Текстурирование ландшафтов в Max 3
Временами я испытываю сожаление, что прогресс не может постоять некоторое время на месте: едва достойно отшлифовав свой предыдущий урок по текстурированию ландшафтов, я получил в руки третью версию пакета 3D Studio MAX, где среди знакомого набора стандартных карт присутствует Gradient Ramp. Эта карта и заставила меня пересмотреть технологию текстурирования ландшафтов, потому что с ее помощью можно значительно облегчить процесс и полностью отказаться от ручного изготовления карт для Blend материалов. Загрузите сцену, которую я уже использовал ранее.
Для начала следует подготовить саму гору и наложить на нее модификатор UWV Map. Перейдите в режим sub-object, чтобы отрегулировать положение рамки. Зеленая линия обозначает правый край mapping’а и значит левая часть накладываемой маски будет внизу, правая наверху, а сама она будет раположен вертикально. Назначьте этому mapping’у первый канал:
Наложите второй модификатор UVW Map’а для текстур и присвойте ему второй канал:
Теперь осталось только немного поработать в Material Editor’е. Нижний ряд слотов содержит в себе Standart материалы, отображающие траву, камень и снег. Материал посередине — это финальный Blend материал, который вы наложите на гору. В верхнем ряде расположены три карты, которые сразу выдают себя квадратной формой (правда, только если в установках Material Editor’а отмечена опция Display Maps as 2D). Карта в правом верхнем углу является исходной Gradient Ramp картой:
Gradient Ramp состоит из плавного перехода красного цвета в зеленый, а затем в синий. Красный будет отвечать за траву, зеленый за камень, а синий за снег. Цвета выбраны далеко не случайно и не следует использовать другие цвета или оттенки, поскольку в дальнейшем могут возникнуть сложности:
Скопируйте готовую Gradient Ramp карту в верхний средний и верхний левый слоты, при копировании используя опцию Instance, чтобы изменения в одной из карт сразу же отображались в другой. Gradient Ramp карта будет служить маской для смешения материалов в Blend материале, поэтому следующим шагом будет разделение цветов. Для этой цели хорошо подходит карта RGB Tint. Измените тип карты с Gradient Ramp’а на RGB Tint в среднем слоте верхнего ряда, отметьте опцию Keep old material as sub-material. Теперь карта RGB Tint контролирует Gradient Ramp карту:
В параметрах RGB Tint карты значение красного (R) и синего (B) окошек следует загнать в черный цвет, таким образом красный и синий цвета RGB Tint карта заблокируют и пропустит только зелуный цвет. Дальше следует загнать в белое значение окошка (G), которое отвечает за зеленый цвет. В итоге получится черная карта с белой полосой посередине. Точно такую же операцию следует проделать с левым слотом в верхнем ряду, только в этом случае нужно загнать в белое слот (R), который отвечает за красный цвет, оставив два других слота черными. В этой карте после обработки белая полоса будет проходить слева. Попробуете изменить положение ползунков в исходной Gradient Ramp карте и вы заметите как меняются обе маски:
Обе маски готовы, материалы для травы, камня и снега тоже готовы. Осталось сделать последний шаг, скомпоновать материалы через маски в единый Blend материал. Зайдите в свободный слот и измените тип материала со Standart’а на Blend, в слот Mask положите маску с белой полосой по левому краю, используя опцию Instance, чтобы и в дальнейшем иметь возможность регулировать параметры. В слот Material 2 поместите материал травы. Зайдите в слот Material 1 и смените тип материала со Standart’а на Blend, в слот Mask положите вторую маску с белой полосой посередине через Instance, а в Material 1 и Material 2 положите материалы камня и снега соответственно. Что же получилось? Поскольку при копировании карт вы использовали опцию Instance, то теперь все маски полностью контролируются из правого слота верхнего ряда, где расположена исходная Gradient Ramp карта. Маски накладываются по первому каналу проецирования сбоку и делят гору на три зоны, где действует тот или иной материал. Материалы накладываются по второму каналу сверху. Чтобы границы соприкосновения материалов не выглядели слишком четкими, следует включить шум в параметрах карты Gradient Ramp:
Источник статьи: http://render.ru/ru/a.misharin/post/11721
Текстура в ландшафтной композиции
Текстура в ландшафтной композиции
Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.
Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.
Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.
Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.
Посадочная ведомость
Таблица № 11 Ассортиментная ведомость.
