Что такое ландшафт типы

Ландшафт

Ландша́фт (нем. Landschaft , вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — конкретный индивидуальный природно-территориальный комплекс, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.

Содержание

История понятия

Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая. В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л.С. Бергом, А.А. Григорьевым, С.В. Калесником, поддержана Н.А. Солнцевым, А.Г. Исаченко.

По типологической трактовке (Л.С. Берг, Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев) ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса. В почвоведении существует понятие о типах и видах почв, в геоморфологии — о типах рельефа, а в ландшафтоведении можно говорить о типах, родах, видах ландшафта. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Общая трактовка термина «ландшафт» содержится в трудах Д.Л. Арманда и Ф.Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс.

Ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека, следует подразделять на культурные и природно-антропогенные. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) представляют собой комплексы, которые раз возникнув под влиянием человеческой деятельности, в дальнейшем развиваются самостоятельно.

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio — район, страна на lantscaf , что значит «единая священная земля, единой паствы (

земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись. На картинах изображались типичные виды земель. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом [1] . С начала ХХ века термин «ландшафт» широко употребляется в географии, а со второй половины ХХ века — также в экологии.

Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека [2] . Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт — это «система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды» [3] . Инголд трактует «ландшафт, как мир в том виде, в каком он известен и представляется его обитателям». Ландшафт — это образцы активности, трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности [4] .

См. также

Примечания

  1. Тютюнник Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт» // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. № 4. — С. 116—122
  2. Crystal, D. (ed.) 1990. The Cambridge Encyclopedia. Cambridge: Cambridge University Press. P.412
  3. Daniels, S. and D.Cosgrove 1988. Introduction: iconography and landscape. In The Iconography of Landscape, S.Daniels and D.Cosgrove (eds), 1–10. P 1.
  4. Ingold, T. 1993. The temporality of the landscape. World Archaeology 25, 152–74.P.156

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ландшафт» в других словарях:

Ландшафт — Территория, однородная по происхождению, развитию и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипными рельефом, климатом, почвами, растительностью и животным миром. В широком понимании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЛАНДШАФТ — (нем.). 1) красивое сельское местоположение. 2) рисунок, представляющий сельский вид; вообще: пейзаж, вид, изображение местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАНДШАФТ вид природы; картина,… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, ландшафта, муж. (нем. Landschaft) (книжн.). 1. То же, что пейзаж. Живописный ландшафт. 2. Форма земной поверхности (геогр.). Горный ландшафт. Долинный ландшафт. Ступенчатый ландшафт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) относительно однородная по своему генезису территория, на которой наблюдается закономерное повторение участков, тождественных по геологическому строению, форме рельефа, гидрологии, микроклимату, биоценозам и почвам. Иными… … Экологический словарь

ландшафт — См … Словарь синонимов

Ландшафт — с широкой панорамой . Картина Жозе де Момпера. ЛАНДШАФТ (немецкое Landschaft), 1) общий вид местности, пейзаж. 2) Ландшафт географический (в широком смысле синоним природного территориального комплекса любого ранга), относительно однородный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Читайте также:  Газон декоративный зеленый ковер для глинистых почв

ландшафт — Ландшафт, согласно словарям, одно из значений этого слова – «общий вид местности», а потому нередко встречающееся сочетание ландшафт местности следует отнести к разряду недопустимых – существительное ландшафт самодостаточно … Словарь ошибок русского языка

ландшафт — Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга. [ГОСТ 17.8.1.01 86] ландшафт Территориальная система, состоящая из природных или… … Справочник технического переводчика

ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) в искусстве изображение какой либо местности; то же, что пейзаж … Большой Энциклопедический словарь

ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, а, муж. 1. Рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности. Географический л. Горный л. Ступенчатый л. 2. То же, что пейзаж (в 1 и 2 знач.) Северный л. Акварельный л. | прил. ландшафтный, ая, ое. Л. заказник. Ландшафтная… … Толковый словарь Ожегова

Ландшафт — (нем. Landschaft), то же, что Пейзаж. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75451

Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта

Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.

Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)

Классификация антропогенных ландшафтов:

1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.

