- Односкатная крыша для деревянного навеса — стропила и настил
- Для чего нужен навес и в чем преимущества навеса из дерева
- Назначение
- Достоинства и недостатки
- Какое дерево использовать для навесов
- Конструкция
- Односкатная крыша
- Двускатная крыша
- Арочная крыша
- Купольная, шатровая, многощипцовая крыши
- Кровельный материал
- Стоимость
- Навес для автомобиля с односкатной крышей
- Навес для автомобиля с 4-скатной крышей
- Навес с односкатной крышей и перголой
- Навес с двускатной крышей для барбекю
Односкатная крыша для деревянного навеса — стропила и настил
Поверх обвязок укладываются стропила, которые служат основной несущей конструкцией покрытия (крыши). Для того чтобы атмосферная вода стекала с поверхности крыши, последней необходимо придать определенный уклон. В соответствии с этим продольные обвязки располагаются на различной высоте (черт. 13).
Черт. 13. Чертеж односкатного навеса
Крыша представляет собою в данном случае одну наклонную поверхность (один скат) и поэтому называется односкатной. Уклон крыши делается обычно равным ¼—⅛ от величины пролета (25—12,5% или 14—7°).
Стропила делаются из бревен, пластин, брусьев или поставленных на ребро досок (черт. 17). Концы стропильных ног свешиваются обычно по обе стороны от продольной обвязки на 0,50—0,75 м (черт- 13 и 17).
Черт. 17. Стропильные ноги и настил по ним
Устройство свесов экономически выгодно, так как при той же площади крыши, а следовательно и при той же длине стропильных ног представляется возможным уменьшить расстояние между обеими продольными обвязками; вследствие же меньшего пролета стропильных ног им можно придать меньшее сечение.
С обвязкой стропильные ноги связываются врубкой, как показано на черт. 17, скрепляются гвоздями или разворотной скобой. Такие скобы особенно удобны, когда приходится соединять два пересекающихся под углом бревна или бруса (обвязка и стропильная нога). Поверх стропильных ног пришивается гвоздями настил из досок (черт. 17). Доски могут быть полуобрезные, так как в данном случае требуется только одна гладкая поверхность (под кровлю); в соответствии с этим; доски пришиваются обливинами вниз. Длина гвоздей должна в 2½—3 раза превышать толщину прибиваемых досок.
Размеры сечения стропильных ног и толщина досок настила определяются расчетом (способам расчета учит строительная механика). Для описываемых здесь видов навеса обычно расстояние между стропильными ногами принимается равным 1,0—1,25 м, а толщина досок настила 2,5—3,0 см, причем ширина досок должна быть по возможности мала (от 12 до 16 см), так как широкие доски сильнее усыхают и коробятся, вследствие чего повреждается кровля.
Если расстояние между стропильными ногами принимается более значительным, то по стропильным ногам укладываются через 1,0—1,5 л обрешетины (черт. 19) и по ним укладываются доски настила. которые в этом случае располагаются не поперек ската, а вдоль.
Черт. 19. Настил по обрешетинам
Иногда настил устраивается в целях меньшего усыхания из узких тоненьких (19 мм) реек, укладываемых по часто расположенным обрешетинам, причем рейки укладываются под углом 45° к скату крыши (так называемый косой настил—черт. 20).
Черт. 20. Косой настил
Наивыгоднейшее расстояние между стропильными ногами и наивыгоднейшая в связи с этим толщина досок настила определяются путем сравнительных экономических подсчетов.
Концы продольных обвязок обыкновенно перепускаются за крайние стойки, стропильные же ноги по возможности распределяются вдоль обвязки таким образом, чтобы они не приходились над местами сопряжения с подкосами (черт. 17), так как совпадение в одном месте двух врубок излишне ослабляет сечение обвязки.
Источник статьи: http://kosour.ru/odnoskatnaya-krysha-dlya-derevyannogo-navesa-stropila-i-nastil.html
Для чего нужен навес и в чем преимущества навеса из дерева
Навес на загородном участке — обязательный элемент.
Хоть самый маленький — над крыльцом, но придется соорудить.
Кто-то скажет, что древесина из-за множества недостатков плохо подходит для таких целей.
На самом деле, деревянный навес вполне имеет право на жизнь.
Назначение
Навесы из дерева сооружают для решения самых разных задач. Вот несколько примеров:
- Козырек над входом в дом. Особенно уместен деревянный вариант на доме из бревна или бруса.
- «Столовая» на открытом воздухе рядом с домом или летней кухней. Помимо стола и скамеек здесь можно установить мангал.
- Крыша для зоны отдыха. Сооружается над лавочкой, детской горкой или качелями.
- Пристроенная к дому терраса.
