Что такое текстура ландшафта

Текстурирование ландшафтов в Max 3

Временами я испытываю сожаление, что прогресс не может постоять некоторое время на месте: едва достойно отшлифовав свой предыдущий урок по текстурированию ландшафтов, я получил в руки третью версию пакета 3D Studio MAX, где среди знакомого набора стандартных карт присутствует Gradient Ramp. Эта карта и заставила меня пересмотреть технологию текстурирования ландшафтов, потому что с ее помощью можно значительно облегчить процесс и полностью отказаться от ручного изготовления карт для Blend материалов. Загрузите сцену, которую я уже использовал ранее.

Для начала следует подготовить саму гору и наложить на нее модификатор UWV Map. Перейдите в режим sub-object, чтобы отрегулировать положение рамки. Зеленая линия обозначает правый край mapping’а и значит левая часть накладываемой маски будет внизу, правая наверху, а сама она будет раположен вертикально. Назначьте этому mapping’у первый канал:

Наложите второй модификатор UVW Map’а для текстур и присвойте ему второй канал:

Теперь осталось только немного поработать в Material Editor’е. Нижний ряд слотов содержит в себе Standart материалы, отображающие траву, камень и снег. Материал посередине — это финальный Blend материал, который вы наложите на гору. В верхнем ряде расположены три карты, которые сразу выдают себя квадратной формой (правда, только если в установках Material Editor’а отмечена опция Display Maps as 2D). Карта в правом верхнем углу является исходной Gradient Ramp картой:

Gradient Ramp состоит из плавного перехода красного цвета в зеленый, а затем в синий. Красный будет отвечать за траву, зеленый за камень, а синий за снег. Цвета выбраны далеко не случайно и не следует использовать другие цвета или оттенки, поскольку в дальнейшем могут возникнуть сложности:

Скопируйте готовую Gradient Ramp карту в верхний средний и верхний левый слоты, при копировании используя опцию Instance, чтобы изменения в одной из карт сразу же отображались в другой. Gradient Ramp карта будет служить маской для смешения материалов в Blend материале, поэтому следующим шагом будет разделение цветов. Для этой цели хорошо подходит карта RGB Tint. Измените тип карты с Gradient Ramp’а на RGB Tint в среднем слоте верхнего ряда, отметьте опцию Keep old material as sub-material. Теперь карта RGB Tint контролирует Gradient Ramp карту:

В параметрах RGB Tint карты значение красного (R) и синего (B) окошек следует загнать в черный цвет, таким образом красный и синий цвета RGB Tint карта заблокируют и пропустит только зелуный цвет. Дальше следует загнать в белое значение окошка (G), которое отвечает за зеленый цвет. В итоге получится черная карта с белой полосой посередине. Точно такую же операцию следует проделать с левым слотом в верхнем ряду, только в этом случае нужно загнать в белое слот (R), который отвечает за красный цвет, оставив два других слота черными. В этой карте после обработки белая полоса будет проходить слева. Попробуете изменить положение ползунков в исходной Gradient Ramp карте и вы заметите как меняются обе маски:

Обе маски готовы, материалы для травы, камня и снега тоже готовы. Осталось сделать последний шаг, скомпоновать материалы через маски в единый Blend материал. Зайдите в свободный слот и измените тип материала со Standart’а на Blend, в слот Mask положите маску с белой полосой по левому краю, используя опцию Instance, чтобы и в дальнейшем иметь возможность регулировать параметры. В слот Material 2 поместите материал травы. Зайдите в слот Material 1 и смените тип материала со Standart’а на Blend, в слот Mask положите вторую маску с белой полосой посередине через Instance, а в Material 1 и Material 2 положите материалы камня и снега соответственно. Что же получилось? Поскольку при копировании карт вы использовали опцию Instance, то теперь все маски полностью контролируются из правого слота верхнего ряда, где расположена исходная Gradient Ramp карта. Маски накладываются по первому каналу проецирования сбоку и делят гору на три зоны, где действует тот или иной материал. Материалы накладываются по второму каналу сверху. Чтобы границы соприкосновения материалов не выглядели слишком четкими, следует включить шум в параметрах карты Gradient Ramp:

Читайте также:  Сад огород выращивание помидоров

Источник статьи: http://render.ru/ru/a.misharin/post/11721

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Посадочная ведомость

Таблица № 11 Ассортиментная ведомость.

Источник статьи: http://studopedia.ru/19_261624_tekstura-v-landshaftnoy-kompozitsii.html

II.4. Морфологическая структура ландшафта

Первые соображения о морфологии ландшафта были высказа­ны Л. Г. Раменским [32]. Однако в настоящую научную теорию они оформились в трудах Н. А. Солнцева [40] и его ландшафтно-географической школы [1]. В результате была создана научно-методическая база, которая позволила широко развернуть полевые ландшафтные исследования и крупномасштабную ландшафтную съемку. Параллель­но появилась возможность дистанционного изучения ландшафтов по материалам аэрофотосъемки. Ландшафт, воспринимавшийся ранее как умозрительная конструкция, стал реальностью, доступной для не­посредственного исследования географов.

