45. Лес как объект использования и охраны.
Правовыми основами лесного законодательства являются Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России.
Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:
лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);
нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).
Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости от выполняемых экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных и иных функций, связывая с этим право пользования лесами и устанавливая ограничения на пользование лесом.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
- К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
государственные защитные лесные полосы;
леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
леса, имеющие научное или историческое значение;
лесные плодовые насаждения;
запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
нерестоохранные полосы лесов.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
- К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В них допускаются все виды лесопользования:
- К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
При этом допускается их использование без проведения рубок лесных насаждений, за исключением случаев проведения рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.
Отнесение лесов к ценным, эксплуатационным и резервным лесам, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до 10 лет.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.
Лесным кодексом РФ предусмотрен государственный кадастровый учет лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В случаях, если осуществление таких мероприятий не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В случае если такой договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров.
Источник
2. Правовое регулирование использования и охраны лесов.
Леса России, занимающие 69% территории страны, имеют огромное значение в плане сохранения биологического разнообразия и способности накапливать и изолировать углерод. Особенно это относится к экосистемам обширных девственных лесов Сибири и Дальнего Востока. В европейской части России в результате 300-летней эксплуатации большинство естественных лесов превратилось в управляемые леса и утратило значительную часть своего биоразнообразия. Лес оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, является местом отдыха и оздоровления людей, а также основным источником органического вещества, т. е. жизни. Способность леса к восстановлению обусловливает возможность осуществления лесопользования при условии регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им. Многоцелевое лесопользование дает возможность максимально использовать все имеющиеся полезные свойства и ресурсы леса при обязательном экологическом условии — сохранения лесной среды. Неистощительное лесопользование предполагает, что разумное обращение с лесными ресурсами позволяет практически вечно пользоваться ими и даже улучшать качество лесов.
2.1. Общая характеристика лесного законодательства.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования лесов состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, издаваемых ими в пределах своих полномочий.
Основным нормативным правовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.
Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную самостоятельную область общественных отношений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, земельное — земельные отношения, водное — водные отношения и т. д. Но необходимо учитывать, что данные сферы общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Земли лесного фонда находятся одновременно в составе Государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе Государственного лесного фонда, как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.
Лесное законодательство регулирует лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в Лесном кодексе РФ основываются на представлении о лесных участках как о земельных участках.
Основными принципами лесного законодательства являются:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов;
2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3)пользование лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности выращивания и иных свойств лесов;
4)обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8)использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) установление категорий защитности лесов и деление лесов на виды в зависимости от экологического, экономического и социального значения лесов, их местоположения и выполняемых ими функций;
10) недопустимость осуществления использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Многие статьи Лесного кодекса РФ носят отсылочный характер и требуют принятия большого количества подзаконных актов и законов субъектов Федерации, которые должны создать легитимные условия для применения провозглашенных в нем норм. Так, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ устанавливает, что Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса РФ. К недостаткам Лесного кодекса РФ, кроме обилия отсылочных норм, можно отнести отсутствие понятийного аппарата: не даны определения лесного фонда, лесопользователей, лесопарков и лесничеств. Нельзя назвать идеальными и данные Лесным кодексом РФ понятия, например понятия леса и лесного участка.
Источник