Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»
XVI–XVIII века — золотое время в истории европейского натюрморта. В те годы существовали две основные художественные школы, специализировавшиеся на изображении цветов, фруктов и предметов, — фламандская и голландская, — на которые ориентировались мастера из остальных стран. Несмотря на то, что Фландрия (Бельгия) и Голландия были соседними государствами, их живописцы вкладывали разный смысл в отображение «мертвой природы» (так называли натюрморт во Фландрии), или «тихой жизни» (так именовали его в Нидерландах).
Главная цель голландских мастеров — выразить идею «суеты сует», бренности всего сущего, близости смерти. Эти темы наиболее волновали протестантских богословов. Поэтому на натюрмортах голландских художников мы часто встречаем череп, погасшую свечу, остановившиеся часы. Все это обрамляется маками — символами вечного сна, нарциссами — символами быстротечности жизни, фиалками — символами недолговечности красоты, и т. п.
Во Фландрии все было наоборот. В отличие от протестантских Нидерландов Бельгия переживала католическое возрождение, и задачей, достойной художника, представлялось не отрицание, а утверждение, прославление Божественного творения. Как сказал немецкий мистик Парацельс: «В словах, растениях и камнях — везде Бог». Поэтому фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество совершенной природы. Виртуозом этого жанра считается Франс Снейдерс, коллега и товарищ Рубенса. В 1618–1621 годах он написал четыре полотна под общим названием «Лавки»: «Лавка рыбы», «Лавка дичи» (битой птицы), «Лавка овощей» и «Лавка фруктов», которые сейчас хранятся в Эрмитаже. По словам сотрудницы музея кандидата искусствоведения Ольги Прохоровой, это энциклопедия фламандского натюрморта с его основными аллегорическими темами — «Времена года», «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение) и «Четыре стихии» (воздух, вода, огонь, земля). Наиболее богата символами «Лавка фруктов». «Вокруг света» расшифровывает их.
Лавочница и дама. По словам Ольги Прохоровой, их фигуры олицетворяют собой мирную жизнь (на других картинах цикла эту роль выполняют пашущий крестьянин и пристань).
(1) Рука с абрикосом. Символизирует осязание. Абрикос Символ самодостаточности (это самоопыляющееся дерево).
(2) Весы. «Как любой выкованный предмет, — говорит Ольга Прохорова, — они символизируют огонь (в то время как рыба символизирует воду, битая птица — воздух и корнеплоды — землю)».
(3) Смоква. Символ щедрости (она дает очень обильные плоды).
(4) Лающая собака. «Символ слуха (ухо воспринимает лай), — говорит Ольга Прохорова. — На других картинах Снейдерса мы встречаем еще символы вкуса (мясо, рыба) и обоняния (собака, нюхающая дичь)».
(5) Обезьяна. Символизирует вкус.
(6) Шишки пинии (итальянской сосны). Символ надежды на счастье в вечности (пиния — вечнозеленое дерево).
(7) Спаржа. Символ миролюбия (в Средние века она применялась как успокоительное средство).
(8) Белка. Символ упорного труда, потребовавшегося, чтобы вырастить это изобилие.
(9) Артишок. Символ земной любви (считалось, что он помогает забеременеть).
Фрукты. Символ лета (травы были символами весны, дичь — осени, а рыба — зимы; они изображены на остальных трех картинах из цикла Снейдерса).
(10) Лимон. Символ верности и любви (он плодоносит в течение всего года).
(11) Гранат. Символ Вселенской церкви (она объединяет столь же много людей, сколь много зерен в плодах граната).
(12) Апельсин. Символ чистоты и невинности (его белые цветы часто украшают Богородицу).
(13) Ежевика. Символ чистоты Девы Марии. «Считается, — говорит Ольга Прохорова, — что Неопалимая Купина, явившаяся Моисею и выступающая как прообраз материнства и девства Богородицы, была ежевикой. Поэтому про Богородицу говорили: «Она породила пламя Божественной любви, не сгорев от вожделения».
(14) Малина. Символ доброты (святой Мартин кормил малиной нищих).
(15) Яблоко. Символ спасения и искупления (в этом качестве оно часто изображалось в Средние века в руках младенца Иисуса).
(16) Виноград. Символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь», Ин. 15:1).
(17) Вишня. Символ крови Иисуса.
(18) Слива. Считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, красная представляет собой символ его милосердия, белая говорит о его смирении.
(19) Черешня. Символ райской благодати.
(20) Тыква. Символ воскресения и спасения (согласно Библии, тыква выросла по воле Бога, чтобы дать тень пророку Ионе).
