- Проект экологического воспитания «Фитоогород» проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Садоводам и огородникам
- Как создать аптекарский огород на своем участке
- ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ?
- ГДЕ ЛУЧШЕ РАЗМЕСТИТЬ АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД НА СВОЕМ УЧАСТКЕ И ЧТО НА НЕМ ВЫРАЩИВАТЬ?
- ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ И ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА РАСТЕНИЙ В АПТЕКАРСКОМ ОГОРОДЕ
- АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД ПРИМЕТ И ДИКОРОССОВ!
- НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПРИ СОЗДАНИИ АПТЕКАРСКОГО ОГОРОДА СВОИМИ РУКАМИ
Проект экологического воспитания «Фитоогород»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность:
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ — это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
«Экологическое пространство» — это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о растительном мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
Цель проекта:
Обогащать знания дошкольников о лекарственных растениях; о необходимых условиях для их роста; расширять активный словарный запас детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о росте лекарственных растений.
2. Формировать умение выращивать саженцы растений, сажать их, сеять семена.
3. Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям
6. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
7. Расширять словарный запас детей посредством знакомства с полезными травами.
Направленность проекта: познавательная опытно-экспериментальная деятельность, сезонная.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.
Этапы реализации объекта экологической тропы «Фитоогород»
1 этап подготовительный
· Изучение и сбор теоретического материала по данной теме. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.
· Составление плана над реализацией экологического объекта. Реализация мероприятий по данной деятельности.
· Беседа с родителями на тему «Фитоогород» Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.
· Поисковая работа по подбору информационного материала о лекарственных растениях. Создать условия для реализации проекта «Фитоогород»
· Приобретение емкостей, материала для оформления. Подготовка участка земли для проектной деятельности. Создание условий для организации работы.
· Ознакомление детей с лекарственными растениями. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему: «Фотоогород».
2 этап основной
· Рассматривание растений. Беседы с детьми. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.
· Составление плана-схемы огорода.
· Определение правильного места для каждого элемента «Фитоогород», вызвать желание создавать «огород»
· Беседа «Земля – какая она». Экологическое воспитание Познакомить детей с понятием «почва». Рассказать о ее особенностях ( составе, свойствах, значении в жизни Земли)
· Беседа: «В мире растений». Расширять и уточнять знания детей о растительном мире. Познакомить детей с разнообразными семенами растений. Введение в словарь детей такие слова: «семя», «семена», «зародыш», «бороздка». Воспитывать ценное отношение к собственному труду.
· Беседа: «Посев семян», «Первые всходы». Формировать у детей представление о том, что растения можно выращивать рассадой в ящиках для последующей посадки в грунт. Дать знания что растения выращивают из семян, что семена разной формы, прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду.
· Опыт-эксперимент «Вода-растение». Выявить, необходима ли вода для роста растений. Материалы и оборудование: два контейнера с растениями (один поливают регулярно, другой не поливают)
· Опыт эксперимент «Человек – растение». Выявить нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
Практическая часть
Посев семян. Посев семян «Мелиса лимонная», «Календула», «Монарда».
Посадка саженцев. Посадка: ромашка лекарственная, мать-и-мачеха, подорожник, девясил, лаванда, тимьян, цикорий. Фоторепортаж «Фитоогород». Обобщение опыта работы для дальнейшего просмотра.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
3. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
4. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
6. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
7. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Интернет ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fitoog.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект экологического воспитания
Актуальность:
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ — это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
«Экологическое пространство» — это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о растительном мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
Обогащать знания дошкольников о лекарственных растениях; о необходимых условиях для их роста; расширять активный словарный запас детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
1. Формировать у детей представление о росте лекарственных растений.
2. Формировать умение выращивать саженцы растений, сажать их, сеять семена.
3. Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям
6. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
7. Расширять словарный запас детей посредством знакомства с полезными травами.
Направленность проекта: познавательная опытно-экспериментальная деятельность, сезонная.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.
Этапы реализации объекта экологической тропы «Фитоогород»
1 этап подготовительный
- Изучение и сбор теоретического материала по данной теме. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.
- Составление плана над реализацией экологического объекта. Реализация мероприятий по данной деятельности.
- Беседа с родителями на тему «Фитоогород» Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Поисковая работа по подбору информационного материала о лекарственных растениях. Создать условия для реализации проекта «Фитоогород»
- Приобретение емкостей, материала для оформления. Подготовка участка земли для проектной деятельности. Создание условий для организации работы.
- Ознакомление детей с лекарственными растениями. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему: «Фотоогород».
2 этап основной
- Рассматривание растений. Беседы с детьми. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.
- Составление плана-схемы огорода.