Источник статьи: http://studopedia.ru/19_261624_tekstura-v-landshaftnoy-kompozitsii.html
II.4. Морфологическая структура ландшафта
Первые соображения о морфологии ландшафта были высказаны Л. Г. Раменским [32]. Однако в настоящую научную теорию они оформились в трудах Н. А. Солнцева [40] и его ландшафтно-географической школы [1]. В результате была создана научно-методическая база, которая позволила широко развернуть полевые ландшафтные исследования и крупномасштабную ландшафтную съемку. Параллельно появилась возможность дистанционного изучения ландшафтов по материалам аэрофотосъемки. Ландшафт, воспринимавшийся ранее как умозрительная конструкция, стал реальностью, доступной для непосредственного исследования географов.
Под морфологической структурой ландшафта понимается:
а) состав слагающих ландшафт природных геосистем локальной размерности, именуемых морфологическими единицами ландшафта;
б) взаиморасположение морфологических единиц в пространстве, т. е. территориальная организация ландшафта;
в) парагенетическая сопряженность морфологических единиц;
г) латеральный энерго-массообмен между морфологическими единицами.
В роли морфологических единиц выступают фации, подурочища, урочища, географические местности. В зависимости от степени их участия в строении ландшафта различают доминирующие, субдоминантные, редкие и уникальные морфологические единицы. Чаще всего подобным образом оценивается ландшафтообразующая роль урочищ. Доминирующие урочища, занимая большую часть площади ландшафта (60–80%), образуют его общий фон. Площадь регулярно повторяющихся в пространстве субдоминантных урочищ суммарно обычно не превышает 20–40% площади ландшафта. На общем фоне они формируют «рисунок, узор» ландшафта. Редкие урочища образуют частные детали этого рисунка, встречаются спорадически и занимают менее 10% площади ландшафта. Уникальные урочища единичны.
Если в морфологической структуре ландшафта только один вид природных урочищ играет роль доминирующего, ландшафт определяется как монодоминантный. Примером могут служить степные ландшафты цокольных междуречных равнин южного Зауралья. В их морфологии абсолютно господствуют лессово-суглинистые плакоры с разнотравно-злаковыми степями на черноземах. Субдоминантную роль здесь играют солонцово-степные литогенные комплексы покато-пологих придолинных склонов, на которых денудацией вскрыты каолинитовые глины древней коры выветривания. Редкими, но характерными для данного ландшафта являются урочища одиночных кустарниково-степных сопок с выходами скальных пород палеозойского цоколя. Это монадноки (останцы-твердыши) древнего зауральского пенеплена.
Если же в морфологической структуре ландшафта в равной мере представлены два или несколько урочищ – содоминантов, ландшафт определяется как полидоминантный. К числу полидоминантных можно отнести лесостепные ландшафты Западно-Сибирской равнины. На низменных слабодренированных междуречьях здесь закономерно чередуются урочища западинных березовых и осиново-березовых лесов, именуемых колками, и лугово-степных меж-колочных пространств. На долю первых приходится до 40% площади ландшафта; вторые занимают примерно 50%. Остальная площадь занята заболоченными лугами, луговыми солончаками и солонцами.
В каждом ландшафте слагающие его морфологические единицы определенным образом пространственно организованы. Они закономерно сменяют друг друга, нередко ритмично повторяясь. В результате территориальное (плановое) устройство ландшафта приобретает тот или иной рисунок (узор). Точнее это свойство морфологии ландшафта следует называть ландшафтной текстурой. Слово текстура в переводе с латинского означает ткань, строение, сплетение. В геологии термином «текстура» характеризуют совокупность признаков строения горной породы, взаимное расположение ее составных частей. Под ландшафтной текстурой понимается плановое взаиморасположение слагающих ландшафт морфологических единиц. У зрелых ландшафтов она никогда не бывает хаотичной, и напротив, как правило, подчиняется определенным математическим законам [9].
В подавляющем большинстве случаев текстура ландшафта зависит от особенностей его литогенной основы. Главным фактором, формирующим ее, выступает рельеф. В складчатых областях, где денудацией бывают вскрыты дислоцированные пласты различных по литологическим свойствам горных пород, ландшафтная текстура становится зеркалом геологического строения местности. И в том, и в другом случаях в текстуре ландшафта мы видим результат информационного влияния литогенной основы на прочие природные компоненты и ландшафт в целом.
Ландшафтных текстур наблюдается сравнительно немного. “Природа часто «повторяется», – говорил Н. Ф. Реймерс [34, с. 47]. Встречаются текстуры (рисунки): дендритовые, перистые, пятнистые, ячеистые, параллельно полосчатые, веерные, концентрические и некоторые другие. Дендритовые текстуры – следствие эрозионного расчленения территории. Они прослеживаются от субполярных до экваториальных широт. То же можно сказать о пятнистых текстурах, которые могут быть сформированы процессами карста, суффозии, термокарста, дефляции в самых разных по своим геолого-геоморфологическим и биоклиматическим свойствам ландшафтах. Текстура ландшафта, как правило, хорошо видна на аэро- и космических снимках.
