Франс_снейдерс_фруктовая_лавка_франс_снейдерс_фруктовая_лавка

Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»

XVI–XVIII века — золотое время в истории европейского натюрморта. В те годы существовали две основные художественные школы, специализировавшиеся на изображении цветов, фруктов и предметов, — фламандская и голландская, — на которые ориентировались мастера из остальных стран. Несмотря на то, что Фландрия (Бельгия) и Голландия были соседними государствами, их живописцы вкладывали разный смысл в отображение «мертвой природы» (так называли натюрморт во Фландрии), или «тихой жизни» (так именовали его в Нидерландах).

Главная цель голландских мастеров — выразить идею «суеты сует», бренности всего сущего, близости смерти. Эти темы наиболее волновали протестантских богословов. Поэтому на натюрмортах голландских художников мы часто встречаем череп, погасшую свечу, остановившиеся часы. Все это обрамляется маками — символами вечного сна, нарциссами — символами быстротечности жизни, фиалками — символами недолговечности красоты, и т. п.

Во Фландрии все было наоборот. В отличие от протестантских Нидерландов Бельгия переживала католическое возрождение, и задачей, достойной художника, представлялось не отрицание, а утверждение, прославление Божественного творения. Как сказал немецкий мистик Парацельс: «В словах, растениях и камнях — везде Бог». Поэтому фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество совершенной природы. Виртуозом этого жанра считается Франс Снейдерс, коллега и товарищ Рубенса. В 1618–1621 годах он написал четыре полотна под общим названием «Лавки»: «Лавка рыбы», «Лавка дичи» (битой птицы), «Лавка овощей» и «Лавка фруктов», которые сейчас хранятся в Эрмитаже. По словам сотрудницы музея кандидата искусствоведения Ольги Прохоровой, это энциклопедия фламандского натюрморта с его основными аллегорическими темами — «Времена года», «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение) и «Четыре стихии» (воздух, вода, огонь, земля). Наиболее богата символами «Лавка фруктов». «Вокруг света» расшифровывает их.

Лавочница и дама. По словам Ольги Прохоровой, их фигуры олицетворяют собой мирную жизнь (на других картинах цикла эту роль выполняют пашущий крестьянин и пристань).

(1) Рука с абрикосом. Символизирует осязание. Абрикос Символ самодостаточности (это самоопыляющееся дерево).

(2) Весы. «Как любой выкованный предмет, — говорит Ольга Прохорова, — они символизируют огонь (в то время как рыба символизирует воду, битая птица — воздух и корнеплоды — землю)».

(3) Смоква. Символ щедрости (она дает очень обильные плоды).

(4) Лающая собака. «Символ слуха (ухо воспринимает лай), — говорит Ольга Прохорова. — На других картинах Снейдерса мы встречаем еще символы вкуса (мясо, рыба) и обоняния (собака, нюхающая дичь)».

Читайте также:  Можно_ли_есть_заплесневелые_фрукты

(5) Обезьяна. Символизирует вкус.

(6) Шишки пинии (итальянской сосны). Символ надежды на счастье в вечности (пиния — вечнозеленое дерево).

(7) Спаржа. Символ миролюбия (в Средние века она применялась как успокоительное средство).

(8) Белка. Символ упорного труда, потребовавшегося, чтобы вырастить это изобилие.

(9) Артишок. Символ земной любви (считалось, что он помогает забеременеть).

Фрукты. Символ лета (травы были символами весны, дичь — осени, а рыба — зимы; они изображены на остальных трех картинах из цикла Снейдерса).

(10) Лимон. Символ верности и любви (он плодоносит в течение всего года).

(11) Гранат. Символ Вселенской церкви (она объединяет столь же много людей, сколь много зерен в плодах граната).

(12) Апельсин. Символ чистоты и невинности (его белые цветы часто украшают Богородицу).

(13) Ежевика. Символ чистоты Девы Марии. «Считается, — говорит Ольга Прохорова, — что Неопалимая Купина, явившаяся Моисею и выступающая как прообраз материнства и девства Богородицы, была ежевикой. Поэтому про Богородицу говорили: «Она породила пламя Божественной любви, не сгорев от вожделения».

(14) Малина. Символ доброты (святой Мартин кормил малиной нищих).

(15) Яблоко. Символ спасения и искупления (в этом качестве оно часто изображалось в Средние века в руках младенца Иисуса).

(16) Виноград. Символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь», Ин. 15:1).

(17) Вишня. Символ крови Иисуса.

(18) Слива. Считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, красная представляет собой символ его милосердия, белая говорит о его смирении.

(19) Черешня. Символ райской благодати.

(20) Тыква. Символ воскресения и спасения (согласно Библии, тыква выросла по воле Бога, чтобы дать тень пророку Ионе).

