите зелёный;
если вы испытывали небольшие затруднения-желтый; многое осталось непонятным-красный.
Какой вывод можно сделать по нашей работе в целом?
Творческая работа. Нарисовать любимые продукты.
Источник
Конспект занятия «Фрукты, овощи»
план-конспект занятия
Материал : предметные картинки, муляжи овощей и фруктов.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово воспитателя и
Предварительная работа: экскурсии, беседы, чтение художественной
Словарь: куяр, капста, помидора, модамарь.
Речевые образцы: К уярось пиже. Капстась кодамо? Пиже. Модамаресь кругловой
Методические приемы: беседа, загадывание загадок, чтение стихотворения,
В.- Ребята, я получила письмо из деревни от бабушки Марфы.
Она приглашает нас к себе в гости. Но прежде чем отправиться в гости, мы
должны с вами подумать, на чем мы отправимся и приготовить подарок.
-Что можно подарить бабушке Марфе?
(Дети перечисляют: торт, конфеты, печенье).
В.- Хорошо, давайте мы отправимся на поезде.
(Дети имитируют езду на поезде и поют песню «Мы едем, едем, едем в
(Детей встречает бабушка Марфа, (кукла)
(Бабушка обращаясь к ребенку)
(Бабушка знакомится со всеми детьми, дети называют свои имена)
Б.- Ох, ребята, как рада что вы приехали ко мне в гости. Давайте поиграем в
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
В. Как по эрзянски «Солнышко»? (чипай).
На слова воспитателя «чипай» дети прыгают, веселятся.
На слова воспитателя «пиземе» дети садятся на стульчик.
Б. — А сейчас я покажу вам свой огород.
(Воспитатель показывает овощи, а дети называют по-мокшански).
Бабушка предлагает нарисовать овощи, которые растут в ее огороде
Б. – Спасибо, ребята, что приезжали в гости. Я вас угощаю овощами со своего огорода.
В.- А теперь пора ехать домой. (Имитируют езду на поезде и поют песню»
Едем, едем, едем в далекие края» С. Михалков.)
Вот и приехали . Мы побывали в гостях у бабушки Марфы.
Посмотрели, что растет у нее на огороде.
Вспомнили, название овощей на эрзянском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Овощи»
Овощи. Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными. Цель:1. расширение и активизация словаря. 2. Продолжать учить подбирать местоимения к существительным.
Конспект занятия «Овощи и фрукты — витаминные продукты (средняя группа)
Занятие, способствующее развитию активного словаря детей, закреплению названий овощей и фруктов.
Конспект НОД «Овощи на нашем столе»
Программное содержание занятия:Расширять осведомленность детей о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; Уточнять представления дет.
Конспект НОД «ОВОЩИ»
Конспект НОД по познавательному развитию (Экологическое воспитание) «ОВОЩИ».
конспект занятия «Овощи» в старшей группе
занятие систематизирует знания детей об овощах, их вкусовых качествах.Учит детей анализировать, развивает логическое мышление, развивает связную речь, обогощает словарь детей.В процессе занятия также .
Конспект НОД «Овощи и фрукты»
Занятие для средней группы об овощах и фруктах.
Конспект НОД «Овощи на нашем столе»
Рассматривание сырых и вареных овощей: морковь, картофель, репка, свекла; сравнивание сырых и вареных овощей; пользя овощей.
Источник
УРОКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ИЗУЧАТЬ ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК
Дорогие друзья ! Мы начинаем размещать уроки эрзянского языка для тех , кто хочет научиться говорить по — эрзянски , понимать эрзянскую речь . Хотим предупредить , что мы не ставим целью сделать учебник для школы . Это уроки – помощь для тех , кому хочется самостоятельно изучить эрзянский язык . Нам будет приятно , если нашими уроками воспользуются учителя и ученики . Эрзянский язык относится к финно — угорской языковой семье , к её финской группе . Вместе с мокшанским и марийским языками он составляет волжскую подгруппу языков . Это очень древний язык . Древние финно — угорские племена формировались в 4 — 3 тысячелетиях до н . э . на южной территории Урала и Прикамья . С первого тысячелетия до н . э . начинается история поволжской подгруппы финно — угров , занимавшей территорию между Цной , Окой и Волгой ( эрз . название Рав ). Небольшими компактными островками , а кое — где и вовсе разрозненно , живут в настоящее время эрзяне почти во всех областях и республиках России и во многих странах СНГ . Это добрые , миролюбивые и трудолюбивые люди . Они хорошо уживаются с представителями других народов . В Республике Мордовия эрзяне вместе с мокшанами составляют примерно 1/3 населения республики . Эрзянский язык в Мордовии провозглашён одним из государственных языков . Эрзянский язык , по мнению профессора Д . В . Бубриха , считается « финно — угорским санскритом » ( прародителем ). Это очень поэтичный , звучный , певучий язык . Эрзянская сказительница СМ . Люлякина с огромной любовью писала о своём родном языке : Эрзянь кель ! Эрзянь кель ! Ашо килей , чуди лей , Чольдердиця горнипов , Гайсэ морыця цёков ! Серафима Марковна сравнивает родной язык с красивой белой берёзой , с журчащей речкой , с звенящим бубенчиком и с чарующим нас своими трелями соловьиным пением . Для нас , эрзян , звучание нашего материнского языка таково на самом деле . Лембе сон ды маней , Теке чись менельсэ . Эжди седеенек , Кепеди ойменек . Моравиця гайтне , Сехте тантей валтнэ , Сехте превей койтне , Ёвкстнэ , ёвтамотне . Звонкий и певучий Наш язык эрзянский , Сердце согревает , Дух наш поднимает . Звуки , словно песни , А слова так сладки , Мудрые легенды , Бабушкины сказки . 1
