- Автоматизация звука Р в прямых слогах
- Звук [Р] в прямых слогах:
- Звук [Р] в начале слова и в словах с прямым слогом:
- Повтори словосочетания и предложения:
- Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:
- Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:
- Автоматизация звука [Р]. Часть 6. Автоматизация звука [Р] в текстах
- Автоматизация звук Р в текстах: автоматизация звука Р при помощи мнемодорожек
- Автоматизация звука Р в текстах при момощи мнемодорожек поможет:
- Модели предлогов:
- Тексты изготовлены в двух вариантах на выбор:
- Тексты для автоматизации звука Р:
- На стройке
- В огороде
- В зоопарке
- Покормили птиц
- Юра и Рая
- Мечта таракана
- Мнемодорожки с текстами для автоматизации звука Р:
- Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р картотека по логопедии (старшая группа)
- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
- Упражнения для автоматизации звука Р: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
- 1. Спой «песенку мотора».
- 2. Повтори прямые слоги со звуком Р.
- 3. Повтори обратные слоги со звуком Р.
- 4. Повтори слоги, где звук Р находится между гласными.
- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СОЧЕТАНИЯХ «ТР»
- 8. Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.
- 9. Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.
- 10. Повтори слова с двумя звуками Р.
- 11. Повтори словосочетания.
- 12. Повтори предложения.
- 13. Повтори предложения.
- 14. Повтори пословицы и поговорки.
- 15. Повтори и отгадай загадки.
Автоматизация звука Р в прямых слогах
Предлагаю читателям материал по автоматизации звука [Р] в прямых слогах и в словах с прямым слогом.
Звук [Р] в прямых слогах:
Ра – Ра – Ра Ро – Ро – Ро Ры – Ры – Ры Рэ – Рэ – Рэ Ру – Ру – Ру
Ара – Ара – Ара Оро – Оро – Оро Ыры – Ыры – Ыры Эрэ – Эрэ – Эрэ Уру – Уру – Уру
Звук [Р] в начале слова и в словах с прямым слогом:
* Рак, радуга, равный, радость, раковина, радио, рама, рано, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, гараж, парад, жираф, карась, баранка, сарай, Саратов, рот, Рома, роза, роща, рожки, Родина, робкий, ровный, рослый, розовый, роль, ролики, ровно, рожь, робот, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, ворота, порода, порог, хуторок, руки, ручка, русый, русский, рубль, беру, Маруся, орудие, кукуруза, кенгуру, рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, рыть, рыжий, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, сыры.
* Работа, ракета, рассказ, расчёска, равнина, рабочий, Ира, Юра, Вера, Жора, пара, фара, ураган, муравей, барабан, карандаш, пирамида, родной, роса, рожок, дорогой, город, рука, рукав, рубить, ручей, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица, рубин, рубашка, парус, бурундук, рыбаки, рычать, рывок, горы, куры, норы, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, помидоры, самовары, пёрышко.
Повтори словосочетания и предложения:
* Трудная работа, дровяной сарай, старая дружба, другая сторона, раннее утро, ружейный патрон, трудный урок, корабельный трап, сорная трава, высокая гора, старая кора, глубокая нора, скачет кенгуру, ровная дорога, серая ворона, дорогой подарок.
* Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рома идёт на урок. Юра на огороде. Вот Вера и Мара. У Веры шары. У Мары розовый карандаш. С горы бежит ручей. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора рубанок. Садовая дорожка заросла травой. У Фёдора квартира на втором этаже. Ира пасёт корову.
Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:
Ра – ра – ра — мне вставать уже пора!
Ро – ро – ро — летит лёгкое перо.
Ру – ру – ру — у медведя во бору.
Ры – ры – ры — у Тамары в руках шары.
Ары – ары – ары — у машины фары.
Ары – ары – ары — кто смело тушит пожары?
Оры – оры – оры — мы сажали помидоры.
Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:
Есть у Ромы огород, Ранним утром кое — как
В нём морковка растёт Роет нору хмурый рак.
И горох, и помидоры. Рак бы рад её не рыть,
Рома фермер будет скоро. Но ведь где – то надо жить.
Есть у Раи огород: Работать раку неохота,
Там морковка и горох, Не радует его работа.
Справа огород Федоры. ***
В основном там помидоры. Раин папа утром рано
В каждый дом идёт с экрана.
Источник статьи: http://logopedrunet.ru/avtomatizaciya-zvuka-r-v-pryamyx-slogax/
Автоматизация звука [Р]. Часть 6. Автоматизация звука [Р] в текстах
Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в текстах.
Повтори предложения:
Пестрые астры украшают осенний сад. Рома прыгает с трамплина. Родион на дровнях привез дрова. Родион рубит дрова, а Рая и Вера носят дрова в сарай. Ира оцарапала руку. У Киры на руке шрам. Серый кролик грызет красную морковь. Рома, Вера и Кира собирают рыжики в бору. Рома набрал два ведра. Мастеру поручили срочную работу. В дороге все продрогли от северного ветра. Ира рывком открыла фрамугу. Вера ставит розовые астры в фарфоровой вазе на рояль. Чабан загоняет отару баранов в ворота. На картине изображен матрос с гранатой. Лара рвет ромашки. Валера работает шофером в гараже. Подорожник растет вдоль дорог и тропинок. Егорка кувырком скатился с горки. Прожитое что пролитое: не воротишь.
