- научная статья по теме АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТОВ Биология
- Текст научной статьи на тему «АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТОВ»
- Пoхожие научные работы по теме «Биология»
- Экология СПРАВОЧНИК
- Информация
- Ассимиляционный потенциал
научная статья по теме АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТОВ Биология
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТОВ»
АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ
ПРИЗНАК ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТОВ
Э. П. Романова, профессор, д. г. н., зав. кафедрой, romanova@geogr.msu.ru,
A. В. Булохов, аспирант, vincentrmsne@rambler.ru,
B. П. Буров, в. н. с., burov@geogr.msu.ru, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Исследуется метод определения геоэкологического состояния природно-антропогенных ландшафтов Британских островов по соотношению ассимиляционного потенциала (АП) геосистемы и объемов газообразных выбросов, рассчитанных по СОз-эквиваленту. Ассимиляционный потенциал геосистемы вычислен по площади лесов и водно-болотных угодий, выполняющих в геосистеме регулирующую (нейтрализующую) функцию. Согласно разработанной классификации, ландшафты подразделены на кредиторы (резервные по величине АП) и дебиторы (дефицитные по АП).
The aim of the paper is to investigate the method of assessment of the geo-ecological state of natural and anthropogenic landscapes of the British Isles which is based on the ratio of the assimilatory potential (AP) of a geo-system and the volume of gaseous emissions (in CO2-equivalent). Assimilatory capacity of a geo-system is calculated as a total area of forests and water bodies and wetlands that perform regulating (neutralizing) function in geo-systems. According to the developed classification, landscapes are subdivided into two groups: creditors (with AP surplus) and debtors (with AP deficit).
Ключевые слова: геоэкологический анализ, экосистемные услуги, ассимиляционный потенциал, газообразные выбросы.
Keywords: geo-ecological analysis, ecosystem services, assimilatory potential, gaseous emissions.
Введение. Анализ геоэкологического состояния ландшафтов привлекает большое внимание специалистов, занимающихся вопросами антропогенного изменения природной среды. Этому посвящены разработки различных международных коллективов и отдельных исследователей [1, 2]. В последние годы получило широкое признание международное исследование «Оценка экосистем на рубеже тысячелетий» [3], посвященное глобальным антропогенным изменениям природной среды. В ходе реализации данной программы разработан ряд теоретических и методических подходов к решению проблемы качественного геоэкологического состояния территориальных структур. В работе предложено несколько понятий и индикаторов, описывающих процесс антропогенного преобразования природы, и среди них — представления об экосистемных услугах, экологическом следе и об углеродном следе территории, экосистемы или (в терминах российского ланд-шафтоведения) ландшафта.
Постановка проблемы. Ассимиляционный потенциал ландшафта (АПЛ) — категория земель, создающая живую фитомассу и выполняющая в ландшафте функцию биотической регуляции, за счет которой ландшафт сохраняет свою устойчивость [1]. В основе этого процесса лежит представление В. Б. Сочавы о биогеоценозе как ключевой ячейке биологического круговорота, играющей главную роль в создании, накоплении и расходовании живой фи-томассы. Эта категория земель в биогеоценозе или ландшафте способна в наибольшей степени поглотить (нейтрализовать) выбросы газообразных соединений, прежде всего диоксида углерода СО2. Нейтрализация диоксида углерода связана с его депонированием, т. е. запасанием в листве, ветвях и стволах деревьев, кустарников или трав в ходе их дыхания и роста, создания фитомассы, а в водных объектах — в ходе жизнедеятельности гидробионтов. К таким категориям земель относятся лесные и кустарниковые массивы, водные и болотные объекты; их общая площадь в геосистеме и дает представление о величине АПЛ. Роль травяных биоценозов и агроценозов, участвующих в этом процессе, намного скромнее. Так, по расчетам В. А. Ковды (цит. по [4]), объем биомассы лесов в тысячи раз превышает объем биомассы пастбищ и в миллионы раз — объем биомассы, продуцируемой на пашнях. Поэтому расчет ассимиляционного потенциала основан на учете
площади лесов и водоемов в геосистемах, с которыми связывают нейтрализующие способности ландшафта. Объемы антропогенных выбросов, выраженные в СО2-эквиваленте, отражают величину антропогенного стресса (вызова), которому подвергается геосистема. Сопоставление АПЛ и объема эмиссии СО2-экв. позволяет сделать вывод о геоэкологическом состоянии ландшафта, о наличии в нем резервных возможностей для нейтрализации эмиссий или о превышении пороговых значений ассимиляции выбросов. Полученные результаты, наряду с расчетами биоемкости ландшафтов [5], используются для разработки систематики и классификации геоэкологического состояния ландшафтов.