- Определение правильного места для каждого элемента «Фитоогород», вызвать желание создавать «огород»
- Беседа «Земля – какая она». Экологическое воспитание Познакомить детей с понятием «почва». Рассказать о ее особенностях ( составе, свойствах, значении в жизни Земли)
- Беседа: «В мире растений» . Расширять и уточнять знания детей о растительном мире. Познакомить детей с разнообразными семенами растений. Введение в словарь детей такие слова: «семя», «семена», «зародыш», «бороздка». Воспитывать ценное отношение к собственному труду.
- Беседа: «Посев семян», «Первые всходы». Формировать у детей представление о том, что растения можно выращивать рассадой в ящиках для последующей посадки в грунт. Дать знания что растения выращивают из семян, что семена разной формы, прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду.
- Опыт-эксперимент «Вода-растение». Выявить, необходима ли вода для роста растений . Материалы и оборудование: два контейнера с растениями (один поливают регулярно, другой не поливают)
- Опыт эксперимент «Человек – растение» . Выявить нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
Практическая часть
Посев семян. Посев семян «Мелиса лимонная», «Календула», «Монарда».
Посадка саженцев. Посадка: ромашка лекарственная, мать-и-мачеха, подорожник, девясил, лаванда, тимьян, цикорий. Фоторепортаж «Фитоогород». Обобщение опыта работы для дальнейшего просмотра.
Список использованной литературы
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Садоводам
и огородникам
Как создать аптекарский огород на своем участке
На Руси испокон веков деревенские жители использовали для врачевания тех или иных болезней лечебные травы, сборы, мази и отвары из них, рецепты которых передавали из поколения в поколение.
Но с годами действенные и полезные растения заменили химическими препаратами, которые откладываются в нашем организме в виде нерастворимых соединений, которые постепенно разрушают сосуды и ткани различных органов и порой приводят к возникновению неизлечимых болезней.
В последние десятилетия интерес к народным средствам резко возрос. Но встает вопрос, а где собирать растительное сырье для них? Распашка земель, применение гербицидов, пестицидов и минеральных удобрений привело к уничтожению многих дикорастущих растений.
Однако многие садоводы вспомнили опыт монастырских земледельцев по созданию искусственных огородов с лекарственными травами, где можно самим вырастить любые экологически чистые полезные культуры. На Руси такие огороды называли «аптекарскими».
Сегодня мы расскажем, как самим создать на своем участке аптекарский огород, и подскажем, какие растения на нем лучше выращивать, чтобы не покупать в аптеках сомнительное сырье, а готовить его своими руками.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ?
А пришли они из-за монастырских оград в конце XI в. Дело в том, что в средние века лечением больных занимались в основном монахи. Поэтому им нужно было всегда иметь под рукой лекарственные растения, травяные сборы и настойки из них.
Именно из-за этого наряду с плодовыми деревьями и кустарниками монахи выращивали целебные и пряно-вкусовые растения. Первые государственные аптекарские огороды в России были созданы по указу Петра I: в 1706 г – в Москве и в 1707 г – в Санкт-Петербурге.
Из сырья, полученного в этих аптекарских огородах готовили различные лекарства для государственных аптек. В начале XVIII века было создано еще несколько государственных аптекарских огородов – в Полтаве, Астрахани и Тобольске. В других городах самостийно высаживались лекарственные растения при крупных больницах и госпиталях.
Самым крупным считался Санкт-Петербургский огород, в котором выращивалось более 300 видов лекарственных растений. Кстати, в 1823 году на его базе был создан Ботанический сад.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАЗМЕСТИТЬ АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД НА СВОЕМ УЧАСТКЕ И ЧТО НА НЕМ ВЫРАЩИВАТЬ?
Выбор места под аптекарский огород зависит от набора растений, которые вы планируете на нем выращивать. Если речь идет только о лекарственных культурах, то он у вас будет совсем небольшим.
Однако, как правило, чисто лекарственные растения сочетают с пряно-вкусовыми, которые в большинстве также относятся к лечебным. Это: укроп, петрушка листовая и корневая, сельдерей (корневой, черешковый и листовой), шалфей, тимьян, мята, душица, иссоп, фенхель, мелисса лимонная, эстрагон, стевия, полынь.
Место для аптекарского огорода лучше всего отвести поближе к дому или кухне. Очень удобно иметь пряную и лечебную травку «под рукой», а не ходить по всему участку из-за 4 – 5 веточек зелени.
Можно расширить ассортимент лечебными однолетними и многолетними цветами.
А можно очень красиво оформить аптекарский уголок, ограничив его кустарниками с лечебными ягодами, такими как: шиповник, арония, барбарис, голубика, жимолость, ирга, кизил, дереза (ягода Годжи), йошта, лимонник, малина, курильский чай, рябина красная, карликовые липы.