Проворонила ворона вороненка. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растет крупный виноград.
Перескажи близко к тексту:
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.
У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана.
В огороде
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
В зоопарке
Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы. Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке.
Покормили птиц
Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!
Друг
У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.
Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.
Источник статьи: http://logopedrunet.ru/avtomatizaciya-zvuka-r-chast-6-avtomatizaciya-zvuka-r-v-tekstax/
Автоматизация звук Р в текстах: автоматизация звука Р при помощи мнемодорожек
Автоматизация звука «Р» в текстах при помощи мнемодорожек проводится после того, как звук автоматизирован в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках.
У нас Вы также сможете найти стихотворения для автоматизации звука «Р», игровое упражнение «Улитки», комплекс занятий (в комплексе 9 полноценных занятий с наглядным материалом).
Рассказывать тексты и заучивать стихотворения можно параллельно. Эти два вида занятий по автоматизации звука «Р» являются завершающими.
После них начинается дифференциация (различение) смешиваемых звуков. В данном случае это звуки «Р» — «Л». Они наиболее часто смешиваются и путаются малышами.
Игры и упражнения по дифференциации звуков вы найдете по выделенной ссылке.
Автоматизация звука Р в текстах при момощи мнемодорожек поможет:
- Научить ребенка произносить звук «Р» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
- Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НАстоле, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Тексты изготовлены в двух вариантах на выбор:
- Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с нечитающими малышами.
- Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.
Распечатайте представленные картинки на листах формата А4. Желательно заламинируйте, тогда они прослужат вам гораздо дольше и занимайтесь с удовольствием.
Или занимайтесь онлайн у нас на сайте.
Тексты для автоматизации звука Р:
На стройке
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
В огороде
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
В зоопарке
Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы. Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке
Покормили птиц
Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!
У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.
Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.
Юра и Рая
У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.
Мечта таракана
У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана
Мнемодорожки с текстами для автоматизации звука Р:
Автоматизация звука «Р» в текстах при помощи мнемодорожек проводится после того, как звук автоматизирован в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках
У нас Вы также сможете найти стихотворения для автоматизации звука «Р», игровое упражнение «Улитки», комплекс полноценных занятий(в комплексе 9 полноценных занятий с наглядным материалом).
Вам также будет интересно:
Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!
Источник статьи: http://logoped-online.by/avtomatizaciya-zvuka-r-v-texstah/
Автоматизация звука Р
картотека по логопедии (старшая группа)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
Упражнения для автоматизации звука Р: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Р, начинается с самых легких заданий для малыша.
1. Спой «песенку мотора».
Произнеси звук Р длительно на одном выдохе: р-р-р…
2. Повтори прямые слоги со звуком Р.
3. Повтори обратные слоги со звуком Р.
Ар — ор — ур — ыр — ир — ер — ёр — юр — яр
4. Повтори слоги, где звук Р находится между гласными.
Ара — аро — ару — ары ора — оро — ору — оры
ура — уро — уру — уры ыра — ыро — ыру — ыры
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Тра — тро — тру — тры дра — дро — дру — дры
кра — кро — кру — кры гра — гро — гру — гры
пра — про — пру — пры здра — здро — здру — здры
6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
Атр — отр — утр — ытр арт — орт — урт — ырт
адр — одр — удр — ыдр арг — орг — ург — ырг
акр — окр — укр — ыкр арп — орп — урп — ырп
агр — огр — угр — ыгр арк — орк — урк — ырк
арг — орг — ург — ырг абр — обр — убр — ыбр
апр — опр — упр — ыпр арф — орф — урф — ырф
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СОЧЕТАНИЯХ «ТР»
Трап, трава, трамвай, трагедия, трубка, трус, тропа, трус, труд, трубы, ватрушка, петрушка, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, трусишка, трубит, трубач, трубочист, отруби, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.
Тра-тра-тра– я встаю с утра.
Тра-тра-тра – завтракать пора.
7. Автоматизация звука «Р» слова, где звук «Р» находится в начале слова.
Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расческа, ромашка, рожок, розетка.
Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.
Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.
Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,’ рыбный, рысь, рыжик.
8. Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.
Ра: ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира, пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида, буратино; игра, муравей, баранка, детвора, играть, вёдра, пудра, дракон, выдра, квадрат, край, кран, крапива, град, грамм, грамота, фотография, гранат, брат, брать, браво, кобра, право, направо, трап, трава, тетрадь, трамвай, жара, гараж, жираф, карандаш, сарафан, эскадра, краска, красный, грач, зебра, швабра, праздник, астра, трасса, матрас, страус, страны, стража, завтрак, страница, быстрый; боровик, пароход, воробей, аромат, дрова, кровать, проход, пробег, дрозды, мудрость, бодрость, проказник, простыня.
