- Что такое урбанистический ландшафт
- Что такое ландшафтный урбанизм и как он меняет облик городов
- Завершённые проекты
- Парк Ла-Вилетт (Париж, Франция) / Бернар Чуми
- Международный пассажирский терминал Осамбаси (Йокогама, Япония) / Foreign Office Architects (FOA)
- Миллениум-парк (Чикаго, Иллинойс) / SOM (мастер-план парка)
- Olympic Sculpture Park (Сиэтл, Вашингтон) / Weiss/Manfredi
- Международный аэропорт Шоуду (Пекин, Китай) / Foster + Partners
- Хай-Лайн (Нью-Йорк) / James Corner Field Operations и Diller Scofidio + Renfro, при участии Пита Удольфа
- Klyde Warren Park (Даллас, штат Техас) / The Office of James Burnett
- Предлагаемые, планируемые и строящиеся проекты
- BIG U (Нью-Йорк) / Bjarke Ingels Group
- 11th Street Bridge (Вашингтон) / OMA, OLIN
- Willamette Falls Riverwalk (Орегон, штат Орегон) / Mayer/Reed, Snøhetta, DIALOG
- West Louisville Food Port (Уэст Луисвилл, штат Кентукки) / OMA
- Freshkills Park (Статен-Айленд, Нью-Йорк) / James Corner Field Operations
Что такое урбанистический ландшафт
В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ УРБАНИЗАЦИИ природная среда является той составляющей пространственно-планировочной структуры города, которую необходимо бережно сохранять или даже воссоздавать при разработке новых стратегий развития территорий. Инновационные ландшафтные технологии и приёмы ландшафтного проектирования и строительства позволяют преобразовывать деградирующие городские территории или формировать современные ландшафтно-градостроительные объекты и комплексы, обеспечивающие экоустойчивость и улучшающие окружающую среду. Так на передний край градостроительной теории и практики выходит ландшафтный урбанизм: новое направление в эволюции городов в условиях глобализации, которое рассматривает проблемы функционирования города через «призму» ландшафтного подхода.
Schouwburgerplein: Театральная площадь (Роттердам, Нидерланды)
Ландшафтный урбанизм направлен на создание экологически безопасной и социально-ориентированной структуры территории, открытой навстречу природе и комфортной для людей. Он задаёт новые подходы к формированию градостроительных структур, основанные на проектировании в соответствии с принципами экологической устойчивости и с бережным сохранением существующей ландшафтной структуры территории.
Современная ландшафтная инфраструктура города отличается от системы рекреационных территорий более сложными функциональными связями, более сложной и подробной интегрированной пространственно-функциональной структурой. Например, система рекреационных территорий является уже частью ландшафтной инфраструктуры города, а не основным функциональным элементом плана озеленения, как это было 20 лет назад. Формирование социально-ориентированной и комфортной для людей городской среды, путём использования современных приемов в области ландшафтного проектирования и дизайна, а также новых технологий в области ландшафтного строительства, позволяет создавать идентичность и уникальность ландшафтно-градостроительных объектов и комплексов различного функционального назначения. Этот процесс начинается с создания взаимосвязанной системы озеленённых транспортных пространств, городских общественных парков, скверов, площадей, пешеходных улиц, набережных, и заканчивается формированием внутренних пространств жилых комплексов и архитектурных объектов, проектируемых на основе принципов «зелёной архитектуры», которые с позиций ландшафтного урбанизма должны сливаться в единую ландшафтно-градостроительную систему города. Создавая такую интегрированную ландшафтно-градостроительный систему, мы можем прогнозировать стабилизацию экологической обстановки в городе, решить проблему обеспечения комфортной и безопасной среды для всех слоев населения города.
Museumpark (Роттердам, Нидерланды)
В современных условиях активной урбанизации, ландшафтный урбанизм является наиболее эффективным и комплексным научно-практическим подходом современного градостроительства к планированию, развитию и трансформации городов, который можно определить как новую форму урбанизма в XXI веке.
Невозможно рассуждать о ландшафтном урбанизме, не опираясь на реальные проекты, которые в своё время определили новые направления в трансформации урбанизма XXI века.
