Дощатой террасе веснушчатая агриппина саввична

Дощатой террасе веснушчатая агриппина саввична

Репетиторы по русскому языку, математике, физике запись закреплена
Олеся Ширяева

На дощатой террасе близ конопляника вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент аккордеона и виолончели — фраза-диктант по проверке правописания по русскому языку.

Эта фраза — сборище трудных в правописании слов, в которых часто делаются орфографические ошибки.

Фраза эта имеет очень много вариантов, когда одни сложные слова заменяются другими, не менее сложными в написании, или наоборот — в несколько «облегченном» виде. Вариантов множество.

Кто же тот орфографический умник, придумавший это издевательство над простым русским неграмотным народом? Молва приписывает это писателю А. П. Чехову или И. С. Тургеневу. И тысячи школьников разных классов и студентов гуманитарных вузов России перечитывают классику русской литературы в поисках оригинала и правильного орфографического написания сложного текста. Положительный результат от этого есть: перечитаны произведения А. П. Чехова и И. С. Тургенева — что уже хорошо! Но означенной фразы про «небезызвестную вдову…», меломанку, почему-то «исподтишка» угощавшую (нет — потчевавшую) черт-те чем своего гостя, в произведениях ни Чехова, ни Тургенева (ни других великих русских прозаиков) нет. Ибо фраза эта — придумана специально для борьбы с учащимися и проверки грамотности. Потому и существует множество разных вариантов.

Так кто и когда придумал это ставшее классическим — во множестве вариантов — предложение по русскому языку? Кто и когда стали первыми жертвами «подчеваний» доброй русской женщины Агриппины Саввичны? Вопрос дискутируется многими любопытствующими, но ответ — увы — не найден. И всё новые жертвы продолжают страдать и падать от экспериментов, происходящих на террасе близ то конопняника, то можжевельника или малинника…

Кстати, это не единственная существующая орфографически «страшная» фраза. Есть и другие, ничем не уступающие драматические истории (иногда состоящие из нескольких фраз), например, про веснушчатого Ванечку или Венечку:

Веснушчатый ветреный Ванечка, шофёр-дилетант, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита, стал вегетарианцем, и вот однажды, нежданно и негаданно, он надел костюм, причесал клочок волос на темечке и отправился к своей свояченице Аполлинарии Никитичне. Пройдя гостиную, коридор, дощатую террасу с балюстрадой, уставленную глиняными горшочками, как привилегированный гость вошел в кухню; хозяйка, увидев, что это не кто иной как приятель, зааплодировала так громко, что конфорка упала с самовара. Затем она стала исподтишка потчевать ветчиной с винегретом, крупитчатыми пышками и на десерт — конфетами и другими яствами под аккомпанемент виолончели.

Или вот это: Веснушчатый ветреный Венечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это не кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье и прочие яства.

А есть и обращение к орнитологии, кстати, по трудности написания мало отличающееся от душевной истории про веснушчатого Ванечку-Венечку: Вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной колоссальной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая безъязыкая падчерица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент аккордеона с виолончелью и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками, калифорнийскими моллюсками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, можжевеловым вареньем и прочими искусно приготовленными яствами свояченика — коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа, небезызвестного Фаддея Аполлинарьевича Парашютова, сидевшего на оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.

Или такой вариант: С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.

Ну что, стало СТРАШНО.
Учите русский язык, и да пребудет с вами СИЛА!!

Источник статьи: http://vk.com/wall-150704914_74

На террасе близ конопляника.

На дощатой террасе близ конопляника вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент аккордеона и виолончели — фраза-диктант по проверке правописания по русскому языку.

Эта фраза — сборище трудных в правописании слов, в которых часто делаются орфографические ошибки.

Читайте также:  Теплицы премиум для огурчиков

Фраза эта имеет очень много вариантов, когда одни сложные слова заменяются другими, не менее сложными в написании, или наоборот — в несколько «облегченном» виде. Вариантов множество [1] [2] .