Материалы и методы. Расчет ассимиляционного потенциала ландшафтов и объемов газообразных эмиссий в каждом из них был произведен на примере территории Британских островов, поскольку эта часть европейского региона обеспечена детальной статистической и картографической информацией, необходимой для решения поставленной задачи. Операционной единицей анализа явился подрод ландшафта, показанный на ландшафтной карте Британских островов в масштабе 1:5 000 000 [6]. Расчет ассимиляционного потенциала, выраженный в виде площади лесных массивов, водных и болотных объектов, производился с использованием информации, полученной по программе [7] Европейского агентства по окружающей среде и обработанной в специализированной ГИС «Британские острова». В каждом ландшафте определялась не только площадь лесных массивов, но и их возрастной и видовой состав, высчитывался объем возможного поглощения СО2 на 1 км2 леса.
Коренные ландшафты Британских островов были покрыты буковыми лесами, и лишь в Шотландии произрастали смешанные хвой-но-широколиственные леса. В результате длительного хозяйственного освоения площадь лесов значительно сократилась, а их видовой состав коренным образом был трансформирован; буковые леса были замещены вторичными дубовыми лесами. В настоящее время, по данным [8], лесистость острова Великобритания составляет всего 8,4 %, или 19 986 км2, острова Ирландия — 4,1 %, или 3482 км2.
Каждая древесная порода обладает определенным уровнем поглощения СО2. На Британских островах наиболее распространенной породой среди хвойных является ель; на ее долю приходится 74 тыс. га, или 32 % лесной площади. Сосна занимает 39 тыс. га, или 17 %,
лиственница — всего 6 %. На широколиственные породы приходится 40 % лесной площади (в том числе 9 % площади занимает дуб, 6 % — береза, 5 % — ясень, 3 % — бук).
Ассимилирующая способность деревьев зависит и от их возраста. Старые и перестойные лесные массивы не поглощают, а, напротив, выделяют углерод в окружающую среду. Основываясь на статистических данных лесной комиссии Великобритании [8] было произведено ранжирование лесных массивов по видовому и по возрастному составу. Выяснилось, что среди хвойных лесов преобладают возрастные группы «молодняки», имеющие возраст от 20 до 40 лет, и «средневозрастные», что отражает процесс активного облесения территории, происходящий с середины 20-го века.
Как показали расчеты, общая поглотительная способность лесов Британских островов в настоящее время составляет 6 805 585 тонн СО2-эквивалента. Это та величина газообразных эмиссий, которую способен нейтрализовать современный лесной покров Британских островов. Общая площадь открытых водоемов на Британских островах, по данным [7], составляет 33,2 тыс. га (или 0,01 % территории). Таким образом, их влияние на величину ассимиляционного потенциала в целом на островах оказывается незначительным.
Выбросы газообразных отходов в ландшафтах Британских островов. Основными источниками выбросов СО2 в воздух островов являются промышленные объекты, транспорт и объекты нейтрализации твердых отходов.
Промышленные объекты. Согласно Европейскому Регистру выбросов [9] в 2010-м году на территории Великобритании насчитывалось 163 предприятия, которые выбросили в атмосферу 254 730 тысяч тонн СО2-экв.; на территории Ирландии — 20 предприятий, выбросивших 17 809 тысяч тонн СО2-экв. Их территориальное размещение отличается крайней неравномерностью. Расчет удельных объемов выбросов СО2-экв. в каждом ландшафте производился с учетом наличия производственных объектов и площади самого ландшафта. При этом учитывалось и влияние климатической обстановки в данной конкретной местности (сила и направление преобладающих ветров), так как газообразные выбросы могут выноситься из ландшафта на соседние территории. В этой связи были сделаны соответствующие коррективы в объемах поглощения СО2-экв.
