- Экологическое воспитание «Огород в ДОУ» материал (старшая, подготовительная группа)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Огород, как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника
- Проект по экологическому воспитанию «Огород»
- Экологический проект «Огород в нашем саду»
Экологическое воспитание «Огород в ДОУ»
материал (старшая, подготовительная группа)
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды — Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа.
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с.
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка — Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер — класса: распространение и передача.
Огород, как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника
Людмила Модестова
Огород, как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника
Огород – как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника.
Я хочу поделиться опытом своей работы по созданию огорода на территории ДОУ. Огород – средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
В связи с этим, важным представляется создание развивающей экологической среды. Создание стационарной развивающей экологической среды ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
«Экологическое пространство» — это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющая определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными из них являются групповые уголки природы, зимний сад, огород. В нашем детском саду огород работает уже третий год. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, живым общением с природой, наблюдением и практической деятельностью по уходу за растениями.
Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.
Совместная деятельность на огороде детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.
В нашем детском саду инновационной деятельностью является исполнение методов проектов. Мной был разработан проект для детей от 3-х до 7-ми лет. Он рассчитан на четыре года.Мы поставили перед собой цель: создание условий для познавательного развития детей в экологическом воспитании.
-Расширять представления о растительном мире;
-Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
-Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать; выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
-Воспитывать любовь к природе и умение правильно вести себя в природе;
-Приобщать детей к выращиванию растений на огороде.
Принципы,которые положены в основу работы:
1. Принцип краеведения; изучение природы родного края.
2. Принцип природосообразности;
3. Принцип научности и доступности понятий; первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
4. Принцип «спирали»; дети идут по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия от простого к сложному.
5. Принцип междисциплинарности и интеграции содержания. Соединить в одно целое всю воспитательно – образовательную работу.
Создавая проект,я, конечно же, рассчитывала на следующие результаты.
(Обратите внимание на слайд)
Учитывая особенности возраста детей при организации работы детей на огороде, можно использовать разнообразные виды работ.
Поливкой занимаются все дети, но необходимо, чтобы были вёдра и лейки; малышам воду подносят взрослые.
Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.
3. Обработка почвы.
Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна только детям старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами.
4. Подкормка растений.
Подкормку растений нужно проводить с детьми только старшего дошкольного возраста. Дети должны знать о значении подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.
Сбор урожая – самый радостный период. Много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи должны собирать обязательно дети. Сбор урожая проводят дети всех групп.
Сеять семена могут дети всех групп.
7. Высадка рассады и пересадка растений.
Самостоятельно высаживать рассаду капусты. Помидор могут только дети подготовительной группы.
Рыхление проводят дети старшей
9. Организация наблюдений.
Дети не все могут увидеть сами, и многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться. Поэтому воспитатель должен тщательно продумать как тематику. Так и организацию наблюдений.
Цель их – хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойством и качеством.
Работа над проектом невозможна без участия родителей.Проводили конкурс салатов по номинациям: самый вкусный, самый красивый, самый смешной, самый быстрый. Проводили презентацию овощей, пикник с овощами и т. д.
Я придумала следующие формы работы с родителями, которые вы можете увидеть на слайде.
В результате реализации проекта:
а. Повысился уровень экологических знаний, познавательной активности детей дошкольного возраста.
б. Улучшилось психологическое состояние здоровья детей, так как взаимодействие ребёнка с природой снижает уровень тревожности и позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
В заключении хочется сказать, что экологическим образованием и воспитанием можно и нужно заниматься с раннего детства.
Реализация моего проекта возможна в детском саду любого вида.
Проект по экологическому воспитанию «Огород»
Мария Рубанова
Проект по экологическому воспитанию «Огород»
Проект по экологическому воспитанию «Огород».
Беседуя с детьми по темам «Овощи», «Цветы» я выяснила, что многие из них не видели, как их выращивают. А если даже и видели, то не всем детям давали возможность в этом поучаствовать.
Поэтому на участке ДОУ мы решили создать небольшой огород и цветник, с целью экологического и трудового воспитания дошкольников. Ведь трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка дошкольного возраста. В трудовой деятельности на огороде и клумбе дети перенимают опыт. У них формируются познавательные интересы, внимательность, наблюдательность, активность.
