Дорожно-тропиночная сеть – изюминка вашего сада!
Одним из главных элементов современного ландшафтного дизайна является грамотно оформленная дорожно-тропиночная сеть. Она представляет собой единый комплекс, состоящий из тропинок, дорожек, площадок и парковок, которые объединены между собой для максимального удобства использования всех имеющихся на территории функциональных зон.
Устройство дорожно-тропиночной сети
Грамотно спланированная дорожно-тропиночная сеть позволит рационально разделить участок и избежать лишних финансовых затрат на прокладку дополнительных ненужных дорожек.
При устройстве сети нужно обязательно учитывать необходимость последующего обслуживания территории – уход за цветниками, клумбами, газонами и другими посадками.
Важно, чтобы дорожно-тропиночная сеть предполагала несколько маршрутов:
- Максимально короткий маршрут может пересекать участок диагонально – чем меньше расстояние, тем менее перегруженной будет дорожно-тропиночная сеть.
- Прогулочный маршрут создается таким образом, чтобы можно было обойти весь участок, периодически останавливаясь в основных функциональных зонах сада.
При устройстве сети необходимо обязательно учитывать площадки, ведь порой без них просто невозможно обойтись. Как правило, в них организовываются уютные зоны отдыха, в которых объединяется несколько дорожек. На площадках можно установить стильные декоративные элементы, среди которых могут быть:
— клумбы с яркими цветами и пр.
Дорожно-тропиночная сеть — проектирование
При проектировании профессиональный ландшафтный дизайнер делает все, чтобы максимально удобно и гармонично расположить главные элементы сада и проложить основные маршруты так, чтобы обеспечить удобство передвижения по участку и последующего ухода за цветниками.
Правильно организованная дорожно-тропиночная сеть включает в себя тщательный анализ территории, необходимо обратить внимание на:
- перепады высот;
- уклоны;
- уровень залегания грунтовых вод и пр.
Техническая часть проектирования состоит из оценки требований к функциональности сети. Из этого рассчитывается возможная оказываемая нагрузка на определенный участок – в зависимости от нее и определяется принцип устройства той или иной функциональной зоны.
План дорожно-тропиночной сети
Дорожно-тропиночная сеть должна быть подробно распланирована, лишь в этом случае вы сможете грамотно разделить свой участок на функциональные зоны.
В плане необходимо указать тип покрытия, который будет использоваться в той или иной части сада:
- тротуарная плитка;
- натуральный камень;
- гравийная отсыпка и пр.
На план мощений также необходимо нанести подпорные стенки и их конструктивные разрезы. Если ваш участок имеет заметные уклоны или сложный нестандартный рельеф, дорожно-тропиночная сеть может включать в себя террасирование: подпорные стенки могут выделить более высокую часть сада, это сделает оформление участка более интересным.
Очень важно, чтобы дорожно-тропиночная сеть была спроектирована и спланирована по-настоящему грамотным квалифицированным специалистом, лишь в этом случае она будет выполнять не только практическую, но и декоративную функцию.
Особенно внимательно рекомендуем отнестись к типу покрытия, ведь именно от него зачастую зависит красота тропинки и то, как она сочетается с общим оформлением сада.
Компания Land-Arch предлагает услугу организации дорожно-тропиночной сети на вашем участке. Мы создадим настоящее произведение искусства, которое гармонично впишется в дизайн вашего участка и украсит его.
Источник статьи: http://land-arch.ru/dorozhno-tropinochnayz-set.php
3.10. Устройство дорожно-тропиночной сети
3. Создание зеленых насаждений
3.10.1. Строительство дорожно-тропиночной сети на объекте благоустройства должно производиться согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.
3.10.2. Вся дорожно-тропиночная сеть прежде всего должна быть вынесена согласно проекту и разбивочному чертежу в натуру. Разметка дорожно-тропиночной сети и вырезка корыта производятся после вертикальной планировки территории и насыпки растительного грунта. Трассы основных дорог выносятся по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов, радиусов закруглений и переломов рельефа; вырывается «корыто» и проводится планировка полотна дорожки с учетом требуемых уклонов; отбиваются границы дороги и создается поперечный профиль с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале.
3.10.3. Для создания грунтовой дорожки «корыто» заполняется однородным грунтом и тщательно орошается водой с пропиткой на 5-6 см. Поверхность полотна уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу.
До начала укатки по краю дорожки устраивают опорные бровки из растительной земли или дернины шириной 50 см.