Учитывая, что ландшафт закономерно организован в пространстве, Л. Г. Раменский [32] пришел к заключению о целесообразности введения в научный обиход такого понятия как «площадь выявления ландшафта». Под ней подразумевается то минимальное ландшафтное пространство, которое необходимо исследовать, чтобы получить исчерпывающую информацию о его морфологии. В наше время в аналогичном смысле используют понятия: минимум-ареал ландшафта или характерное ландшафтное пространство. По сути дела, это ключевой выдел или ключевая трансекта ландшафта. При этом нет необходимости изучать природный ландшафт сплошь на всей занимаемой им территории. Достаточно умело определить его характерное пространство (площадь выявления) и организовать там исследовательские работы. Экстраполяция полученных результатов на весь ландшафтный ареал может быть произведена на основе аэрокосмических материалов.
Как видно, морфологическая структура ландшафта представляет собой его горизонтальное устройство. По мнению А. Г. Исаченко, «. латеральная, или горизонтальная, структура ландшафта – это то же, что морфологическая структура» [16, с. 164]. Совместный анализ вертикальной и горизонтальной структур позволяет судить о ландшафте как объемной, трехмерной геосистеме.
II. 5. Ландшафтные катены
Для глубокого понимания горизонтальной структуры ландшафта необходим анализ вещественно-энергетических латеральных связей, существующих между локальными геосистемами, слагающими ландшафт. Наиболее ярко они выражены в ландшафтных катенах. Термин катена в переводе с английского означает «ряд», «цепочка». Впервые он был введен в науку английским почвоведом Дж. Милном.
Под ландшафтной катеной понимается функционально-динамическое сопряжение природных геосистем, последовательно сменяющих друг друга в направлении от местного водораздела к местному базису денудации (реке, озеру, днищу депрессии рельефа и т. п.). Катенарный ряд фаций, подурочищ объединяется в целостную геосистему однонаправленным потоком вещества и энергии сверху вниз по склону. В нем участвует жидкий, твердый, ионный, поверхностный и подземный сток, а также перемещение почвенно-грунтовых масс под воздействием гравитационных склоновых процессов (обвально-осыпных, оползневых, дефлюкционных, солифлюкционных и др.).
В природе существуют ландшафтные катены различных геосистемных уровней. Микрокатены объединяют фации, расположенные цепочкой от микроповышения до микрозападины. Перепад высот в таких катенах может не превышать 0,5–1,0 м. Примером служат микрокатены плоскозападинной суглинистой равнины в полупустыне северного Прикаспия. Мезокатены сочленяют подурочища и урочища, расположенные на сопряженных положительных и отрицательных формах мезорельефа. Таковы ландшафтные катены, прослеживаемые:
а) от вершины моренного залесенного холма к смежной заболоченной котловине в таежных ландшафтах;
б) от гребня степного увала к соседней балке с байрачным березняком.
Эти катены обычно являются внутриландшафтными, служат «визитной карточкой» ландшафта и образуют его характерное пространство. При среднемасштабных исследованиях анализируются межландшафтные макрокатены.
Хотя термин «катена» появился только в 30-е годы, катенарные сопряжения изучались еще во времена В. В. Докучаева и Г. П. Высоцкого. Основоположник геохимии ландшафта Б. Б. Полынов предложил именовать подобный объект геохимическим ландшафтом, который состоит из сопряженных в единую цепь элементарных геохимических ландшафтов (ландшафтных фаций). Согласно М. А. Глазовской, сверху вниз по склону в этой цепи сменяют друг друга: автономные элювиальные, трансэлювиальные, трансаккумулятивные, супераквальные, аквальные и субаквальные элементарные ландшафты (фации).
Ландшафтные катены формируют совокупности, которые представляют собой не что иное, как бассейновые геосистемы. Подобно другим геосистемам они иерархически соподчинены, состоят из бассейнов рек разных порядков. Элементарные бассейны первого порядка могут иметь площадь менее 1 км 2 , т. е. быть соразмерными малым урочищам и даже фациям. Самый же крупный земной бассейн р. Амазонки занимает площадь свыше 7 млн км 2 . Ему соответствует целая физико-географическая страна Амазония. Бассейны постоянных и временных водотоков представляют собой целостные природные геосистемы. Их генетическое и функциональное единство не вызывает сомнений. О необходимости использования бассейнового подхода в ландшафтных исследованиях убедительно сказано в трудах Ф. Н. Милькова, К. Н. Дьяконова. А. Ю. Ретеюма и др.
Источник статьи: http://lektsia.com/1x5f10.html