Произведенные расчеты показали, что максимальные объемы выбросов СО2-экв. приходятся на ландшафты северо-восточной и
Рис. 1. Выбросы СО2 в ландшафтах Британских островов; млн тонн: 1 — от 0,0 до 1; 2 — от 1 до 10; 3 — от 10 до 25; 4 — от 25 до 50; 5 — от 50 до 80
западной Англии, южного Уэльса, Южной Шотландии. Среднюю нагрузку испытывают ландшафты центральной и южной Англии и центральной Ирландии. Минимальные объемы регистрируются на территории северной и южной Ирландии, центральной и северной Шотландии, центрального и северного Уэльса.
Транспорт. Согласно данным Британской службы энергетики [10] в 2009 г. вклад в общий объем выбросов СО2-экв. всеми видами национального транспорта Великобритании составил 122 миллиона тонн. Общее количество зарегистрированных в Великобритании автомобильных транспортных средств в 2009 г. превысило 34 120 тыс. единиц, из них 92 % — автомобили, остальные — тяжелые грузовики. С учетом плотности их передвижения в каждом ландшафте и объемов выбросов одного автомобиля и грузовика были рассчитаны удельные объемы выбросов диоксида углерода транспортными средствами. Информация также была занесена в БД специализированной ГИС и обработана. В результате выделились территориальные комплексы с повышенными значениями выбросов, включающие крупные городские агломерации (Большой Лондон, Ливерпуль — Манчестер — Бирмингем), район
Шеффилда и Йорка, Шотландская равнина, низменность Южного Уэльса.
Твердые бытовые отходы (ТБО). В 2009-м году в Великобритании было образовано 72 800 тысяч тонн отходов. Утилизация и нейтрализация этого объема происходила на мусоросжига
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Биология»
РОМАНОВА Э.П. — 2010 г.
БУЛДАКОВА Е.В., ЗАИКАНОВ В.Г., МИНАКОВА Т.Б. — 2013 г.
Источник статьи: http://naukarus.com/assimilyatsionnyy-potentsial-kak-klassifikatsionnyy-priznak-geoekologicheskogo-sostoyaniya-landshaftov
Экология СПРАВОЧНИК
Информация
Ассимиляционный потенциал
При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс. Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.[ . ]
Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности. Тогда процесс рационального использования ассимиляционного потенциала обеспечивается в динамике. При этом не имеет большого значения первоначальное распределение прав собственности. В результате переговоров и взаимовыгодных уступок будет выбран наиболее эффективный вариант. Если обществу нужно, чтобы природная среда стала более чистой, и оно обладало достаточными средствами, то оно найдет способ сделать это.[ . ]
Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.[ . ]
Таким образом, наличие у природной среды ассимиляционного потенциала, формирующегося за счет способности экогеосистем к самовосстановлению и саморегуляции, позволяет им сохранять свое состояние в равновесном состоянии, удерживая тем самым величину экологического ущерба (возникающего в процессе негативного природно-техногенного воздействия) ниже предельных значений. Данное обстоятельство дает возможность обществу и природопользователю частично экономить на природоохранных финансовых расходах.[ . ]
Получается, что в результате сделки по продаже ассимиляционного потенциала владелец фермы получит 5/2, и его общий выигрыш составит 5,+ Общий выигрыш общества, тем не менее, по-прежнему равен 5Г 2 учитывается при его подсчете два раза — один раз с плюсом, когда подсчитываются доходы фермера, а другой раз с минусом, когда подсчитываются расходы общества на покупку ассимиляционного потенциала. Если же сделка не состоится, то общество будет тратить эти деньги на охрану окружающей среды или компенсацию ущерба, его доходы составят лишь 5, — 54, снизятся и доходы фермера.[ . ]
Ассимиляционный потенциал» природной среды можно представить в качестве природного ресурса наряду с другими природными ресурсами. Его наличие, как и наличие земли, воды, минеральных ресурсов, позволяет обществу получать доходы, которые выражаются в экономии затрат на сокращение выбросов в окружающую среду [42].[ . ]
В процессе вывоза природных ресурсов из страны по сути экспортируется и ассимиляционный потенциал природных ландшафтов — их способность противостоять хозяйственным воздействиям. Наращивание «экспорта» отечественных ландшафтов нельзя считать рациональным включением в международное разделение труда. В результате за корейский телевизор отечественный потребитель расплачивается загубленными гектарами дальневосточных лесов, оцененных к тому же по стоимости дров.[ . ]
Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).[ . ]
Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.[ . ]
В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.[ . ]
Следует отметить, что полученные авторами результаты позволяют перейти к стоимостной оценке экологического (ассимиляционного) потенциала территорий и определению его рентной составляющей, позволяющей объективно оценить природоохранные издержки, как необходимый элемент эффективной политики природопользования.[ . ]