Под морфологической структурой ландшафта понимается:

а) состав слагающих ландшафт природных геосистем ло­кальной размерности, именуемых морфологическими единицами ландшафта;

б) взаиморасположение морфологических единиц в простран­стве, т. е. территориальная организация ландшафта;

Читайте также:  Грунт для теплицы толщина

в) парагенетическая сопряженность морфологических единиц;

г) латеральный энерго-массообмен между морфологически­ми единицами.

В роли морфологических единиц выступают фации, подурочища, урочища, географические местности. В зависимости от сте­пени их участия в строении ландшафта различают доминирующие, субдоминантные, редкие и уникальные морфологические едини­цы. Чаще всего подобным образом оценивается ландшафтообразующая роль урочищ. Доминирующие урочища, занимая большую часть площади ландшафта (60–80%), образуют его общий фон. Площадь регулярно повторяющихся в пространстве субдоминант­ных урочищ суммарно обычно не превышает 20–40% площади лан­дшафта. На общем фоне они формируют «рисунок, узор» ландшаф­та. Редкие урочища образуют частные детали этого рисунка, встре­чаются спорадически и занимают менее 10% площади ландшафта. Уникальные урочища единичны.

Если в морфологической структуре ландшафта только один вид природных урочищ играет роль доминирующего, ландшафт определяется как монодоминантный. Примером могут служить степные ландшафты цокольных междуречных равнин южного Зау­ралья. В их морфологии абсолютно господствуют лессово-суглинистые плакоры с разнотравно-злаковыми степями на черноземах. Субдоминантную роль здесь играют солонцово-степные литогенные комплексы покато-пологих придолинных склонов, на которых денудацией вскрыты каолинитовые глины древней коры выветри­вания. Редкими, но характерными для данного ландшафта являют­ся урочища одиночных кустарниково-степных сопок с выходами скальных пород палеозойского цоколя. Это монадноки (останцы-твердыши) древнего зауральского пенеплена.

Если же в морфологической структуре ландшафта в равной мере представлены два или несколько урочищ – содоминантов, лан­дшафт определяется как полидоминантный. К числу полидоминан­тных можно отнести лесостепные ландшафты Западно-Сибирской равнины. На низменных слабодренированных междуречьях здесь закономерно чередуются урочища западинных березовых и осиново-березовых лесов, именуемых колками, и лугово-степных меж-колочных пространств. На долю первых приходится до 40% пло­щади ландшафта; вторые занимают примерно 50%. Остальная пло­щадь занята заболоченными лугами, луговыми солончаками и со­лонцами.

В каждом ландшафте слагающие его морфологические еди­ницы определенным образом пространственно организованы. Они закономерно сменяют друг друга, нередко ритмично повторяясь. В результате территориальное (плановое) устройство ландшафта при­обретает тот или иной рисунок (узор). Точнее это свойство морфо­логии ландшафта следует называть ландшафтной текстурой. Сло­во текстура в переводе с латинского означает ткань, строение, спле­тение. В геологии термином «текстура» характеризуют совокуп­ность признаков строения горной породы, взаимное расположение ее составных частей. Под ландшафтной текстурой понимается плановое взаиморасположение слагающих ландшафт морфологи­ческих единиц. У зрелых ландшафтов она никогда не бывает хао­тичной, и напротив, как правило, подчиняется определенным ма­тематическим законам [9].

В подавляющем большинстве случаев текстура ландшафта зависит от особенностей его литогенной основы. Главным факто­ром, формирующим ее, выступает рельеф. В складчатых областях, где денудацией бывают вскрыты дислоцированные пласты различ­ных по литологическим свойствам горных пород, ландшафтная текстура становится зеркалом геологического строения местнос­ти. И в том, и в другом случаях в текстуре ландшафта мы видим результат информационного влияния литогенной основы на про­чие природные компоненты и ландшафт в целом.

Ландшафтных текстур наблюдается сравнительно немного. “Природа часто «повторяется», – говорил Н. Ф. Реймерс [34, с. 47]. Встречаются текстуры (рисунки): дендритовые, перистые, пятнис­тые, ячеистые, параллельно полосчатые, веерные, концентрические и некоторые другие. Дендритовые текстуры – следствие эро­зионного расчленения территории. Они прослеживаются от субпо­лярных до экваториальных широт. То же можно сказать о пятнис­тых текстурах, которые могут быть сформированы процессами кар­ста, суффозии, термокарста, дефляции в самых разных по своим геолого-геоморфологическим и биоклиматическим свойствам лан­дшафтах. Текстура ландшафта, как правило, хорошо видна на аэро- и космических снимках.

