Урок по теме «Н.Н. Носов «Огурцы» (Литературное чтение, 2 класс).
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Дети стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими более легкими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы. Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче и интересней посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Но эта «легкость» имеет свои плюсы и минусы, так как больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово для быстрого восприятия. На первый взгляд – все замечательно, а если проанализировать данную проблему, то оказывается все не так просто.
Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Необходимо еще и тренировать память, чтобы не забыть к концу прочитанной фразы ее начало, а к концу прочитанной второй страницы – содержание первой.
Процесс чтения дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои представлены уже в готовых образах – такими, как их захотел представить создатель фильма. И абстрагироваться от этого навязанного нам образа уже вряд ли получится: рамки установлены, «крылья» фантазии подрезаны, ей некуда больше лететь…
На мой взгляд, чтение способствует увеличению словарного запаса и развития речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования. Но даже не это важно.
Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет данную ситуацию относительно себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть.
Практика показывает, что чтение должно стать для детей не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением. Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи утверждают, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности.
Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Все прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы. Чтение вслух помогает подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению при условии, если родитель останавливается на самом интересном месте под благовидным предлогом. Когда у детей проявляется интерес к чему-либо из прочитанного, взрослые могут подсказать, в какой книге можно узнать больше о заинтересовавшем явлении.
Не секрет также, что хорошие навыки чтения важны для получения академических знаний, и не только как средство получения информации. Чтение формирует способность к концентрации внимания, расширяет словарный запас, тренирует память, логику и другие важнейшие функции.
Скорочтение – это навык, который позволяет быстро воспринимать информацию в виде текста. Однако словосочетание «скорость чтения» для полной характеристики этой феноменальной способности употреблять не совсем уместно. Главный принцип скорочтения – это умение выделять сущность и смысл из прочитанного материала, читая его быстро и уверенно. [Мой опыт на уроке литературного чтения во 2 классе представлен в приложение 1]
Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу: скорочтение – это непросто быстрое восприятие информации, это – ритм современной жизни. Для того, чтобы быть успешным, нужно иметь развитый интеллект, тренированную память, быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию.
Истории знаменитых личностей – одно из главных доказательств эффективности навыка скорочтения. Быстро читать умели многие успешные люди – Наполеон Бонапарт, Александр Пушкин, Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн и др.
Преимущество скорочтения в простоте обучения. Упражнения сразу приносят результат, включая и повышая скорость усвоения информации, улучшая память. Развивать внимание младших школьников важно для формирования умения быстро читать. Способность сосредотачиваться, не обращая внимания на отвлекающие факторы, разовьется в процессе выполнения упражнений по скорочтению.
Приведём несколько упражнений, которые будут использованы на уроке литературного чтения во 2 классе.
Метод зеленой точки.
«Зеленая точка» помогает воспринимать информацию, располагающуюся в области периферического зрения. Нарисуйте в центральной части страницы точку зеленого цвета и 10 минут подряд сосредотачивайтесь на ней. Когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, визуализируйте зеленую точку прямо перед собой. После этого начинайте изучать текст, который находится по вертикали и горизонтали от данной точки. Охватывайте взглядом максимальное количество слов – не читайте их, такие слова нужно постараться только увидеть.
Читаем с указкой.
Возьмите книгу и подходящую указку (ручку, карандаш, трубочку для сока), двигая ее быстрее, чем вы прочитываете текст. Если комфортно, то вместо указки, допускается использовать палец. Это упражнение повышает скорость восприятия текста и развивает навыки для скорочтения. Убедитесь, что ваш взгляд не отслеживает ничего, кроме строчек, по которым вы передвигаетесь указкой или пальцем. Запрещается выпускать указку из поля зрения, чтобы вернуться к уже прочитанному куску текста.
Хоровое чтение.
Используется как разминка в начале урока. Дети получают листки бумаги с текстом (лучше стихотворным) или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.
Источник
тема: Н. Носов «Огурцы»
Учебник : Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
- желание читать художественные произведения о дружбе.
- Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
- подбирать пословицы к содержанию текста;
- читать рассказ по ролям;
- формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.
уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.
— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
— составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
— пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
— проявлять желание читать произведения о детях;
— проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
— выполнять учебное задание по алгоритму;
— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
– подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: «ВАКО» 2014
— Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.
— Не устоять худу против добра.
— На свете не без добрых людей.
— Прочитайте глазами. Что вы прочитали?
-Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.
— Что объединяет эти пословицы? (они о добре)
— Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?
Оценивают себя на листе оценивания.
Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)
Кто узнал эти произведения? Назовите. ( «Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)
— Кто автор этих произведений? Что вы о нём знаете?
— Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?
— Ученик готовил сообщение о Н.Н.Носове. (презентация) Оцени себя.
— Отгадайте загадку. Назовите тему урока.
— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
— Какую цель вы перед собой поставите?
А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.
— К какому жанру относится произведение? Почему?
— Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)
1. Куда ходили Павлик и Котька?
2. В каком настроении пришёл Котька домой?
3. Как встретила сына мама?
4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?
5. Как повёл себя сторож с мальчиком?
6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?
— Проведите самопроверку. (слайд)
(под музыку дети повторяют движения героев на доске)
— Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)
место – поместил – поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
соврал – сорвал совать – соврать
нарвали – наврали выпрошу — выброшу
— Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?
Как мама оценила поступок Котьки?
— Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)
(«Котька пришёл домой радостный»)
— Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».
— Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?
Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?
(«Пусть лучше у меня не будет сына»)
— Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.
— Читаем далее до «…стоит и плачет всё громче и громче»
— Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?
— Читаем до слов «Иди, иди, сынок»
-Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?
— Прочитаем отрывок по ролям.
— Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
(«На душе у него было радостно»)
Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)
Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.
-Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?
Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)
На обмане далеко не уедешь.
За правое дело стой смело.
Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.
— Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.
(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)
— Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд
-Какой жизненный урок преподала мама сыну?
Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)
— Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?
— Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
Я никогда не думал, а теперь понял…
Я понял, что за плохой поступок …
— Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.
Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.
Источник