Опорные бровки делают строго по шнуру подсыпкой земли, которую равномерно рассыпают, планируют и утрамбовывают с помощью трамбовок. Готовую бровку засевают двойной нормой семян газонных трав или укладывают ленту дерна шириной 10-15 см с забивкой в нее деревянных укрепительных спиц.
Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой, если тонкие предметы с круглым сечением (спицы, гвозди и т.д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя.
3.10.4. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию (п. 3.10.3); полотно основания предварительно фрезеруется, и по нему рассыпаются указанные смеси; затем повторно поверхность профилируется и укатывается. Толщина слоя покрытия для пешеходных дорожек — до 12 см.
3.10.5. При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями одежд вдоль границ подготовленного основания (п. 3.10.2) устраиваются опорные бровки (п. 3.10.3) или устанавливается бордюр (бортовой камень). Для этого открывается канавка глубиной 10 см и шириной 12 см, ложе канавки планируется, укладывается бетонная подушка и устанавливается бортовой камень, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бортовыми камнями заливают раствором на портландцементе марки не ниже 400, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. Швы должны быть не более 10 мм.
Вместо бетонного бордюра можно использовать пластиковую или металлическую ленту, которая заглубляется с таким расчетом, чтобы верхний край был на 3-4 см выше уровня дорожки.
После установки бордюра и подготовки полотна (п. 3.10.2) по его поверхности рассыпается слой щебня и выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки; спрофилированную поверхность увлажняют (10 л/кв. м поверхности) и укатывают катком весом не менее 1,5 т с проходом по одному следу 5-7 раз от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3.
Толщина уплотненного щебня не должна превышать 15 см.
Щебеночное основание считается подготовленным, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается.
На подготовленное основание наносятся высевки крепких пород или спецсмеси, разравниваются по шаблону (с учетом уклонов); покрытие увлажняется (10 л/кв. м), после подсыхания укатывается катком до 1 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности.
Укатанное по высевкам полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для цементирования высевок, затем вновь прокатывается катком массой 1 т.
Готовность верхнего покрытия щебеночных покрытий определяется тем же способом, что и грунтовых (п. 3.10.3).
3.10.6. Вдоль бортового камня со стороны газона должен быть проложен дренаж полосой 50 см с целью сбора и отвода воды с газонного покрытия.
3.10.7. Технологический процесс устройства дорожек из монолитного бетона заключается в обеспечении четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюрного камня; подготовки щебеночного основания; укладки бетонной массы равномерным слоем по поверхности основания и выравниванием ее лопаткой, мастерком или специальной доской; укатывания катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. Укатка производится с помощью моторных механизмов, выравнивающих и трамбующих поверхность бетона.
На монолитный бетон может быть нанесен рисунок (квадраты, круги, волны и т.п.); добавлен цветной гравий с зернами 1-3 см в диаметре; уложены деревянные рейки, имитирующие плиточное покрытие; вдавлена в еще не затвердевший бетон цветная галька, сочетая которую с гравием можно получить разнообразные рисунки.
3.10.8. При устройстве дорожек из бетонных плиток основание делается из щебня или чистого песка. По подготовленному полотну выстилается слой щебня, планируется по уклонам, укатывается катками; по укатанному основанию выстилается слой бетона или цементно-песчаной смеси, и по нему укладываются плитки. При укладке вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка; поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Швы заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью.
Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов.
При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку, втапливая плитку в песок на 2/3 ее толщины; поверхность плиток нивелируется. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеиваются семенами газонных трав.
Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или бетонного камня (поребрика). Необходимо при укладке обеспечить плотное прилегание плиток к бровке и друг к другу.
Плитки принято укладывать вровень с прилегающей поверхностью газона или на 2 см выше.
3.10.9. Устройство дорожек с применением каменных плит (пиленных машинным способом), кирпича, торцовых шашек и кругляков от стволов деревьев аналогично укладке бетонных плит.
3.10.10. Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шашки или кругляки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3-6 мм заполняют песком.
3.10.11. Все законченные покрытия рекомендуется выдерживать в течение 3-4 дней без эксплуатации.
