Что такое звуковой ландшафт

Что такое звуковой ландшафт, акустическая экология и зачем «коллекционировать звуки»

В Университете ИТМО прошел воркшоп «Концепция звукового ландшафта». Мероприятие стало частью выставки «Режимы доступа» в пространстве AIR, о которой ITMO.NEWS подробно писал ранее. Участники узнали, что такое «акустическое загрязнение» и попробовали на практике изучить среду вокруг себя.

Идея воркшопа принадлежит магистранту первого курса программы Art&Science Антону Щеголеву — саунд-арт художнику, чьи проекты участвовали в фестивалях медиаискусства «Киберфест», Ars Electronica, «Присутствие» и на выставке «Режимы доступа» (небольшое интервью с ним можно посмотреть в материале о наборе этого года).

Воркшоп строился на основе теоретических работ канадского композитора Рэймонда Шейфера — в частности, его книги «A Sound Education: 100 Exercises in Listening and Sound-making».

Согласно идее Шейфера, любое пространство обладает собственным уникальным набором звуков и шумов, который оказывает значительное влияние на психологическое и эмоциональное состояние человека — чаще всего, совершенно незаметно.

Он назвал это «звуковым ландшафтом» — понятием, применимым как к целым городам, странам или природным территориям, так и к более локальным точкам вроде квартиры, магазина, бара или кафе.

Рэймонд Шейфер. Источник: ludwig-van.com

Акустическая экология

В область интересов Шейфера входило исследование того, как сильно изменяется звуковой ландшафт под действием техногенных и антропогенных факторов. Для оценки их деструктивного влияния Шейфер ввел понятия «акустическая экология» и «акустическое загрязнение».

На протяжении многих лет он подробно изучал, как на звуковой ландшафт природной местности влияет глобальное потепление и урбанизация. В начале 1970-х он основал исследовательскую группу World Soundscape Project в Университете Саймона Фрезера — результатом их работы стала библиотека из более чем 300 кассет и несколько альбомов: «The Vancouver Soundscape» и «Five Village Soundscapes» со звуками, записанными в деревнях Германии, Швеции, Италии, Франции и Шотландии (архив записей хранится на сайте Университета Фрезера).

Создатели World Soundscape Project. Источник: sfu.ca

Значительно позже, уже в 2009 году, исследование Шейфера повторили специалисты из Университета прикладных наук Тампере, которые в итоге опубликовали работу «Acoustic environment in change».

Главная беда любого городского пространства, как показало исследование Шейфера и его последователей, — это «акустическое загрязнение». Из-за большого количества громких и монотонных шумов возникает эффект «психоакустической маскировки» — именно он ответственен за то, что звуковой ландшафт становится максимально скудным и дискомфортным, а вычленить из него отдельные элементы практически невозможно. Из-за того, что мы привыкли к такому перманентному шумовому фону, мы перестали обращать внимание на то, какие звуки нас окружают, как они влияют на наше настроение и состояние.

Возвращение к активному слушанию

Книга Реймонда Шейфера «A Sound Education: 100 Exercises in Listening and Sound-making» изначально была адресована композиторам и саунд-художникам, но на самом деле она может быть полезна любому человеку, который хочет обогатить свой повседневный опыт, стать более вовлеченным и чувствующим.

Все упражнения из книги направлены на смещение фокуса к акустическому восприятию, активному слушанию и слышанию. Например, Шейфер предлагает вести дневник наблюдений и записывать туда: какой первый звук вы услышали, когда проснулись; какой последний звук вы слышали перед тем, как уснуть; какой звук за день был самым громким, а какой — самым удивительным.

Еще можно начать коллекционировать звуки, например, начать обращать внимание на звуки, которые производят люди при ходьбе, или начать анализировать звуковое наполнение собственной квартиры.

Читайте также:  Как оборудовать теплицу для кроликов зимой

Создатели World Soundscape Project. Источник: sfu.ca

А можно просто выйти во двор или на улицу и слушать все, что происходит вокруг — окажется, что мир наполнен удивительными и разнообразными звуками, которые постоянно меняются в зависимости от времени суток или сезонов (например, летом звуки будут более гулкими, а зимой — приглушенными).