Ар: парк, карп, марка, парта, бархат, Арбат, арба, карман, картон, гармонь, картина, фартук, карта, картина, бархан, арка, март, парк, баржа, артист, арбуз, картошка, старт, заварка.
Ро: урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, брови, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, пропуск, срочно.
Ор: горка, форма, корка, борт, корт, порт, торт, корм, орден, норка, спорт, шторм, морж, шорты, шторка.
Ру: кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брусника, брусок, брус, пружина, срубить.
Ур: Мурка, куртка, пурга, шкурка.
Ры: фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, театры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса, крыша, закрыть, брызги, брынза, прыжок, грызть, грызун.
Ир: мирный, ширма, стирка, кирпич.
Ер: верх, верба, герб, верно, ферма, первый, верный, вернуть, терпеть, вертеть, серп, шерсть, термос, персик, червяк, перчатки, чердак, серпантин, сердце.
Ёр: тёрка, пятёрка, дёргать, ёрш, чёрный.
9. Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.
Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, загар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.
Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.
Ур: бур, тур; шнур, абажур.
Ыр: сыр.
Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.
Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.
Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр, костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр, зубр.
10. Повтори слова с двумя звуками Р.
Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шаровары, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.
11. Повтори словосочетания.
Бархатная куртка рыбный пирог хитрая ворона, ровная тропинка крутая гора мокрая трава, крупная морковь трудный урок горная тропка, картонная коробка крытый рынок крупный град, разноцветные краски, розовый карандаш, кирпичная веранда, прозрачный шарфик, крупные горошины, чёрная смородина, огромный арбуз, игрушечный барабан, румяный пирожок, шерстяные рукавицы, правдивый рассказ, рыбные консервы.
12. Повтори предложения.
Три слова. Рая кормит рыб. Рома проходит направо. Ира работает продавцом.
Четыре слова. У барана крутые рога. Егор едет во двор. Рома красит раму краской. Жора рубит дрова топором. На небе разноцветная радуга. Юра продаёт огромные арбузы. Барабан и гитара — инструменты. У Веры бархатный сарафан. Корова Розочка ест травку. У Егора высокая температура. У Иры красивая брошка. Трубач трубит в трубу. Трамвай, метро, пароход — транспорт. Муравьи живут в муравейнике.
Пять слов. Юра громко барабанит в барабан. У вороны и ворона воронята. У рака норка в воде. Розы, ромашки и астры — цветы. Осётр, карп и ёрш — рыбы. Егор рвёт крупные красные помидоры. У Раи розы и ромашки. У Юры в ранце тетради. Воробей, ворона и сорока — птицы. Доярка Ирочка доит корову Розочку. У кота Матроскина корова Мурка. Сестра Ирочка играет с пирамидкой. Папин грузовик стоит в гараже. У нашей Мурки бархатная шкурка. Маруся стирает рубашку и фартук. Высокие (стройные) кедры растут у пруда. Рабочий грузит фрукты в грузовик.
13. Повтори предложения.
Шесть слов. Рома, Юра и Егор — мои друзья. Рая, Вера и Ира — мои подруги. Карпы живут в пруду за огородом.
Рыжики и боровики растут в бору. У рыбака Егорушки в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, ручки и карандаши. У Маруси карандаши: красный и розовый. В этом году хороший урожай проса. Рая ест зефир и пьёт кефир. Морковь, помидоры, огурцы и горох — овощи.
Семь слов. У Ромы грузовик, там — груши и кукуруза. Рысь, тигр, зубр и выдра — дикие животные. Вера и Рома в бору собирают рыжики. На фотографии мои друзья: Вера и Рома. Персик — это фрукт, а брусника — это ягода.
Восемь слов. В огороде растут красные розы и розовые маки.
Девять слов. Жора и Рома — друзья, а Вера и Рая — подруги. На Роме рубашечка и шорты, а на Рае — сарафан. Ира хорошо играет на арфе, а Рома — на трубе.
Десять слов. У Раи в огороде растут: морковь, помидоры, огурцы, картофель, петрушка и горох.
14. Повтори пословицы и поговорки.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Раньше начнёшь, раньше и поспеешь. Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего. Не топор кормит, а работа. Не бойся работы, пусть она тебя боится. Рукам работа — душе праздник. Каков мастер, такова и работа. С терпеньем в работе не пропадёшь. Рано встанешь, раньше работу кончишь. К пирогам идут, а от работы бегут. С разговоров сыт не будешь.
15. Повтори и отгадай загадки.
Рук нет, а строить умеет. (Птица)
У пяти братьев — одна работа. (Пальцы)
Вся дорожка усыпана горошком. (Звёзды на небе)
На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)
Сидит на крыше, всех выше. (Антенна)
Рук много, а нога одна. (Дерево)
(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Р)
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/15/avtomatizatsiya-zvuka-r