Примечание. Устройство дорожно-тропиночной сети на участке является обязательным элементом работ по благоустройству территории, осуществляемых компанией «ПозитивПроект». Планирование дорожек и тропинок осуществляется на стадии ландшафтного проектирования с учетом рельефа местности участка, а также зонирования участка. При обустройстве дорожек соблюдаются все общестроительные нормы и применяются качественные материалы, наиболее полно соответствующие общей стилистической направленности ландшафтного дизайна участка. Результатом проведенных работ является тщательно продуманная и качественно выполненная дорожно-тропиночная сеть, которая позволяет достигнуть любого уголка участка в любую погоду.
Компания “ПозитивПроект” предлагает
Источник статьи: http://www.ginkgo.ru/docs/rules/creation/3_10/
Дорожно тропиночная сеть ландшафт
Дорожно-тропиночная сеть представляет собой некий единый комплекс, состоящий из дорог, дорожек, тропинок, площадок и парковок, который для максимального удобства связывает друг с другом все имеющиеся на участке функциональные зоны. Здесь мы рассмотрим немаловажную тему, касающуюся дорог, дорожек и тропинок на Вашем участке.
Месторасположение и направление дорожек в Вашем Поместье необходимо продумать в самом начале планирования Вашего Поместья.
Возможно, кто-то скажет, что «Зачем мудрствовать с дорожками, ведь они нужны только для того, чтобы соединить друг с другом различные объекты сада или различные его зоны. Достаточно на бумаге набросать примерную схему, а затем быстренько реализовать её на участке.»
Однако, не всё так просто, как кажется. Да, можно сделать и так — просто и быстро. Но что в конечном итоге Вы получите?
Если Вы не учтёте эстетические и функциональные нюансы, то получите скучные, неудобные и некрасивые дорожки. В конечном итоге Вы же сами будете прокладывать дополнительные тропинки, портящие внешний вид Вашего поместья. Маловероятно, что такая ситуация сможет Вам понравиться.
И наоборот, если у Вас будут изящные дорожки с красивыми изгибами, подчёркнутые эффектными материалами при мощении, органично дополняющие окружающий ландшафт. Дорожки станут ярким украшением Вашего поместья. Функциональные зоны Поместья и другие элементы ландшафтного дизайна соединяются дорожками как путеводными нитями. Дорожки помогают достичь художественной завершённости всего облика поместья.
Итак, приступим к созданию дорожек в нашем Поместье.
- На плане нужно отобразить все предполагаемые постройки, объекты инфраструктуры (площадки, дорожки, коммуникации и т.д.), уже имеющиеся и планируемые на участке деревья и водоёмы. На плане нужно также отобразить красивые виды, точки с наилучшим обзором прекрасного вида на великолепный цветник. Ведь Вам наверняка захочется привести своих гостей именно сюда, демонстрируя свои таланты садовода.
- После выполнения зонирования на своём участке, Вы начинаете продумывать и отрисовывать все дорожки, создавая таким образом дорожно-тропиночную сеть. Вы мысленно начинаете протаптывать дорожки, где бы Вам удобно было бы ходить. Старайтесь избегать сильно вытянутых окружностей и резких поворотов. Создавая дорожки, не забывайте и об эстетической стороне. Стилистика Вашего поместья будет задавать тон внешнему виду дорожек.
- После определения месторасположения дорожек на плане, переходите к их планированию на участке. Разместите колья согласно Вашему плану и натяните бечёвку.
- Обойдите все планируемые дорожки на реальном участке, исправляя все недочёты. Сами ноги подскажут Вам где и как нужно проложить дорожку. Это поможет Вам лучше прочувствовать истинное месторасположение дорожек. Если необходимо, то переставьте колья. Ищите местоположение дорожек до тех пор, пока не получите устраивающий Вас вариант. Лучше выполнять дорожки там, где находятся тропинки.
- Рассчитайте площадь дорожек и затем определите необходимое количество материала. К полученной величине прибавьте 20 – 30 % на различные непредвиденные расходы.
- После проведения всех подготовительных работ переходите к воплощению задуманного.
При проектировании дорожно-тропиночной сети необходимо учесть следующие моменты:
- Маршрут ведения дорожек на участке должен иметь определённую логику.
Иногда на участке можно встретить следующее: идёшь по дорожке и вдруг она заканчивается ничем или упирается в забор. Куда она вела и зачем она нужна остаётся загадкой. При проектировании дорожки необходимо поставить вопрос и получить на него ответ: Куда эта дорожка должна привести меня? На плане с постройками начертите линией дорожку в соответствии с количеством построек и различных зон на участке. Таким образом, Вы увидите конечную цель своего маршрута.
- Длина дорожек должна быть максимально короткой.