Можно фиксировать каждый звук и раскладывать по категориям: природа звука (техногенная, антропогенная, природная), его громкость, дальность, приятность или неприятность. Наконец, каждому звуку можно дать характеристику: тонкий или густой, убаюкивающий или агрессивный, назойливый или совсем незаметный.

Наблюдение за звуками и своей реакцией на них — практически медитативное занятие, расширяющее грани восприятия и приводящее к удивительным открытиям. Например, может оказаться, что ваше любимое кафе нравится вам потому, что находится в тихом месте и наполнено текстилем и коврами, поглощающими звуки. А настроиться на продуктивную работу дома вам мешает звук работающего холодильника или шум от стройки по соседству.

Также можно открыть для себя удивительную взаимосвязь зрительного и слухового восприятия: например, на концерте, если хочется вычленить звук какого-то одного конкретного инструмента, достаточно сфокусировать на нем свое зрение. Или можно «услышать» картинку или видео без звука — ведь у всех нас в голове лежит целая библиотека конкретных звуков.

В одном из упражнений Шейфер предлагает представить лопату, которая вонзается в землю, снег или гравий — любой человек сразу «услышит» характерный звук в своем воображении.

Звуковой ландшафт как предмет урбанистики

World Soundscape Project, основанный Шейфером, продолжает существовать и сейчас — в виде глобального коммьюнити энтузиастов акустической экологии. Например, каждый год 18 июля они проводят Международный день слушания. Сейчас многие последователи Шейфера ведут собственные ютуб-каналы со звуковыми турами и выступают с лекциями на TEDx.

Исследования Шейфера и его последователей показали, насколько важно учитывать звуковой ландшафт в вопросах городского планирования, архитектуры и урбанистики.

Антон Щеголев

Проблема в том, что мы не можем просто взять и отключить наш слух — и поэтому вынуждены сталкиваться со всеми негативными последствиями акустического загрязнения, которые негативно влияют на нашу психику. При этом, для того, чтобы сделать городскую среду более акустически комфортной, есть множество решений: например, посадить больше деревьев вдоль дорог, заменить асфальтовое покрытие на резиновое, расставить звуковые скульптуры, фонтаны и так далее.

Сам Шейфер утверждал, что в будущем дизайнеры звукового ландшафта станут так же необходимы, как архитекторы, — ведь от их работы будет зависеть благополучие всех городских жителей.

Источник статьи: http://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/9858/

Что такое звуковой ландшафт

Звучание жизни: что такое звуковой ландшафт

Закройте на мгновение глаза и вслушайтесь в пространство, в котором находитесь. Сидя за письменным столом, я слышу ритмичное, взволнованное вращение барабана стиральной машины, лишь немного приглушённое закрытой дверью. В соседней комнате мой жених подбирает задорную мелодию на мандолине. На кухне холодильник отзывается низким, как у летящего самолёта, гулом. Если я сосредоточусь, то смогу услышать, что вниз по улице работает машина для уборки листьев, хотя я не понимаю, что можно убирать посреди зимы. А ближе ко мне и чуть тише звучания клавиш, которыми я набираю этот текст, — урчание внешнего жёсткого диска — обнадёживающий звук цифровой эпохи.

Таково звучание моей ежедневной жизни. Эти звуки универсальны: треск электричества, журчание домашнего водопровода, шум двигателя внутреннего сгорания — их слышат многие. Но вместе с тем они неповторимы, потому что в разных местах их сопровождают разные звуки, например крик петуха или призыв к молитве.

Когда вы читали предыдущий абзац, вы скорее всего слышали описанные звуки в своей голове — этот процесс называется аудиацией. Хотя моя аудиация может отличаться от аудиации моего друга, яркие мысленные звуковые образы демонстируют, насколько силён звук как средство коммуникации.