Главная цель маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью направлена на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схема ее реализации в масштабе страны такова. Правительство определяет допустимые масштабы воздействия на природу, распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами, а затем (в отличие от административной и экономической систем регулирования) предпринимателям дается полная свобода перераспределять или перепродавать эти лицензии. Функция органов управления состоит в контроле за соблюдением эквивалентности сделок, чтобы суммирующее воздействие на природу не увеличилось. Все это способствует формированию рыночной инфраструктуры, т.е. закреплению прав собственности за фирмой, обеспечивающей реализацию этих прав (в том числе выдачу лицензии или сертификатов собственности), а также возможности контроля за деятельностью экологических банков и бирж.[ . ]
Выше говорилось о том, что разрешение конфликта между виновниками и жертвами загрязнения во многом зависит от первоначального распределения права собственности на ассимиляционный потенциал природной среды. Если владелец предприятия обладал правами на выбросы, то жителям территории, прилегающей к заводу, не удастся заставить его сократить вредное воздействие на окружающую среду. Предприниматель может сделать это лишь добровольно. Жители должны будут заинтересовать предпринимателя сократить выбросы, предложив, например, выкупить у него часть разрешений.[ . ]
На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.[ . ]
Наряду с изложенным выше подходом, в мировой практике достаточно широко (в основном в США и Западной Европе) распространено нормирование загрязняющих веществ, базирующееся на понятии ассимиляционного потенциала территории. В этом случае поступление загрязняющих веществ от предприятий должно быть таким, чтобы эти поступления не нарушили экосистему в целом. Ассимиляционный потенциал как раз и показывает, какое количество загрязняющих веществ может поглотить та или иная экосистема без ущерба для своего состояния. Определив ассимиляционный потенциал территории, далее можно установить предельные нормы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ отдельными предприятиями. Эти нормы могут пересматриваться с учетом сезонных условий и технических возможностей предприятий. Однако определение ассимиляционной емкости экосистемы является довольно сложной задачей.[ . ]
Купля-продажа прав на загрязнение природной среды, или торговля правами на загрязнение, в качестве рыночно ориентированного подхода к охране окружающей среды и рационализации использования ее ассимиляционного потенциала впервые предложена Т. Крокером (1966 г.) и Далесом (1968 г.). Эта идея была включена в принятый конгрессом США в 1970 г. «Акт о чистом воздухе». В 1990 г. после уточнения и модификации она вошла в новый вариант «Акта. » и касалась контроля за выбросами диоксида серы крупными точечными источниками (ТЭС).[ . ]
В результате расчетов было установлено, что при сохранении существующей технологической и экологической культуры угледобычи будет происходить дальнейшее накопление вредных элементов в экосистемах и снижение ассимиляционного потенциала, что может привести к лавинообразному саморазвитию негативных явлений в окружающей среде, при этом для предприятий существует риск резкого увеличения платежей за загрязнения и роста доли этих затрат в себестоимости добычи угля на 20%.[ . ]
С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).[ . ]
Первый принцип, практикуемый в ряде стран Запада, состоит в том, чтобы вредные вещества, поступающие от предприятий в окружающую среду, не оказывали отрицательного влияния на природные экосистемы в целом. Критерием здесь считается ассимиляционный потенциал территории, показывающий какое количество вредных веществ может без ущерба для своего состояния ассимилировать та или иная территория (достаточно большая — область, регион, штат и т. п.). Практически это означает определение суммарного количества вредных веществ, которое без ущерба для себя может воспринять, например, водный бассейн той или иной территории или ее атмосферный воздух, обеспечив соответствующее рассеивание примесей до неопасных концентраций. Методика определения ассимиляционного потенциала достаточно сложна, требует разнообразных экспертных оценок.[ . ]
Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.[ . ]
Особенности современного подхода к экономической оценке любого природного ресурса заключаются в учете экономических оценок всех других природных ресурсов, которые потребляются, уничтожаются, становятся недоступными, подвергаются порче или иному воздействию (в том числе оценки ассимиляционного потенциала) в процессе использования “основного” оцениваемого ресурса/15/.[ . ]