- Стоянка для автомобиля. Деревянный навес обойдется гораздо дешевле гаража, а от дождя и града защитит транспортное средство не хуже.
- Дровник. Помимо или вместо дров под навесом удобно хранить сено и садовую технику.
- Беседка.
- Галерея над дорожкой от калитки до крыльца дома.
Достоинства и недостатки
К сильным сторонам древесины как строительного материала относятся:
- Доступность материала. Брус или доски приобрести проще, чем металлопрокат.
- Низкая стоимость. Металлический навес обходится дорого, тогда как деревянный доступен даже лицам с низким достатком. Можно использовать горбыль — он стоит копейки (отходы деревообработки) либо вообще изготовить жерди самостоятельно из тонких деревьев в ближайшем лесу.
- Транспортабельность. Пиломатериалы весят меньше, чем стальной прокат, потому доставить их на стройплощадку проще.
- Возможность монтажа в одиночку. Тоже объясняется малым весом заготовок.
- Простота в обработке. Деревянную доску можно распилить, отшлифовать и просверлить немеханизированным инструментом и достаточно быстро. То же относится к сборке конструкции: элементы скрепляются посредством врубок и саморезов и это можно делать вручную. Для работы со сталью требуется электроинструмент, а для сборки — сварочный аппарат.
- Привлекательный вид. Деревянный навес смотрится в загородном ландшафте натуралистично и естественно за исключением тех редких случаев, когда участок намеренно оформлен в стиле «хай тек».
Автомобили под навесом
Недостатки у древесины такие:
- Потребность в частом уходе. Дерево подвержено гниению, потому его относительно часто приходится подкрашивать или покрывать лаком.
- Короткий срок службы. Даже при самом тщательном уходе, деревянный навес прослужит меньше стального.
- Прихотливость в температурно-влажностном режиме. При определенных условиях, деревянные заготовки могут рассохнуться, покоробиться или, наоборот, разбухнуть. Это приводит к деформациям и сокращению срока службы.
- Низкая прочность, хрупкость. Сталь выдерживает намного более высокие нагрузки. При ударах она сгибается, а дерево — дает трещину.
- Горючесть. Обработка антипиренами не предотвращает, а лишь затрудняет воспламенение.
Какое дерево использовать для навесов
Для строительства навесов лучше всего подходит древесина влагостойких пород, например, дуб, бук, сибирская лиственница, тиковое дерево. Но и дешевую хвойную древесину использовать можно.
Сечение элементов подбирают по результатам расчета на прочность, учитывающего:
- собственный вес конструкции;
- ветровые нагрузки;
- вес снега.
В основном применяются брусья и доски таких размеров:
- Вертикальные опоры: оцилиндрованное бревно диаметром 10 – 20 см и массивный или клееный брус со стороной сечения 10 – 15 см.
- Стропила больших навесов и элементы козырьков над крыльцом: используются бруски сечением 4х4, 5х4, 5х5, 6х5 и 6х6 см, доски 10х2,5 см.
- Обрешетка, решетки для украшения проемов: используются рейки сечением 4х1,5 или 4х2 см. Для декоративных решеток — рейки 1,5х0,5 см. Сплошную обрешетку для мягких кровельных покрытий (битумная черепица, рулонные материалы) изготавливают из фанеры или ДСП.
- Арки: в дешевых разновидностях арку набирают из нескольких скрепленных между собой фрагментов доски, при небольших размерах — вырезают из толстой фанеры. Арки для элитных навесов изготавливают по особой технологии: склеивают из нескольких элементов и выдерживают в течение 24-х часов в специальном устройстве — пресс-вайме. За это время происходит отвердение клея, внутренние напряжения в конструкции стабилизируются. Такие арки называют гнутоклееные. Несущая способность и прочность у них почти такие же, как у металлических.
- Декор: применяют резьбу по дереву, пни, коряги. Навесы в рустикальном или деревенском стиле строят из необработанных стволов деревьев.
Навес на деревянных опорах
Самые дорогие навесы строят из наиболее качественной древесины, изготавливаемой следующим способом:
- Радиальный распил: при роспуске ствола на доски, материал из центральной части ствола называют радиальным распилом, все остальное — тангенциальным. Древесина радиального распила содержит минимум дефектов.
- Камерная сушка: доски помещают в сушильную камеру, где подвергают нагреву с точным контролем температуры, влажности и времени выдержки. Такая древесина, в отличие от материала естественной влажности, не дает усадку и не растрескивается.
Конструкция
По способу опирания навесы делятся на три вида:
- Консольные: крепятся к стене строения и не имеют опор. Типичным представителем данной группы является козырек над входом.
