Конспект урока по окружающему миру.Тема: Чем грибы отличаются от растений.
Цель создать условия для расширения знаний учащихся о разновидностях, местах обитания бактерий и их роли в жизни природы.
Планируемые результаты:
Знание: почему грибы выделяют в отдельное царство природы.
Умение объяснять отличия грибов от растений; характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов.
Познавательные Общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; моделировать. Логические – анализировать, сопоставлять, обобщать.
Знаково-символические – работать со схемами и иллюстрациями. .
Информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; работать с таблицей и схемой.
Регулятивные : Целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу.
Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Самоконтроль – удерживать цель деятельности до получения результата;
анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»).
Коммуникативные : Оформлять устный рассказ-описание, рассказ-рассуждение , используя выразительные средства языка.
Инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 часть-26 шт., тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 1 часть – 26 шт., тетрадь, презентация, проектор.
(деятельность учителя и учащихся)
Ι. Актуализация знаний
I. Организационный момент.
— С каким царством живой природы мы познакомились на прошлом уроке?
— Какой учёный впервые обнаружил бактерий?
-В чём состоит особенность бактерий?
— Какие интересные факты о бактериях вы могли бы рассказать?
Изучение нового материала
Закрепление нового материала.
I. Формирование новых знаний.
— Что узнать с каким царством живой природы мы будем сегодня работать, я предлагаю вам отгадать загадку.
Я родился в день дождливый
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
-Да, вы правы, речь сегодня на уроке пойдёт о грибах.
— Какие цели мы поставим перед собой?
С.49 – рассмотреть иллюстрации.
С. 50 – прочитать текст учебника.
Физкультминутка
Работа в печатной тетради
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как вы сможете ответить на вопрос о том, чем грибы отличаются от растений?
Источник
Почему наука считает, что грибы — это не растения?
Вот ряд принципиальных отличий грибов от растений (приведу сравнительный анализ).
1) Составные части.
У всех растений (кроме некоторых одноклеточных) имеется характерное деление на корень, стебель и листья, которые в некоторых случаях могут быть редуцированы (например, иглы у хвойных — это видоизменённые листья).
К слову, большинство водорослей и некоторые мхи подразделяются на слоевище (тело) и ризоид (аналог корня), что в целом соответствует общему формату.
Грибы же устроены совершенно иначе: они представляют собой мицелий/грибницу (сеть из нитевидных гифов). Высшие грибы в определенные сезоны формируют плодовые тела (опята, грузди, маслята) на поверхности земли — органы, предназначенные для бесполого размножения спорами. Нередко эти тела ошибочно принимают за сами грибы.
Представители двух рассматриваемых царств имеют диаметрально противоположные способы добычи пропитания.
Растения являются автотрофами — организмами, преобразующими из неорганических компонентов органические вещества, которые после этого и усваивают (т.е. сами готовят себе пропитание). Высшие раст-я и зеленые водоросли поглощают воду, минералы и углекислый газ, затем перерабатывают их в углеводы (крахмал), белки и т.д. Немногие из них — паразиты, высасывающие нужные в-ва из себе подобных (например, кустарник Омела из числа Санталовых).
Грибы — это гетеротрофы, поедающие уже готовые органические в-ва (аминокислоты, углеводы). Большая часть из них относится к сапротрофам, употребляющим остатки растений/мертвых животных и разлагающих их до неорганических соединений. Следовательно, такие грибы очищают леса и формируют гумус — плодородный слой почвы.
! Некоторые сожительствуют с растениями, обмениваясь с ними полезными в-вами. Эти грибы именуют микоризами: мицелий сплетается с корнем высшего растения и передает ему минералы/воду и получает взамен аминокислоты/сахара.
3) Место в экосистеме.
В пищевой цепи всегда выделяются 3 типа орг-мов:
- продуценты (образуют органические в-ва из неорганических) — с них всегда начинается любая трофическая цепь;
- консументы (консумент I поедает продуцентов, а каждые последующие консументы поедают предыдущих консументов) — гетеротрофы: сначала идут травоядные, потом хищники от мелких до наиболее крупных;
- редуценты (перерабатывают мертвые растения/животные в неорганические в-ва) — они замыкают пищевую цепь.
Все растения — продуценты. А грибы чаще всего — редуценты (редкие грибы-хищники будут являться консументами). Грибы НИКОГДА не будут продуцентами. Это принципиально важно!
4) Отсутствие фотосинтеза.
Растениям свойственен фотосинтез — процесс, при котором происходит поглощение углекислого газа/воды из окр. среды под воздействием солнца с помощью особого пигмента хлорофилла. В результате образуются сахара/кислород.
Так, для жизнедеятельности «лёгких Земли» крайне необходим солнечный свет.
! Грибам не свойственен фотосинтез. Они спокойно развиваются на затемненных территориях (от света практически не зависимы), а углекислый газ ими не используется.
5) Клеточное строение.
Здесь попунктно рассматриваются важные отличия клеток (растения/грибы):
- клеточная стенка: из целлюлозы/из хитина;
- основное запасное питательное в-во: крахмал/хитин;
- наличие вакуоли (пространства с клеточным соком): есть/нет;
- наличие пластид (в них происходит фотосинтез): есть/нет.
Иными словами, разница между грибами и растениями настолько велика, что ученые выделили грибковые организмы в отдельное царство. Всё.
Источник
Конспект урока «Грибы. Чем отличаются грибы от растений. Какие бывают грибы» 3 класс
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Окружающий мир — еще материалы к урокам:
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 12-10-2020, 12:04 Конспект НОД «Какие бывают грибы в лесу»
- 1-04-2019, 23:15 Тест «Бактерии. Грибы. Шляпочные грибы»
- 21-06-2017, 08:14 Технологическая карта урока «Грибы. Чем отличаются грибы от растений»
- 17-03-2017, 09:13 Конспект урока «Грибы (из энциклопедии). В. Берестов, «Хитрые грибы»»
- 20-02-2017, 22:09 Конспект урока «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?» 2
- 18-08-2016, 11:49 Конспект урока «Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?» 2
- 12-07-2016, 09:16 Презентация «Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы» 2 класс
- 4-08-2015, 11:53 Презентация «Грибы»
Источник