5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые ком­поненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо пер­вичной лесной фации могут появить­ся вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свой­ствами. Но и другие компоненты су­щественно меняются; так, в ре­зультате развития промышленности меняется качество воздушного бас­сейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроуз­лов изменяется водный режим ланд­шафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим наруше­ниям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между ком­понентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рас­сматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обуслов­ленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ланд­шафт,которой хотя и сохраняет есте­ственный характер и подчиняется природным закономерностям, но не­сет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, изме­ненных свойств почвы, режима под­земных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится боль­шинство современных ландшафтов Земли.

Антропогенные ландшафты явля­ются важными объектами хозяйст­венной деятельности по рациональ­ному использованию природных ре­сурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, ле­сонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ланд­шафты наряду с природными продол­жают участвовать в формировании экологической среды — газового со­става атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степе­ни вторжения человека в среду естественного ландшафта принято не­сколько классификаций антропоген­ных ландшафтов.

функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инже­нерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреацион­ные, заповедные, средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов.

Имеются и более сложные класси­фикации.

По характеру последствий разли­чают:

культурныйландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;

акультурныйландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию.

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа,который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Читайте также:  Как ставить брус под теплицу

Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*. Организа­ция этой структуры есть сложный процесс совокупного решения био­лого-экологических, функциональ­ных и эстетических задач, направ­ленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включе­ние искусственных сооружений и соз­дание здоровой эстетически и функ­ционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе проти­воречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и со­здание единого целого. Выразитель­ность организованного пространства, возникающая в результате разре­шения этого противоречия, является начальным художественным качест­вом ландшафтной архитектуры.

Макроструктура парка.

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ре­сурсами и сооружениями образуют м_а кроет р у к т у р у парка — его общий костяк со своими территори­альными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчи­ненными им участками, выделами и т. д.

В качестве основного классифика­ционного признака объемно-прост­ранственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густо­той и характером их размещения. В условиях горного или просто слож­ного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфоло­гия его форм, а пространственная структура насаждений — подчинен­ным. По пространственной структу­ре парковые территории подразде­ляются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

Закрытые типы пространственной структуры,как отмечалось выше, представлены насаждениями, исклю­чающими или ограничивающими ви­зуальные связи, создающими опре­деленные психофизиологические ус­ловия благодаря замкнутости и верх­нему пологу над головой, закрываю­щему небо и защищающему от сол­нечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массива­ми и рощами. Величина массива за­висит от территории парка и занима­ет площадь от 1—5 до десятков гекта­ров. Они характеризуются сомкнуто­стью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в за­висимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в ниж­них ярусах подразделяются на за­крытые пространства горизонталь­ной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). За­крытые пространства играют важную роль в формировании парков. Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит пау­зой в восприятии парковых пейза­жей, приуроченных к полянам и во­доемам. Маршруты, проложенные внутри массивов, обеспечивают пло­щадками отдыха со скамьями и дру­гими малыми архитектурными фор­мами, а в насаждениях вдоль марш­рута выделяют акценты — отдельные крупные или особо интересные эк­земпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых растений, световые окна, иногда устанавливают скульптуру. Если в массив включают целые композиции, его роль в парке становится более самостоятельной. Так, основным де­кором Старой Сильвии является ве­ликолепная бронзовая скульптура Аполлона, которая по праву может украсить и дворец. Поставленная в лесу, она вносит парадность и при­дает круглой площадке характер изысканного дворцового лесного зала. Другое сооружение — Храм супругу-благодетелю, стоящий в стороне от маршрута у края оврага в Новой Сильвии,— усиливает характер ок­ружающего его леса как глухой ди­кой чащи.

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойст­вами. Например, участки с горизон­тальной сомкнутостью просматри­ваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции. Уси­ление изолирующих функций мо­жет быть достигнуто в случае, если опушка будет ориентирована на юг, что позволит развить деревьям низко-опущенные кроны, и дополнительно введены полосы из кустарника, при этом структура объекта сохранится. Участки с вертикальной сомкнуто­стью при правильном подборе дре­весных видов и их размещении мо­гут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

Наибольший интерес в закрытых пространствах представляют есте­ственные массивы, разнообразные по характеру и несущие определен­ную эстетическую нагрузку. Выра­зительность их облика определяется породным составом насаждений, воз­растом древостоя, его пространст­венной структурой, богатством на­почвенного покрова. Эстетические достоинства леса раскрываются не с какой-либо одной точки, а в про­цессе его восприятия при движении по маршруту.