(21) Груша. Символ сладости добродетели.

(22) Персик. Символ Троицы (он состоит из трех частей: плод, косточка и ядро косточки).

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2013

Источник

Франс Снейдерс. Фруктовая лавка

Франс Снейдерс( 1579 — 1657 ) – известный фламандский живописец и мастер натюрморта.«Фруктовая лавка» — один из лучших и характернейших натюрмортов Снейдерса. Учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена; с 1609, после посещения Италии, работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом, писал в его картинах цветы, фрукты, животных.

В самостоятельном творчестве Снейдерс начал с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем перешел к монументальным полотнам большого формата с изображением размещенных на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Читайте также:  Время_созревания_фруктов_овощей

В начале своего творческого пути Снейдерс писал небольшие натюрморты, состоящие из нескольких предметов, обычно корзины и нескольких ваз с фруктами. В дальнейшем он рисовал в основном монументальные произведения большого формата, где на столах, прилавках лежали туши убитой дичи, различные фрукты, цветы, овощи; натюрморты часто дополнялись изображениями птиц и животных. Снейдерс с любовью изображал богатство природы и обилие даров земли.
Художник не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.

К изображениям сорванных цветов и плодов, выловленной рыбы и убитой дичи на полотнах Снейдерса трудно применить термин «натюрморт» – «мертвая природа», т. к. на его картинах взорам зрителя открывается живой, цветущий, поражающий изобилием мир.

Снейдерс — художник живой жизни. Вот главный (и совершенно правильный) вывод Левинсона-Лессинга. И удивитель­но, что этот.мощный талант, открывший, казалось бы, для натюрморта беспредель­ные горизонты, да и человек, насколько можно судить, умевший располагать и при­тягивать к себе людей, в результате не создал никакой школы, даже не очень и повлиял на своих учеников.
Богатый и славный, он умер в Антверпене в 1657 году, и десятки учеников оплакали его кончину, но ни один из них не продолжил дело учителя. Свое светлое и радостно-доверчи­вое отношение к миру Снейдерс не передал никому

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также:  Фруктовый_салат_со_сгущенкой_рецепты

Источник

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка» картина 1618-1621 гг.

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка»

Культура и искусство

Название: «Фруктовая лавка»
Дата написания: 1618-1621 гг.
Автор: Франс Снейдерс
Размер: Высота: 206 см (81,1 дюйма); Ширина: 342 см (11,2 фута)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 1000х602 px.

Кратко описание картины

Если Вы можете описать это живописное полотно Франса Снейдерса «Фруктовая лавка» пришлите Ваше описание и мы с радостью его опубликуем!

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка»

Скидки и подарки

Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте Франс Снейдерс «Фруктовая лавка» на странице сайта!

Источник

Описание картины Франса Снейдерса «Фруктовая лавка»

Описание картины Франса Снейдерса «Фруктовая лавка»

Данный натюрморт «Фруктовая лавка» фламандского живописца Франса Снейдерса «Фруктовая лавка» – одна из самых ценных репродукций Государственного Эрмитажа России. Эта картина является одной из 4 работ серии под названием «Лавки». Существует предание, что её заказ один епископ для украшения столовой во дворце. В то время картины на такую тематику пользовались большим спросом и популярностью.

В натюрморте этого автора все фрукты изображены в больших размерах и полностью охватывают всё пространство холста.

Автор создал свой шедевр как нечто цельное. Здесь каждый предмет создаёт общую картину. Краски художник использовал яркие и насыщенные. Чтобы придать картине значимость.

На холсте изображена хозяйка лавки и состоятельная покупательница. Рядом бегает собака, а одна обезьянка даже попыталась залезть в корзину с фруктами и опрокинула её.

Видна динамика сюжета. Заливается лаем маленькая собака, вторая пытается убежать и избежать наказания. Отчётливо видно, что продавец и покупатель ведут беседу. В картине всё не только построено динамично, но и ритмично, пластично и ярко.

Автор показал плодородность и великолепие родной земли, её щедрость и простоту.

Чего только не найдёшь во фруктовой лавке! Есть здесь и персики, инжир, яблоки, айва, ежевика и многое другое. Прилавки ломятся от изобилия арбузов, слив, лимонов. Сначала взгляд останавливается на опрокинутой корзине, но вскоре интерес к ней теряется и снова хочется полюбоваться сочными плодами, насладится их непревзойдённым ароматом. Наверное, целью автора было возбудить у зрителя аппетит.

Люди, животные, природа – всё это смог передать художник с невероятной простотой и лёгкостью. Не зря его картины пользовались особой популярностью и быстро продавались. От заказов не было отбоя.

Источник

Оцените статью