Что такое рукотворный ландшафт

Рукотворный рельеф

Территория вокруг загородного дома должна быть привлекательной и комфортной. Очень ценно, если она имеет свои внутренние особенности: выразительные деревья, группы кустов, красивые камни, эффектные перепады уровней, ручеек или озерцо. Это первоначальный капитал для создания образа участка. Чем богаче он по природным условиям, тем меньше вложений они потребуют. Хороший специалист всегда учитывает такое природное своеобразие и может умело задействовать уже имеющийся природный материал. Если же природа не преподнесла нам такого подарка, приходится прибегать к созданию рукотворного рельефа. Мы уже знакомили Вас с подготовительными работами, последовательность их следующая: отвод участка, закрепление границ, проведение разбивочных работ, инженерная подготовка территории. Важный этап — создание рельефа участка, ведь многие земельные наделы далеки от совершенства. Известно, что только при наличии участка со сложным рельефом возможно использование максимального набора приемов ландшафтного строительства.

Ровная поверхность хороша для организации ландшафтных композиций в формальном стиле.

Если же задумана ландшафтная планировка, то актуальны участки с выраженной неровной формой рельефа. Такой надел таит в себе множественные функции и пластические возможности, которых не имеет плоский. Представьте себе абсолютно ровный садовый участок, где глазу не за что зацепиться. Такие ландшафты производят подчас довольно унылое впечатление, невыразительны эстетически. Естественные перепады уровней поверхности всегда вносят динамику в дизайн сада, некую интересную интригу в его общую композицию. Только представьте себе романтичный извилистый ручеек у холма или альпийскую горку, словно созданную для экспозиции нежных и стойких альпийских растений. А весело шумящий каскад с радужной водяной завесой? А мощеные ступеньки, ведущие к тихому пруду, окруженному ирисами и лилиями? Все это зачастую становится возможным только с изменением рельефа.

Крутой рельеф к тому же позволяет при необходимости решать проблемы, связанные со сложной гидрологической или геологической ситуацией на участке. Очень удачно прячутся инженерные сооружения, например, коллектор. Есть и свои «но». Это расходы на укрепление склона или устройство подпорных стенок, террас и лестниц. Если отмечаются слишком сильные и частые перепады, изрезанность природного ландшафта, это также может препятствовать осуществлению дизайнерских задач, лишать сад комфорта и гармонии.

Таким слишком выраженным естественным неровностям участка тоже приходится придавать более выразительный вид.

Во всех вышеуказанных случаях прибегают к изменению существующей поверхности или комплексу работ по созданию искусственного рельефа. Но, несмотря на очевидные достоинства изменения рельефа, многие хозяева загородных владений не спешат ставить свою подпись на проекте, предусматривающем полное «перелопачивание» участка, вполне справедливо полагая, что создание нового рельефа — удовольствие дорогое и технически сложное. Плюс еще одна сторона дела: если Вы насыпаете миниатюрную альпийскую горку, то в силу ее малой величины некоторые эстетические недостатки легко компенсируются окружающими красотами. Другое дело, если сооружение по масштабам напоминает Мамаев курган. Любые недочеты с точки зрения дизайна вылезут немедленно.

Создание искусственного рельефа — прием не новый, но весьма рискованный. Гармонично вписать «горы и каньоны» в нашу привычную плоскость удается далеко не каждому. Вертикальные перепланировки участка оказываются вполне удачными, когда ландшафтный архитектор не выходит за границы естественного перепада высот, а работает в его пределах, формируя, подобно скульптору, рельеф из исходного «куска глины». Для того, чтобы рукотворный ландшафт в дальнейшем не вызывал ощущения дискомфорта у хозяев, проект искусственного рельефа требует детальной проработки, желательно даже с изготовлением макета, позволяющего воочию убедиться в его достоинствах, а также скорректировать недостатки. Нечего и говорить, что с инженерной подготовкой территории тоже ошибиться нельзя. Обязательно учитывайте при изменении рельефа участка пути стока талых и дождевых вод.

Только при тщательном исполнении «бумажных» работ на предварительных этапах создание искусственного рельефа на участке — каким бы масштабным не представлялось строительство — пройдет без сучка, без задоринки и даст возможность существенно сэкономить средства. Детальная разработка проекта позволит определить заранее общую площадь композиции и, исходя из этого, рассчитать необходимое количество строительных материалов.