Цель: расширить представления детей о жизни растений и привить трудовые навыки, посредством создания на участке ДОУ огорода и клумбы.
-формировать у детей элементарные знания о выращивании огородных культур и цветов;
— расширить представления детей о жизни растений;
— учить наблюдать за посадкой и всходами семян;
-учить, правильно ухаживать за растениями;
— воспитывать бережное отношение к растениям;
— способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Участники: педагоги, дети, родители.
Место проведения: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №16»Вдохновение» города Юрга.
Обогащение знаний детей о растениях огорода и клумб;
Воспитание уважительного отношения к природе, труду.
Получение урожая лука, укропа, чеснока, кабачков, свёклы, гороха, капусты.
Этапы реализации проекта:
Сбор информации по теме проекта.
Обсуждение с детьми тем «Огород», «Клумба».
Составление плана работы над проектом.
Огород на подоконнике:
1. Посадка укропа и лука. Провести эксперимент «Что необходимо для жизни растений»
2. Посадка рассады петуньи.
1. Подвести итог эксперимента, что растениям нужны свет и вода.
2. Рассаживание рассады петуньи.
3. Подготовка почвы к посадке (перекапывание).
4. Работа с родителями по обустройству огорода.
Июнь, июль, август.
1. Подготовка семян к посадке (замачивание чеснока, лука, гороха, кабачка).
2. Посадка семян и пересадка рассады в землю (свёклы, укропа, капусты, петуньи).
3. Наблюдение за ростом растений.
4. Ухаживание за растениями (полив, рыхление, прополка, защита от вредителей).
5. Сбор урожая (укропа, гороха).
Сбор урожая. (лука, чеснока, свёклы, кабачка, капусты)
Дети с большим удовольствием участвовали во всех этапах проекта, что способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности.
Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода — это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.
Образовательный проект по экологическому воспитанию «Подкормим птиц зимой». Вид проекта: групповой. Срок реализации: декабрь Участники: дети 2-ой младшей группы, воспитатель, родители. Актуальность Чем же питаются.
Проект по экологическому воспитанию «Наш весёлый город» Проект по экологическому воспитанию «Наш весёлый город» Тип проекта По продолжительности – краткосрочный (одна неделя) По составу участников.
Проект по экологическому воспитанию «Березка милая моя!» 1. Актуальность. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Проект по экологическому воспитанию «Огород на окне «Джунгли» МБДОУ «Солнышко» Проект выполнила: методист Чойсоронова Д. Г. Проект «Огород на окне — Джунгли» Актуальность: Дошкольный возраст самое время.
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка» Альпийская горка — одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий — все это.
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в мир насекомых» Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды.
Проект по экологическому воспитанию «Жила-была упаковочка или чудесные превращения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» г Нижний Новгород Проект по экологическому воспитанию.
Проект по экологическому воспитанию «В мире животных» в средней группе Актуальность проекта: Дошкольное детство – это важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать.
Экологический проект «Огород в нашем саду»
Ильмира Ялалова
Экологический проект «Огород в нашем саду»
Экологический проект «Огород в нашем саду»
(для детей всех групп)
Руководитель проекта: Педагог Ялалова И. Ф,
Паспорт проекта
Структура содержание Тема «Огород в нашем саду»
Адресация проекта Дошкольники
Руководитель проекта Ялалова И. Ф. учитель-дефектолог «Детский сад №11» г. Нефтекамск
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети всех групп, родители воспитанников.
Вид проекта познавательно-исследовательский.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям
Проектная идея
Создать в лаборатории детского сада огород на окне и на улице.
Цель проекта
формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание и уход за растениями огорода и сада.
Задачи проектаПознавательное развитие:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, перец, морковь,помидоры, свекла, капуста, петрушка, кабачок, огурцы, кукуруза,);
3.Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
7. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
формы работы по реализации проекта • НОД по экологическому воспитанию.
игровая ситуация, объяснение, показ, речевое общение, загадки
ресурсы проекта Для эффективной реализации проектанеобходимы следующие ресурсы:
• рабочие тетради и дневники;
• энциклопедические и справочные издания;
• лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка
• игрушки (дед, бабка, корова, коза, кошка, волк, лиса, заяц, медведь)
методы наглядные, словесные, поощрение
1. Дети приобретут опыт ухаживания за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях, о посадке рассады, о правильной высадке рассады.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Познакомятся с описанием, условиями посадки, пользе плодов деревьев нашего края.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада
Iэтап –Подготовительный (приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности
II- основной (реализация проекта)
III – заключительный (подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия)
План мероприятий по реализации проекта
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный этап познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности.