Центральный парк (Нью-Йорк)
Родоначальником ландшафтного урбанизма американские ученые считают Фредерика Олмстеда, а Центральный парк в Нью-Йорке, созданный им совместно с английским архитектором Кальвертом Во, – первым городским общественно-рекреационным объектом, сформированным на основе ландшафтно-градостроительного подхода. Проектируя Центральный парк, Олмстед и Во положили в основу идеи ландшафтной композиции парка сохранение уникального природного ландшафта, сформировавшегося в ложе ледника 18 тысяч лет назад. Сохранение естественного ландшафта Олмстед и Во видели в его преобразовании путём создания новой пейзажной композиции в структуре рельефа на основе формирования удобной раздельной транспортной системы для посетителей парка. Такой подход направлен на активное включение природы в структуру города на основе сохранения и воссоздания её естественного биоразнообразия для формирования идентичного и эстетически привлекательного городского пространства. Современными примерами этого подхода являются променад High Line в Нью-Йорке, Олимпийские парки в Лондоне и Сиднее, парк Fresh Kills на месте нью-йоркской мусорной свалки, парк Father Collins в Дублине, Площадь Испании в г. Санта-Крус на Тенерифе, Schouwburgplein в Роттердаме и многие другие образцы современной ландшафтно-градостроительной практики. Они демонстрируют не только гармоничное включение объектов в пространственно-планировочную структуру города, но и их влияние на развитие прилегающих территорий.
Площадь Испании (Санта-Крус, Тенерифе, Испания)
Теоретиком и одновременно успешным практикующим архитектором в области ландшафтного урбанизма по праву считается Джеймс Корнер (James Corner), основатель и владелец знаменитой ландшафтной компании James Corner Field Operations. Он первым предложил и обосновал главные теоретические положения концепции ландшафтного урбанизма. Возникновение новых «гибридных» проектов, которые не вписывались в типологические рамки традиционного ландшафта и урбанизма, оказало влияние на формирование теоретической концепции ландшафтного урбанизма. Знаковыми проектами, предвосхитившими появление ландшафтного урбанизма на различных иерархических уровнях планирования, являются парк Ла Виллет в Париже, Northpark в Атланте, Trinitat Cloverleaf Park и Park del Forum в районе Diagonal Mar в Барселоне, Museumpark в Роттердаме, квартал Yerba Buena в Сан Франциско, градостроительный план жилого района Борнео Споренбург в Амстердаме и, конечно, уникальная по своей экологической направленности многоступенчатая стратегия развития Сингапура, которая успешно реализуется с 70-х годов прошлого столетия.
North Bridge Road (Сингапур)
Появление ландшафтного урбанизма – новой градостроительной парадигмы третьего тысячелетия, – является, по мнению американского градостроителя и основателя теории «нового урбанизма» Андре Дуэйни (Andres Duany), вызовом теории «нового урбанизма». Увлеченность американских градостроителей теорией «нового урбанизма» оказала влияние и на формировании ландшафтного урбанизма. Специфичность американских городов – высоко урбанизированный центр, абсолютное отсутствие пешеходных пространств в центре города, ориентированность транспортной инфраструктуры на передвижение только на автотранспорте, огромные территории субурбий – требовала новых подходов для решения градостроительных проблем с позиций создания открытой, безопасной, комфортной и социально ориентированной городской среды. Теория «нового урбанизма» могла быть эффективно использования для преобразования субурбий и небольших городов и их функциональных зон, но проблемы крупных городов и мегаполисов не могли решаться на её основе. И хотя идеи ландшафтного урбанизма зародились именно в Америке, ландшафтный урбанизм, вероятнее всего, не будет здесь иметь доминантного значения.
Район Yerba Buena (Сан-Франциско)
Парк Ла Виллет (Париж)
Совершенно другая ситуация в европейских городах с их исторически сложившейся пространственно-планировочной структурой, с чётко обозначенным историческим центром, высокой плотностью застройки, идентичностью и художественным своеобразием столетиями формировавшейся историко-культурной городской среды.
Например, современная градостроительная стратегия развития Дублина – пример интеграции основных принципов и подходов нового урбанизма и ландшафтного урбанизма. Дублин сегодня один из городов Европы, где последовательно проводится градостроительная политика улучшения условий жизни для всех категорий его жителей, и это, прежде всего, связано с потребностями города в устойчивом развитии. Особое внимание в стратегии развития города уделено проблемам формирования устойчивой «зелёной инфраструктуры», так как она базируется на сохранении и развитии системы открытых озеленённых пространств и расширении их функционального насыщения для создания комфортной и экологически устойчивой среды города.
Парк Father Collins (Дублин, Ирландия)
Интересным и своеобразным примером интеграции принципов нового урбанизма и экологически ориентированных подходов ландшафтного урбанизма является формирование в районе Дублина North Fringe современного компактного градостроительного образования. Это жилой район с устойчивой плотностью и вариативностью типологии жилой застройки, с социально-ориентированной, эффективной транспортной инфраструктурой, экологичной инженерной инфраструктурой, и одновременно открытого природной среде. В его структуру включены сельскохозяйственные угодья католической общины и естественные водно-болотные природные территории, из которых возник уникальный парк Father Collins. Парк был завершён в 2009 году, и в 2010 году удостоился сразу нескольких престижных званий и наград: The Sustainability Award, Best Public Space, Best Public Park & Best Environmentally Friendly Initiative.