Читайте также:  Как строить бани крыши с беседкой под одну крышу

Изменить рельеф проще всего на новом, еще свободном от посадок участке, сразу после строительства дома, но возможно это сделать и на старых участках. При этом объем перемещаемого грунта довольно велик. Для насыпки (или срезки) в той или иной части участка требуется завоз (или вывоз) грунта и привлечение техники. При строительстве дома, создании водоема остаются излишки грунта, которые можно пустить на создание насыпных холмов. С материальной точки зрения разумен именно такой подход, так как экономятся средства на вывозе и ввозе грунта. Если этой земли недостаточно, закупается плодородная земля для верхнего слоя.

Представим себе, что мы формируем площадь «горного» ландшафта с включением в композицию нескольких достаточно масштабных элементов — ручья, пруда, площадки и пологого склона. На стадии проекта важно решить несколько проблем. Для начала следует определить на участке место каждого объекта. Следующая задача — рассчитать необходимое количество и определить источник грунта. Далее необходимо продумать конструкцию важных инженерных сооружений.

Подготовка рабочей площадки начинается с пересадки плодовых деревьев и кустарников на новое место. Верхний плодородный слой грунта сохраняется, его аккуратно срезают на толщину 30 см. Прежде чем начинать их посадку, основательно подготавливают почву: перекапывают грунт, удаляют корневища сорной растительности, выкорчевывают пни, удаляют строительный мусор, выбирают камни. Когда в этом есть необходимость, удаляются и взрослые деревья. Для обустройства сада на участок поставляются грунты, с помощью которых подравнивают ландшафт. Оптимальным материалом для формирования рельефа служит песок: он дешевле земли, хорошо дренируется, почти не дает усадки. Привозные грунты служат также для улучшения свойств почвы под зеленые насаждения. Бедную песчаную почву надо обязательно обогатить, а плотную и холодную глинистую — разрыхлить. Для этих целей применяются экологически чистые торф, чернозем, песок, щебень, гранитный отсев, почвенный и растительный грунты, компост.

Следующий этап — создание опорной стенки для насыпи, так как искусственный рельеф требует закрепления. Особенностью создания искусственного рельефа можно считать использование искусственных материалов, часто довольно удачно имитирующих природные. Например, бетонные плиты могут вполне удачно изображать из себя песчаник, «скальный выход» на поверхность. Такие конструкции, кстати, не только вполне реалистичны в воссоздании горного пейзажа, но и функциональны. Массивная бетонная плита может служить, например, прочным фундаментом для склона. После отсыпки песком будущей горки в ее конфигурацию вносят нужные коррективы. Затем прокладывается ложе ручья или каскада либо устраивается любой другой водоем. Созданные холмистый рельеф и пруд обретут дополнительное очарование, если соединить их живописным журчащим ручейком.

Следующий этап — инженерные работы, прокладывание коммуникаций: организация поверхностного стока, устройство дренажа, систем полива и систем освещения.

Дальнейшие мероприятия по обустройству ландшафта вполне традиционны: посев газона, посадка низкорослых кустарников и почвопокровных растений. По берегам водоема кладут валуны, насаживают яркие многолетники, благодаря чему ландшафтный садик обретает абсолютно естественный вид. Для тех, кто предпочитает геометрические формы и прямые линии, хорошей альтернативой мягким контурам холмистого ландшафта станет сооружение ровных террас. Большой по размерам газон, как и клумбу с многолетниками можно оформить на нескольких уровнях. Края террасы закрепляются низкой стенкой из натурального камня или клинкерного кирпича.

Лучшие сады — это те, которые кажутся естественными на фоне окружающего пейзажа, когда глаз не останавливается на чем-то искусственном и вычурном, говорят профессионалы. Ведь мы с Вами так устроены, что мгновенно чувствуем малейшую фальшь и неестественность окружающей обстановки, и для этого нам не требуется никакого специального дизайнерского образования!