Выбирайте длину дорожек максимально короткой, чтобы была возможность добраться до того или иного объекта самым коротким путём.
- Дорожки должны плавно поворачивать, очень большие углы должны быть скруглены.
Часто можно встретить такую ситуацию: дорожка идёт прямо, затем очень резко поворачивает, практически под прямым углом. Психологически человек бессознательно старается выбрать более короткий маршрут, срезая углы. При таких дорожках с большой долей вероятности все будут ходить по газону. В результате этого у Вас появятся дополнительные тропинки, которые не будут украшать Ваш ландшафт. Да и при прохождении с садовой тележкой это будет также причинять неудобства.
В качестве примера для пунктов 2 и 3 приведём вот такой вариант неправильного проектирования дорожки, как показано на левом рисунке. Здесь неоправданная извилистость дорожки. Через некоторое время получим в результате дополнительные тропинки, которые не будут украшать наш участок.
Как этого избежать? На бумаге прорисуйте несколько вариантов изгиба дорожки и выберете тот, который будет наиболее удачным на Ваш взгляд. При создании дорожки на участке – разместите колья и натяните бечёвку. Попробуйте по ней походить. Возможно Вам придётся снова изменить конфигурацию дорожки. Не приступайте к окончательному устройству дорожки, пока не получите её удобную форму.
- Продумайте количество дорожек подходящих к каждой зоне.
Для большего удобства лучше предусмотреть подходы к каждой зоне с нескольких сторон. Хорошим решением будет, если к каждой зоне (например, к летней кухне, беседке, огороду, к скотному двору и т.д.) можно подойти с двух сторон. Следует стараться избегать дублирующих дорожек. А также стараться следить за тем, чтобы не переусердствовать в создании слишком большого количества дорожек. Количество дорожек считается оптимальным, если их общая площадь не более 15 % от общей площади участка.
- Материал дорожки должен соответствовать её назначению.
При проектировании дорожек следует учитывать её функциональность и использовать для неё соответствующий материал.
Например, сделав красивое мощение из плитки под парковку, Вы через некоторое время эксплуатации заметите, что её вид будет желать лучшего. Для парковки может подойти брусчатка, асфальт или бетон. Для придания более декоративного вида бетону можно использовать трафарет, имитирующий природный камень. При этом нужно учитывать толщину покрытия. Так для пешеходной дорожки достаточно будет, если толщина покрытия будет 50 мм, а для дорожек, на которых предполагается использовать садовые тачки, толщина должна быть 75 мм.
- Учитывайте стиль и цвет дома, сада при выборе материала для дорожек.
При создании гармоничного и стильного поместья нужно учитывать гармоничное сочетание цвета и материала дорожек и строений на участке.
Нужно избегать слишком агрессивных цветов и стараться выполнять всё в одной цветовой гамме. От слишком агрессивных тонов происходит дискомфорт и из этого места хочется поскорее уйти. Примером такого варианта может быть: дом ярко жёлтого цвета, к которому подходит дорожка ядрёного фиолетового цвета. Чтобы такого не случилось лучше при выборе цвета руководствоваться правилом: цвет дорожки должен соответствовать цвету дома, дорожка может быть на тон темнее цвета дома.
В создании дорожек важно учитывать не только цвет, но и материал. Стиль дома и сада влияет на материал и стиль дорожки. Так, если дом в русском стиле, то дорожку можно сделать из деревянных спилов. Для дома в английском стиле, дорожку можно сделать из натурального камня или дерева. К дому в итальянском или голландском стиле будет уместной дорожка из камня, плитки или брусчатки.
- Необходимо учитывать рельеф участка, особенности грунта и климатические особенности местности.
Проектирование дорожно-тропиночной сети поместья осуществляется в соответствии с рельефом участка, который может быть ровным, многоступенчатым (при наличии существенных высотных перепадов) или «блюдцеобразным».
Если Ваш участок имеет довольно крутой склон, то прямые дорожки на нём будут не совсем удобны. Подниматься по ним будет затруднительно. Несколько дорожек пересекающих склон по диагонали или дорожка в виде «змейки», которая даст возможность подниматься не строго вверх, в этом случае будет более удобной.
В зоне пруда очевидно будут пересекаться несколько дорожек, расходясь от него подобно лучикам солнышка.
Случается так, что уже после первой весны Ваша дорожка требует ремонта. В каких-то местах образовались трещины и щели, а где-то место провалилось и образовалась яма. Поэтому, чтобы такого не происходило, очень важно при проектировании дорожек учитывать состав грунта.