Выступление перед родителями с целью привлечения добровольных помощников к реализации проекта. Ознакомление с основными этапами проекта, задачами. Родители воспитанников
Размещение в родительском уголке информации о познавательно-исследовательском проекте «Огород на окне» Воспитатели группы
Подбор литературы об организации огородов на окне. Воспитатели группы
Поиск информации об организации огородов на окне. Семьи воспитанников
подготовка материала и оборудования для реализации проекта
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей: «Участие в проекте «Огород на окне».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне. Семьи воспитанников, воспитатели
Беседы с детьми подготовительной группы о создании огорода на окне. Воспитатели группы
Подбор иллюстраций об организации огородов на окне. Воспитатели группы
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов занятий и презентации по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий Воспитатели группы
II этап. Основной этап познавательно-исследовательской деятельности
Цель: проведение исследовательской деятельности для выявления благоприятных условий прорастания семян.
Совместная деятельность детей и воспитателя (беседы, посадка семян, наблюдение и уход, изготовление декораций для огорода) Дети подготовительной группы
Воспитатель Изготовление макета «Наш огород»(на подоконнике)
Экспериментальная деятельность детей (опыты) дети группы
Двигательная деятельность детей (подвижные, дидактические, пальчиковые игры) дети группы
Отгадывание и составление загадок дети группы
Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи) дети группы
Театрализованная деятельность детей (инсценировка стихотворений) дети группы
Совместная деятельность с родителями и детьми (изготовление книжек-малышек, посадка семян, изготовление горшочков под рассаду, презентаций об овощах; чтение художественной литературы, беседы) дети группы
III этап. Заключительный этап познавательно-исследовательской деятельности
Цель: представить итоги проделанной деятельности.
Мини-выставка выращенной продукции. Дети группы
Оформление коллажа «Наше чудо на окне» Дети группы
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатель
По реализации проекта «Огород на окне» предполагаемые результаты были достигнуты
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Мы так же обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту; пополнили словарный запас детей;
На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»
Вывод: Детям очень понравилось ухаживать за растениями, они чувствовали себя взрослыми, хозяйками. Переживали за высаженную рассаду, делились своим личным опытом.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
1. Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г. 5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
5. Интернет ресурсы.
Фотоотчет «Экологический маршрут для 1–4 классов «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло» Наше учреждение расположено в живописном месте поселка Микляиха. Вокруг школы раскинулись красивые деревья, кустарники. Из окон детского .
Фотоотчет «Ирисы в нашем саду» Май месяц- пора цветения ирисов в Краснодарском крае. Слово ИРИС переводится с греческого языка как РАДУГА. В Древней Греции так называли.
«Огород на подоконнике». Экологический проект Огород на подоконнике в МБДОУ №54 г. Ижевска радует воспитанников подготовительной группы «Сказка». И действительно, здесь настоящая сказка.
Педагогический проект «Деревья в нашем саду» во второй младшей группе Тип: познавательно – ознакомительный. Продолжительность проекта: две недели (с 26 марта-9 апреля). Участники проекта: дети младшего дошкольного.
Экологический проект «Огород на окне» Тип проекта • Познавательно — исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долговременный (год) Участники проекта.
Экологический проект для детей II младшей группы «Огород на подоконнике» Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию экологический проект на тему: «Огород на подоконнике» во второй младшей группе. При разработке.
Экологический проект «Огород на окне» для детей старшей группы Паспорт проекта Тема: «Огород на окне» Руководитель проекта: Триллер Р. Н. воспитатель старшей группы МБДОУ №22 «Орлёнок» Участники проекта:.
Экологический проект «Огород на окне» в средней группе ДОУ Тип проекта: • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Краткосрочный Участники проекта Дети средней группы,.
Экологический проект «Огород на подоконнике» Актуальность проекта:дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о овощах и фруктах, о том как и где они растут.
Экологический проект «Огород на подоконнике» в первой младшей группе Экологический проект «Огород на подоконнике» в первой младшей группе. Проект реализуется с детьми 2-3 лет. Вид проекта: познавательный,.