Фазы роста и развития сельскохозяйственных культур
Фазы роста и развития сельскохозяйственных культур, последовательные этапы индивидуального развития растения, характеризующиеся определ. внеш. (морфол.) признаками (отражают внутр. состояние на каждом этапе онтогенеза и позволяют его контролировать). Выделяют фазы прорастания семян, появления всходов, соцветий, цветков, плодов, семян и др. В растениеводстве у однолетних однодольных (овёс, пшеница) культур различают фазы: всходы, кущение, выход в трубку, колошение (вымётывание), цветение, налив и созревание зерна (имеет 3 этапа: молочной, восковой и твёрдой спелости); у двудольных (горох, фасоль) — первую пару настоящих листьев, формирование побега, бутонизацию, плодоношение; у многолетних травянистых и озимых культур также — кон. осенней и нач. весенней вегетации; у корнеплодов — первую, вторую, третью пары настоящих листьев, смыкание листьев в рядках, междурядьях, размыкание листьев; у овощных культур, возделываемых рассадой (баклажан, капуста, томат и др.), — первую пару настоящих листьев, смыкание рассады, полное формирование рассады (рассадный период вегетации), укоренение, формирование вегетативных органов, бутонизацию, техн. (уборочную) спелость (в полевой период). Для оценки влияния внеш. условий на процессы роста и развития, продуктивность с.-х. культур используются фенологич. наблюдения (см. Фенология), к-рые ведутся на агрометеорол. ст., сортоиспытат. участках. В Башкортостане систематич. наблюдения за фенофазами медоносных растении велись в кон. 19 в. А.А.Юрьевым. В Аграрном университете иссл. фенофаз с.-х. культур осуществляются с 50-х гг. 20 в.: установлены закономерности изменения продолжительности межфазных периодов в зависимости от температуры воздуха и составлены карты времени наступления фенофаз осн. полевых культур (Р.Р.Исмагилов). В Биологии институте описаны фазы роста и развития интродуцир. и лекарственных растений (Е.В.Кучеров).
Источник
Фазы роста овощей
Рост — это процесс образования клеток, тканей, органов, сопровождающийся увеличением размера, объема и массы растений. У растений идет формирование новых почек, листьев, побегов. При этом увеличиваются высота растений, толщина листьев, побегов. Иногда ростовые процессы протекают незаметно, например, при хранении, когда у растений происходит процесс новообразования и дифференциации почек. В течение своей жизни растении проходят 10 фаз роста и развития.
Первая фаза – покоящееся семя, у которого сильно замедлены процессы жизнедеятельности.
Вторая фаза – набухание семени, которое активно поглощает влагу. Оно увеличивается в объеме, в нем начинается активная деятельность ферментов, которые превращают сложные органические запасные питательные вещества в простые, доступные для зародыша. При этом идет процесс дыхания, поэтому семена нуждаются в доступе кислорода.
Третья фаза – прорастание семени. Начинает функционировать зародыш, образуется корешок, выходящий за пределы семенной оболочки. Прорастание происходит при определенной температуре. Семена редиса, салата, моркови, брюквы и других холодостойких растений прорастают при температуре 2 – 5 о ; фасоли, сахарной кукурузы, клубни картофеля — при 8 – 10 о ; огурца, кабачка, тыквы при 12 – 15 о ; дыни, арбуза, баклажана при 16 – 17 о . При недостатке тепла набухшие семена не прорастают и могут загнить.
Четвертая фаза – всходы. Над поверхностью почвы появляются семядольные листочки. К этому времени запасы питательных веществ, находившиеся в семени, истощаются. Растение переходит на самостоятельное питание: листья усваивают углекислый газ из воздуха, а корни поглощают питательные вещества из почвы.
Для успешной жизнедеятельности растению необходим комплекс условий – наличие влаги, воздуха, питательных веществ и света. В этой фазе определяющее значение имеет достаточная освещенность. При недостатке света растение может погибнуть.
Пятая фаза – рост листьев и корней. В этой фазе растение развивает мощную корневую систему и листовую поверхность, благодаря интенсивной деятельности, которых происходит накопление питательных веществ в продуктовых органах вегетативного характера: корнеплодах, клубнях, луковицах, кочанах.
Плодовые овощные растения в этот период накапливают в листьях и стеблях большое количество питательных веществ, необходимых для формирования генеративных органов.
Шестая фаза – рост стебля и боковых ответвлений. На их рост растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в продуктовых органах, а также образующихся в результате фотосинтеза и усвоения питательных веществ из почвы. Образование стеблей и их ответвлений у плодовых овощных растений происходит одновременно с усиленным формированием ассимиляционного аппарата.
Двулетние и много-летние овощные растения переходят к шестой фазе на второй год жизни, а однолетние в первый год.
У двулетних растений иногда наблюдается образование цветоносных стеблей в первый год жизни (стеблевание, стрелкование). То же может происходить и у однолетних растений, формирующих стебли ещё до образования продуктовых органов (редис, салат, шпинат).
Седьмая фаза – бутонизация, когда на растении образуются бутоны. В эту фазу происходит активный рост стеблей и листьев на появляющихся стеблях.
Восьмая фаза – цветение. Наступает после распускания бутонов. К атому времени процесс образования листьев и корней постепенно затухает. Происходит опыление цветков. После оплодотворения семяпочек лепестки цветков усыхают или опадают. У многих растений (огурец, тыква, арбуз, дыня, кабачок) цветки опыляются пчелами.
Девятая фаза – рост плодов; характеризуется увеличением размера плодов, вследствие разрастания оплодотворенной завязи. Одновременно с ростом плодов в них происходит формирование семян и накопление питательных веществ. К концу девятой фазы плоды достигают максимальных размеров.