(21) Груша. Символ сладости добродетели.
(22) Персик. Символ Троицы (он состоит из трех частей: плод, косточка и ядро косточки).
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2013
Источник
Франс Снейдерс. Фруктовая лавка
Франс Снейдерс( 1579 — 1657 ) – известный фламандский живописец и мастер натюрморта.«Фруктовая лавка» — один из лучших и характернейших натюрмортов Снейдерса. Учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена; с 1609, после посещения Италии, работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом, писал в его картинах цветы, фрукты, животных.
В самостоятельном творчестве Снейдерс начал с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем перешел к монументальным полотнам большого формата с изображением размещенных на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Эрмитаж, Санкт-Петербург
В начале своего творческого пути Снейдерс писал небольшие натюрморты, состоящие из нескольких предметов, обычно корзины и нескольких ваз с фруктами. В дальнейшем он рисовал в основном монументальные произведения большого формата, где на столах, прилавках лежали туши убитой дичи, различные фрукты, цветы, овощи; натюрморты часто дополнялись изображениями птиц и животных. Снейдерс с любовью изображал богатство природы и обилие даров земли.
Художник не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.
К изображениям сорванных цветов и плодов, выловленной рыбы и убитой дичи на полотнах Снейдерса трудно применить термин «натюрморт» – «мертвая природа», т. к. на его картинах взорам зрителя открывается живой, цветущий, поражающий изобилием мир.
Снейдерс — художник живой жизни. Вот главный (и совершенно правильный) вывод Левинсона-Лессинга. И удивительно, что этот.мощный талант, открывший, казалось бы, для натюрморта беспредельные горизонты, да и человек, насколько можно судить, умевший располагать и притягивать к себе людей, в результате не создал никакой школы, даже не очень и повлиял на своих учеников.
Богатый и славный, он умер в Антверпене в 1657 году, и десятки учеников оплакали его кончину, но ни один из них не продолжил дело учителя. Свое светлое и радостно-доверчивое отношение к миру Снейдерс не передал никому
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Франс Снейдерс. Картины с названиями и описанием
«Портрет Франса Снейдерса и его жены» 1-я треть 17 века
Автор: Энтони ван Дейк
Размер: 82 х 110 см см.
Материал: холст, масло
Где находится: Gemaldegalerie Alte Meister художественная галерея размещается в замке Вильгельмсхого в Касселе в Германии
Биография, картины
Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
Считается, что Снайдерс сам по себе был искусным художником, о чем свидетельствует просьба Яна Брейгеля Старшего сделать копию портрета Тициана из коллекции Борромео во время его пребывания в Милане. Несмотря на это, он по-прежнему часто сотрудничал с такими художниками -фигурами , как Рубенс , Энтони ван Дейк , его шурин Корнелис де Вос , Теодор ван Тюльден и Ян Бекхорст , которые рисовали фигуры в композициях, к которым он добавил элементы натюрморта. Он также сотрудничал со специалистами по ландшафту, такими как Ян Вильденс , который создавал ландшафтные декорации для его сцен охоты.
Сотрудничество с Рубенсом было особенно частым. Выразительность Снейдерса и его умение передавать различные текстуры меха и кожи вызвали восхищение Рубенса. Рубенс часто использовал его для рисования животных, фруктов и натюрмортов на собственных картинах. Снайдерс установил особенно тесные отношения сотрудничества с Рубенсом между 1610 и 1640 годами. Их совместные усилия хорошо задокументированы. В ранний период их сотрудничества Рубенс написал масляный набросок всей композиции и четко обозначил, где Снайдерс должен был бы внести свой вклад. Это зафиксировано в картине «Признание Филопоэма» .
Возможно, в этот ранний период Рубенс не был уверен в композиционных способностях Снайдерса и хотел указать ему путь. ПозжеПрометей связал процесс был обратным, и Снайдерс сделал набросок, оставляя место для фигуры Рубенса. Признание Филопоэма считается первым барочным натюрморт с фигурами.
Известное сотрудничество Рубенса и Снайдерса — Медуза ( Художественно-исторический музей , Вена ). Эта небольшая работа, написанная примерно в 1613–1617 / 1618 годах, показала, что манера Снейдерса не только хорошо подходит для больших работ Рубенса, но также может быть адаптирована к его работам меньшего масштаба. Рубенс полагался на Снайдера в создании визуального богатства, которое шло рука об руку с его стилем барокко, подчеркивающим изобилие и щедрость. Живопись двух художников была настолько близка, что современникам было трудно различить их вклад в совместные работы
Источник