В лесопарках лесные массивы со­ставляют основу пространственной структуры и образного решения, под­лежат тщательному изучению и оцен­ке. Внутренняя организация закры­тых пространств подчинена в первую очередь формированию полноцен­ных фитоценозов с сохранением «закрытости» как главного простран­ственного свойства и эстетическому усилению роли растительных ак­центов в облике массива.

Эстетические достоинства типов леса определяются их образной за­вершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формули­руется как единство формы и содер­жания. Чем ярче выражено это един­ство, тем очевиднее эстетическая ценность леса. Такие формации есте­ственных лесов являются эталонами не только для лесопарков, но и для формирования образа леса на мень­шей территории — при создании пар­ковых массивов.

Полуоткрытые типы пространст­венной структурыимеют сомкну­тость полога 0,5—0,2 и подразделя­ются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев. Включение довольно широкого диа­пазона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой наса­ждений (сомкнутостью 0,5—0,4) — полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0,3—0,2), их назы­вают р е д и н н ы м и.

Читайте также:  Как лучше накрыть парник пленкой

Полуоткрытые пространства, в от­личие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, боль­шими визуальными связями с примы­кающими участками, более прорабо­танной пространственной структу­рой. Они играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка, в них ярче проявляют­ся декоративные достоинства отдель­но стоящих деревьев и групп, повы­шаются требования к качеству тра­вяного покрова. Это живописные рощи — дубовые, березовые, липо­вые и т. д., где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, «из которой они растут». Они боль­ше пронизаны солнцем и дают выра­зительные светотеневые эффекты.

Свойства рединных участков обе­спечивать затенение и в то же время создавать возможность более глубо­кой просматриваемости пейзажей представляют большой интерес для парков южных широт, где жаркий климат требует защиты от солнца и ограничивает, а иногда и просто иск­лючает возможность создания откры­тых полян.

Полуоткрытые пространства ис­пользуют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежела­тельна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связы­вать. Внутренняя организация по­луоткрытых пространств подчиня­ется правилам построения пейзаж­ных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

Открытые типы пространствен­ной структурыпредставлены всеми видами площадей, не занятых плот­ными насаждениями и сооружения­ми. Сюда включаются поляны, лу­жайки, партеры, крупные цветни­ки, площади, плоскостные спор­тивные сооружения, водоемы. Вклю­чение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчи­нено окружению. Форма, размер и ха­рактер открытого пространства опре­деляются его обрамлением — окру­жающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обра­щенные и раскрытые.

Замкнутые пространства ок­ружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные про­странства имеют обрамление, кото­рое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми. Распрост­раненные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комп­лекс обращенных пространств. Наи­больший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м. Раскрытые про­странства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощу­щение раскрытости пространства на­блюдается, если его линейные разме­ры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15 м.

Зарубежные исследователи обра­щают особое внимание на соотноше­ние обрамления (или зрительного барьера) — Ни ширины простран­ства — Д. При соотношении Н:Д= = 1:1 пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали. Находясь у границы пространства и не поднимая головы, человек видит только половину противоположно­го зрительного барьера. При соотно­шении Н:Д=1:2 пространство про­изводит впечатление замкнутого по вертикали, противоположный зри­тельный барьер воспринимается це­ликом, но без неба. При соотноше­нии Н:Д=1:3 в поле зрения попа­дает небо и пространство восприни

15. Ландшафтно-планировочный район как структурная единица объекта.

Районирование парка.Участки с различной пространственной струк­турой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке).

Районы характеризуются не толь­ко общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым во­доемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирую­щим их индивидуальный облик.

Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как пра­вило, со своей композиционной осью.

Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района.

Сложные по построению ланд­шафтные районы можно подразде­лить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 уча­стков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных кар­тин формирует облик долины в це­лом.

Парковые картины с точки зрения пространственной организации мож­но считать своеобразными террито­риальными единицами. Их границы определяются полем видения, в пре­делах которого формируется компо­зиция картины, воспринимаемая с определенной точки. Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пе­ресекаться, имея общие объекты об­зора.

Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономер­ности чередования в парковом про­странстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно.

Закономерное соотношение откры­тых, полуоткрытых и закрытых про­странств отдельных районов и пейзажных картин в целом образует ди­намичную и выразительную основу пространственной композиции парка.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/7/43137.html

Оцените статью