Внешние эффекты могут быть как положительными (разработка месторождения полезных ископаемых приносит дополнительный доход жителям района его расположения), так и отрицательными (от работы горного предприятия могут ухудшиться экологические условия в регионе). Отрицательные внешние эффекты появляются только после того как ассимиляционный потенциал, представляющий собой своеобразный ресурс, становиться ограниченным. С другой стороны, слово «ущерб» практически всеми понимается однозначно как потеря, убыток, урон, нанесение вреда конкретному объекту. В связи с этим, представляется более правильным под ущербом понимать тот урон, который наносится окружающей среде в результате воздействия на нее как природных, так и антропогенных процессов. Экологический ущерб обычно определяется достаточно широким спектром негативных последствий — от ухудшения здоровья людей, проживающих в районе распространения негативного воздействия, и убытков от потери и (или) гибели представителей флоры и фауны, до изменений экогеологических, ландшафтных и рекреационных условий, ускорения коррозии металлов, снижения продуктивности сельхозугодий и т.д.[ . ]
В случае со стоянкой экстернальные издержки возникли в силу того, что машин стало больше, чем могут вместить имеющиеся площади для парковки. В случае с загрязнением экстернальные издержки появились из-за того, что природная среда не может поглотить и переработать без негативных последствий дополнительные выбросы. Но тот факт, что мы сталкиваемся с ограниченностью “ассимиляционного потенциала”, а значит, и с экстернальными издержками, требует ввести какое-то регулирование. Об этом регулировании и пойдет речь.[ . ]
В России, в связи со спадам промышленного производства в последние годы, отмечается некоторое сокращение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Однако одновременно прослеживается и снижение капитальных вложейий в объекты природоохранного назначения. Отметим также, что, по оценке ведущих ученых, «тот поток загрязнений, который сегодня принимает наша природа, превосходит ассимиляционный потенциал экосистем в наиболее развитых и заселенных районах нашей страны, так что экологическая ситуация в них не улучшается. наше экологическое положение существенно хуже, чем восемь или десять лет назад» (Да-нилов-Данильян, 1999).[ . ]
Необходимо отметить принципы и методы экономической оценки природных ресурсов, соответствующие современным требованиям устойчивого развития, то есть исходящие из необходимости обеспечения воспроизводства возобновимых природных ресурсов и устойчивого экономического воспроизводства невозобновимых природных ресурсов (или заменяющих их продуктов), включая адекватную экономическую оценку ассимиляционного потенциала и совершенствование методологической базы системы платежей за пользование природными ресурсами.[ . ]
Особая роль здесь отводится платежам и налогам за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, за использование первичных ресурсов, конечную продукцию или технологию. Плата должна соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либо другому показателю (например, экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды). Налоги на загрязнение и платежи предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы, вместо того чтобы платить налог. Предполагается, что она может сократить их до оптимального уровня, когда прирастающие затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.[ . ]
Прогнозные модели описывают упоминавшиеся разнообразные природные процессы: гидрологические, гидравлические, гидрохимические, гидробиологические, гидротермические и русловые. Собственно прогнозные модели предназначены для исследования комплекса процессов формирования поверхностного, почвенного, подпочвенного, подземного стока и их взаимодействия, а также распространения загрязняющих веществ в водной среде, оценке ассимиляционного потенциала водных объектов и преобразований водных экосистем. Прогнозные модели относятся к типу имитационных, где проводится многоаспектное исследование функционирования объекта, а также ее откликов на вариацию экзогенно заданных параметров.[ . ]
Плата за выбросы уЩерба, наносимого загрязнением. При-загрязняющих веществ мечательно, что существуют и другие в природную среду трактовки платы за загрязнение. В литературе, посвященной определению общих принципов платного природопользования, есть такие формулировки: а) плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов рассматривается как плата за использование природных ресурсов (ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ; б) платежи за загрязнение есть форма арендной платы за использование ассимиляционного потенциала среды; в) плата за загрязнение есть форма платы за природные ресурсы, трансформированные в загрязнения (неиспользованные отходы). Подобными трактовками маскируется стремление по возможности снизить расплату за загрязнение, так как любому специалисту должно быть ясно, что природный ресурс, трансформированный в процессе производства в яд, может нанести ущерб, в миллионы раз превосходящий стоимость исходного ресурса (например, диоксин, получаемый из нефтепродуктов, или плутоний, получаемый из природного урана).[ . ]
Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны, если речь идет, например, о добыче полезных ископаемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если она сама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, внося плату за загрязнение по ставкам, соответствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как сказано выше, оплачивает в том числе и ущерб, т.е. должен рассчитаться с жертвой загрязнения.[ . ]
Казалось бы, при очень высокой замкнутости биосферного круговорота углерода и огромной буферной емкости биосферы и океана по связыванию атмосферного избытка С02 это увеличение не должно приводить к нарушению равновесия. Более того, можно было бы ожидать улучшения углеродного питания растений и повышения их продуктивности. Но в действительности содержание СО, в атмосфере на протяжении последних десятилетий неуклонно увеличивается. Следовательно, буферные системы биосферы и океана не справляются с регулированием равновесия потоков С02. Это можно объяснить снижением ассимиляционного потенциала земной флоры (в основном из-за быстрого сокращения площади лесов) и значительным загрязнением суши и поверхности океана.[ . ]
Земная атмосфера обладает способностью самоочищения от загрязняющих веществ, благодаря происходящим в ней физикохимическим и биологическим процессам. Однако мощность техногенных источников загрязнения возросла настолько, что в нижнем слое тропосферы наряду с локальным повышением концентрации некоторых газов и,аэрозолей, происходят глобальные изменения. Человек вторгается в сбалансированный биотой круговорот веществ, резко увеличив выброс вредных веществ в атмосферу, но не обеспечив их вывод. Концентрация ряда антропогенных веществ в атмосфере (углекислый газ, метан, оксиды азота и др.) быстро растет. Это свидетельствует о том, что ассимиляционный потенциал биоты близок к исчерпанию.[ . ]
При выборе методов управления эколого-экономическими рисками наряду с экономической эффективностью необходимо учитывать и ряд ограничений, обусловленных особенностями взаимодействия экономики и природы, необходимостью поддержания окружающей среды в устойчивом состоянии, разумной защищенности собственно человека от неблагоприятного влияния окружающей среды и т.п. Из этого следует вывод, что политика в области управления риском должна проводиться в рамках допустимых нагрузок на экосистемы. Иными словами, никакие экономически оптимальные решения не могут быть приняты, если они влекут за собой антропогенные нагрузки на окружающую среду, превышающие ее ассимиляционный потенциал.[ . ]
Данный пример показывает, как бы мы ни распределили права на загрязнение окружающей среды первоначально, в конце концов они будут перераспределены, и общество только выиграет от этого. Если владелец гостиницы не в состоянии заплатить владельцу фермы требуемую компенсацию, то ему, может быть, лучше закрыть ее. Это означает, что (в плане общественного признания) гостиница на данном озере стоит не так уж много и ее действительно можно закрыть без сожаления. Может быть и другая ситуация — никакое загрязнение не допустимо. Тогда владелец гостиницы должен заплатить владельцу фермы компенсацию, равную 5, + Я2 + 53, и тогда тот построит ее на другом месте, либо займется другим бизнесом. Как бы ни был распределен ассимиляционный потенциал первоначально, нуждающийся в нем найдет способ приобрести необходимую ему долю этого ресурса.[ . ]
Комплексный характер процессов, определяющих загрязнение океана, делает очень сложным проведение анализа экологического состояния морей, разработку эффективных методов борьбы с загрязнением. К концу XX в. сформировалось устойчивое представление о глобальном химическом загрязнении Мирового океана. Загрязняющие вещества образуют области повышенной загрязненности в шельфовой зоне океана, в зонах фронтов, в эвфотическом слое, на границах разделов, т. е. там, где протекают активные биологические процессы и сосредоточена основная масса живых организмов. Наибольшую опасность из множества веществ, поступающих в Мировой океан, представляют хлорированные углеводороды, радионуклиды, тяжелые металлы. Поступлений многих видов загрязнений уменьшает, прежде всего, первичную продукцию фитопланктона. Следует отметить, что многочисленные пессимистические прогнозы уровня загрязнения Мирового океана, сделанные в конце XX в., оказались ошибочными вследствие недооценки ассимиляционного потенциала Мирового океана и примитивности прогностических моделей, использованных для прогноза, и ненадежности данных об уровнях загрязнений, полученных в разное время.[ . ]
Источник статьи: http://ru-ecology.info/term/73189/