Кто же тот орфографический умник, придумавший это издевательство над простым русским неграмотным народом? Молва приписывает это писателю А. П. Чехову [3] или И. С. Тургеневу [4] . И тысячи школьников разных классов и студентов гуманитарных вузов России перечитывают классику русской литературы в поисках оригинала и правильного орфографического написания сложного текста. Положительный результат от этого есть: перечитаны произведения А. П. Чехова и И. С. Тургенева — что уже хорошо! Но означенной фразы про «небезызвестную вдову…» (черт бы побрал ее с таким именем!), меломанку, почему-то «исподтишка» угощавшую (нет — потчевавшую) черт-те чем своего гостя, в произведениях ни Чехова, ни Тургенева (ни других великих русских прозаиков) нет. Ибо фраза эта — придумана специально для борьбы с учащимися и проверки грамотности [3] . Потому и существует множество разных вариантов.

Так кто и когда придумал это ставшее классическим — во множестве вариантов — предложение по русскому языку? Кто и когда стали первыми жертвами «подчеваний» доброй русской женщины Агриппины Саввичны? Вопрос дискутируется многими любопытствующими, но ответ — увы — не найден. И всё новые жертвы продолжают страдать и падать от экспериментов, происходящих на террасе близ то конопняника, то можжевельника или малинника…

Кстати, это не единственная существующая орфографически «страшная» фраза. Есть и другие, ничем не уступающие драматические истории (иногда состоящие из нескольких фраз), например, про веснушчатого Ванечку или Венечку: Веснушчатый ветреный Ванечка, шофёр-дилетант, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита, стал вегетарианцем, и вот однажды, нежданно и негаданно, он надел костюм, причесал клочок волос на темечке и отправился к своей свояченице Аполлинарии Никитичне. Пройдя гостиную, коридор, дощатую террасу с балюстрадой, уставленную глиняными горшочками, как привилегированный гость вошел в кухню; хозяйка, увидев, что это не кто иной как приятель, зааплодировала так громко, что конфорка упала с самовара. Затем она стала исподтишка потчевать ветчиной с винегретом, крупитчатыми пышками и на десерт — конфетами и другими яствами под аккомпанемент виолончели [1]

или вот это: Веснушчатый ветреный Венечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это не кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье и прочие яства [3] .

А есть и обращение к орнитологии, кстати, по трудности написания мало отличающееся от душевной истории про веснушчатого Ванечку-Венечку: Вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной колоссальной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая безъязыкая падчерица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент аккордеона с виолончелью и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками, калифорнийскими моллюсками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, можжевеловым вареньем и прочими искусно приготовленными яствами свояченика — коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа, небезызвестного Фаддея Аполлинарьевича Парашютова, сидевшего на оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку. [1] Или такой вариант: С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде. [2]

Источник статьи: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9D%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5_%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0…