Автор статьи Шевченко Р.
Группа компаний Альта

Источник статьи: http://www.vashdom.ru/articles/altad_85.htm

Искусство преобразования ландшафтов

У современных городов очень сложные взаимоотношения с природой. Разрастаясь, города оттесняют ее от себя, хотя она обеспечивает им необходимое экологическое благополучие. Важно возвращение природы в города. Одна из форм его – рекультивация ландшафтов, т.е. комплекс работ, направленных на восстановление хозяйственной, медикобиологической и эстетической ценности нарушенных техногенной деятельностью ландшафтов. Обычно она проводится по двум направлениям. Техническая рекультивация заключается в планировке территории, засыпке карьеров, формировании откосов, нанесении плодородного слоя почвы, благоустройстве. Биологическая рекультивация – комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на создание условий для обитания животных, растений, микроорганизмов и восстановления хозяйственной продуктивности земель. При этом необходимо использовать методы, обеспечивающие способность ландшафтов к воспроизводству ресурсов и условий среды [1, 2].

Читайте также:  Как сделать идеальный газон своими руками

Для этого, например, на месте бывших промышленных и складских территорий создаются новые парки. В Париже парк в районе Ля Дефанс площадью 25 га (архитектор И. Сгард) создан на месте мелких промышленных предприятий и складов (рис. 2, а, б), парк Ла Виллет площадью около 30 га (архитектор Б. Чуми) – на месте скотобоен, парк Ситроен – на месте промышленной застройки. В Мюнхене Олимпийский парк площадью 141 га расположился там, где раньше находилась городская свалка строительного мусора.

Городсад как место проживания с давних времен является идеалом для людей. Пока это был идеал недостижимый. Сегодня образцом служит экополис – город, спланированный по законам экологии, гармонично сочетающий созданную человеком социальную и инженерную инфраструктуру и сохраненную природу, удобный для жизни, красивый, близкий по духу, как родной дом. Идея экополиса, развивающая идею городасада, основана на экологическом мышлении, рассматривающем общество и природу в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Это ориентирует на экологическое развитие поселений, межселенных территорий, оптимизацию экосистем в целом.

– обеспечение здоровых и безопасных условий проживания населения: ликвидация источников загрязнения городской среды, переход на экологичные производственные технологии, возобновляемые источники энергии, экологичные виды транспорта и т.п.;

– гармоничное включение озелененных и водных пространств в городскую среду: озелененные территории должны составлять не менее 50 % площади городов;

– соразмерность городской застройки и городских пространств масштабу человека: высота зданий и сооружений, масштаб улиц, площадей не должны быть чрезмерно большими;

– обеспечение оптимальной плотности расселения: должны создаваться нормальные условия для общения между людьми.

В экополисе формируются благоприятные экологические условия как для жизни людей, так и для существования многих видов растений и животных [1, 2]. Однако их создание на новом месте по “идеальным” моделям маловероятно, поскольку необходимый экономический и социокультурный потенциал сосредоточен в существующих городах и его можно рационально использовать. Поэтому более актуальна задача преобразования сложившихся городов в экополисы. Для этого нужна конструктивная программа действий, направленная на экологическую реновацию городов – обновление городской среды, основанное на экологическом мышлении и стремлении повысить жизнестойкость городских ландшафтов, создать условия для их саморегулирования.

Наступила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований. Однако надо заранее и максимально точно представлять, к каким последствиям это приведет. Поэтому при разработке проектных решений в ландшафтной архитектуре обязательно проводятся предпроектные исследования, в процессе которых выявляются особенности ландшафтных условий, чтобы сохранить и использовать их положительные качества и ликвидировать или минимизировать отрицательные. В зависимости от особенностей ландшафтных условий и поставленных задач используются разные методы: охрана, улучшение, восстановление (рекультивация).

Самым ярким примером создания рукотворных ландшафтов в современных городах является Дубаи – город, который стремительно растет в безжизненной пустыне (самая высокая в мире плотность строительных кранов на гектар территории). Искусственный остров Пальма Джумерах (Palm Jumeirah) на акватории Персидского залива уже обретает свой проектный облик (рис. 3, а, б). Интенсивно строятся и другие острова [3].

Минск стал хрестоматийным примером целенаправленного создания искусственных рекреационных ландшафтов на территории с относительно бедными природноландшафтными ресурсами. Воднозеленая система Минска, появившаяся на возвышенности, где имелись лишь малые реки и ручьи, сегодня радует минчан и поражает гостей города своими масштабами. Но самое главное достижение создателей водно­зеленой системы Минска – рукотворные водно­парковые ландшафты вдоль рек Свислочь, Слепянка и Лошица (рис. 4, а–в).