Десятая фаза – созревание плодов. При прохождении этой фазы плоды не увеличиваются в размерах, но в них происходят глубокие физиологические процессы. Семена приобретают характерную окраску и достигают полной спелости.
Источник
Период роста овощей
Продолжительность периода роста наиболее распространенных овощных культур – один из важнейших показателей, который будет полезен каждому дачнику, особенно начинающему. Зная точно сроки вызревания того или иного овоща, Вы сможете заранее рассчитать оптимальную дату посадки и уборки урожая.
Овощная культура | Период роста растений, дни | ||
ранние | средние | поздние | |
Картофель | 60-80 | 90-110 | 120 и более |
Капуста белокочанная | 100-125 | 130-150 | 160 и более |
Капуста цветная | 90-110 | 110-115 | — |
Кольраби | 70-80 | 80 и более | — |
Морковь | 60-70 | 100-125 | 140 и более |
Свёкла | 100-110 | 110-120 | — |
Лук репчатый | 90-110 | 110-130 | 130 и более |
Огурцы | 32-55 | 55-60 | 65 и более |
Томаты | 115-120 | 120-130 | 135-150 |
Редис | 25-30 | 35-40 | 45 и более |
Редька | 50-60 | 100-110 | 110-120 |
Репа | 55-60 | 65-70 | 75-80 |
Кабачки | 65-70 | 70 и более | — |
Горох, фасоль, бобы | 65-70 | 70-75 | 75-80 |
© Илья Владимирович | 2015-08-15
Тот ещё садовник
Источник
2011–2012 Гг. Лекция 4-5 Наблюдения за фазами развития растений. Фазы развития полевых культур
Фазами развития сельскохозяйственных культур являются внешние морфологические изменения, связанные с процессом их развития.
Наблюдения за фазами развития растений называются фенологическими наблюдениями.
У каждой сельскохозяйственной культуры на протяжении всего периода развития различают следующие основные фазы:
— появление очередных листьев;
— появление боковых побегов (кущение);
— появление бутонов и соцветий;
— формирование семян и плодов;
— созревание семян и плодов.
В зависимости от условий произрастания в отдельные годы некоторые фазы развития могут не наступить.
У зимующих культур кроме фаз развития растений отмечают даты прекращения вегетации растений осенью (по температурным условиям) и возобновления вегетации весной.
На станциях и постах проводят наблюдения за фазами развития тех сельскохозяйственных культур, которые имеют производственное значение в данном хозяйстве или регионе или являются перспективными.
Точность наблюдений за фазами развития растений зависит от периодичности их осмотра и правильного понимания наблюдателем признаков наступления фаз. Достаточная для агрометеорологических прогнозов исследований точность наблюдений за развитием растений может быть обеспечена при осмотре наблюдаемых объектов через один день. Для периодических агрометеорологических информаций допускается пользоваться данными, полученными при осмотре растений два раза в декаду.
Агрометеорологические станции проводят наблюдения за фазами развития растений на всех полях севооборота через один день. Для станций и постов список наблюдаемых культур и частоту осмотра растений каждого участка (через один день или два раза в декаду) сообщают в годовом плане-задании. При составлении этого плана учитывают статус станции (поста), расстояние до полей севооборота и других угодий, материально-техническое обеспечение пункта наблюдений и запросы потребителей.
При наблюдениях через один день обход наблюдательных участков осуществляют по четным числам, а при наблюдениях два раза в декаду – в четвертый и в последний дни декады. Если месяц имеет 31 день, вместо 30-го числа участки следует осматривать 31-го.
Если на наблюдательном участке фазы развития наблюдают два раза в декаду и одновременно проводят наблюдения за влажностью почвы, то в дни определения влажности почвы следует подсчитывать количество растений с признаками очередной фазы и долю охвата (%).
Наблюдения за фазами развития растений следует проводить во второй половине дня. Если осмотр растений производят не в указанные сроки, то об этом следует сделать соответствующую запись в примечании таблицы 108 книжки КСХ-1м.
Все станции и посты, привлеченные к агрометеорологическим наблюдениям, должны иметь гербарий фаз развития наблюдаемых культур, который следует хранить постоянно. Гербарий необходимо использовать на занятиях по технической учебе. Подготовка гербария заключается в следующем. Для засушивания берут образцы типичных растений, имеющие признаки наступившей фазы. Каждое растение необходимо расправить и заложить между двумя листами бумаги, затем переложить листами фильтровальной бумаги (или газеты) и положить под пресс. Через 1 – 2 дня влажные листы бумаги вынимают для просушки, заменяя их сухими, так как растения могут почернеть, и не будут иметь типичной окраски. В начальные фазы развития для засушивания берут всё растение; когда же стебель достигает крупных размеров (зерновые после выхода в трубку и т. д.), необходимо брать ту часть растения, где наблюдаются основные признаки наступившей фазы (например, колос в фазе восковой спелости у зерновых). Засушенные образцы растений следует прикрепить к листам чистой бумаги и подписать каждый лист, указав название станции (поста), наименование культуры и сорта, фазу развития растения и дату взятия образца.
Для проверки правильности регистрации фаз развития в методический центр (по требованию) высылают образцы растений в различных фазах развития, определение которых может вызвать затруднение у наблюдателя. Образцы для высылки готовят так же, как для гербария. В первый день, когда отмечено начало фазы, отбирают два-три вступивших в фазу растения. Образцы высылают вместе с таблицей ТСХ-1 за соответствующую декаду.
Источник