Читайте также:  Клумбы домашние своими руками

Звуковой ландшафт

Звуковые метки

Звуковые ландшафты определяют сообщества: субъектов, границы, географические особенности и производственные отрасли. Эти ландшафты возникают из взаимодействий между внешними и внутренними силами в сообществе. То, что отличает звуковой ландшафт одного места от любого другого, называется звуковыми метками. Журчание маленького фонтана в углу гостиной или звон ветряных колокольчиков на заднем дворе — звуковые метки вашего дома. Вам нравятся эти звуки, потому что они наполняют вас особыми чувствами. Кроме этого, они остаются в памяти других людей как звуковая среда вашего личного пространства.

Звуковые метки зависят от времени года. Например, звуковая метка вашего квартала летом — плеск воды и смех купающихся детей, осенью и зимой — визг парового свистка на местной бумажной фабрике.

Диалог звуковых ландшафтов

Ваш сосед в ответ на паровой свисток мог бы вырастить сад, чтобы в нем поселились птицы и его звуковой ландшафт был полон их пением. Этот контраст между звуковым ландшафтом на микро- и макроуровнях помогает нарисовать картину разнообразного состава сообщества. В этом сила звукового ландшафта.

Снова закройте глаза и представьте пространство, почти такое же, как описанные выше. Только теперь глубокое урчание холодильника медленно исчезает, а дальний гул машины для уборки листьев сменяется ритмичным цоканьем лошадиных копыт. Вращение барабана стиральной машины превращается в шелест одежды, которая сушится на заднем дворе. Вы слышите шаркающие шаги и скрип плетёной корзины, прижатой к телу. Вам проще услышать стук своего сердца, своё дыхание и вздохи, которые вторят ветру, свистящему сквозь трещины в окне. Это звуковой ландшафт давно ушедшей эпохи, например дома девятнадцатого века.

Окружающая среда

Звуковой ландшафт помогает понять акустическую экологию места. Лес, наполненный пением птиц и звуками животных, — здоровая, биологически разнообразная и жизнеспособная экосистема. Если же в экосистеме преобладает единственный источник звука, например жужжание цикад, то она скорее всего нежизнеспособна, а значит хуже справится с нарушениями.

Важно, как звуки взаимодействуют друг с другом. Гипотеза «акустической ниши», разработанная Берни Краузе, говорит, что внутри экосистемы все организмы занимают определённую частоту — так они не мешают выживанию друг друга. Например, если на лугу слышны стрекот кузнечиков и пение птиц, они должны быть на разной частоте. Конкурирующий шум человеческой деятельности заставляет организмы менять их поведение и адаптироваться к новым частотам, например к дорожному движению.

Звуковые ландшафты как часть культуры

Человеческие сообщества не исключение, но сейчас всё сложнее выявить их звуковые границы. Подобно оглушающему треску цикад, рёв западной поп-музыки в ресторанах и такси господствует в звуковых ландшафтах по всему миру. Акры бразильских тропических лесов уступили место скотоводческим фермам и пастбищам, которые принесли с собой абсолютно новые звуковые пространства и метки. Но важно помнить, что под этой, на первый взгляд однородной, поверхностью всё ещё существуют богатые кладези культуры — народные промыслы, истории и музыка. Нужно постараться, чтобы услышать их.

Человеческий опыт насыщен звуками. Хотя восприятие звука — одно из наших первостепенных чувств, о нём легко забыть, потому что он эфемерен. Его существование кратковременно, а запись — всего лишь субъективное представление реальности. Крайне важно не забывать о звуке, ведь он играет решающую культурную роль в нашей акустической экологии. Воспоминания о звуках прошлого могут показать нам эволюцию сообщества и помочь заглянуть в будущее. Если сообщество, живущее на берегу моря, вспомнит звуки удара топора о древесину, которые звучали раньше при строительстве судов, возможно, оно сможет возродить давно забытое ремесло.

Когда люди помогают развивать всемирное культурное разнообразие, они чувствуют принадлежность к месту. Культура сообщества как совместная деятельность всех членов даёт сообществу жизненные силы и подчеркивает его важность и динамичность.