Воднозеленый диаметр вдоль реки Свислочь начал создаваться в 1940е годы. В настоящее время он имеет протяженность 25 км и включает гирлянду водохранилищ, образуемых 7 плотинами. Общая площадь водного зеркала составляет более 430 гектаров, вокруг которых размещены парки. Слепянская водно­парковая система, построенная в 1977–1988 годах, имеет протяженность 22,5 км. Лошицкая водно­парковая система протяженностью 23 км находится в стадии строительства.

Читайте также:  Беседки прайс лист за работу

Разрабатываемый в настоящее время проект “Корректура генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты” (УП “Минскградо”) сохраняет и развивает принципиальные положения формирования водно­зеленой системы города, заложенные в предыдущих генеральных планах 1965, 1974, 1982, 2003 годов. Предлагается также создание новых крупных парковых комплексов, отвечающих современным потребностям горожан, – Водный парк у Цнянского водохранилища, Парк цветов вблизи Чижовского водохранилища, культурно­развлекательный парк “Степянка”, детский парк “Страна приключений” и другие. Согласно проекту, возможно появление на территории города и пригородной зоны сети линейных ландшафтных парков, включающих пешеходные прогулочные маршруты, велодорожки (зимой – лыжные трассы), конные тропы, которые связывают городские ландшафтнорекреационные территории и загородныезоны отдыха и туристские комплексы.

Облик и художественный образ городских ландшафтов. Понятия “образ” и “облик” различны: образ духовен, виртуален, облик – реален. Облик – внешний вид формирующих пространство застройки, ландшафта, малых ландшафтноархитектурных форм; образ – художественно осмысленное отражение облика в психике человека [1]. Но для выразительности каждого из них важны визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.

Большое значение имеют “знаки места” – узнаваемые элементы, отличающие данное место от других. Иногда достаточно одного обладающего яркой индивидуальностью объекта, скажем, скульптуры, чтобы облик пространства ассоциировался с ним. Существует целая система “знаков” – совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.

Индивидуальность облика ландшафта обусловлена его оригинальностью (пробуждается первичный интерес), разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Оригинальность облика обеспечивается существенным отличием его от привычных представлений. Разнообразие облика достигается неповторимостью пространственных форм, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия.

Композиционно организованное пространство должно представлять собой упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. При этом используются различные способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов, из которых формируется пространственная композиция. С их помощью строится геометрия пространств, пластика рельефа, создаются цветовые и светотеневые характеристики ландшафта [4, 5].

Художественный образ ландшафта формируется из совокупности субъективных впечатлений, которые остаются у людей в результате его визуального восприятия. Человек не только использует пространство, но и эмоционально воспринимает и оценивает его. Эмоциональная выразительность ландшафта – способность вызывать у человека переживания. Созданию эмоционально выразительных ландшафтов придавалось исключительное значение в садовопарковом искусстве Китая (рис. 5, а, б) и Японии (рис. 6).

Для усиления выразительности проектируемого пространства применяется моделирование рельефа, создание искусственных водных устройств. Современная техника позволяет преобразовать природный ландшафт, создать новый, искусственный, отвечающий функциональному и архитектурнокомпозиционному замыслу проектировщика. Преобразованный ландшафт может повторять встречающиеся в природе естественные формы (рис. 7). Наряду с этим в ландшафтной архитектуре развивается направление, связанное с созданием подчеркнуто искусственных форм ландшафта, которые в большей степени композиционно согласуются с урбанизированной средой городов (рис. 8, а, б) [6].

1. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно­терминологический словарь / Редкол. Г.А. Потаев (отв. ред.), И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов. Мн.: Минсктиппроект, 1999. 192 с.

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарьсправочник. М.: Мысль, 1990. 639 с.

3. Битус А.А., Потаева Я.Г., Потаев Г.А. Рукотворные ландшафты ХХI века // Архитектура и строительство. 2006. № 3. С. 100–103.

4. Иодо И.А., Потаев Г.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: Учеб. для вузов. Мн.: УниверсалПресс, 2003. 216 с.

5. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М.: Высшая школа, 1990. 223 с.

6. Проектирование и создание малых ландшафтноархитектурных форм (комплексов): Пособие проектировщику / Под общ. ред. Г.А. Потаева. Мн.: Минсктиппроект, 2006. 256 с., ил.

Источник статьи: http://ais.by/story/1281

Оцените статью