Park del Forum (Барселона, Испания)
Важность применения идей ландшафтного урбанизма для развития и трансформации российских городов связана с тем, что большинство городов здесь отличаются неповторимыми природно-планировочными особенностями градостроительной структуры. Интеграция России в общемировой экономический процесс способствует расширению внешних экономических и социально-культурных связей. По степени комфортности и благоустроенности городов судят не только о приоритетах в экономическом развитии, но и о национальной политике в области охраны окружающей среды, охраны исторического наследия, о здоровье нации. Образ города и уровень его инфраструктурного развития является зеркалом, отражающим проблемы общегосударственного и национального значения.
Парк Nus de la Trinitat (Барселона, Испания)
Я могу привести пример из российской градостроительной практики, который является, возможно, первым современным объектом ландшафтного урбанизма в России. Это Крымская набережная в Москве, созданная на основе реновации постиндустриальной территории. Крымская набережная – интересный и удачный пример формирования общественно-рекреационных пространств в структуре набережных Москвы-реки. Сейчас достаточно сложно определить, станет ли этот объект знаковым маркером градостроительного развития прибрежных территории города, но несомненно, что появление такой современной общественно-рекреационной территории в структуре Москвы окажет влияние на формирование нового образа города.
Об авторе:
Элина Красильникова — PhD, канд. арх., профессор кафедры «Урбанистики и теории архитектуры» Института архитектуры и градостроительного развития Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.
Источник статьи: http://green-city.su/landshaftnyj-urbanizm-novyj-vzglyad-na-staruyu-problemu/
Что такое ландшафтный урбанизм и как он меняет облик городов
Strelka Magazine публикует перевод статьи Владимира Джинтоффа, посвящённый развитию ландшафтного урбанизма в мегаполисах. Оригинал можно прочесть на ArchDaily
В своей новой книге «Ландшафт как урбанизм» Чарльз Вальдхайм, профессор и заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры Высшей школы дизайна Гарвардского университета, пишет, что «влияние преобладающих сил и течений сделало неуместным использование традиционного восприятия города как экстраполяции архитектурных моделей и метафор» для понимания мегаполиса XXI века. «Эти силы и течения включают разрывы и сдвиги в архитектонической логике традиционной городской формы, сопровождающие экологические, инфраструктурные или экономические изменения».
Иными словами, пространственные конструкции городской среды более не должны определяться рамками заранее заданных функций или стремиться к изоляции, но вместо этого должны быть интегрированы в ткань города. Подобные проекты следует приспосабливать к неизбежным изменениям возлагаемых на них функций и целей, которые порождаются экономическими изменениями и эволюцией землепользования. Двенадцать проектов, упоминаемых в данной статье, являются примерами применения подобных практик. Они адаптировались к изменениям прошлых лет и не привязаны к обещанной картине будущего постоянно изменчивой городской среды.
Завершённые проекты
Парк Ла-Вилетт (Париж, Франция) / Бернар Чуми
Фото: Cyrus Penarroyo
Разбитый на месте бывшего мясного рынка и скотобойни в северо-восточном Париже, парк Ла-Вилетт задал новую типологию в ландшафтном дизайне. Отказавшись от дилеммы природа-архитектура, парк вобрал гибридные формы, которые объединяют творения человека и природы. Непохожий на парки прошлого ландшафт Чуми — гибкое пространство, признающее изменчивость общественной территории.
Международный пассажирский терминал Осамбаси (Йокогама, Япония) / Foreign Office Architects (FOA)
Фото: Satoru Mishima Foa
Созданный благодаря значительному улучшению компьютерного обеспечения, терминал Осамбаси стал одним из первых проектов, созданных с помощью новейших цифровых технологий. Поверхность объекта позволяет воздуху свободно циркулировать и при этом служит функциям терминала, воплощая принципы ландшафтного урбанизма.
Миллениум-парк (Чикаго, Иллинойс) / SOM (мастер-план парка)
Иллюстрация: Krueck Sexton Architects
Мастер-план Миллениум-парка разрабатывался бюро SOM. Проект возведён на месте парковок, автобусных полос и железнодорожного депо, а архитекторы игриво называют своё творение «самым большим в мире садом на крыше». Парк стал финальным штрихом в концепции побережья Чикаго, созданной Дэниелом Бернемом век назад. Он вобрал в себя черты классического и современного, объединил просторные променады, спроектированную Фрэнком Гери концертную «ракушку» и любимые публикой общественные скульптуры. Под парком скрываются двухуровневая парковка, автобусные полосы и обновлённая и расширенная железнодорожная станция.
