Конспект занятия «Этажи леса»
-Формировать представление о том, что лес –это многоэтажный дом в котором на разных этажах (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.
— Развивать познавательный интерес к природному окружению.
-Развивать внимание, речь, любознательность, умение делать выводы.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа с детьми: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия: мультимедийный проектор, конверт, картинки лес, животные, панно с изображением леса , клей, клеёночки, салфетки.
1. Вводная часть
Деятельность педагога
Ребята посмотрите, письмо. Интересно для кого оно? Детский сад «Вишенка» детям группы «Почемучки».
Давайте посмотрим, что там внутри. Что это такое?
Правильно. Ой ребята там еще кажется, что-то есть. А это что ?
Интересно зачем лесовичок отправил нам эти картинки? Подождите здесь еще что-то написано. Ребята в моем лесу случилась беда. Лесные жители совсем запутались и не могут найти свои дома. Помогите мне найти дом для каждого лесного жителя. Ребята вы хотите помочь лесовичку?
Демонстрационный материал (письмо с картинкой лесовичка)
Демонстрационный материал (картинка лес)
Демонстрационный материал (фигурки животных)
2. Основная часть занятия .
Деятельность педагога
Ответы ( Лиственный, хвойный, смешанный. )
Ответы ( кустарники, ягоды, грибы, трава)
Ответы (животные , птицы, насекомые)
Ответы (потому что любят свет)
Ответы ( клены, березы, рябины)
Ответы (им надо меньше света)
Ответы (кустарники калина, сирень )
Ответы ( травы, цветы грибы, мхи.)
Ответы детей (насекомые, жуки, муравьи)
Ответы детей ( крот, мышь, дождевые черви)
Какие виды леса вы знаете?
Правильно, в лесу живут разные животные, птицы, насекомые.
Лес — это общий дом для растений и животных. Он очень богат и разнообразен. А вы знаете, что для лесной растительности характерна ярусность.
Если сравнивать лес с многоэтажным домом, то ярусы леса — это его этажи. Как на каждом этаже многоэтажки живут разные люди, разные семьи, так и на ярусах леса тоже живут, обитают разные растения и животные.
Но в лесу не так, как у людей. В обычном доме подсчет этажей начинается от земли, а у растений первый этаж ближе всех к свету. Итак,
1 этаж у растений – высокие деревья; Какие деревья растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти деревья растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). сосны, ели, могучие дубы
2 этаж – образуют деревья пониже; А какие деревья растут ниже? (Береза, клены, рябины). Почему они заняли этаж пониже? Как вы думаете? (Менее светолюбивые).
3 этаж, или ярус, занимают кустарники и молодые деревца этот этаж называется подлесок. Какие кустарники знаете? Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
Что растет под кустарниками? (Трава, цветы, мох, грибы .) Правильно. На 4 этаже или ярусе располагаются травы, цветы грибы, мхи.
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала — это подземный ярус.
Что тут прячется? Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
А сейчас давайте мы с вами ненадолго сходим в лес.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Как вы думаете почему растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.
Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Давайте посмотрим кто на каком этаже леса живет?
Кто же живет на самом верхнем 1 этаже? На верхушках самых высоких деревьев. Здесь гнездятся хищные птицы, которые летают высоко (коршун, ястреб, ворон, сокол)
Интересно, а кто же живет на втором этаже? Про эту птицу говорят, что она очень болтлива и быстро разносит новости по лесу?
Какую птицу называют лесным доктором?
Какой зверь прыгает по веткам живет в дупле?
Большинство певчих птиц (соловей, зяблик, жаворонок) вьют гнезда на третьем ярусе который называется подлесок.
Какие животные живут на нижнем ярусе вы сейчас постараетесь отгадать.
У какого животного самые большие рога? (лось)
А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
Какой зверь при опасности сворачивается в клубок?(ёж)
И еще много других животных. Давайте назовем их.
Как вы думаете кто живет на 4 ярусе?
Кто живет под землей? В подземном ярусе. (крот, мышь, дождевые черви). Теперь мы с вами знаем кто на каком ярусе леса живет.
Давайте разделимся на группы и каждая группа заселит лесных жителей на свой ярус. Посмотрите, какой лес у нас получился.
Мы обязательно отправим его лесовичку и он сможет найти дом для всех лесных жителей.
Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство.
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Этажи леса и их обитатели».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Этажи леса и их обитатели».
Тема «Этажи леса и их обитатели».
Цель: формировать у детей представление о лесе как многоэтажном доме.
Воспитатель: Дороничева Е.В.
- формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира,
- закрепить правила поведения в лесу.
- воспитывать дружеские взаимоотношения,
- умение работать в группах,
- любовь к родной природе,
Материалы, оборудование: доска с магнитами, лист ватмана, предметные картинки с изображением растений и представителей животного мира, мультимедийное оборудование, видеоматериалы с изображением леса и его голосов, карточки-схемы с правилами поведения человека в лесу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Смотрите, кто то пришел к нам в гости. Как вы думаете кто это?