Древние эрзяне жили в лесных местах . Мужчины были хорошими охотниками , сильными , умелыми ; пахали и сеяли , занимались бортничеством . Никогда сами не нападали на чужие земли , но с достоинством защищали свои . Легенды и предания , бога — тейший эрзянский фольклор донесли до нас рассказы о богатырской силе и скромности эрзянских мужчин ( Тюштя , Сабан , Сурай , Качел , Пургаз и др .). Всю домашнюю утварь , посуду , инструменты они делали из дерева . Да ещё как красиво ! И теперь можно увидеть в музеях прекрасные творения , выполненные их руками . В наибольшей степени это умение знать и чувствовать дерево воплотилось в творчестве выдающегося представителя эрзянского народа — великого скульптора С . Д . Эрьзи . Эрзянские женщины славились не только своей красотой . Они были искусными мастерицами . Уже с детства девочек учили прясть , вышивать , ткать , шить . Они должны были готовить для себя « эрямонь парь » ( кадка — сундук с приданым ). В музеях Мордовии и России ( Финляндии тоже ) можно увидеть прекрасные костюмы , изготовленные руками эрзянских женщин . В 19 веке на Всемирной выставке в Париже костюму эрзянской женщины была присвоена Золотая медаль . В разных местах проживания эрзяне говорят несколько отлично друг от друга . Это говоры ( диалекты ). Как и в других языках , эрзянские говоры отличаются от литературного ( письменного ) языка . С конца 20- х годов диалект Атяшевского района Мордовии является основой эрзянского литературного языка . Римма ЖЕГАЛИНА *( Данные уроки были опубликованы в журнале « Чилисема »)
Васенце урокось
МОН ДЫ МОНЬ КУДОРАСЬКЕМ Я И МОЯ СЕМЬЯ На этом уроке мы научимся приветствовать друг друга по – эрзянски , узнаем , как эрзяне называют себя и членов своей семьи . 1. Приветствия : Валкс Словарь шумбрат – здравствуй шумбра – здоровый , добрый шумбра валске – доброе утро шумбрачи – добрый день шумбра чокшне – добрый вечер эйкакшт – дети валске – утро чи – день кудораське – семья , члены семьи чокшнэ – вечер неемазонок – до свидания раське – родня , народ вастомазонок – до встречи Кортнема ( диалог ) – Шумбратадо , эйкакшт !
– Шумбрат , Мария Ивановна ! ( В эрзянском языке нет формы вежливости , выраженной во множественном числе .) – Шумбрат , Ваня ! – Шумбрат , Таня ! – Шумбра валске , Рома ! – Шумбра валске , Маша ! – Шумбрачи , Алёна ! – Шумбрачи , Алёша ! – Шумбра чокшне , Артём ! – Шумбра чокшне , Толя ! – Неемазонок , Ваня ! – Вастомазонок , Тамара ! 2. Ультяно содавиксэкс ( Будем знакомы . Познакомимся .) цёра – мужчина цёрыне – мальчик цёрынем – сынок мой ( обращение ) тейтерь – девушка тейтерне – девочка тейтернем – доченька моя мон – я тон – ты сон – он , она , оно ( в эрзянском языке нет категории рода ) монь – мой , моя , моё тонь – твой , твоя , твоё сонзэ – его , её инеськеть – пожалуйста содавтымизь – познакомь (– те ) лем – имя мельспаро – приятно кода ? – как ? кие ? – кто ? ульнесь – был , была , было те – это , эта неть – эти ялга – друг , подруга теевемс содавиксэкс — познакомиться Кортнема « Ультяно содавикст » ( Диалог « Будем знакомы ») – Шумбрат , тейтерне ! – Шумбрат , цёрыне !
– Ультяно содавикст , тейтерне ! Кода тонь леметь ? – Монь лемем Таня . Тонь кода леметь , цёрыне ? – Монь лемем Артём . Те кие мартот , Таня ? Содавтымизь , инеськеть . – Монь марто ялгам . Сонзэ лемезэ Марина . Марина , те Артём . – Артём , тонь ялгат кие ? – Монь ялгань лемезэ Петя . Петя , неть Таня ды Марина , уледе содавикст . – Вастомазонок , Артём ды Петя ! – Неемазонок , Таня ды Марина , мельспаро ульнесь теевемс содавиксэкс ! 3. Мон ды монь кудораськем ( Я и моя семья ) авам – мама тетям – папа покштям – дедушка сырькаем ( бабам ) – бабушка васолпокштям – дедушка с маминой стороны . васолсырькаем – бабушка с маминой стороны патям – старшая сестра лелям – старший брат сазором – младшая сестра ялаксом – младший брат вере – вверху ало – внизу куншкасо – посередине икеле – впереди удало – сзади озадо – сидя стядо – стоя вана – вот 4. Налксема « Ули – арась » ( Игра « Есть – нет ») ули – есть , арась – нет Эта игра проводится для проверки понимания тех слов , с которыми дети только что познакоми ¬ лись . Игру можно проводить как с одним человеком , так и с несколькими играющими . Ведущий ( это человек , хорошо знающий семейный состав всех играющих ) задаёт поочерёдно вопросы игрокам . Игрок должен отвечать только одним словом « ули » или « арась ». За ошибку или лишнее слово начисляется штрафной балл . Игрока , набравшего наибольшее количество штрафных баллов , в конце игры заставляют выполнить какое – то штрафное задание . Ход игры : – Валя , тонь ули сазорот ? – Арась . – Петя , тонь ули ават ? – Ули . – Серёжа , тонь ули покштят ? – Арась и т . д 5. Кортнема ( диалог ) – Шумбрат , Алексей ! – Шумбрат , Наташа !
Источник