Учитывая, что ландшафт закономерно организован в про­странстве, Л. Г. Раменский [32] пришел к заключению о целесооб­разности введения в научный обиход такого понятия как «площадь выявления ландшафта». Под ней подразумевается то минимальное ландшафтное пространство, которое необходимо исследовать, что­бы получить исчерпывающую информацию о его морфологии. В наше время в аналогичном смысле используют понятия: минимум-ареал ландшафта или характерное ландшафтное пространство. По сути дела, это ключевой выдел или ключевая трансекта ландшаф­та. При этом нет необходимости изучать природный ландшафт сплошь на всей занимаемой им территории. Достаточно умело оп­ределить его характерное пространство (площадь выявления) и организовать там исследовательские работы. Экстраполяция полу­ченных результатов на весь ландшафтный ареал может быть про­изведена на основе аэрокосмических материалов.

Читайте также:  Беседки для семейного отдыха

Как видно, морфологическая структура ландшафта пред­ставляет собой его горизонтальное устройство. По мнению А. Г. Исаченко, «. латеральная, или горизонтальная, структура лан­дшафта – это то же, что морфологическая структура» [16, с. 164]. Совместный анализ вертикальной и горизонтальной структур по­зволяет судить о ландшафте как объемной, трехмерной геосистеме.

II. 5. Ландшафтные катены

Для глубокого понимания горизонтальной структуры ланд­шафта необходим анализ вещественно-энергетических латеральных связей, существующих между локальными геосистемами, слагаю­щими ландшафт. Наиболее ярко они выражены в ландшафтных катенах. Термин катена в переводе с английского означает «ряд», «цепочка». Впервые он был введен в науку английским почвове­дом Дж. Милном.

Под ландшафтной катеной понимается функционально-ди­намическое сопряжение природных геосистем, последовательно сменяющих друг друга в направлении от местного водораздела к местному базису денудации (реке, озеру, днищу депрессии релье­фа и т. п.). Катенарный ряд фаций, подурочищ объединяется в це­лостную геосистему однонаправленным потоком вещества и энер­гии сверху вниз по склону. В нем участвует жидкий, твердый, ион­ный, поверхностный и подземный сток, а также перемещение почвенно-грунтовых масс под воздействием гравитационных скло­новых процессов (обвально-осыпных, оползневых, дефлюкционных, солифлюкционных и др.).

В природе существуют ландшафтные катены различных гео­системных уровней. Микрокатены объединяют фации, расположен­ные цепочкой от микроповышения до микрозападины. Перепад высот в таких катенах может не превышать 0,5–1,0 м. Примером служат микрокатены плоскозападинной суглинистой равнины в полупустыне северного Прикаспия. Мезокатены сочленяют подурочища и урочища, расположенные на сопряженных положитель­ных и отрицательных формах мезорельефа. Таковы ландшафтные катены, прослеживаемые:

а) от вершины моренного залесенного холма к смежной за­болоченной котловине в таежных ландшафтах;

б) от гребня степного увала к соседней балке с байрачным березняком.

Эти катены обычно являются внутриландшафтными, служат «визитной карточкой» ландшафта и образуют его характерное про­странство. При среднемасштабных исследованиях анализируются межландшафтные макрокатены.

Хотя термин «катена» появился только в 30-е годы, катенарные сопряжения изучались еще во времена В. В. Докучаева и Г. П. Высоцкого. Основоположник геохимии ландшафта Б. Б. Полынов предложил именовать подобный объект геохимическим лан­дшафтом, который состоит из сопряженных в единую цепь элемен­тарных геохимических ландшафтов (ландшафтных фаций). Соглас­но М. А. Глазовской, сверху вниз по склону в этой цепи сменяют друг друга: автономные элювиальные, трансэлювиальные, трансак­кумулятивные, супераквальные, аквальные и субаквальные элемен­тарные ландшафты (фации).

Ландшафтные катены формируют совокупности, которые представляют собой не что иное, как бассейновые геосистемы. Подобно другим геосистемам они иерархически соподчинены, со­стоят из бассейнов рек разных порядков. Элементарные бассейны первого порядка могут иметь площадь менее 1 км 2 , т. е. быть со­размерными малым урочищам и даже фациям. Самый же крупный земной бассейн р. Амазонки занимает площадь свыше 7 млн км 2 . Ему соответствует целая физико-географическая страна Амазония. Бассейны постоянных и временных водотоков представляют собой целостные природные геосистемы. Их генетическое и функциональ­ное единство не вызывает сомнений. О необходимости использо­вания бассейнового подхода в ландшафтных исследованиях убе­дительно сказано в трудах Ф. Н. Милькова, К. Н. Дьяконова. А. Ю. Ретеюма и др.

Источник статьи: http://lektsia.com/1x5f10.html

Оцените статью