- Приставные: устанавливаются возле стены строения и одной стороной крепятся к ней. Узел примыкания устроен так: к стене прикручивают дюбелями мощный горизонтальный брус с размерами сечения, например, 15х5 см и на него опирают одной стороной стропила и брусья верхней обвязки. Противоположная сторона сооружения опирается на вертикальные опоры (стойки).
- Отдельно стоящие: независимая конструкция, крыша опирается только на собственные вертикальные опоры. Такие навесы особенно требовательны к качеству расчета на прочность под действием внешних нагрузок – ветровых и снеговых.
Стойки навесов устанавливаются на фундамент. На хороших грунтах достаточно свайного или столбчатого фундамента. На слабых применяют фундаменты ленточные.
Деревянный навес пристроенный к зданию из клееного бруса
Навесы оборудуют такими видами крыш:
- односкатной;
- двускатной;
- арочной;
- купольной, многощипцовой и шатровой.
Односкатная крыша
Вариант самый простой и потому популярный. Конструкция крыши состоит только из стропил и обрешетки.
- архитектура навеса с такой кровлей — тоже бесхитростная;
- не подходит для навесов большой площади.
Двускатная крыша
Более сложный вариант, но зато интересно смотрится и подходит для больших навесов.
Различают два вида стропильных систем для двускатной крыши:
- С наслонными стропилами. Посредине на стойках устанавливают брус, называемый коньковым. Стропила опираются одним концом на него, другим — на брусья верхней обвязки, играющие роль мауэрлата.
- С висячими стропилами. Стропильные ноги в верхней точке упираются друг в друга, а их срединные части связываются горизонтальной балкой — затяжкой. Такая конструкция называется стропильной фермой. При определенных углах наклона под нагрузкой от снега, затяжка может испытывать не растягивающее, а сжимающее усилие. При значительной длине ей придают устойчивость путем связывания срединной части с вершиной фермы вертикальной доской — бабкой.
Щель между скатами закрывается согнутой под соответствующим углом планкой, ее называют коньковой.
Планку изготавливают из таких материалов:
- оцинкованная сталь;
- пластмасса;
- сталь с полимерным покрытием (поставляется в комплекте с профнастилом) и металлочерепицей.
Арочная крыша
Смотрится очень эффектно, но из деревянных элементов изготавливать ее сложно. Поэтому деревянные навесы с такой крышей встречаются редко.
Купольная, шатровая, многощипцовая крыши
Еще более редкие разновидности. В основном строятся на беседках.
Кровельный материал
Выбор кровельного покрытия зависит от того, где навес будет размещен:
- На заднем дворе или служащим для хозяйственных нужд. Используют шифер или ондулин.
- Вблизи дома. Используют тот же материал, что и на крыше дома, кроме керамической черепицы и сланца: для навеса они слишком тяжелы. Также такое покрытие неуместно на крыше навеса из-за дороговизны.
Крышу навеса обычно кроют битумной или металлической черепицей.
Стоимость
Для понимания уровня цен в столице приведем несколько примеров.
Навес для автомобиля с односкатной крышей
Размеры сечения элементов:
- стойки: 100х100 мм;
- раскосы и верхняя обвязка: 150х100 мм;
- стропила: 50х150 мм.
Стоимость без фундамента: 125 тыс. руб.
Навес для автомобиля с 4-скатной крышей
Сооружение 6х9 м (в плане) высотой 2,3 метра изготовлено из клееного бруса, древесина — хвойная.
- стойки: 150х150 мм;
- раскосы и верхняя обвязка: 200х80 мм;
- стропила: 50х150 мм.
Стоимость без фундамента: 430 тыс. руб.
Навес с односкатной крышей и перголой
Размер в плане 4х6 м. Высота — 3,4 м. Материал — клееный брус из хвойных пород.
- стойки: 150х150 мм;
- раскосы и верхняя обвязка: 200х50 мм;
- стропила: 150х50 мм;
- обрешетка: 25х150.
Кровля — битумная черепица. Фундамент — свайного типа с оголовком в форме стакана.
Стоимость: 185 тыс. руб.
Навес с двускатной крышей для барбекю
- стойки: 200х200 мм;
- раскосы и верхняя обвязка: 200х100 мм;
- стропила: 50х150 мм;
- обрешетка: 21х135 мм.
Фундамент — столбчатый с оголовком в форме стакана.
Стоимость: 320 тыс. руб.
У деревянного навеса немало преимуществ. Одно из них — возможность строительства с применением самых простых инструментов. Это делает данное сооружение доступным для самостоятельного изготовления, что особенно значимо на фоне стоимости навесов от специализированных компаний.
Источник статьи: http://masterlandshafta.ru/proekty-landshafta/derevyannyj-naves.html