Диктант_лес_ранней_осенью

Русский язык

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание имен собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; умение переносить слова.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

Слова для справок: небо, пора, дует, скачут.

Грамматические задания

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Разделите для переноса слова: теплые, уснул.

Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.

Слова для справок: у рощи, пёстрые, себе.

Грамматические задания

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Укажите количество звуков и букв в словах: Юра, гулять.

Контрольное списывание

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

Чудесный летний день мальчики бегут на речку у воды шумят камыши волны тихо плещутся Боря Чайкин закинул удочки показались две большие щуки щуки хороши

Работа над предложением, текстом

1. Составьте текст обучающего изложения по вопросам.

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом? (Зеленый.)

2. Какими стали осенью березы? (Желтыми.)

3. Что произошло с осинами? (Покраснели.)

4. На что похож маленький клен? (Букет цветов.)

5. Какие у него листья? (Зеленые, желтые, красные, коричневые.)

Слова для справок: у него.

2. Составьте 3–4 предложения на данную тему, используя опорные слова.

Осенью, льет, деревья, дождь, ветер, листья, птицы.

3. Дополните незаконченные предложения подходящими по смыслу словами.

3-й класс

Диктант

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, разделительного мягкого знака, звонких и глухих согласных на конце слова.

Вариант 1

На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. Ласточки и соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Слова для справок: утренний, затянет.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Слова осенний, тропинки разберите по составу.

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

Читайте также:  Калорийность_гриба_синяя_ножка

Слова для справок: барсук, барсучонок, перекатывались.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Разберите по составу слова: зверек, маленький.

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

1. Найдите границы предложений. Спишите текст, расставив знаки препинания.

2. В словах травинки, листочки выделите корень.

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки.

Работа над предложением, текстом

1. Текст обучающего изложения по коллективно составленному плану.

В гнезде были птенчики ласточки. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Он упал в кусты. Ласточка кружилась над ним. Она жалобно кричала. Помочь птенчику мать не могла. Это увидел Петя. Мальчик осторожно вытащил птенчика из кустов. Потом Петя положил его в родное гнездо.

1. Птенчик выпал из гнезда.

2. Ласточка не может ему помочь.

3. Петя возвращает птенца в родное гнездо.

Представьте, что вы с товарищами пошли в осенний лес собирать грибы. Вдруг тишину осеннего леса нарушили какие-то звуки. Вам потом удалось узнать, кто это был. Составьте текст. Начните так:

Однажды осенью я с друзьями пошел в лес за грибами. В лесу было тихо. Вдруг раздались странные звуки. Мы притаились….

3. Составить и записать несколько предложений на следующие темы:

в) Лес, точно терем расписной,

4-й класс

Диктант

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Темным и мрачным стоит в эту пору лес.
Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Все засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Слово для справки: взойдет.

Грамматические задания

1. Найдите предложение с однородными членами.

2. Выпишите из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы-орфограммы подчеркните:

– безударные гласные в корне слова;
– непроизносимые согласные.

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины. Точно белые красавицы, глядят в воду кудрявые березки. На светлых полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Слова для справок: точно, каждым.

Грамматические задания

1. В восьмом предложении подчеркните главные члены предложения. 2. Укажите части речи в последнем предложении.3. Запишите, как называется лес из одних осин, елей, дубов.

Контрольное списывание

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы, выписывать указанные части текста.

1. Прочитайте текст. Найдите две орфографические ошибки. Спишите текст в исправленном виде.

Осенним утром шел я по лесной тропинке. Под ногами хрустела трава, шуршали сухие листья. Взошло сонце. Березка, вся усыпанная капельками воды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цветами радуги, как чудесная хрустальная люстра.
Я осторожно встряхнул деревце. Послышался легкий звон. Утренний марозец превратил капли воды в прозрачные ледяные хрусталики.
Вокруг искрились и переливались звонкие березовые люстры.

Читайте также:  Незаконная_рубка_защитных_лесов

Работа над предложением, текстом

1. Изложение с языковым анализом текста.

Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.
Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодный воды. Заблестел ручеек. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.
Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

Прочитайте начало текста. Продолжите текст так, чтобы получилось описание. Озаглавьте текст.

Прекрасен лес ранней осенью! Каких только красок здесь нет! …

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках. Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря. Страшно робкому зайчишке. Всё кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег.