(На экране появляется иллюстрация лесовичка)
Дети: Домовой, лесовичок, леший (другие ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это лесовичок — боровичок и сегодня он приглашает нас на экскурсию в лес. Пойдем все вместе?
Воспитатель: Тогда давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
(На экране появляется иллюстрация леса, звуки леса)
Воспитатель: Смотрите ребята, мы и правда, оказались в настоящем лесу. Кто готов ответить мне, что такое лес?
Дети: дом для животных и растений.
Воспитатель: Все верно, это настоящий многоэтажный дом для животных и растений. Готовы узнать какие этажи в лесу?
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что составляет этажи леса – растения или животные?
Воспитатель: Верно, этажи леса составляют растения. А какие именно мы узнаем от нашего гостя лесовичка.
(Звучит заранее записанный голос )
Лесовичок: Первый этаж леса составляют растения, травы, грибы, цветы, мхи и лишайники. Это самый первый этаж леса и населен он низкими растениями. (На экране с иллюстрацией леса выделяются травы и цветы). А как вы думаете, кто живет на первом этаже в лесу?
Дети: животные, лиса, волк, медведь, кабан.
Воспитатель: Правильно! Ребята, перед вами лежат карточки, найдите жителей первого этажа и прикрепите на наш плакат. (плакат заготовка леса). Отлично справились с этим заданием! Готовы подняться на второй этаж?
Лесовичок: Второй этаж в лесу состоит из кустарников, низкорослых деревьев и высоких трав. (На экране с иллюстрацией леса выделяется второй этаж). Ребята скажите мне, кто живет на втором этаже в лесу?
Дети: белка, дятел ,бурундук.
Воспитатель: верно, давайте прикрепим на наш плакат жителей второго этажа. Дети, сколько этажей у нас уже получилось?
Воспитатель: Как много нам рассказывает интересного лесовичок. А давайте научим его нашей любимой игре — зарядке.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик (повороты в стороны),
С вами мы на них похожи (наклоны вперёд).
Вот по веткам белка мчится,
Ведь во всём нужна сноровка (прыжки).
Ищет ягоды и мёд! (ходьба вразвалочку).
Лесовичок: какая прекрасная разминка у нас получилась. Хотите узнать про самый высокий этаж леса?
Лесовичок: тогда слушайте внимательно! Самый высокий этаж леса это высокие деревья. Ребята, какие деревья вы знаете?
Дети: Елки, дубы, березы, сосны, осины.
Лесовичок: какие вы молодцы! А знаете, кто живет на самом высоком этаже в лесу?
Воспитатель: конечно, давайте заселим третий этаж жителями. Прикрепите на плакат жителей третьего этажа.
Сколько этажей у нас получилось?
(На экране появляется картинка — корни растений)
Лесовичок: в лесу есть еще один этаж, но он подземный, его можно назвать подвал или подполье.
(На иллюстрации леса подземный этаж выделяется)
И там тоже живут разные жители. Вы уже догадались какие?
Дети: да! Черви, кроты, насекомые.
Лесовичок: какие же вы молодцы ребята!
Воспитатель: давайте, скорее, заселим наш лесной дом последними подземными жителями.
Сколько этажей получилось в лесу?
Ребята, подумайте и скажите, а люди в лесу – это кто?
Воспитатель: Правильно. Зачем люди ходят в лес?
Дети: за грибами, за ягодами, погулять.
Воспитатель: Как мы должны вести себя в лесу?
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами вспоминали, как нужно вести себя в природе. Очень хочется, чтобы вы ещё раз вспомнили эти правила.
(На столе лежат схемы правил поведения в лесу. Дети берут схемы и называют правила).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы так хорошо запомнили все правила!
Лесовичок: ребята, мне пора прощаться с вами! Мне очень понравилась наша встреча, поэтому на прощание я решил сделать вам подарок. Это лесные раскраски, раскрашивая их вы, вспомните про лесные этажи, а может, даже и меня встретите! До свидания!
Воспитатель: Скажите мне, вам было сегодня интересно? Сколько этажей в лесу мы насчитали? Кто приходил к нам в гости? Расскажите правила поведения в лесу своим друзьям?
Воспитатель благодарит детей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Путешествие по волшебному лесу».
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Чудеса весеннего леса».
Задачи:1.Обучающие: Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Закреплять знания о первоцветах, перелётных и зимующих птицах. О диких животных и их детёнышах.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Морские обитатели»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Морские обитатели».
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Обитатели воды — рыбы»
Цель занятия — на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Этажи леса и его обитатели»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе»Этажи леса и его обитатели»Подготовила воспитатель:Соколова Наталья ИгоревнаСанкт-Петербург 2021.
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские обитатели»
Цели: познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов.Задачи:Образовательные:обогащать знания детей о морских животных, об их особенностях;закрепить знания детей о глобусе, как о моде.
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские обитатели» Составитель: Демина Ангелина Сергеевна, воспитатель ГБОУ Школа №1383
Цели: познакомить детей с водными обитателями и проблемами экологии.Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о водной среде обитания;Обогащать знания детей о водных обитателях, об их особе.
Источник