Фольклор в саду литература

Картотека фольклорных произведений для детей раннего возраста
картотека по развитию речи

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения .

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения . Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам .

Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора , доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу . В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.) . Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора , на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость , между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования ).

Спят — поспят, всему миру спать велят.

Солнце скрылось под горой,

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать» , то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме , какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Все помыться в баньке теплой хотят!

Читайте также:  Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает там оказался переулок

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме : они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них : Ладушки,Сорока.

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Источник

Список использованной литературы

1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. Аверьянова. — М. : Мозаика-Синтез, 2001. — 135 с.

2. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.] ; под ред. О. С. Богдановой. — 2-е изд., стер. — М. : Просвещение, 1997. — 134 с.

3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. — М. : Просвещение, 2008. — 67 с.

4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. — М. : Вече, 2003. — 128 с.

5. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. — М. : Вече, 1999. — 139 с.

6. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение, 1988 — 321 с.

7. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст] : метод. пособие / З. А. Богатеева. — М. : Просвещение, 1986. — 112 с.

8. Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника [Текст] / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2007. — № 8. — С. 23-32.

9. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. — 2007. — № 7 — С. 17- 22.

10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

11. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. — М. : Просвещение, 2008. — 213 с.

12. Виноградова, Н. А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.- М. : Айрис-пресс, 2008. — 256 с.

13. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. М. : Просвещение, 2006. — 132 с.

14. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович. — М. : Вече, 2001. — 98 с.

Читайте также:  Фигуры для японского сада

15. Ерофеева, Т. М. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т. М. Ерофеева // Дошкольное воспитание. — 2002 — №10 — С. 23-26.

16. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. Н. Журавлева. — Волгоград. : Учитель, 2009. — 172 с.

17. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы [Текст] / М. Б. Зацепина. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 113 с.

18. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. — М. : Издательство Скрипторий, 2008. — 112 с.

19. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. Екатеринбург : [б. и.], 1995. — 196 с.

20. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст] / В. И. Зимин, А. С. Спирин. — М. : «Сюита», 1996. — 69 с.

21. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т. Г. Казакова. — М. : Просвещение, 1995. — 112 с.

22. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание: Воспитание! [Текст] / В. А. Караковский. — М. : Новая школа, 1996. -103 с.

23. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999. — 234 с.

24. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина [Текст] : практическое пособие для работников ДОУ / Г. А. Ковалева. — М. : Просвещение, 2004. — 213 с.

25. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 — 6 лет [Текст] / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. — М. : Вече, 2007. -115 с.

26. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л. А. Кондрыки- нская, — М. : ВЛАДОС, 2004. — 98 с.

27. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] / Л. Д. Короткова. — М. : 2006. — 156 с.

28. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова — СПб. : Детство-Пресс, 1999. — 234 с.

29. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н. Б. Крылова. — М. : Народное образование, 2000. — 272 с.

30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1983. — 318 с.

31. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев — М. : Просвещение, 1992. — с. 463

32. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник / В. И. Логинова, М. А. Саморукова.- М. : Просвещение, 1988. — 231 с.

33. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. — М. : Просвещение, 2005. -134 с.

34. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] / Л. А. Лялина.- М. : ТЦ Сфера, 2009. — 167 с.

Читайте также:  Орхидеи ботанический сад мгу

35. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 145 с.

36. Мирилова, Т. Л. Воспитание хороших манер [Текст] : учеб-метод. пособие / Т. Л. Мирилова. — М. : Корифей, 2009. — 178 с.

37. Морозова, А. Н. Музейная педагогика [Текст] / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова.- М. : ТЦ Сфера, 2006. — 189 с.

38. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М. Науменко. — М. : просвещение, 2000. — 213 с.

39. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Просвещение, 1975. — 239 с.

40. Науменко, Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах [Текст] / Г. М. Науменко. — М. : Вече, 1999. — 132 с.

41. Новицкая, М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 214 с.

42. Одинцова, Л. Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника [Текст] / Л. Г. Одинцова // Дошкольное воспитание — 2003 — №7 — С. 48-50.

43. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Л. Ф. Островская. — М. : Просвещение, 1987. — 143 с.

44. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу» [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 179 с.

45. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. — М. : Просвещение, 1996. — 435 с.

46. Разина, Т. М. Русское народное творчество [Текст] / Т. М. Разина. — М. : Вече, 1999. — 123 с.

47. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья [Текст] / В. Н. Романюта. — М. : Вече, 2002. — 76 с.

48. Рычашкова, В. Т. Упражнения по закреплению культуры поведения [Текст] / В. Т. Рычашкова. // Дошкольное воспитание. — 2007 — №3 — С. 67-69.

49. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И. Ф. Свадковский. — М. : Просвещение, 1997. — 144 с.

50. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И. С. Сергеев — СПб. : Питер, 2004 — 231 с.

51. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. A.M. Прохоров [и др.]. — М. : Проспект, 2006. — 496 с.

52. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка… [Текст] / Е. В. Соловьева. — М. : Обруч, 2011. — 158 с.

53. Теплюк, С. В. Об опрятности и аккуратности [Текст] / С. В. Теплюк // Дошкольное воспитание — 2005. — №9 — С. 88-89.

54. Тимофеева, Н. В. Зотова Ю.В. Занятия в детском саду [Текст] / Н. В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. — Волгоград. : Учитель, 2011. — 165 с.

55. Штольц, Х. Р. Как воспитать нравственное поведение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Х. Р. Штольц, Р. Э. Рудольф. — М. : Просвещение, 1986. — 112 с.

Источник

Оцените статью