Агриппина Саввична, или Диктанты для народа

Пресловутая Агриппина Саввична явно была экзальтированной особой. Устроив «романтический завтрак» «на колоссальной дощатой террасе вблизи можжевельника» (некоторые, правда, утверждают, что это было вблизи «конопляника», что весьма правдоподобно, если учесть пристрастие А.С. к оригинальничанью), она подавала какое-то невообразимое угощение: «потчевала моллюсками и винегретом», при этом не забывая всё это месиво сопровождать музыкой. Так ведь и сказано: «под аккомпанемент аккордеона и виолончели». Как она умудрялась всё это организовать, никто не знает, кроме бедного коллежского асессора Аполлона Филипповича, который и был подопытным кроликом: ему приходилось эти моллюски с винегретом есть, заодно слушать виолончель с аккордеоном, а при этом ещё наблюдать за взбалмошной А.С. А не наблюдать было нельзя: ведь потчевала-то она его «исподтишка»! Стало быть, могло ей в голову взбрести что угодно. Бедный, бедный А.Ф.!
Что? Вы не знаете легендарную Агриппину Саввичну?! Ну, это просто безобразие. Это она, взбалмошная, «веснушчатая» ( по утверждению очевидцев) много десятилетий подряд исподтишка проверяет грамотность народа. Предложение это, наверное, многим знакомо. Предложение-шутка, которым можете проверить чью-либо ( да и свою) грамотность, не отходя от кассы. Одним словом, тест на грамотность.
Вариантов в Интернете я нашла множество, один мне очень понравился: заодно я проверила свою грамотность в режиме онлайн – и высоко задрала нос от гордыни, ибо из 42 слов не ошиблась ни в одном. Правда, если по-честному, то «балюстраду» и «оттоманку» в словаре проверила на всякий случай. Конечно, посмеиваясь над собой и над предложением: ни балюстрада, ни оттоманка в реальной жизни не могли подорвать мою репутацию грамотного человека, писать эти слова мне не приходилось ещё ни разу. Бывает такое. Или запамятовала – такое тоже бывает.
Учитывая всеобщий интерес к таким тестам-предложениям и понимая, что без Агриппины Саввичны в моём рассуждении о грамотности и диктантах не обойтись, помещаю это предложение, добытое мною в недрах всемирной сети: « На дощатой террасе вблизи конопляника, напротив гостиной, намедни оштукатуренной и окружённой искусно задрапированной балюстрадой, прелестная веснушчатая падчерица небезызвестного волостного подьячего Агриппина Саввична Земляникина исподтишка потчевала полулежащего на оттоманке коллежского асессора и бескорыстного местного ловеласа Аполлона Филипповича Парашютова изысканными яствами: винегретом с моллюсками, монпансье и можжевеловым бланманже под аккомпанемент аккордеона».
И хоть в этом варианте «виолончель» выкинута, но мне он нравится: Аполлона Филипповича не очень жалко, раз он представлен ловеласом. Конечно, «табель о рангах» у нас нынче другая, можно было А.Ф. дать и другую должность, более современную и не менее заковыристую, например, какой-нибудь «менеджер инновационного предприятия по уровням управления». А что? Солидно, туманно, витиевато – для Агриппины Саввичны просто находка.
А теперь вот вопрос. Где, когда, при каких обстоятельствах можно проверять грамотность таким тестом? С какой целью вообще проверяется грамотность? Ну, контрольные диктанты, от которых все шарахаются, – это одно дело. Никуда не денешься, оценки выставлять надо, приходится проверять. Иногда исправляешь в одной работе до двадцати ошибок – орфографических и пунктуационных, и тогда понимаешь: тут нужны другие методы, не классно-урочная система, не написал-проверил, не работа над ошибками, а нечто такое, что вообще кардинально изменило бы развитие ученика. Но это уже другой вопрос, вернёмся к нашей Агриппине Саввичне. Где можно её использовать?
Многие годы моя подруга-коллега проводила в школе «Конкурс грамотеев», где использовала этот тест. Ребята участвовали в конкурсе добровольно, поэтому диктант приобретал характер игры, весёлого мероприятия, где детям самим становилось смешно: сколько же можно сделать ошибок на одном квадратном сантиметре обычной школьной тетрадки?! «Ничего себе!» – удивлённо восклицали дети и задумывались.
Оказывается, те, которые обычные диктанты писали на «5» и «4», в такой концентрации орфограмм щедро засевали тетрадные поля ошибками.
Ошибкой было бы, с моей точки зрения, подвергнуть экзекуции диктанта, например, родителей в присутствии детей. Особенно если дети ещё в том нежном возрасте, когда свято верят, что мама и папа самые-самые – самые умные, самые добрые, самые красивые. Ну, если покажете ребёнку, что родители сами ошибаются, ещё разочаруете его. Получится вдруг обратный эффект. «Ну, – решит чадо, – да мама вон сама безграмотная, чего мне пыхтеть, стараться, нормально проживу и так, без этих безударных-ударных…» Или ещё страшнее: задумается ребёнок, зачем учительнице нужно было в таком неприглядном свете выставлять любимую маму? Подумаешь, она какого-то «коллежского асессора» неправильно написала! Осторожней, дорогие коллеги, с такими диктантами, чтобы не получился известный сценарий: хотели как лучше, а получилось как всегда. Такие супер-диктанты можно писать только на добровольных началах, – и только в обстановке доброжелательной атмосферы весёлого подтрунивания над своим орфографическим невежеством.
Набирающий ныне всё большую популярность «Тотальный диктант» – это прямой наследник «Агриппины Саввичны». Что такое «Тотальный диктант»?
Привожу комментарий сайта:
«Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Тотальный диктант – это своеобразный флеш-моб (Вставлю в комментарий язвительное «словечко»: В.И.Даль не знал такого страшного слова, Википедия даёт толкование: флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Вот так-то вот…) Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете.
Цель Тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:
привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!»
Прочитав такую декларацию, я пришла в восторг. Вовсе не потому, что я и есть этот школьный «зануда» с вечными диктантами ( и «своя рубашка ближе к телу»). Я пришла в восторг, оттого что «писать грамотно – это модно!»
В тексте Тотального диктанта-2011 «Орфография как закон природы», составленного Д. Быковым, есть замечательные слова: «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
Сколько мне пришлось перебрать разных текстов за свою длинную трудовую биографию филолога: контрольные диктанты, свободные диктанты, самодиктанты, диктанты «Проверь себя», диктанты по стихотворениям любимых поэтов… Вообще, диктовать стихи люблю больше всего. Иногда находятся такие строчки, которые просто и родились для того, чтобы стать диктантом. Без шуток. Кстати, стихотворение не только грамотность проверит, но и для души станет тем действенным средством, которое заставит зазвучать лучшие её струны…
О, диктанты бывают очень памятными не только для учеников – для учителей тоже. В 2011 году мне пришлось полгода работать в «чужом» одиннадцатом классе. Выпускники были очень недовольны тем, что в течение года учителя у них менялись один за другим, поэтому пришедшего напоследок учителя ( меня) некоторые ребята встретили не только недоброжелательно, но откровенно враждебно. Разговоры на уроке – это было самое безобидное средство показать учителю, что они в нём, начинённом знаниями, не нуждаются. Ещё в ход шло полное игнорирование вопросов и требований, «глухое ухо», а зачастую и откровенная грубость, доходящая до хамства. Впрочем, класс был сильный, и их привязанность к ушедшей от них из-за болезни учительнице тоже была сильной – это я понимала. Мне очень запомнился урок, когда мы повторяли «многочленные сложные предложения». Я взяла сборник стихов А.Тихонова и продиктовала ребятам стихотворение «Цветок» ( как будто специально написанное для того, чтобы доведённому до «белого каления» человеку воспрянуть духом).