Источник

Контрольный диктант за 1 четверть. 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный диктант с грамматическим заданием, который уместно провести по итогам 1 четверти. В этой работе проверяются следующие знания:

1. правописание суффиксов причастий,

2. знаки препинания при причастном обороте.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный диктант за 1 четверть. 7 класс.»

Диктант по итогу 1 четверти

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика 4 . Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние поздние цветы 4 . Готовятся к отлёту певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (120 слов)

Диктант по итогу 1 четверти
Осенний лес. Красив русский лес в осенние дни. На з. л. том фон. пож. лтевшей л. ствы выделяют(. )ся яркие пятна клёнов и осин ра. краш. нных осенью. Ш. лестит под н. гами л. ства опавшая с д. рев. ев. Кое-где в. днеет(. )ся шляпка поз. него подосиновика. Тонко пр. св. стит рябчик прокличут в неб. журавли прол. та. щие косяком. Что(то) грус. ное, прощ. льное слыш. тся и вид. тся в осе(нн;н)ем л. су наполненном тиш. ной. Идёш. по такому лесу расцвеченн. му красками и поэтическ..м чу. ством наполня. т(. )ся душа. Бабьим летом называли на д. ревн. это осе(нн;н)ее время. Пр. зрачен и чист воздух пр. зрач(. )на в. да в л. сных руч. ях. Цветут осе(нн;н)ие поз. ние цв. ты. Готовят(. )ся к отлёту певч. птицы. Иногда з. тр. щит в л. су дрозд з. стучит дятел сидящий на сух. дерев. . Ещё з. лёный ст. ит на краю леса старый ра. весистый дуб роня. щий на землю спелые ж. луди. (По Соколову-Микитову.)

  1. Сделать морфемный разбор:
  1. Выписать из текста:
  1. Обозначить графически все причастные обороты в тексте.
Читайте также:  Возле_леса_возле_гор

Осенний лес. Кр. сив русский лес в осе(нн;н)ие дни. На з. лотом фоне листвы выделяют. ся яркие пятна клёнов, ра. крашенных осенью. Шелестит под н. гами л. ства опавшая с деревьев. Виднеет. ся шляпка подосиновика. Что(то) грус. ное слышится и вид. тся в осеннем лесу. Идёшь по такому лесу, и поэтическим чувством наполняется душа. Прозрачен и чист воздух, прозрач. на вода в лесных руч. ях. Ещё цветут осенние цветы. Иногда затр. щит в лесу дрозд застучит дятел. Ещё з. лёный стоит на краю леса старый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (По Соколову-Микитову.)

1. Сделать синтаксический разбор предложения: Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел. 2. Выписать из текста одно причастие. 3. Обозначить графически 3 причастных оборота в тексте.

Осенний лес. Кр. сив русский лес в осе(нн;н)ие дни. На з. лотом фоне листвы выделяют. ся яркие пятна клёнов, ра. крашенных осенью. Шелестит под н. гами л. ства опавшая с деревьев. Виднеет. ся шляпка подосиновика. Что(то) грус. ное слышится и вид. тся в осеннем лесу. Идёшь по такому лесу, и поэтическим чувством наполняется душа. Прозрачен и чист воздух, прозрач. на вода в лесных руч. ях. Ещё цветут осенние цветы. Иногда затр. щит в лесу дрозд застучит дятел. Ещё з. лёный стоит на краю леса старый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (По Соколову-Микитову.)

1. Сделать синтаксический разбор предложения: Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел. 2. Выписать из текста одно причастие. 3. Обозначить графически 3 причастных оборота в тексте.

Источник

Лексика. «Лес осенью». Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 6 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный диктант на тему «Лексика» подготовлен на основании орфограмм и пунтограмм, изученных шестиклассниками в процессе обучения русскому языку. Диктант основан на рассказе И.С.Соколова-Микитова «Лес осенью».

Просмотр содержимого документа
«Лексика. «Лес осенью». Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 6 класса.»

Контрольный диктант в 6 классе по теме «Лексика».

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. (86 слов) (И. С. Соколов-Микитов)

Грамматическое задание.

1.Подберите антонимы к словам: медленно, тихо, легко, грустное.

2.Сделайте морфемный разбор слов: невесомые, просвистит, цветистом.

3.Сделайте морфологический разбор слова: паутины.

4.Сделайте фонетический разбор слова: ручьях.

5.Сделайте синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца.

6. Подберите слова (сходные по лексическому значению) к слову «канава».

Источник

Оцените статью