Читайте также:  Теплица огород круглый год

Перевод Катерины Габриэль

Источник статьи: http://www.brain-games.ru/blogs/ab/zvuchanie-zhizni-chto-takoe-zvukovoy-landshaft/

Что такое звуковой ландшафт

Начинающий звукорежиссер часто задумывается: с чего стоит начать работу над сценой. Проложить звук проезжающего автомобиля или «собрать» шум города? Помочь тут может система звукового ланшдафта, разработанная Рэймондом Шафером

Рэймонд Мюррей Шафер, композитор и педагог канадского университета Simonа Frasera, вывел целую науку акустической экологии. Он решил представить окружающие нас звуки в виде музыкальной партитуры. Главная мысль Шафера — все окружающие нас звуки состоят из нескольких элементов. Их композитор и структурировал в ходе своих работ.

Основной тон (keynote/keytone)

Первый элемент звукового ландшафта — основной тон. Через него слушатель получает много информации и может оценивать акустические характеристики пространства. По аналогии с музыкой можно вспомнить тональность композиции. Звуки, относящиеся к этой категории, могут быть едва слышны, но они все равно описывают среду. Это может быть смех детей, звук птиц, гудение шоссе. Звук фиксируется бессознательно, слушатель не заостряет на этих звуках внимание, но получает через него много информации.

Звуковые сигналы (sound signals)

Эти звуки насыщают звуковое пространство. В отличие от основного тона, зритель фиксирует их сознательно, они выходят на первый план. К ним можно отнести сирену полицейской машины, церковный колокол, шум фонтана. Если основной тон рассказывает об общих акустических характеристиках, то звуковые сигналы немедленно передают контекст окружающей звуковой среды.

Звуковые метки (soundmarks)

Термин происходит от английского слова «landmark», то есть «ориентир». Звуковые метки вызывают прямые ассоциации у слушателей. Рэймонд Мюррей Шафер в качестве примеров приводит такие звуковые метки, как звуки фабрик, шум прибоя, батальные звуки, фоны города. Распознать эти звуки на слух человеку помогают тембральные особенности: реверберация может сообщить, что события разворачиваются в пещере или маленькой комнате, храме. Искажение тембров может определить звуки, как подводные или огибающие какие-либо препятствия на своем пути.

В своей книге 1993 года «The Soundscape: Sonic Environment и Tuning of the World» Шафер писал:

«Когда вы определите звуковые метки, к ним нужно относиться трепетно. Именно эти звуковые дорожки делают акустическую жизнь ланшдафта уникальной».

Таким образом, Шафер выделил три важнейших звуковых компонента, которые влияют на акустическое восприятие звукового ландшафта человеком. Основной тон и звуковые метки — это постоянные элементы, звуковые сигналы — единичные, дополняющие. Подобно звуковой партитуре, все эти звуки складываются в композицию, которую называют звуковым ландшафтом. Важно, что эти элементы также связываются между собой единым акустическим пространством. Помогает в этом, к примеру, реверберация.

Работа Шафера нашла большой отклик в аналитических работах о кинематографе. При анализе звуковой структуры критики стали выделять основной тон, звуковые сигналы и звуковые метки.

Естествовед и специалист по экологии звука Бернард Крауз пошел дальше. Он классифицировал звуки на три категории.

1. Геофонические

Термин происходит он греческого префикса «гео» (земля) и «фон» (звук). Этот тип звуков генерируют небиологические природные источники. Примерами могут послужить шум ветра в деревьях, шум волн в океане, течение воды.

2.Биофонические

Эти звуки включают все биологические звуки, не относящиеся к человеку. К примеру, звуки животных.

3. Антропологические

В этот тип входят все звуки, которые вызвал человек.

Важно, что теория звукового ландшафта пригодилась не только в звукорежиссуре кино, но и в экологии. Ряд исследований показал, что уровень постороннего шума напрямую коррелирует со здоровьем человека. Таким образом, высокий уровень шумов может вызывать стресс, снижение сна и даже cердечно-сосудистые заболевания. Существуют также и звуки, положительно влияющие на здоровье человека. Большую пользу, как оказалось, приносит прослушивание звуков природы.

Источник статьи: http://vk.com/@sounddesigninstitute-chto-takoe-zvukovoi-landshaft

Оцените статью