Читайте также:  Размеры перил для веранды

Цветок
Александр Тихонов

Пробита брешь в асфальтовой пустыне.
Посланец солнца скромно, добродушно
среди сапог, его топтавших дружно,
раскрыв объятья жёлтых лепестков,
являл надежду: буря поостынет,
волна спадёт, и свергнутых богов
он, посрамивший мощь катков,
неброской стойкостью с колен поднимет.

В классе установилась тишина, а я сама себя ощутила вдруг этим цветком, который всё равно должен выстоять в самых трудных условиях жестокой и бездушной асфальтовой пустыни, где некая «золотая молодёжь» так дружно «растаптывала» «училку» с её правилами пунктуации и орфографии. Мистика какая-то, но после этого «цветочного» диктанта что-то сдвинулось в отношениях: мне стало легче работать в трудном классе.
А с точки зрения пунктуации. В восемь строк поместилось многое: сочинительная и бессоюзная связь, обособленные и однородные члены предложения. Этот диктант-миниатюра сопровождался заданием: составить схему сложного предложения, произвести его полный синтаксический и пунктуационный разбор. И составили. И произвели. И оценили, как это красиво, когда мысль и чувство упакованы в такие точные, ясные формы, когда знаки препинания располагаются строго на местах и не путаются под ногами, как бестолковое стадо овечек.
С того урока я соединила восторги от поэзии с работой над практической грамотностью. Нашла множество преимуществ в диктантах по поэтическим текстам ( но это отдельный вопрос для специалистов, я его тут рассматривать не буду).
Сейчас я просто вернусь к Агриппине Саввичне. Возьму грех на душу, подслушаю её милую беседу с Аполлоном Филипповичем.
– Аполлон Филиппович, любезный, не подложить ли вам ещё винегретика с моллюсками?
– «Я сыт по горло…»
– Это вы, сударь, что цитируете?
– Матушка, простой пищи хочется: щей, каши, квасу, водочки…
– Сударь, с каких это пор водочку стали причислять к «простой пище»?
– Русскому человеку без моллюсков выжить можно – даже под аккомпанемент аккордеона, растуды его в качель! А вот без водочки ему кирдык!
– Аполлон Филиппович, помилуйте, вы рассуждаете как-то странно!
– Ээээ, Агриппина Саввична, странного в моих речах ничего нет: попотчуйте-ка меня чем-нибудь посытнее да повкуснее, чем моллюски да бланманже…
– Не капризничайте, милостивый государь, ешьте, что дают. А народ пусть пишет, что диктуют…
Да, серьёзная это вещь – диктанты для народа. Что диктовать, где диктовать, когда диктовать – всё важно. Некоторые, правда, между диктантами и диктатом разницы не видят. А жаль… Грамотеи-то в народе до сих пор не выводятся…

Читайте также:  Как оформить клумбу возле пруда

Источник статьи: http://proza.ru/2013/04/05/382

Оцените статью