Тогда у вас получится просто аптекарский садик с лечебными растениями.
Поставьте там скамеечку, и хотя бы 30 минут в день посидите в этом волшебном уголке и подышите дивными ароматами, содержащими фитонциды, природные антибиотики и эфиромасличные вещества, убивающие все вирусы и бактерии.
ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ И ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА РАСТЕНИЙ В АПТЕКАРСКОМ ОГОРОДЕ
Подготовка почвы. Почва под аптекарский огород должна быть подготовлена очень тщательно. При перекопке нужно выбрать все сорняки, буквально перетирая землю руками, чтобы сорная трава не мешала росту лекарственных растений.
Перекапывать нужно дважды. Сначала крупными пластами, удаляя всю траву вместе с корнями, а также все корневища, которые найдете в земле. Второй раз перекопайте будущие грядки через неделю. Тогда прорастет еще какая-то часть сорняков. Их перед перекопкой можно вычесать граблями.
Под вторую перекопку внесите натуральные удобрения. Очень важно практически не вносить никакой химии. Никаких минеральных комплексов! Можно ограничиться (на 1 кв. м): суперфосфатом ( 2 ст. ложки) и калимагнезией (1,5 ст. ложки).
Кроме того, под перекопку высыпайте на участок аптекарского огорода (на 1 кв. м): 2 ведра перепревшего навоза или компоста, 2 ведра листовой земли, ведро песка, ведро древесной золы.
Если земля у вас тяжелая, глинистая и кислая, во время первой перекопки проведите нейтрализацию почвы доломитовой мукой или толченым мелом (2 кг на 5 кв м). Все вышеперечисленные растения не переносят кислых почв.
После второй перекопки формируйте грядки. Делайте их на 10 см выше, чем овощные, так как корни у некоторых лекарственных растений (например, валерианы или родиолы розовой) могут пострадать от близкого залегания грунтовых вод.
Посадка. Она зависит от набора культур. Если вы решили создать расширенный аптекарский огород из травянистых однолетников и многолетников, то в его середине посадите более высокие многолетние растения. Далее, идя от центра к краю, сажайте более низкорослые.
Однолетние культуры лучше всего послужат в качестве бордюра.
Если вы хотите создать многоярусную клумбу или миксбордер из многолетних лекарственных и пряно-вкусовых трав, а также кустарников с лечебными ягодами, то начинайте с последних.
А на передний план высадите всю пряно-вкусовую зелень. Получится замечательный аптекарский огород!
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД ПРИМЕТ И ДИКОРОССОВ!
Многие садоводы-любители дополняют свой аптекарский огород из культурных растений дикорастущими травами, принесенными из леса.
Они составляют целые ландшафтные композиции, формируя сбоку грядки, на которые высаживают подорожник, тысячелистник, ландыш, крапиву, лопух, клевер, расторопшу пятнистую, папоротник, одуванчик, мокрицу и многие другие лекарственные растения (перечислять можно очень долго, каждый сажает то, что ему нравится).
Рекомендуем вам обязательно использовать эти растения в салатах и консервах. Они содержат микроэлементы, которых нет ни в одном другом культурном растении.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПРИ СОЗДАНИИ АПТЕКАРСКОГО ОГОРОДА СВОИМИ РУКАМИ
Большинство вышеперечисленных растений будут плохо расти в тени, поэтому, закладывая аптекарский огород, старайтесь выбрать солнечное место, хорошо защищенное от ветра и сквозняков.
Перед посадкой поинтересуйтесь, насколько хорошо будут совместимыми посаженные вами рядом культуры. Не будут ли угнетать друг друга. Особенно это касается соседей смородины и пряных трав.
Дикорастущим травянистым растениям постарайтесь создать условия, близкие к натуральным.
При посадке учитывайте потребности каждой культуры. Влаголюбивые растения сажайте рядом с влаголюбивыми, засухоустойчивые – с устойчивыми к засухе.
Старайтесь, чтобы ваш аптекарский огород сочетал пользу с эстетической красотой. Для этого сажайте туда побольше многолетних цветов, растений с разноцветными листьями необычной формы и т.д.
Очень важный момент – продумать, как вы будете заготавливать лекарственное сырье и где его хранить. Это очень важный вопрос, о котором мы поговорим в отдельной статье.
Создавая аптекарский огород, помните, что многие лекарственные растения выращиваются через рассаду!
Мы очень рекомендуем вам создать аптекарский огород на своем участке. Поверьте, что он вам очень пригодится!
Саженцы, рассаду и семена всех вышеперечисленных растений вы можете купить у нас уже сегодня!