Olympic Sculpture Park (Сиэтл, Вашингтон) / Weiss/Manfredi
Фото: Benjamin Benschneider
Парк скульптуры, разбитый на месте снесённых олимпийских объектов, зигзагом пересекает главную городскую артерию Сиэтла и железнодорожные пути. Прогулочная дорожка постепенно спускается на 12 метров от уровня города до нижней точки парка, выливаясь на последний незастроенный клочок городского побережья.
Международный аэропорт Шоуду (Пекин, Китай) / Foster + Partners
Фото: Nigel Young Foster Partners
Один из крупнейших пассажирских терминалов в мире, аэропорт Шоуду является примером того, что Чарльз Вальдхайм описал как «объекты, чей масштаб, инфраструктурные связи и экологическое влияние выводят их за рамки строго архитектонической модели градостроения».
Хай-Лайн (Нью-Йорк) / James Corner Field Operations и Diller Scofidio + Renfro, при участии Пита Удольфа
Возможно, самый известный проект данного списка — парк Хай-Лайн — простирается поверх неработающей линии эстакадной железной дороги в западной части Манхэттена. Проект Field Operations, DS+R и Пита Удольфа сохранил дух естественного парка, возникшего в результате зарастания путей на протяжении десятилетий простоя, и облагородил его мощёными прогулочными дорожками, лавочками, лужайками и садами.
Klyde Warren Park (Даллас, штат Техас) / The Office of James Burnett
Фото: Aerial Photography Inc
«Растительная шапка» магистрали Woodall Rodgers Freeway, парк Клайд Уоррен стремится исправить близорукость дорожного бума XX века, рассёкшего районы на части скоростными шоссе и нарушившего ритм ряда американских даунтаунов. Парк площадью в два гектара разделяет далласский даунтаун и прилегающий Артс Дистрикт и предлагает гуляющим концертную площадку, ресторан, парк для собак, игровую площадку, просторную лужайку и сад местной флоры.
Предлагаемые, планируемые и строящиеся проекты
BIG U (Нью-Йорк) / Bjarke Ingels Group
иллюстрация: Rebuildbydesign Org
После урагана «Сэнди» Нью-Йорк запустил программу Rebuild by Design. Её цель — предложить городу решения, которые помогут снизить уязвимость перед стихией и лучше подготовиться к другим погодным катастрофам. Пытаясь создать невидимую стену, бюро Bjarke Ingels пришло к концепту BIG U: «[BIG U] — это цепь социальных и экологических объектов, отвечающих нуждам районов, в которых они расположены, и в то же время защищающих эти районы от наводнений». Иными словами, BIG U — это серия ландшафтных вмешательств, образующих рекреационные пространства, но в то же время способных принять на себя основной удар мощного шторма в случае необходимости.
11th Street Bridge (Вашингтон) / OMA, OLIN
Иллюстрация: OMA Luxigon
Проект OMA и OLIN предлагает преобразование стареющего автомобильного моста через реку Анакостия в общественный парк, простирающийся сквозь мост и по обеим сторонам реки. По плану, на этой территории построят амфитеатры с площадями и кафе, создадут зону отдыха с гамаками, а ещё разобьют сады и обустроят участки для городской агрокультуры.
Willamette Falls Riverwalk (Орегон, штат Орегон) / Mayer/Reed, Snøhetta, DIALOG
Иллюстрация: Snhetta Dialog Mayer Reed
Прогулочная набережная, спроектированная Mayer/Reed, Snøhetta и DIALOG, привлечёт публику ко второму по ширине водопаду в США, подвергшемуся в XIX и XX веках обширной индустриализации. Согласно планам, на месте сохранят существующие индустриальные строения и создадут новые, которые будут смешиваться с объектами наследия и сочетаться с окружающей природой.
West Louisville Food Port (Уэст Луисвилл, штат Кентукки) / OMA
Иллюстрация: OMA Robota
Проект объединит прежде независимые выращивание, продажу и дистрибуцию пищевой продукции на территории бывшего табачного завода. «Активный коммерческий и общественный центр» Food Port преследует цель предотвратить коммерциализацию пищевого производства в США.
Freshkills Park (Статен-Айленд, Нью-Йорк) / James Corner Field Operations
Фото: Department of parks and recreation
В 2006 году на месте некогда самой большой свалки мира стартовало строительство парка площадью в 900 гектаров по проекту Field Operations, победившему в конкурсе в 2001 году. Воплощение проекта в жизнь займёт ещё два десятилетия: открытие назначено на 2035 год.
Материал подготовлен в партнёрстве с редакцией ArchDaily.
Источник статьи: http://strelkamag.com/ru/article/archdaily-landscape-urbanism