Если у Вас подвижные, пучинистые почвы, то для них лучше использовать сыпучие материалы – щебень, гравий, отсев и т.п. На пучинистых грунтах для устройства дорожек можно использовать монолитный бетон с армирующей обвязкой (армирующая обвязка служит для предотвращения растрескивания поверхности дорожки). В таких случаях от использования брусчатки лучше сразу отказаться.
- Обязательно продумайте ширину дорожек.
Ширина дорожки находится в зависимости от её назначения. Дорожки могут иметь различное назначение. Согласно классификации, принятой в садово-парковом дизайне они могут иметь декоративное и утилитарное назначение. Они могут быть главными или второстепенными, жёсткими или мягкими, прямыми или зигзагообразными, широкими или узкими.
Представьте себе, что Вы идёте по дорожке, а навстречу Вам кто-то идёт с садовой тачкой. Но дорожка довольно узка и Вам вдвоём не разойтись, поскольку она рассчитана на одного человека. Кому-то из Вас придётся сойти на газон, что совсем неудобно, особенно если только что прошёл дождь. Чтобы этого не произошло, ширина дорожек должна быть продумана заранее.
Так, если предполагается, что дорожка будет использована как пешеходная или прогулочная, то вполне достаточно, чтобы её ширина была 55 – 75 см. Если эта дорожка предполагается не только для прогулок, но и для работы (Вы будете ходить по ней с садовой тачкой) – ширина её должна быть не менее 92 см. Место для автомобильной парковки должно быть не менее 230 см, а для инвалидов не менее 350 см.
- Дорожки должны иметь уклон.
Уклон дорожек очень важен, особенно после дождя. Благодаря уклону вода будет уходить и не будет скапливаться лужами на дорожках.
Чтобы этого не случилось, при разметке нужно использовать строительный уровень. Все широкие подъездные дороги и дорожки средней ширины должны иметь небольшой наклон (односторонний или двусторонний), направленный к дренажным канавам. Необходимо также сделать дренаж для отвода излишней воды.
- Учитывайте стиль дома, сада при проектировании формы дорожек.
Главная дорожка связывает все зоны и элементы поместья. Внешний вид её зависит от стиля Вашего поместья. Если поместье имеет регулярный стиль, то она будет прямой как стрела и зачастую совпадает по ориентации с композиционной осью. Композиционная ось в ландшафтном дизайне представляет собой некую условную линию, на которую осуществляют «нанизывание» остальных элементов. Пейзажный стиль поместья подразумевает дорожки, которые свободно разветвляются вокруг пространственной композиционной оси. Независимо от стиля Вашего поместья дорожки не должны быть чрезмерно широкими и витиеватыми.
- Дорожка не должна быть выше или ниже уровня газона.
При проектировании необходимо учитывать естественный рельеф участка – учесть высоты и низины. В этом нам поможет топографическая съёмка участка. На начальном этапе необходимо предусмотреть будет ли завозиться или вывозиться грунт.
Если Вы смотрите на дорожку и у Вас возникает ощущение, что дорожка как будто взлетела над газоном или наоборот, провалилась. Это ощущение возникает вследствие того, что Вы не учли уровень газона. При сооружении дорожки надо было опустить или наоборот поднять её уровень. Уровень грунта у газона должен быть на 2 – 3 см ниже уровня дорожки.
- Расположение отмостки дома и дорожки.
Если у Вас дорожка располагается рядом с домом, то необходимо продумать их взаиморасположение. Рассмотрите такой вариант, чтобы объединить отмостки и дорожку в единое. Сделайте так чтобы ширина отмостки была бы удобной для её использования как дорожки. Плавно соедините отмостку с дорожкой.
Мы рассмотрели некоторые важные аспекты при проектировании Дорожно-тропиночной сети в Вашем поместье, которые необходимо учитывать при проектировании. Наверняка есть ещё важные нюансы, которые Вы обнаружите при проектировании. Желаю Вам удачи в проектировании Вашего поместья и как можно больше тонкостей и нюансов предусмотреть на стадии проектирования. Чтобы потом как можно меньше было недочётов и переделок. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.
Источник статьи: http://kolivanovo.ru/landshaftnyj-dizajn/proektirovanie-uchastka/dorogi-dorozhki-tropinki/proektirovanie-dorozhno-tropinochnoj-seti.html